Педагогическая разработка Основные формы взаимодействия ДОУ и семьи


Педагогическая разработка:
«Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи»
Разработала: воспитатель МАОУ «Детский сад №46»
1.Родительский клуб « Семейный очаг»
Цель: построение системы взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам
формирования направленности ребёнка на семью в контексте
патриотического воспитания
Задачи:
- стимулирование и реализация направленности родителей в воспитании
у детей семейных ценностей;
- сочетание различных видов коллективно – творческой активности детей
в совместной деятельности с родителями;
- повышение активной роли семьи в развитии и воспитании детей;
- педагогическое просвещение родителей по проблеме формирования
семейных ценностей у детей.
Годовой план работы клуба « Семейный очаг»
Месяц Мероприятие
Октябрь Консультация для родителей « Современная семья. Какая она?»
Разработка атрибутов клуба « Семейный очаг»
Ноябрь Совместная деятельность « Солнышко»
Декабрь Проектная деятельность « Что означает имя»
Январь Совместное развлечение « Неразлучные друзья – взрослые и дети»
Февраль Конкурс « Семейные таланты»
Март Заседание семейного клуба « Мама – хранительница тепла и семейного очага»
Апрель Выставка семейных реликвий « Бабушкин сундучок»
Май Совместное развлечение « Туристская весна»
2.Родительский клуб « Родительские встречи»
Цель: создание условий для осознания родителями престижности их роли
в воспитании детей, формирование умения принять на себя
ответственность за воспитание и развитие своих детей.
Задачи:
- создавать атмосферу общности интересов между родителями;
- повышать психолого – педагогическую культуру родителей;
- формировать у родителей активную позицию и сознательное участие
в жизни своих детей.
3.Детско – родительский клуб « Первые шаги»
Задачи:
- формировать умение снимать психоэмоциональное напряжение,
связанное с адаптацией детей к новым условиям;
- оказывать помощь в установлении доверительных отношений между
детьми и воспитателями;
- устанавливать первые позитивные контакты ребёнка со сверстниками;
- гармонизировать детско – родительские отношения.
4. Семейный клуб « Здравушка»
Задачи:
- активизировать опыт родителей в приобщении детей к здоровому образу
жизни;
- ознакомить родителей со здоровьесберегающими технологиями.
5. Семейный клуб « Семь Я»
Цель: объединить усилия ДОУ и семьи в вопросах воспитания, развития
ребёнка; предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания.
Формы организации:
- Устные журналы для родителей
- Полезная книга для родителей
- Совместные досуги и развлечения
- Родительская гостиная
- Вы спрашиваете – мы отвечаем
- Практикум
- Посиделки
- Круглый стол
- Знатоки педагогических секретов
- Дискуссия – размышление
- Вечер воспоминаний
6. Детско – родительский клуб « Вырастай – ка!»
Цель: создание условий для более эффективной работы с детьми раннего возраста и привлечения внимания родителей к проблемам их
развития.
Задачи:
- обучать родителей игровому взаимодействию с детьми;
- повышать психолого – педагогические знания родителей;
- обеспечивать психологический комфорт детей и родителей в группе.
Темы занятий:
- Родительские ожидания. Итоги анкетирования.
- Развитие ребёнка раннего возраста.
- Игрушка в жизни ребёнка.
- Непослушный ребёнок.
- Песочная терапия.
- Водная терапия.
- Капризы детей.
- Стили общения в семье.
- Психомоторное развитие ребёнка.
- Общение детей.
- Каким должно быть наказание.
7. Мамина школа
Цель: установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах
воспитания детей раннего возраста; оказание психолого –
педагогической помощи родителям детей раннего возраста;
пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
повышение педагогических знаний родителей детей раннего
возраста.
Темы:
- Адаптация ребёнка к ДОУ;
- Значение режима дня в сохранении эмоционального благополучия ребёнка;
- Особенности организации питания детей раннего возраста в детском саду и
дома;
- Создание условий для развития сенсорных способностей детей;
- Закаливание как одно из средств профилактики простудных заболеваний;
- Воспитание самостоятельности и культурно – гигиенических навыков
у детей раннего возраста;
- Активизация речевой и двигательной активности ребёнка.
8. Родительский клуб « Островок безопасности»
Цель: объединение усилий педагогов и родителей в формировании
у детей навыков безопасного поведения.
Задачи:
- познакомить родителей с работой ДОУ по формированию у детей
навыков безопасной жизнедеятельности;
- ознакомить с причинами и последствиями неадекватного детского
поведения;
- дать представление о формах и методах обучения детей правильной
реакции на неожиданно сложившуюся ситуацию.
