Конспект СОД Путешествие в ненецкую сказку Человек и собака
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»
ул.Калинина, д.12, с.Газ-Сале, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629365 т. (34940) 2 32 20, тел./факс (34940) 2 38 17, v.brachun@yаndex.ruМуниципальный конкурс педагогического мастерства «Воспитатель года – 2016»
Путешествие в ненецкую сказку «Человек и собака»
Тугова Людмила Михайловна
воспитатель
2016 г.
Тема: Путешествие в ненецкую сказку «Человек и собака».
Цель: формирование у детей чувства любви к своей «малой» Родине на основе разнообразных форм во время совместно-образовательной деятельности.
Задачи приоритетной образовательной области:
Познавательное развитие:Развивать любознательность, формировать представленияо своеобразии жизни ненецкого народа: природа, жилища, одежда, труд; о животных Севера; воспитыватьчувство уважения к жизни и традициям других народов.
Интеграция ОО:
- социально-коммуникативное развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- речевое развитие.
Задачи ОО в интеграции:Закреплять умения раскладывать серию картин в соответствии с последовательностью событий в сказке, отвечать полным предложением на поставленный вопрос. Развивать речевую активность посредством элементов театрализованной деятельности. Воспитывать культуру речи при ведении диалога; любовь к животным.
Материал: Презентация; игрушки «Вывко-Жужжалки» по количеству детей; конверты с карточками по количеству детей; элементы костюмов героев сказки.
Ожидаемый результат:
Дети будут знать:
• о своеобразии жизни ненецкого народа: жилище, труд; о природе Ямала, о животных Севера;
• ненецкую игру «Вывко-Жужжалка»;
• содержание ненецкой сказки «Человек и собака».
Дети будут уметь:
• раскладывать серию картин в соответствии с последовательностью событий в сказке, отвечать полным предложением на поставленный вопрос;
• при построении речевого диалога по мотивам сказки использовать отдельные фразы из сказки;
• передавать эмоциональное состояние героев сказки различным и средствами выразительности (интонацией, мимикой, пантомимикой).
***
Воспитатель:Здравствуйте, ребята! Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей!Поприветствуем всех.Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места.
Слайд №2.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на экран. Это наша чудесная страна – Россия. Она такая огромная; когда на юге тепло и светит солнце, на севере лежит снег. А вы знаете, как называется эта малая часть России? (Это Ямал)
Воспитатель: Мы с вами живем в холодном и суровом крае, имя которому Ямал. Это край огромных заснеженных просторов, долгих полярных ночей, смелых и трудолюбивых людей. Ямал – это наша маленькая и горячо любимая Родина.Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим? (Ответы детей)
Слайд № 3.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о нашей малой родине, о ее природе и людях, которые здесь живут.
На Севере бывает долгая полярная ночь. Когда и днем, и ночью темно, можно наблюдать совершенно необыкновенное явление, которое переливается разными цветами.
Как называется это явление? (Северное сияние).Слайд № 4.
Слайд № 5. Природа России очень разнообразна. Это и леса, и горы, и степи. На севере есть районы, где намного-много километров тянется тундра. Повторите это слово (Хором, индивидуально). В тундре вся растительность очень низкая. Почти вся тундра покрыта лишайниками.
Слайд № 6. Посмотрите на картинки изображающие лишайник. А каких животных тундры вы знаете? (Ответы детей)
Слайд № 7. Правильно. Это заяц, волк, лиса, горностай, лемминг, а еще в снегах можно увидеть белоснежного песца и других животных.
Слайд № 8. Но больше всего там северных оленей. Их разводят те народы, которые населяют тундру, на Ямале это - ненцы. Их профессия – оленеводы. Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные люди. Ведут они кочевой образ жизни. В поисках корма для животных часто переходят, кочуют, с одного места на другое. Съедят олени корм, идут дальше, а за ними оленеводы. Олень – это животное, которое кормит и одевает ненцев.
Слайд № 9. Место, где живут оленеводы, ухаживающие за оленями, называется стойбище. Живут в стойбищах в чумах. Зимний чум делают из оленьих шкур, а летний из брезента.Чум можно быстро разобрать и перевести на другое место. Подскажите, пожалуйста, а на чем ненцы переезжают с места на место? (ответы детей)
Слайд № 10.Эти длинные легкие сани называются нартами. Нартами управляет каюр, а также в нарты северные народы запрягают ездовых собак.
Слайд № 11.У ненецкого народа есть свои игрушки и игры. А хотите, я научу вас играть в одну из игр? Давайте пройдем на ковер. Игра называется «Вывко»-«Жужжалка».
Вывко – это пуговица с продернутой, замкнутой крепкой ниткой через оба отверстия. Сначала мы должны закрутить нитку, а затем делать движения, напоминающие игру на миниатюрной гармошке. Пуговица при этом должна шуметь и посвистывать, как ветер. Чей вывко прожужжит дольше всех, то и победил.
Воспитатель: Молодцы, вам понравилась игра? У ненцев свои песни и танцы, не похожие на русские народные. Они придумали много сказок. Сегодня я вам прочитаю одну из сказок. Называется она «Человек и собака». Собаки очень помогают оленеводам. А кто знает, как собака помогает оленеводу? (Их запрягают в нарты, они помогают охотиться на зверя и пасти стадо оленей.)
Присаживайтесь удобнее и слушайте сказку.
Чтение ненецкой сказки воспитателем
Ненецкая народная сказка «Человек и собака»
«Жила в лесу собака… .»
Беседа по сказке.
Ребята, у вас на столе лежат конверты с карточками. Рассмотрите внимательно карточки разложите их по порядку.
- Вспомните начало сказки? Кого встретила собака в лесу? Какая картинка будет первой?Выберите следующую картинку.Слайд № 12.
- Как называлась сказка?
- Что предложила собака зайчику, волку, медведю?
- Почему не сложилась дружба собаки с зайцем(с волком, с медведем)?
- Кого еще повстречала собака в лесу? (Человека)
- Что предложила она ему?
- Почему собака осталась с человеком?
Инсценировка сказки
А теперь предлагаю вам самим попробовать показать сказку «Человек и собака»,разыграть диалог, который состоялся между героями сказки.Для этогонам нужен лес, пусть это будут наши елочки. Чум – дом человека. А теперь распределим роли. Каждый из вас возьмет по одному смайлику. На обратной стороне смайлика изображены сказочные герои. У кого изображены герои – актеры, остальные – зрители. (воспитатель рассаживает «зрителей», одевает актеров).,,,Лучшая награда актерам – громкие аплодисменты. Похлопайте участникам. Молодцы вы прекрасно справились с заданием.
Итог.
Что нового узнали для себя? С какой сказкой вы сегодня познакомились? Чему учит эта сказка? (Дружбе) Как вы думаете, о чем северный народ хотел рассказать детям? (Человек любит животных, и заботится о них.). Я благодарю вас всех за активное участие. Мне было приятно у вас в гостях, но пришло время попрощаться. На память о себе я хочу подарить вам книжечки с ненецкой сказкой «Человек и собака» и игрушки Вывко-Жужжалки. Похлопайте себе, вы молодцы! Давайте скажем «до свидания» и нашим гостям.