Комплексно-тематическое планирование организаций жизни и воспитания детей


План перспективного планирования организаций жизни и воспитания детей в средней группе
Дата: 13.03.2017 –17.03.2017 г.
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе изготовления фриза «Весна».
Тема недели: «Весна – красна»
Дни недели.
Распорядок дня 13.03.2017 14.03.2017 15.03.2017 16.03.2017 17.03.2017
Понедельник Вторник Среда
Четверг
Пятница
Беседы.
Групповое общение.
Труд
Приём детей в группе.
Беседа на тему «Первые признаки весны». Задачи: Познакомить детей с характерными признаками ранней весны, способствовать формированию умения называть соответствующие явления природы (тает снег, появляются первые сосульки, сильнее ,греет солнце). Работа в уголке природы:
Полив комнатных растений. Задача: Способствовать формированию умения ухаживать за комнатными растениями.
Наблюдение за веточками сирени. Задачи: Предложить детям рассмотреть веточки, сделать схематическую зарисовку веточки. Прием детей в группе
Беседа «Опасности, которые подстерегают весной» Задачи: Создать условия для формирования правила безопасного поведения на улице в весенний период»
Работа в уголке природы: наблюдение за посевомцветов. Задачи: В присутствии детей организовать посев семян цветов, сопровождая свои действия объяснениями.
Разучивание считалок.
Задача: Способствовать развитию памяти, умения использовать считалку в игре. Приём детей в группе
Беседа «Умеешь ли ты дружить?»
Задачи:
Познакомить детей с поговорками о дружбе и друзьях, призывающих нас быть терпимыми к людям, проявлять снисходительность к мелким недостаткам своих друзей, но не признавать друзьями людей, совершающих плохие поступки.
Исследовательская деятельность: «Угадай-ка» Задача: Создать условия для формирования умения устанавливать зависимость веса предмета от его размера).Помощь воспитателю в ремонте книг
Задача: Способствовать формированию положительного отношения к труду, трудовых навыков, положительного взаимоотношения ребенка с взрослым и сверстниками. Приём детей в группе
Групповое общение
«Не стой там, где висят сосульки» 
Задача: познакомить с правилами безопасного передвижения по улицам в весенний период.
Беседа «Вежливые слова» Задача: Способствовать формированию элементарных правил поведения  (здороваться, прощаться, благодарить за помощь).
Помощь воспитателю уход за игрушками, их мытьё.
Задача: Способствовать формированию положительного отношения к труду, трудовых навыков, положительного взаимоотношения ребенка с взрослым и сверстниками. Приём детей в группе
Беседа «По дороге в детский сад»
Задачи: Способствовать развитию у детей наблюдательности, умения отвечать на вопросы
Отгадывание загадок.
Задача: Способствовать развитию логического мышления.
Работа в уголке природы:
Полив цветов и рыхление почвы в горшочках с цветами Задача: продолжать работу по формированию умения ухаживать за комнатными растениями.
Работа в уголке природы: наблюдение за веточками сирени. Задачи: Предложить детям рассмотреть веточки, сравнить их с рисунками, сделанными ранее, отметить изменения, которые произошли с веточками.
Утренняя гимнастика.
Здоровьесбережение. Комплекс утренней гимнастики № 14 Задача: Настроить детей на действенный лад, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.
Дыхательная гимнастика «Капель стучит по крыше», «Ручеёк журчит, ручеёк бурлит» Задача: Создать условия для развития умения укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.
Артикуляционная гимнастика: «Ветерок качает подснежник» (Спина ровная, наклоны головой в стороны)
«Медведь проснулся после зимней спячки» (Зевают 3 раза, широко открывая рот.)
«Исхудавшие за зиму зверята» - Задача: Создать условия для развития артикуляционного аппарата.
Пальчиковая гимнастика: «Весна шагает» Задача: Создать условия для развития моторики рук.
Просмотр мультфильма «Скажи микробам нет» (серия «Смешарики», «Здоровье»). Задачи: Расширять представления детей о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни. Поговорить о необходимости закаливания, формировать желание вести здоровый образ жизни.
Презентация «Зубная щетка». Беседа о правилах ухода за зубами. Задачи: Обсудить с детьми, почему необходимо чистить зубы каждый день, показать приемы чистки зубов, учить выполнять весь комплекс необходимых действий.