Перспективный план работы родительского клуба
« Островок безопасности»
Месяц Тема Мероприятия
Октябрь Ребёнок и дорога Деловая игра « Знатоки правил дорожного движения»
Просмотр видеоряда « Ребёнок и дорога»
Декабрь Ребёнок и здоровье Выставка коллажей « Здоровая семья»
Спортивные конкурсы для детей и родителей
« Молодецкие игры»
Апрель Ребёнок один дома Семейный театр « Кошкин дом»
Показ семьями проблемных ситуаций и их обсуждение
( ребёнок один дома, чужие люди, опасные предметы)
Май Ребёнок и природа Беседа на тему « Опасности в природе»
9. Детско – родительский клуб « Дружная семья»
Цель: оказание психолого – педагогической поддержки семьи;
всестороннее сопровождение воспитания и развития детей,
посещающих ДОУ.
Темы:
- Я – молодой родитель
- Развивающие игры для детей третьего года жизни
- Играем вместе
- Общение – это важно
- Роль семейного общения в развитии речи детей раннего возраста
- Кризис трёх лет
- Как устанавливать запреты
- Детско – родительский досуг « Кулинарный поединок»
- совместные развлечения ( спортивные и тематические)
10. Родительский университет
Цель: содействовать становлению ключевых и сопутствующих компетенций
родителей детей раннего возраста в области их воспитания и развития.
Кафедра « Раннее детство»
Цель: содействовать формированию компетентности родителей в вопросах
развития, воспитания и обучения детей раннего возраста.
Задачи:
- способствовать обогащению и систематизации информационного поля
родителей в вопросах раннего развития детей, возрастных особенностей
детей, ведущих линий развития;
- содействовать умению ориентироваться в многообразии современной методической литературы для родителей;
- способствовать формированию осознанного интереса родителей к вопросам
семейного воспитания ребёнка в период раннего детства;
- способствовать обогащению коммуникативных умений, обеспечивающих
эффективность взаимодействия родителя с ребёнком раннего возраста.
Темы:
- Ранний возраст – уникальный период в развитии ребёнка;
- Уникальность семейного воспитания ребёнка раннего возраста;
- Малыш и мир предметов;
Кафедра « Мир речи и общения»
Цель: содействовать формированию ключевых компетенций родителей
в вопросах развития речи детей раннего возраста.
Задачи:
- содействовать обогащению, углублению и систематизации знаний
родителей в области речевого развития детей раннего возраста;
- уточнять и обобщать представление родителей о путях и средствах
речевого развития ребёнка раннего возраста;
-содействовать формированию осознанного интереса родителей к процессу
речевого развития детей раннего возраста
Темы:
- Речь как деятельность, речевое общение;
-Мир слов вокруг нас;
-Художественная литература для детей раннего возраста;
-Родители рассказывают сказку.
Кафедра « Здоровьесбережения и здоровьеукрепления»
Цель: повышать компетентность родителей в вопросах физического развития и здоровьесбережения детей раннего возраста.
Задачи:
- содействовать формированию представлений родителей об организации
правильного питания, закаливания, адекватной возможностям ребёнка
физической нагрузки и организации двигательной активности,
моделировании режима дня;
- способствовать формированию практических навыков взаимодействия
с ребёнком в процессе совместной физкультурно – оздоровительной
деятельности;
- развивать положительное отношение родителей к осуществлению
физкультурно – оздоровительной деятельности.
Темы:
- Необходимость сбалансированного питания для ребёнка раннего возраста;
- Выбираем закаливание для малыша;
- Физическая культура в семье;
- Режим дня – залог здоровья;
- Как поставить заслон ОРВИ.
Кафедра « Дети и мир природы. Первые эксперименты»
Цель: содействовать формированию компетентности родителей в вопросах
экологического воспитания и развития детей раннего возраста.
Задачи:
- способствовать становлению педагогической компетентности в области
экологического образования;
- развивать потребность формировать начало экологической культуры,
интереса к миру природы у детей раннего возраста.
Темы:
- Кто живет рядом с нами;
- Собираем урожай;
- Из чего же это сделано?
- Интересное вокруг нас.
Кафедра « Играем вместе с ребёнком»
Цель: формировать умение развивать игровую деятельность детей
в условиях семейного ( домашнего) воспитания.
Задачи:
- обогащать представления родителей об игре, роли игры в развитии
ребёнка, социализирующего, обучающего, воспитывающего и
развивающего влияния;
- познакомить родителей со своеобразием игровой деятельности детей
раннего возраста;
- содействовать активному приобретению родителями знаний об условиях
развития игровой деятельности ребёнка в домашних условиях,
об основных требованиях к игровой среде, о педагогических
возможностях игры в решении задач воспитания, развития ребёнка;
- обобщить, активизировать и уточнить представления родителей о значении
игры в жизни ребёнка;
- формировать умение в организации разных видов игр в домашних
условиях.
Темы:
- Игра в жизни малыша;
- Игрушки для игры;
- Игровое взаимодействие с ребёнком;
-Игра как досуг и как развлечение;
- Играют мальчики, играют девочки;
-Эмоциональное и социальное развитие в игре.