Выступление на педсовете на тему: Моделирование воспитательно-образовательного процесса в ДОО


Моделирование воспитательно-образовательного процесса в ДОО
Цель: смоделировать образовательный процесс в соответствии со стандартами, сохранив при этом положительные моменты теории и практики дошкольного образования.
Задачи:
1. Создание позитивного отношения к применению и освоению нововведений, способствующих обновления содержания воспитательно-образовательного процесса.
2. Изучение и оценка профессиональных качеств личности педагога, выявление уровня профессиональной компетентности.
3. Развитие способностей к восприятию новшества, освоению и активному созданию, разработке педагогических технологий, повышения инновационной мотивации.
План: 1. Основные позиции обновления организации образовательного процесса
2. Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня
3. Алгоритм планирования и отслеживания результатов
4. Формы и методы проведения интегрированных ООД
5. Задание «Вставьте пропущенное слово / словосочетание»
6. Мнение-рассуждение педагогического коллектива по теме.
7. Выводы.
Литература
Ход мероприятия:
1. Основные позиции обновления организации образовательного процесса
Комплексно - тематическая модель организации образовательных содержаний. Тема выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме; реализуется в разных видах детской деятельности (тематический день, неделя, месяц)
Предметная среда гибко меняется в соответствии с содержанием – темой.
Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это:
Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:
Образовательная деятельность в режимных моментах;
Организованная образовательная деятельность;
Самостоятельная деятельность детей.
Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:
Образовательная деятельность в режимных моментах;
Организованная образовательная деятельность;
Самостоятельная деятельность детей.
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; Включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Занятием должна стать интересная для детей специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».
Самостоятельная деятельность детей
По санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы в дошкольных организациях на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.Но это не значит, что ребенок должен быть предоставлен самому себе. Для организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду и присмотр и уход за каждым ребенком.
Совместная деятельности взрослого и детей в процессе ОД и режимных моментов
включать воспитателя в деятельность наравне с детьми;
добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения):
свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
открытый временной конец деятельности (каждый работает в своём темпе);
основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра.
Образовательная деятельность это деятельность по реализации образовательных программ складывающаяся совокупность действий людей, направленная на культурное оформление и социализацию собственных склонностей, способностей и интересов за пределами урочных занятий.
Образовательная деятельность детей в режиме дня
Помимо организованной образовательной деятельности воспитателем должны быть запланирована и образовательная деятельность в режиме дня:
В утренние и вечерние часы
На прогулке
При проведении режимных моментов.
Цели образовательной деятельности в режиме дня:
Охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья.
Формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).
Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений.
Формирование у детей положительного отношения к труду.
2. Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня
Подвижные игры с правилами (в том числе народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки; Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков;
Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе; Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические), творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные; Опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико-ориентированных проектов), коллекционирование, моделирование, игры- драматизации; Беседы, речевые ситуации, составление рассказывание сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры; Слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации, Вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др.
Основой образовательного процесса является планирование.
План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование — это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.
Изменения в структуре планирования
Учебный блок заменяется на блоки образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей;
Увеличивается объем совместной деятельности взрослого и детей, в которую входит образовательная деятельность, осуществляемая как в ходе режимных моментов, так и при организации разных видов детской деятельности; Изменяется содержание понятий «совместная деятельность взрослого и детей» и «образовательная деятельность». В ФГОСе содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста. В первую очередь, назовем игру как ведущую деятельность детей дошкольников, а также коммуникативную, двигательную, продуктивную, познавательно-исследовательскую, трудовую, музыкально-художественную, чтение (восприятие) художественной литературы.Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становиться самостоятельной деятельностью ребенка-дошкольника; Совместная деятельность взрослого и ребенка – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия. Сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции и партнерской формы организации; С учетом вышеназванных сущностных признаков организация совместной деятельности взрослых и детей должна распространяться как на проведение режимных моментов, так и на всю общеобразовательную деятельность.
План воспитательно-образовательной работы с детьми должен отвечать определенным требованиям:
Основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
На комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
На принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
Планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.