Коррекционно-оздоровительная игра «Пастушок дудит в рожок». Задачи: Способствовать тренировке дыхательной мускулатуры, улучшать местное кровообращение, предохранять от переохлаждения, сухости и инфицирования слизистой оболочки носа. Тренировать навык правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.
Чтение художественной литературы. ЧХЛ Разучивание русской народной заклички «Солнышко-ведрышко...»
Чтение сказки «Заюшкина избушка» Задача: Способствовать формированию интереса к народному творчеству
ЧХЛ
Русская народная сказка «Как Весна Зиму поборола»
Задачи: Способствовать формированию у детей умения внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по тексту..ЧХЛ
Рассказ Владимира Сутеева "Как зима кончилась"
Задачи: Способствовать формированию умения
внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по тексту, высказывать своё впечатление. ЧХЛ
Георгий Скребицкий Художник-Весна ("Четыре художника"Задача: познакомить детей с писателем Г. Скребицким, способствовать развитию умения понимать содержание произведения.
ЧХЛ
Георгий Скребицкий "Сказка о Весне"
Задача: Способствовать формированию у детей умения внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по тексту.
Подготовка к завтраку.
Завтрак. Продолжать формировать умение сервировки стола, пользование столовыми приборами.
НОД Занятие по ФЭМП «Облака для фриза «В ожидании весны»» Аппликация. Солнце и облака для фриза «В ожидании весны» Рисование цветов для фриза «В ожидании весны» Чтение художественной литературы. Сказка «Как телёнок потерял маму» (по книге М.Н. Сигимовой «Загадки мира животных») Рисование. Птицы для фриза «В ожидании весны»
Подготовка к прогулке, прогулка Возвращение с прогулки. Картотека прогулок
№ 8 Картотека прогулок
№ 9 Картотека прогулок
№ 10 Картотека прогулок
№ 11 Картотека прогулок
№ 12
Подготовка к обеду, обед. Трудовые поручения: помощь в сервировке стола. Задачи: Поощрять у детей стремление помогать взрослым сервировать стол к завтраку, действовать аккуратно.
Подъём. Гимнастика пробуждения. Закалив. процедуры. Гимнастика пробуждения «Мы здоровые»
Босохождение. Дорожка здоровья. - укрепление здоровья детей. Профилактика плоскостопия.
Самомассаж «Ёжики» (с массажными мячами).
Игры сюжетно ролевые, театрализованные,
Дидактические. Д/ игра «Зима -весна»
Задача: Способствовать формированию представления об отличительных признаках времён года: зима и весна.
Сюжетно-ролевая игра «Семья» сюжет: «День большой уборки». Задачи: Используя метод косвенного руководства, способствовать организации игры, формированию умения отражать в ней свои впечатления, полученные во время наблюдений. Внести новые атрибуты, побуждать в ходе игры пересказывать знакомые сказки, стихи, петь песенки. Д/ игра «Геометрические фигуры»
Задачи: Способствовать формированию умения применять знания о геометрических фигурах, находить предметы заданной формы в окружающей обстановке. Сюжетно-ролевая игра «Семья»: сюжет «Мама готовит ужин». Задачи: Создать условия для формирования умения самостоятельно выполнять игровые действия, подбирать атрибуты для игры, дополнять игровую обстановку предметами-заместителями. Д/ игра «Летает - не летает». Задачи: Создать условия для формирования умения понимать слова, обозначающие действия, правильно называть действия людей, животных, действия с предметами. Обогащать словарный запас, развивать связную речь.
Сюжетно-ролевые игры по выбору детей. Задачи: Способствовать развитию сюжетно-ролевых игр «Семья», «Детский сад», «Больница», умению использовать в игре свои знания о взаимоотношениях в семье, профессиональных действиях различных специалистов. Д/и «Ласковые слова» Задача: Способствовать развитию умения образовывать «ласковые слова» на основе различных существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, воспитывать любознательность.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»: сюжет «Отдел одежды».
Задачи: Способствовать расширению круга ролевых действий в знакомой игре, обогащать представления о способах ролевого поведения. Объемное моделирование «Прищепки». Задачи: Способствовать формированию умения располагать прищепки на картонном круге по образу, чтобы прилунился цветок, солнце, ежик, самостоятельно придумывать конструкции. Развивать мелкую моторику рук детей, зрительно-двигательную координацию воображение.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»: сюжет «Отдел игрушек».
