Нетрадиционные методы работы с родителями


Дошкольный образовательный центр №33 «Нұрсәт»
Воспитатель Власова Н.Н.
Нетрадиционные методы работы с родителями
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживания; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей т. е. сообщение им знаний, формирование у них педагогический умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использование. Как показывает практика и проведенные научные исследования, родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности. Задача педагогов дошкольного учреждения - помощь родителям в воспитании детей. Но педагоги не всегда готовы к этой деятельности в силу ряда причин. Возникает еще одно противоречие, которое разрешается посредством методической работы в ДОУ. Старший воспитатель, или, как его принято называть, методист оказывает педагогическую помощь воспитателям в установлении контакта с родителями воспитанников, выявлении их трудностей, положительного опыта. Существуют определенные этапы проведения, формы и методы работы в ДОУ. Специфика ее заключается в многоуровневом характере. Так, старший воспитатель влияет на воспитателей, что бы те в свою очередь повышали педагогическую культуру родителей, а родителей грамотно могли воспитывать детей. В данной программе представлены материалы по проведению нетрадиционных работ с родителями в старшей группе. Описание проведения мероприятий даны по схеме цели, пособия, методические приемы (сценарии).
Родители нуждаются в помощи со стороны специалиста, хотя некоторые из них и не осознают этой потребности, таким образом воспитательный потенциал семьи не используется родителями в полной мере. Чтобы грамотно воспитывать ребенка необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, понимании того, что он должен знать и уметь в этом возрасте.
Научить родителей правильно и грамотно воспитывать своего ребенка применяя единство воспитания воздействий на него со стороны всех взрослых, учитывая возраст и индивидуальные особенности ребенка, понимании того, что он должен знать и уметь в этом возрасте.
Формы общения педагога с родителями в ДОУ
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное - донести до родителей знания. Существует традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями.
Традиционные Формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно- информационные.
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организационного ознакомления с их задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Например, предлагаем такие темы: «Знаете ли вы своего ребенка?», «Воспитание послушания у детей», «Методы педагогического воздействия» и др. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, как отмечалось нами выше, лучше всего вести диалог с использованием методов активизации родителей. По мнению лекторов, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами». Не рекомендуется применять в работе с родителями казенных слов типа «доклад», «мероприятия», «повестка дня», «явка строго обязательна». Если педагог читает текст не отрываясь, складывается впечатление, что он некомпетентен в излагаемых вопросах. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др.), а также специалисты среди родителей, имеющие отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь и др.). собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3-5 дней. Тему рекомендуем формулировать проблемно, например: «Послушен ли ваш ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и др. В объявление можно поместить небольшие задания для родителей, например, понаблюдать за поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т.д. Задания обусловлены темой предстоящего собрания. Как показывает опыт, родители активно реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети. Например, на собрание по трудовому воспитанию можно подготовить приглашения в виде фартука или веничка, к Новому году в форме елочки и др. Дело конечно не в названии проведения формы работы с родителями. Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами, такими как «Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол» и др. Хочется предостеречь педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают, что с родителями надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогическое содержание уходит. Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных с родителями можно организовать беседы и собрания. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Целесообразно провести экскурсию по ДОУ, познакомить родителей со специалистами, с объяснением профиля и задач учреждения: можно издать буклет, рекламу, рассказывающие о конкретном учреждении.
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями: это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть, как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу, ее особенность, активное участие и воспитателей, и родителей.
Беседа может возникнуть стихийно, по инициативе родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям., сообщает им тему и просит их подготовить вопросы, на которые они бы хотели получить ответ. Планируя тематику, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.
Беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекомендуется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Воспитателя следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать обстановку, располагающую излить душу. Например, педагог хочет выяснить особенности воспитания ребенка в семье. Можно начать эту беседу с положительной характеристики ребенка, показать, пусть даже незначительные его успехи и достижения. Затем можно спросить у родителей, как им удалось добиться положительных результатов в воспитании. Далее можно тактично остановиться на проблемах воспитания ребенка, которые на взгляд воспитателя еще необходимо доработать. Например, «Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на воспитание трудолюбия, самостоятельности, закаливания ребенка и др» дать конкретные советы.
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации- родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
Существуют и «заочные» консультации. Готовиться ящик «конверт» для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как показал наш опыт проведения «заочной консультации», родители задавали разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух. Отдельную группу составляют наглядно - информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь в семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности режимных моментов, занятий: фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки- передвижки.
В настоящее время популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка поскольку видят его в другой новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Проводят игры с педагогическим содержанием, например, «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай» «КВН», «Ток-шоу», где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и многое другое. В ряде детских садов организуется педагогическая библиотека для родителей, книги им выделяются на дом. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки», досуги «Неразлучные и друзья: взрослые и дети». «Семейные карнавалы».
«Устный журнал» состоит из 3-6 страниц или рубрик по длительности каждая занимает от5-до 10 минут. Например, рекомендуем использовать рубрики: «Это интересно знать». «Говорят дети». «Советы специалиста» и др. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения.
Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей» в течение которых родители могут побывать в любой группе.
В проведение «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога, родителям предлагается подписать «визитку», приколоть ее на груди. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.
На наш взгляд целесообразно проведение нетрадиционных форм общения с родителями по типу различных телепрограмм в частности «Ток-шоу». Можно заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам наказания детей их подготовки к школе и т.д. Дать слово «экспертам», возможность высказаться каждому желающему. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.