При организации жизни детей педагогами учитываются:
задачи развития и воспитания;
возраст детей;
интересы, потребности и возможности самих детей;
установки и пожелания родителей.
3. Алгоритм планирования и отслеживания результатов
Шаг первый - выбор основы для построения тематического календаря.
Это может быть планирование в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год ("Времена года", 'Труд взрослых", "Безопасность на дорогах", "Новый год", "Москва", "Дом и семья" и т. д.). Или планирование на основе празднично-событийного цикла, основу которого составляют важные события в жизни детско-взрослого коллектива (День знаний, День рождения города, Осенняя ярмарка, Праздник фонариков, Новый год, День рождения группы, Мы путешествуем и т. д.).
Шаг второй - распределение тематики на учебный год с указанием временных интервалов. Тематика, отобранная воспитателем, может быть распределена по неделям.
Кроме этого, необходимо планировать развивающую среду, которая будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по освоению предложенных тем.
Обязательным условием при этом являются учёт особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников,
Разнообразие форм работы и видов деятельности, которые предусмотрены для реализации ООП дошкольной образовательной организации
Третий шаг: составление календарного плана на основе перспективного
Календарный план содержит
Взаимосвязь основных направлений работы, видов деятельности детей, образовательных областей; Форм образовательной деятельности с учётом части программы, формируемой участниками образовательных отношений, включая время для:
– ООД (не связанной с одновременным проведением РМ), осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, изобразительной и др.);
– Образовательной деятельности, осуществляемой в ходе РМ (во время утреннего приёма детей в ДОУ, прогулки, подготовки к приёмам пищи, дневному сну и т.п.);
– Самостоятельной деятельности детей;
– Взаимодействия с семьями детей по реализации ООП ДО.
Пример написания конспекта
1. Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе
2. Разработан в соответствии с тематической неделей «какой?»
3. Тема: (указать тему занятия)
4. Задачи ООД задачи перечисляются, задача может проходить через несколько областей): Обучающие, развивающие, воспитательные
5. Предполагаемый результат:
6. Виды деятельности: (перечислить те, которые будут использованы в ООД: продуктивная, коммуникативная и т. д.)
7. Формы организации совместной деятельности.
8. Индивидуальная работа:
9. Предварительная работа: (если необходимо)
10. Оборудование к ООД: (перечислить: демонстрационный материал, раздаточный материал)
11. Участие родителей в проведение ООД: (если это необходимо)
12. Ход ООД:
4. Формы и методы проведения интегрированных ООД
Социально-коммуникативное развитие направлено наусвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
ОО «Социально-коммуникативное развитие» - форма проведения
экскурсии, ролевые игры по литературным сюжетам, инсценирование, драматизация,
выразительное чтение стихотворений (конкурс чтецов), рисование, создание собственных рассказов и сказок, стихов, загадок; тематические путешествия
Речевое развитие включает
владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
ОО «Речевое развитие» - форма проведения
литературная гостиная,
экскурсия в виртуальную библиотеку (например: читальный зал),
ролевые игры по литературным сюжетам,
инсценирование,
драматизация,
выразительное чтение стихотворений (конкурс чтецов),
рисование,
создание собственных рассказов и сказок, стихов, загадок;
тематические путешествия (в виртуальный зоопарк – если тема «Дикие животные», на ферму/в деревню - если «Домашние животные»и т. д,
прессконференции для старших дошкольников,
просмотр мультфильма и обсуждение.
Познавательное развитие предполагает
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
ОО «Познавательное развитие» - формы организации
познавательные игры,
исследовательская деятельность,
детское экспериментирование,
проблемно-поисковые ситуации,
экскурсии (на «стройку», если тема «профессии»)
просмотр кукольных спектаклей с последующей беседой по ним,
КВН.
Художественно-эстетическое развитие предполагает
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
ОО «Художественно-эстетическое развитие» - формы организации
беседа,
виртуальные экскурсии в филармонию,
викторина «Угадай мелодию»,
посещение тематического праздника,
театральные этюды;
игры-драматизации,
репетиции и разыгрывание разнообразных сказок,
инсценировки,
творческие мастерские,
ролевые игры по литературным сюжетам,
драматизация и т. д.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
ОД для ОО «Физическое развитие» - форма проведения
упражнения, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),образовательная деятельность по формированию начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; закаливание и др.