Задачи: Способствовать расширению круга ролевых действий в знакомой игре, обогащать представления о способах ролевого поведения; использовать в игре любимые игрушки, составлять их описание, готовить обстановку для игры.
Подготовка к прогулке, прогулка, д/ игры, п/игры, самостоятельная деятельность детей. Дидактическая игра «Раздели картинки на группы». Задачи: Способствовать формированию умения классифицировать предметы одежды, обуви, мебели, посуды, пользоваться в речи словами-обобщениями. Самостоятельная игровая деятельность - создать условия для положительного эмоционального настроя от совместной деятельности.
Подвижная игра с колокольчиком «Жмурки». Задачи: Создать условия для формирования умения понимать правила игры, выполнять игровые действия. Развивать слуховое восприятие, способность ориентироваться в пространстве.
Театрализованная игра по русской народной сказке «Заюшкина избушка». Задачи: способствовать формированию умения имитировать характерные особенности движений героев, сопровождать движения речью и песенками. Вызвать желание выступать перед сверстниками Самостоятельная деятельность детей Задача: Способствовать формированию умения находить себе занятие по интересам, играть вместе с другими детьми, избегать конфликтных ситуаций.
Подвижная игра «Мыши и кот». Задачи: Способствовать формированию умения осознанно выполнять правила игры, рассказывать, как нужно поступать игрокам в разных игровых ситуациях. Развивать активность и творчество в двигательной деятельности, обогащать двигательный опыт детей. Театрализованная деятельность сказка «Колобок». Задача: Способствовать формированию умения менять голос, воспитывать уверенность в себе.
Игровое упражнение «Мишка косолапый».
Задачи: Способствовать развитию умения выполнять ходьбу на внешней стороне стопы, сохранять равновесие в таком положении. Способствовать профилактике эмоционального перенапряжения.
Экспериментирование: опыт «Тонет - не тонет». Задачи: Продолжать знакомить детей со свойствами воды, различных предметов, способствовать формированию умения по образцу формулировать предположение и проверять его при помощи опыта, делать вывод.
Подвижная игра «Лохматый пес». Задачи: Способствовать совершенствованию выполнения детьми основных движений при беге, правильно выполнять игровые действия. Повышать двигательную активность Работа в центре творчества. Задача: Создать условия для развития творческих навыков в художественном уголке:
- предложить клей и ножницы
- закрепление навыков при аппликации.
Игры со строительным материалом: постройка гаража Задача: Способствовать формированию умения выполнять сложные постройки, располагать детали строителя вертикально и горизонтально. Развивать зрительное восприятие, учить соотносить величину постройки и машины
Игровое упражнение «Сбей, не промахнись». Задачи: Создать условия для формирования умения выполнять метание в горизонтальную цель, развивать координацию движений, повышать подвижность суставов. Самостоятельно-игровая деятельность детей в центрах.
Совместный просмотр мультфильмов по сказкам Сутеева последующим обсуждением.
Коррекционно-развивающая игра «Минута тишины». Задачи: Способствовать формированию умения точно выполнять игровые действия. Развивать у детей волевые качества, умение регулировать вое поведение.
Подвижная игра «Наседка и цыплята». Задачи: Способствовать формированию умения выполнять подлезание под веревку боком, не дотрагиваясь до земли, действовать по сигналу в соответствии с инструкцией.
Игровое упражнение «Не забегай в кружок». Задачи: Познакомить детей с правилами игры, способствовать формированию умения правильно выполнять игровые действия, согласовывать их с тактикой игры. Обогащать двигательный опыт детей.
Организация предметно-пространственной среды Внесение атрибутов для сказки «Колобок», «Заюшкина избушка»
Выставка книг по теме.
Культурно-гигиенические навыки. Практическое упражнение «Чистые ручки». Задачи. Продолжать формировать умение правильно мыть руки, вытирать их, пользоваться индивидуальным полотенцем, отвечать на вопросы о назначении предметов личной гигиены, гигиенических процедур.
Закреплять навыки культурного поведения за столом, прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться столовыми приборами и салфеткой.
Побуждать выполнять элементарные правила поведения во время приёма пищи.
