рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе:
Федеральный закон № 273 – ФЗ от 29.12.12 года «Об образовании в Российской Федерации»
Примерной программы общего образования ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 2010; под руководством Б.М.Неменского;
Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ (приказ № 1312 от 0.03.2004 г.) для 1-11 классов;
Учебный план МКОУ Недокурская СОШ расписание занятий на 2013-2014 учебный год (приказ № 102 от 30.08.2013 г.);
СанПин 2.4.2.2821-10;
УМК (приказ № 9 от 17.01.2013 г.);
Школьное положение о рабочей программе (приказ № 03-02-7 от 16.01.2013 г.)

Рабочая программа «Изобразительное искусство» 7 класс составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству применительно к авторской программе Б.Н. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского

Целью программы, учебника и методического пособия к нему является воспитание эстетически и конструктивно мыслящих людей, обладающих основами знаний в этой сфере и умеющих их применять в своей практической деятельности.

Задачи программы:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 7 класс является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
VII класс - Следующая ступень посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся.
Учебник: Питерских А.С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений/ А.С. Питерских, Г.Е. Гуров; под редакцией Б.М. Неменского. – рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации/2-е издание,/ Москва, «Просвещение»2014г.

Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Формы контроля
Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок лает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы и стать прекрасным ее украшением.
На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструментов (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественных техник (аппликация и коллаж, монотипия, ленка, бумагопластика и др.).
От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.




Учебно-тематический план

п\п
Раздел
Количество часов
Контроль ЗУН

1
художник – дизайн – арxитектура

Творческие проекты

В мире вещей и зданий


2

художественный язык конструктивныx искусств
11
Творческие проекты

Город и человек


3
Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека
7
Творческие проекты

Человек в зеркале дизайна и архитектуры


4
Образ жизни и индивидуальное проектирование
8
Творческие проекты


Итого: 34 часа




Содержание программы
Дизайн и архитектура конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник дизайн архитектура. Искусство композиции основа дизайна и архитектуры
Тема: «Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции»
Tема: «Прямые линии и организация пространства»
Тема: «Цвет элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна»
Тема: «Буква строка текст. Искусство шрифта»
Тема: «Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции»
Тема: «Многообразие форм графического дизайна»

Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий
Тема: «Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность»
Тема: «Архитектура композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете»
Тема: «Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля»
Тема: «Важнейшие архитектурные элементы здания»
Тема: «Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени»
Тема: «Роль и значение материала в конструкции»
Тема: «Цвет в архитектуре и дизайне»

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека
Тема: «Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого»
Тема: «Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры»
Тема: «Живое пространство города. Город, микрорайон, улица»
Тема: «Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды»
Тема: «Интерьер и вещь в доме. Дизайн средство создания пространственно-вещной среды интерьера»
Тема: «Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства»
Тема: «Ты архитектор! Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление»

Человек в зеркале дизайна и архитектуры
Тема: «Мой дом мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома»
Тема: «Интерьер комнаты портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища»
Тема: «Дизайн и архитектура моего сада»
Тема: «Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды»
Тема: «Мой костюм мой облик. Дизайн современной одежды»
Тема: «Грим, визажистика и прическа в практике дизайна»
Тема: «Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна»
Тема: «Моделируя себя моделируешь мир»

Требования к уровню подготовки учащиxся

Учащиеся должны знать:
- как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
- особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
- основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.

Учащиеся должны уметь:
- конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);
- моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
- конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию;
- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
- владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
- использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные пленки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объеме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки).



Критерии и нормы оценки знаний учащихся.
Оценка «5»:
Учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
Правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания;
Верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
Умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка «4»:
Учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
Оценка «3»:
Учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
Допускает неточности в изложении изученного материала.
Оценка «2»:
Учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
Примечание:
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на следующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Перечень учебно-методическиx средств обучения

Учебник: Питерских А.С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений/ А.С. Питерских, Г.Е. Гуров; под редакцией Б.М. Неменского. – рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации/2-е издание,/ Москва, «Просвещение»2014г.
дополнительные пособия для учителя:
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 6 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 20010г.;
– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 20010;
– Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества – Волгоград: Учитель, 2009г.;
– С.А.Казначеева, С.А.Бондарева., Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6классы. – Волгоград: Учитель, 2009г.;
– О.В.Павлова ., Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.;
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 7 класс – 34 часа
по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство»


п/п

Тема
Урока
Кол-во
часов
Элементы содержания

Деятельность учащихся
Планируемы результаты.
Используемый материал
Дата проведения








план
факт


ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 часа)



ХУДОЖНИК – ДИЗАЙН – АРХИТЕКТУРА (8 часов)


1
Дизайн и архитектура конструктивные искусства в ряду пространственных искусств
1
Мир, который создает человек. Конструктивные искусства – архитектура и дизайн. Основа архитектуры и дизайна. Семья пространственных искусств.
Беседа. Знакомство с многообразным миром конструктивных искусств.
Знакомство с многообразным миром конструктивных искусств.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 6-11



2
Основы композиции в конструктивных искусствах.
1
Основа композиции – основа дизайна и архитектуры.
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции.
Симметрия. Асимметрия и динамическое равновесие.
Движение и статика. Ритм.