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит
от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы. Может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):
Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми:
с одним ребенком;
с подгруппой детей;
с целой группой детей.
Выбор количества детей зависит от:
возрастных и индивидуальных особенностей детей;
вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная);
их интереса к данной деятельности;
сложности материала;
Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.
5.Задание «Вставьте пропущенное слово / словосочетание» с использованием ИКТ
Стандарт разработан на основе…/ Конституции Российской Федерации/, …/законодательства Российской Федерации/ и с учетом…. / Конвенции ООН о правах ребенка/
В основе ФГОС ДО заложены следующие основные принципы: сохранение…./ уникальности и самоценности детства/, личностно-развивающий и …. /гуманистический/ характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей; уважение …. /личности/ ребенка;
Стандарт направлен на достижение следующих целей: повышение…. /социального статуса/ дошкольного образования; обеспечение государством…/ равенства возможностей/ для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
Стандарт является основой для: разработки…./ Программы, вариативных примерныхобразовательных программ/
Стандарт включает в себя требования к: объему и …./структуре, условиям реализации, результатам освоения/ Программы.
Определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
Социально…/коммуникативное/ развитие;
Художественно …. /эстетическое/ развитие;
Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
предметно…./пространственная развивающая/ образовательная среда;
характер взаимодействия с …. /взрослыми/;
характер взаимодействия с …/другими детьми/;
система отношений ребенка к …. /миру, к другим людям, к себе самому/.
Программа должна основываться на …/комплексно-тематическом принципе/ построения образовательного процесса
Программа должна предусматривать решение образовательных задач в …/совместной деятельности/ взрослого и детей и…/самостоятельной деятельности/ детей не только врамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов….»;
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является …. /игра/ и др.
6. Мнение-рассуждение педагогического коллектива по теме
7. Выводы
1. ООД способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной.
2. У детей формируется познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность.
3. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс.
4. ООД объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
5. ООД способствует более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество.
6. Интеграция помогает сократить количество ОД, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.
Литература
Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: Метод.пособие / Н.В. Алешина. - М., 2005.
Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для вузов.-2-е изд., испр. и доп./ Л.Р. Болотина и др.- М.: Академич. Проект; Культура, 2005.- 240с.
Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста: Кн.для воспитателя дет.сада / Под ред.Г.Н.Годиной,Э.Г.Пилюгиной. - М., 1987.
Галигузова, Л.Н.Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие для вузов / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова.- М.: Владос, 2007.- 301с.
Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - М., 2005.
Дошкольник: обучение и развитие : Воспитателям и родителям / В. Белкина, Н. Васильева и др. - Ярославль, 1998.
Игровое обучение детей 5-7 лет. Методические рекомендации / под ред. Н.В. Ивановой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 112 с.
Куцакова, Л.В. Воспитание ребенка-дошкольника: Развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: Програм.-метод.пособие / Л.В. Куцакова,С.И. Мерзлякова. — М., 2003.
Петрова, Т.И. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Кн.1, Младшая и сред.группы. - М., 2003.
Скакун, В.А. Основы педагогического мастерства : учеб. пособ./ В.А. Скакун. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 207 с.
Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 3-е изд., стер. — М., 2008.
Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста : Учеб.пособие для студ.вузов / Под ред.Е.А.Дубровской,С.А.Козловой. — М., 2002.
Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста : Пособие для педагогов дошк.учреждений. — М., 2001.
Нравственное и трудовое воспитание дошкольников : Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / С.А.Козлова,Н.К.Ледовских,В.Д.Калишенко и др.; Под ред.С.А. Козловой. — М., 2002.
Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников : Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Под ред.Л.Г. Нисканен. — М., 2002.
Титоренко, С.А. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста : Учеб.пособие. - Воронеж, 1998.
Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию : Учеб.пособие / Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и др.; Под ред.Т.С. Комаровой. - 3-е изд., дораб. — М., 1991.