Поддержка индивидуальности ребёнка. «Домашние и дикие животные». Задачи: Упражнять детей в классифицировании предметов по определенному признаку, употреблять в речи обобщающие слова
(Ваня А, Алина, Злата) Дидактическая игра «Один - много». Задачи: Создать для формирования умения выделять в окружающей обстановке одиночные предметы и множества, отвечать на вопросы о количестве предметов. (Ваня С., Влад,Даша Б.) Раскраски «Весна»
Задачи: Создать условия для формирования умения правильно держать карандаш, раскрашивать рисунок, не выходя за контур, подбирать нужный цвет карандаша (Никита, Влад, Злата, Камилла) Дидактическая игра «Что из чего сделано?» Задача: Создать условия для формирования умения различать металлические, деревянные, резиновые, пластмассовые предметы, правильно называть их.
(Ваня С, Вера, Катя) Дидактическая игра «Назови цифру»
Задачи: Создать условия для формирования умения называть цифры ( от 1 до 5) (Даша Т., Артём З., Тихон)
Взаимодействие с родителями Рекомендация «Как одевать ребенка весной».
Консультация «Как сделать прогулку весной интересной».
Индивидуальные беседы: продолжать убеждать родителей в необходимости ежедневного использования в семье материалов «Детского календаря» при разумном сочетании участия взрослых и развития самостоятельности ребёнка.
ЗакличкаСолнышко, вёдрышко,Выгляни в окошечко:Твои детки плачут,По камушкам скачут
Русская народная сказка "Как Весна Зиму поборола"
Жила-была в одном селе Машенька. Сидела она под окном с берёзовым веретеном, пряла белый ленок и приговаривала:
— Когда Весна придёт, когда талица ударится и с гор снега скатятся, а по лужкам разольётся вода, напеку тогда я куликов да жаворонков и с подружками Весну пойду встречать, в село погостить кликать-звать.
Ждёт Маша Весну тёплую, добрую, а той не видать, не слыхать. Зима-то и не уходит, всё Морозы куёт; надокучила она всем, холодная, студёная, руки, ноги познобила, холод-стужу напустила. Что тут делать? Беда!
Надумала Маша идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла она в поле, села на взгорочек и зовёт Солнце:
Солнышко, Солнышко,Красное вёдрышко,Выгляни из-за горы,Выгляни до вешней поры!Выглянуло Солнце из-за горы, Маша и спрашивает:— Видело ли ты, Солнышко, красную Весну, встретило ли свою сестру?Солнце говорит:— Не встретило я Весну, а видело старую Зиму. Видело, как она, лютая, от Весны ушла, от красной бежала, в мешке стужу несла, холод на землю трясла. Сама оступилась, под гору покатилась. Да вот в ваших краях пристоялась, не хочет уходить. А Весна про то и не знает. Иди, красная девица, за мной, как увидишь перед собой лес зелен весь, там и ищи Весну. Зови её в свои края.
Пошла Маша искать Весну. Куда Солнце катится по синему небу, туда и она идёт. Долго шла. Вдруг предстал перед ней лес зелен весь. Ходила ходила Маша по лесу, совсем заблудилась. Лесовые комарочки ей плечики искусали, сучки-крючки бока протолкали, соловьи уши пропели, дождевые капели голову смочили. Только присела Маша на пенёк отдохнуть, как видит — летит лебедь белая, приметливая, снизу крылья серебряные, поверху позолоченные. Летит и распускает по земле пух да перья для всякого зелья. Та лебедь была — Весна. Выпускает Весна по лугам траву шелковую, расстилает росу жемчужную, сливает мелкие ручейки в быстрые речки. Стала тут Маша Весну кликать-звать, рассказывать:
— Ой, Весна-Весна, добрая матушка! Ты иди в наши края, прогони Зиму лютую. Старая Зима не уходит, всё Морозы куёт, холод-стужу напускает.