Задания 1-4 стр. 20 А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»

Освоение основных типов композиций: симметричная, асимметричная, фронтальная и глубинная.
Изучение плоскостной композиции.
Развитие интуитивного чувства композиционной гармонии, ритма, динамического или статического соединения элементов в целое.
Освоение понятий ритм и движение, разрежённость и сгущённость.
Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных композиций.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 13-20



3
Прямые линии и организация пространства
1
Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение
Задания 1-3 стр. 22. А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»

Освоение понятий сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 21-22



4
Цвет элемент композиционного творчества.

1
Цвет.-мощное художественно-выразительное средство.
Законы цветовой композиции. Композиционное сочетание цветов. Основы цветоведения. Спектр. Тёплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Локальный цвет. Цветовая гамма). Эмоциональная и психологическая роль цвета в плоскостной композиции.
Свободная линия, цветовой или тоновый мазок. Абстрактная композиция. Её смысл и образная вырази-тельность. Свободные формы – важный элемент дизайна. Свойства свободных форм – неожиданные цветовые сочетания, декоративность пятен и графическая прихотливость линий.
Задания 1-2 стр. 27 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
1. Создать композицию из 2-3 прямоугольников, 3-4 прямых линий и небольшого цветного кружка
2. Создать композицию
из цветных линий,
прямоугольников и кругов (теплая или холодная гамма)
3. Создать композицию из произвольного количества разнообразных фигур по принципу
цветовой гармонии или контраста.
4. Характером мазка, линией, цветом, ритмом в абстрактной композиции передать событие, состояние или ощущение предварительно сформулировав название работы («Шум дождя», «Суматоха», «Тишина сумерек», «Жаркая музыка карнавала», «Нежное дыхание щенка» ит.д.)

Формирование навыков по монтажности соединений элементов, порождающей новый образ.
Приобретение знаний и навыков индивидуального конструирования.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 23-27



5
Буква строка текст. Искусство шрифта
1
Шрифт. Искусство шрифта. Восприятие шрифта.
Характер шрифта: тяжелый, приземистый, легкий, ажурный, а также скругленный или рубленый, ясно читаемый или декоративный.
Любая буква или иероглиф как изобразительный элемент или цветовой акцент, организующий композицию.

Задания 1-4 стр. 31 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)

1. Создать композицию из прямоугольников, линий, круга и буквы, являющейся композиционной и цветовой доминантой.
2. Создать композицию, в которой роль линий разной толщины и длины будут выполнять строки, составляющие единое графическое целое с другими элементами.

Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции.
Приобретение знаний и навыков индивидуального конструирования.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 29-31



6
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
1
Основа графического дизайна – искусство композиции.
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.

Задания 1-3 стр. 39 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
1. Основываясь на правилах композиции, выполнить упражнения , объединяющие в себе изображения и текст:
Реализация понимания учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 33-39



7-8
В бескрайнем море книг и журналов.
2
Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Книга как синтетическое искусство. Единство литературы, графики и дизайна. Элементы книги: переплёт, форзац, титульный лист, шмуцтитул, разворот. Обложка (переплет) книги или журнала. Дизайн книги и журнала. Изобразительный стиль книги или журнала.
«Мелочи», которые участвуют в ритмической организации композиции: номера страниц, цветовые плашки фона, цвет шрифта в заголовках, стрелки у подписей к иллюстрациям и т. д.
Задания 1-2 стр. 45 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
1. Графическое макетирование. Деловая игра «Коллективное макетирование книги (журнала)». Предварительные эскизы.
2. Создание макета журнала или книги (разворот или обложка).
Выполняется в технике коллажа или компьютерной графики.
Коллективная работа.
Дополнительное задание (по желанию)
1.Создать «тематический » алфавит: буквы-животные, буквы-растения, буквы обитатели моря, буквы-клоуны, буквы-металлоконструкции, буквы архитектурные элементы и т. п.;
Реализация понимания учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции.
Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Освоение работы над коллажной композицией: образность и технология.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 41-45




ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ. В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ (11 часов)

9
Объект и пространство.