Услышала Весна Машин голос. Взяла золотые ключи и пошла замыкать Зиму лютую.А Зима не уходит, Морозы куёт да посылает их наперёд Весны заслоны сколотить, сугробы намести. А Весна летит, где крылом серебряным махнёт — там и заслон сметёт, другим махнёт — и сугробы тают. Морозы-то от Весны и бегут. Обозлилась Зима, посылает Метель да Вьюгу повыхлестать Весне глаза. А Весна махнула золотым крылом, тут и Солнышко выглянуло, пригрело. Метель с Вьюгой от тепла да света водяной порошей изошли. Выбилась из сил старая Зима, побежала далеко-далеко за высокие горы, спряталась в ледяные норы. Там её Весна и замкнула ключом.
Так-то Весна Зиму поборола!
Вернулась Маша в родное село. А там уже молодая царица Весна побывала. Принесла год тёплый, хлебородный.
Георгий Скребицкий "Сказка о Весне"
Собралась Весна красна в гости в северные края. Всю зиму она провела вместе с перелётными птицами на тёплом юге, а как стало солнышко всё выше и выше на небе подниматься, тут она и решила лететь.
Просит Весна перелётных птиц — гусей, лебедей: «Отнесите меня подальше на север, там меня ждут не дождутся и люди, и звери, и птицы, и разные крохотные жучки-паучки». Но птицы побоялись лететь на север: «Там, говорят, снег и лёд, холод и голод, там, говорят, мы все замёрзнем и погибнем». Сколько Весна ни просила, никто не хотел её в северные края отнести. Совсем она загрустила: что же, видно, придётся всю жизнь на юге прожить. Вдруг она слышит голос откуда-то с вышины: «Не печалься, Весна красна, садись на меня, я тебя быстро на север доставлю». Взглянула вверх, а по небу над ней плывёт белое пушистое облако. Обрадовалась Весна, забралась на облако и полетела в северные края. Летит да вниз, на землю, поглядывает. А там, на земле, все радуются, все её встречают. В полях пестреют проталины, бегут ручьи, взламывают на речке лёд, а кусты и деревья в лесах и садах покрываются крупными, готовыми вот-вот уже раскрыться почками.
Полетела Весна красна с юга на север на белом пушистом облаке. А следом за ней потянулись в родные края несметные стаи перелётных птиц — гусей, лебедей и всякой крылатой мелочи: жаворонки, скворцы, дрозды, зяблики, пеночки, славки…
Так с той поры люди и заприметили: как покажется в небе первое пушистое облако, так, значит, на нём Весна красна прилетит. Жди теперь со дня на день тепла, полой воды, жди с юга весёлых крылатых гостей…
Сказка: Георгий Скребицкий "Четыре художника"
Сошлись как-то вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень; сошлись да и заспорили: кто из них лучше рисует? Спорили-спорили и порешили в судьи выбрать Красное Солнышко: «Оно высоко в небе живёт, много чудесного на своём веку повидало, пусть и рассудит нас».
Согласилось Солнышко быть судьёй. Принялись живописцы за дело. Первой вызвалась написать картину Зимушка-Зима.
«Только Солнышко не должно глядеть на мою работу,— решила она.— Не должно видеть её, пока не закончу».
Растянула Зима по небу серые тучи и ну давай покрывать землю свежим пушистым снегом! В один день всё кругом разукрасила.
Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.
Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам — то тут, то там свою волшебную картину исправит.
Вот бугорок среди поля, с него проказник ветер взял да и сдул белую шапку. Нужно её снова надеть. А вон меж кустов серый зайчишка крадётся. Плохо ему, серенькому: на белом снегу сразу заметит его хищный зверь или птица, никуда от них не спрячешься.
«Оденься и ты, косой, в белую шубку,— решила Зима,— тогда уж тебя на снегу не скоро заметишь».
А Лисе Патрикеевне одеваться в белое незачем. Она в глубокой норе живёт, под землёй от врагов прячется. Её только нужно покрасивее да потеплее нарядить.
Чудесную шубку припасла ей Зима, просто на диво: вся ярко-рыжая, как огонь горит! Поведёт лиса пушистым хвостом, будто искры рассыплет по снегу.
Заглянула Зима в лес. «Его-то уж я так разукрашу, что Солнышко залюбуется!»
Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.
А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела.
И на рябинку, что у самой опушки растёт, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.
Под деревьями Зима расписала весь снег узором разных следов и следочков. Тут и заячий след: спереди рядом два больших отпечатка лап, а позади — один за другим — два маленьких; и лисий — будто по ниточке выведен: лапка в лапку, так цепочкой и тянется; и серый волк по лесу пробежал, тоже свои отпечатки оставил. А вот медвежьего следа нигде не видать, да и не мудрено: устроила Зимушка-Зима Топтыгину в чаще леса уютную берлогу, сверху укрыла мишеньку толстым снеговым одеялом: спи себе на здоровье! А он и рад стараться — из берлоги не вылезает. Поэтому медвежьего следа в лесу и не видать.
Но не одни только следы зверей виднеются на снегу. На лесной полянке, там, где торчат зелёные кустики брусники, черники, снег, будто крестиками, истоптан птичьими следочками. Это лесные куры — рябчики и тетерева — бегали здесь по полянке, склёвывали уцелевшие ягоды.
Да вот они и сами: чёрные тетерева, пёстрые рябчики и тетёрки. На белом снегу как все они красивы!
Хороша получилась картина зимнего леса, не мёртвая, а живая! То серая белка перескочит с сучка на сучок, то пёстрый дятел, усевшись на ствол старого дерева, начнёт выколачивать семена из сосновой шишки. Засунет её в расщелину и ну клювом по ней колотить!
Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина седой чародейки — Зимы. Можно её и Солнышку показать.
Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины... А под его ласковым взглядом всё кругом ещё краше становится.
Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зелёные огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки.
Чудесная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь.
Любуется Солнышко картиной Зимы, любуется месяц, другой — глаз от неё оторвать не может.
Всё ярче сверкают снега, всё радостнее, веселее кругом. Уж и сама Зима не в силах выдержать столько тепла и света. Приходит пора уступать место другому художнику.
«Ну что ж, поглядим, сумеет ли он написать картину краше моей,— ворчит Зима.— А мне пора и на отдых».
Приступил к работе другой художник — Весна-Красна. Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?
Вот стоит перед ней лес — хмурый, унылый.
«А дай-ка я разукрашу его по-своему, по- весеннему! »
Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветви берёз, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные серёжки.
День за днём всё наряднее пишет свою картину Весна.
На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу. А вокруг неё, будто синие брызги, рассыпала первые цветы подснежника, медуницы.
Ещё рисует день и другой. Вот на склоне оврага кусты черёмухи; их ветки покрыла Весна мохнатыми гроздьями белых цветов. И на лесной опушке, тоже все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони, груши.
Посреди луговины уже зеленеет трава. А на самых сырых местах, как золотые шары, распустились цветы калужницы.
Всё оживает кругом. Почуя тепло, выползают из разных щёлок букашки и паучки. Май-ские жуки загудели возле зелёных берёзовых веток. Первые пчёлы и бабочки летят на цветы.
А сколько птиц в лесу и в полях! И для каждой из них Весна-Красна придумала важное дело. Вместе с птицами строит Весна уютные гнёздышки.
Вот на сучке берёзы, возле ствола,— гнездо зяблика. Оно как нарост на дереве — сразу и не заметишь. А чтобы сделать его ещё незаметнее, в наружные стенки гнезда вплетена белая берёзовая шкурка. Славное получилось гнёздышко!
Ещё лучше гнездо у иволги. Точно плетёная корзиночка, подвешено оно в развилке ветвей.
А длинноносый красавец зимородок смастерил свой птичий домик в обрывистом берегу реки: выкопал клювом норку, в ней и устроил гнёздышко; только выстлал его внутри не пухом, а рыбьими косточками и чешуёй. Недаром же зимородка искуснейшим рыболовом считают.
Но, конечно, самое замечательное гнёздышко придумала Весна-Красна для одной маленькой рыжеватой птички. Висит над ручьём на гибкой ольховой ветке бурая рукавичка. Соткана рукавичка не из шерсти, а из тонких растений. Соткали её своими клювами крылатые рукодельницы — птички, по прозвищу ремезы. Только большой палец у рукавички птицы не довязали; вместо него дырочку оставили — это вход в гнездо.
И много ещё других чудесных домишек для птиц и зверей придумала затейница Весна!
Бегут дни за днями. Неузнаваема стала живая картина лесов и полей.
А что это копошится в зелёной траве? Зайчата. Им отроду всего только второй день, но какие уже молодцы: во все стороны поглядывают, усами поводят; ждут свою мать-зайчиху, чтобы их молоком накормила.