3
Представление о пространственной композиции, о ее восприятии с разных точек зрения. Соразмерность и пропорциональность объемов в пространстве. Главное мерило всему в архитектуре и дизайне – человек.
Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объёмов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертёж объектов в пространстве. Формирование понимания учащихся проекционной природы чертежа.

Задания 1-3 стр. 53 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
1. Упражнения на изобретательность: а)выполнение подготовительных эскизов с трансформацией в пространстве различного типа прямых линий;
б) создание объемно-пространственного макета, с решением задачи соразмерности объема (дома) и площади поля (композиция фронтальная или глубинная);
2. создание объемно-пространственной композиции из 2-3 объемов, с решением задачи пропорциональности и соразмерности домов по отношению друг к другу и их сомасштабности площади поля.
Создать ритмически сбалансированную композицию из цилиндров и вертикалей разной высоты и диаметров путем противопоставления сгущенности и разреженности в из расположении.

Понимание учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции.
Развитие образно-ассоциативного мышления.
Композиция плоскостная и пространственная. Понятие чертежа как плоскостного изображения объёмов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр или шар, кольцо – цилиндр и т.д.
Формирование художественного отношения к вещи как материальному отражению времени и человека.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 49-53



10
Архитектура композиционная организация пространства.
3
Условность и метафоричность выразительных средств, участвующих в сочинении пространства макета.
Рельеф. Разновысокие, горизонтальные и вертикальные плоскости как элементы композиционного творчества. Гармония и разнообразие в ритмической организации пространства. Композиция макетов : ориентированная на центр или разомкнутая, построенная по принципу сгущенности и разреженности масс. Ритм вертикалей. Использование в макете цвета и фактуры.

Макетные упражнения (выполнение подготовительных эскизов с трансформацией в пространстве различного типа прямых линий).


Понимание учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции.
Развитие образно-ассоциативного мышления.
Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 54-57



11
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
1
Конструирование их в объёме и применение в пространственно-макетных композициях.
Композиционная взаимосвязь объектов в макете.
Задание стр. 57 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
Создание объемно-пространственного макета из 2-3 объемов, стоящих на разноуравневых горизонтальных плоскостях.
Понимание учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции.
Развитие образно-ассоциативного мышления.
Дизайн проекта: введение монохромного цвета.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 54-57



12
Конструкция: часть и целое. Понятие модуля.
1
Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объёмов, образующих дом. Взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки.
Задания 1-3 стр. 64 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)

Соединение объёмных форм в единое архитектурное сооружение.
Понимание учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции. Развитие образно-ассоциативного мышления.
Баланс функциональности и художественной красоты здания.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 58-64



13
Важнейшие архитектурные элементы здания.
1
Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Использование элементов здания в макете проектируемого объекта.
Задания 1-2 стр. 69 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)

Проектирование объёмно-пространственного объекта из важнейших элементов здания.
Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и т.д.)
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 65-69



14-15
Вещь: красота и целесообразность.
2
Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объёмов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объёмов. Красота – наиболее полное выявление функции вещи.

Задания 1-2 стр. 75 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)

Схематическая зарисовка.
Создание образно-тематической инсталляции.
Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени.
Сочетание образного и рационального.
Освоение композиционно-метафорических принципов в инсталляции («деталь вместо целого», смысловая крупность планов, монтажный контрапункт и др.) при оформлении витрин, спектаклей, фотоколлажей и плакатов.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 70-75



16-17
Форма и материал. Роль и значение материала в конструкции.
2
Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться.
Определяющая роль материала в создании формы, конструкции и назначения вещи.
Роль материала в определении формы.

Задания 1-2 стр. 81 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)

Определяющая роль материала в создании формы, конструкции и назначения вещи.
Проект «Из вещи – вещь»
Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника – от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т.д.)
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 76-81



18-19
Цвет в архитектуре и дизайне
2
Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна.
Цвет как конструктивный, пространственный и декоративный элемент композиции. Влияние на восприятие цвета: его нахождение в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очертания, яркости цвета.

Задания 1-2 стр. 87 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)

Выполнить комплект упаковок из 3-5 предметов
Реализация понимания учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции.
Понимать отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре.
Психологическое воздействие цвета.
Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового покрытия.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 83-87





ГОРОД И ЧЕЛОВЕК. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (7 часов)


20
Город сквозь времена и страны.

Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох.