Этими малышами и решила Весна-Красна закончить свою картину. Пусть Солнышко поглядит на неё да порадуется, как всё оживает кругом; пусть рассудит: можно ли написать картину ещё веселее, ещё наряднее?
Выглянуло Солнышко из-за синей тучки, выглянуло и залюбовалось. Сколько оно по небу ни хаживало, сколько дива-дивного не видывало, а такой красоты ещё никогда не встречало. Смотрит оно на картину Весны, глаз оторвать не может. Смотрит месяц, другой...
Давно уже отцвели и осыпались белым снегом цветы черёмухи, яблонь и груш; давно уже на месте прозрачной весенней лужи зеленеет трава; в гнёздах у птиц вывелись и покрылись пёрышками птенцы; крохотные зайчата уже стали молодыми шустрыми зайцами...
Уж и сама Весна не может узнать своей картины. Что-то новое, незнакомое появилось в ней. Значит, пришла пора уступить своё место другому художнику-живописцу.
«Погляжу, нарисует ли этот художник картину радостней, веселей моей,— говорит Весна.— А потом полечу на север, там ждут меня не дождутся».
Приступило к работе Жаркое Лето. Думает, гадает, какую бы ему картину нарисовать, и решило: «Возьму-ка я краски попроще, да зато посочнее». Так и сделало.
Сочной зеленью расписало Лето весь лес; зелёной краской покрыло луга и горы. Только для речек и для озёр взяло прозрачную, ярко-синюю.
«Пусть,— думает Лето,— в моей картине всё будет спелым, созревшим». Заглянуло оно в старый фруктовый сад, поразвесило на деревьях румяные яблоки, груши, да так постаралось, что даже ветви не выдержали — наклонились до самой земли.
В лесу под деревьями, под кустами рассадило Лето много-много разных грибов. Каждому грибку своё место облюбовало.
«Пускай в светлом березняке,— решило Лето,— растут подберёзовики с серыми корешками в коричневых шапочках, а в осиннике — подосиновики». Их нарядило Лето в оранжевые и жёлтые шапочки.
Немало ещё самых различных грибов появилось в тенистом лесу: сыроежки, волнушки, маслята... А на полянах, будто цветы расцвели, раскрыли свои ярко-красные зонтики мухоморы.
Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.
Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё столетний дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.
«Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика.
Глядит, а неподалёку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».
Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный... Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся.
Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.
Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, свезла на гумна, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.
Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток... А там, глядишь, высоко-высоко, под самыми облаками, летят большие белоснежные птицы — лебеди; летят, машут крыльями, словно платками, шлют прощальный привет родным местам.Улетают птицы в тёплые страны. А звери по-своему, по-звериному, к холодам готовятся.
Колючего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука — в глубокую нору, медведю стелет постель из опавших листьев. А вот белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже нарядную сизокрылую птицу — сойку заставила проказница Осень набрать полон рот желудей и запрятать их на полянке в мягкий зелёный мох.
Осенью каждая птица, каждый зверёк хлопочут, к зиме готовятся, некогда им даром время терять.
Спешит, торопится Осень, всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листвы. И на тонкие телеграфные провода вдоль дороги, будто чёрные бусы на нитку, сажает она вереницу последних отлетающих ласточек.
Невесёлая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее.
Довольна Осень своей работой, можно её и Красному Солнышку показать.
Выглянуло Солнышко из-за сизой тучки, и под его ласковым взглядом сразу повеселела, заулыбалась хмурая картина Осени.
Словно золотые монетки, заблестели на голых сучьях последние листья берёз. Ещё синее стала река, окаймлённая жёлтыми камышами, ещё прозрачней и шире — заречные дали, ещё бескрайней — просторы родной земли.
Смотрит Красное Солнышко, глаз оторвать не может. Чудесная получилась картина, только кажется, будто что-то в ней не закончено, будто ждут чего-то притихшие, омытые осенним дождём поля и леса. Ждут не дождутся голые ветви кустов и деревьев, когда придёт новый художник и оденет их в белый пушистый убор.
А художник этот уже недалеко. Уже настаёт черёд Зимушке-Зиме новую картину писать.
Так и трудятся по очереди четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень. И у каждого из них по-своему хорошо получается. Никак Солнышко не решит, чья же картина лучше. Кто наряднее разукрасил поля, леса и луга? Что красивее: белый сверкающий снег или пёстрый ковёр весенних цветов, сочная зелень Лета или жёлтые, золотистые краски Осени?
А может быть, всё хорошо по-своему? Если так, тогда волшебникам-живописцам и спорить не о чем; пусть себе каждый из них рисует картину в свой черёд. А мы посмотрим на их работу да полюбуемся.
Рассказ: Владимир Сутеев "Как зима кончилась"
Началась весна.Мы хотели идти гулять без пальто, но нам без пальто не разрешили. Тогда мы оба громко заплакали, и нам позволили идти в летних пальто. Наверно, мы всё-таки мало и тихо плакали; если бы я поплакал ещё часик — меня пустили бы без пальто, но я испугался, что могут совсем не пустить.На улице погода была очень хорошая: солнце светило и снег таял. Везде текла вода.Мы прорыли канавку, и вода громко зажурчала и потекла по каналу. Из дома я принёс деревянный пароходик — я его сам сделал — и привязал к нему доски — баржи. Пароходик вёл их по каналу на буксире, а я всё время гудел, как настоящий пароход.На одну баржу я посадил пластмассового утёнка. Маша сказала, что утёнок сам должен плавать, но я объяснил ей, что, во-первых, он дырявый и может утонуть и, во-вторых, он капитан каравана судов, и прочёл ей наизусть стихи Маршака:
Ведёт кораблик Утка,Испытанный моряк. —Земля! — сказала Утка. —Причаливайте. Кряк!
Я хотел прокатить по каналу и Усика, но он стал шипеть, царапаться и вырываться и не захотел плавать. А Маша катала лодку с парусом; она у неё всё время переворачивалась. Наверно, ветер был не попутный.
Весна
«Проснулся жук»
Дети сидят, руки опущены вдоль туловища. Нужно поднять руки в стороны и немного отвести их назад, сделать вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук [ж], одновременно опуская руки вниз.
«Листочки»
Для игры нужны вырезанные из бумаги зелёные листья деревьев. Ребёнок держит листок в правой руке, подносит ко рту, делает вдох, затем спокойно дует на листок. Листок шевелится в руке. Следить, чтобы щёки не надувались.




Лексическая тема: Весна.
1. Мимика: Все звери, люди, птицы радуются весне. Наступает оттепель, солнце ярче светит (зажмурим левы, правый глаз). Только снеговик не рад, он грустный, он тает. Зима злится, что весна пришла и тепло принесла.
2. Артикуляционные упражнения.
1. Для губ, щек: «Ветерок качает подснежник» (Спина ровная, наклоны головой в стороны)
«Медведь проснулся после зимней спячки» (Зевают 3 раза, широко открывая рот.)
«Исхудавшие за зиму зверята» (Втянуть обе щеки между зубами и удерживать под счет до 10 сек)
2. Для языка:
1. «Хомячок» (язык поочередно упирается в правую и левую щеки, задержива-ясь в каждом положении на 3-5 сек)
2. «Качели» (Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот, положить широкой язык за нижние зубы 9с внутренней стороны, удерживать в таком положении 3-5 сек. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 сек. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз)
3. Упражнение на дыхание.
1. «теплый весенний ветерок» (подуть на лепестки цветов, горячим воздухом)
4.«Пальчиковая гимнастика»
«Весна шагает»
Вот идет, идет весна (шагают пальчиками по столу)
Быстроногая она: (хлопают по коленам ладошками)
По дорожкам: топ-топ (стучат кулаками по столу)
И по лужам: шлеп – шлеп (стучать ладонями по столу)
«Весенние цветы»
Наши алые цветы (Соединяют вместе ладошки)
Распустили лепестки (медленно разводят пальцы)
Ветерок чуть дышит (плавные движения пальцами)
Лепестки колышет.
2. Работа с мелкими предметами.
Выложить из косточек абрикоса весенний цветок.
5. Чистоговорка.
Пела песню Лола, Лола пела соло.
Люда леечку взяла, ландыш люда полила.
В кулаке у силача половина калача.
Пробивание гласных (а, у,о, и, э) понедельник, вторник, среда- Пропеваем вместе со вс6еми. Все остальные дни недели – ребята пропойте гласные. Дети должны самосто-ятельно пропеть гласные.