Задания 1-3 стр. 101 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
1. Зарисовки храма или общественного здания любого стиля.
2. Живописный этюд части города.
3. Фотоколлаж (Задания 1-3 стр. 101)
Воплощение умения «образного проживания» создаваемой среды города, соотносимой с человеком.
Обращение внимание детей и на разнообразные виды изобразительного творчества (рисунки и живописные эскизы городов, скульптурное моделирование из глины, бумагопластика и др.).
Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 89-101



21
Город сегодня и завтра.
1
Архитектурная и градостроительная революция 20 века. Её технологические и эстетические предпосылки и истоки.
Приоритет функционализма. Проблемы урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Современные новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве.

Задания 1-3 стр. 109 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)

Образ современного города и архитектурного стиля будущего.
Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учётом нового уровня материально-строительной техники.
.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 102-109



22
Живое пространство города.
1
Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Схема-планировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства.

Задания 1-3 стр.114 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)

Макетно-рельефное моделирование фрагмента города.
Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Цветовая среда
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 111-115



23
Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.
1
Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой.

Задания 1-2 стр. 119 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)

Создание рисунка-проекта фрагмента пешеходной зоны с городской мебелью, информационным блоком, скульптурой, бетонными вазонами и т.д.
Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, диваны и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т.д.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 117-119



24
Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера.
1
Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест ( театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.)


Задания 1-2 стр. 125 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)

Эскиз-проект мебельного гарнитура или отдельного предмета мебели (в технике аппликации)
Архитектурный «остов» интерьера.
Историчность и социальность интерьера.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 120-125



25
Природа и архитектура.
1
Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления.

Задания 1-3 стр. 131 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)

Создание макета ландшафтно-городского фрагмента среды (сквер с фонтаном и памятником, детский парк, городской сад с беседкой и тд.)
Обучение технологии макетирования путём введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и тд.) для создания архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоём, дорога, газон и тд.)
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 127-131



26
Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.
1
Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно-смысловой логики.
Задание стр. 135 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)

Проектирование архитектурного образа города «Сказочный город»
Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры. Влияющие на композиционную планировку города.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 133-135




ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ. ОБРАЗ ЖИЗНИ И ИИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ (8 часов)


27
Мой дом – мой образ жизни.
1
Мечты и представления учащихся о своём будущем жилище, реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах. Мой дом – мой образ жизни. Учёт в проекте инженерно-бытовых и санитарно-технических задач.

Задание стр. 142 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)

Индивидуальное проектирование. Создание плана-проекта «Дом моей мечты»
Приобретение знаний и навыков индивидуального конструирования.
Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т.д.
Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 139-142



28
Интерьер комнаты – портрет её хозяина.
1
Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал.
Задания 1-3 стр. 146 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
Фантазийный или реальный проект «Портрет моей комнаты» (фотоколлажная композиция или инсталляция)
Стиль и эклектика. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование).
Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 143-146



29
Дизайн и архитектура моего сада.
1
Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоёмы и минипруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские горки,
Задания 1-2 стр. 153 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
Макетирование фрагмента сада из природных материалов
Сад (английский, французский. Восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 147-153



30
Мода, культура и ты.
1
Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. О психологии индивидуального и массового.

Задания 1-2 стр. 161 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)

Создание своего собственного проекта вечернего платья (спортивного костюма)
Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике: при выборе костюма, прически или создании интерьера своей комнаты

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 155-161



31
Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.
1
О психологии индивидуального и массового. Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. «Быть или казаться?» Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и её выражение в одежде.
Задание стр. 168 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)

Создание живописного панно с элементами фотоколлажа на тему современного молодёжного костюма «Мы на дискотеке»
Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике: при выборе костюма, прически или создании интерьера своей комнаты
Молодёжная субкультура и подростковая мода. Стереотип и китч.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 162-168



32
Грим, визажистика и причёска в практике дизайна.

Лик или личина? Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии.

Задания 1-2 стр. 173 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)

Изменение образа средствами внешней выразительности.
Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике: при выборе костюма, прически или создании интерьера своей комнаты
Азбука визажистики и парикмахерского стилизма. Боди-арт и татуаж как мода.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 169-173




33

Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна.


Человек как объект дизайна.
Связь имидж-дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой. Материализация в имидж-дизайне психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика.


Коллективное задание: создание имиджмейкерского сценария-проекта «Лучший спортсмен года» или «Мисс Европы»

Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности, объединяющей различные аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело (или стилизм), ювелирную пластику, фирменный стиль и тд, определяющей форму поведения и контактов в обществе.
Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике: при выборе костюма, прически или создании интерьера своей комнаты


А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 169-173




34

Моделируя себя – моделируешь мир.


Человек – мера вещного мира. Он или его хозяин или раб. Создавая «оболочку» - имидж, создаёшь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаёшь мир и своё завтра.

Заключительное занятие. Обобщение темы года.


А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»












13PAGE 141415


13PAGE 14115