Программа экологического кружка Почемучка
Дополнительная образовательная программа
экологического кружка «Почемучка»
Автор: учитель начальных классов
Тябокина С.В.
Брянск
2015 год
Пояснительная записка
Все мы – дети “Природы”. Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.
Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:
систему экологических знаний (естественно - научных, ценностно-нормативных, практических),
экологическое мышление,
культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма),
культуру экологически образованного поведения характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.
Культура – это та область человеческого бытия, в основании которой лежат общечеловеческие ценности. Поэтому очень важно сделать эти ценности достоянием личности.
Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.
Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения.
Программа дополнительного образования «Почемучка» имеет социальную направленность и является составной частью образования учащихся 1-4классов.
Актуальность программы
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Мой опыт общения с детьми показал, что не всегда дети правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на уроках окружающего мира этому отводится главная роль.
Таким образом, идея создания дополнительной программы экологического воспитания возникла не случайно, а на основе комплексного анализа: наблюдения, результатов мониторинга детей. Я надеюсь, что данная программа поможет мне формировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины.
Цель программы:
Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).
Задачи программы:
Обучающие:
Учить детей быть ответственными за свои поступки.
Формировать культуру поведения в природе.
Обогащать представления об окружающем мире.
Воспитательные:
Прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру.
Воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям.
Воспитывать потребность в общении с природой.
Способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности.
Способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Развивающие:
Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
Развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
Формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
Повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
Развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
Социальные:
Воспитывать умение делать выбор и нести за него ответственность.
Учить адаптироваться к окружающей жизни; умению определять свои отношения с другими людьми.
Формировать здоровый образ жизни.
Оказать помощь в формировании жизненных ценностей.
Программа экологического кружка “Почемучка” разработана для детей 6,5-9 лет.
Срок реализации: 4 года
Формы и режим занятий.
Общее количество занятий в году составляет 33ч.
Занятия проводятся:
1 раз в неделю по 1 часу.
Основные виды деятельности детей:
Учебное занятие.
Практическая работа.
Игра.
Творческая работа.
Выставки.
Проекты
Педагогическая идея состоит в выработке мотивации:
к дальнейшему углублению знаний в сфере интересов;
к формированию таких качеств, как целеустремлённость, твёрдость, стремление к риску, терпение;
к воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуманного отношения к окружающему миру.
Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.
Принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию).
Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп школьников).
Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.
Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).
Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).
Принцип ориентации на успех.
Принцип взаимоуважения.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).
Принцип связи обучения с жизнью.
Принцип связи обучения с жизнью.
Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.
Принцип креативности (творчества) и коллективности в клубе.
Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.
Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).
Ожидаемые результаты
Воспитанники должны знать:
Основы экологической культуры.
Некоторые особенности природы своего края.
Основные признаки времен года.
Значение природы для человека.
Группы растений и животных.
Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
Правила поведения в природе.
Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
Воспитанники должны уметь:
Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
Выполнять правила личной гигиены.
Различать изученные растения, животных.
Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
Подкармливать птиц в простейших кормушках.
Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.
Способы отслеживания и контроля результатов обучения.
Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:
самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;
контрольные формы работы: тесты, контрольно – познавательные игры;
табло достижений;
открытые занятия в игровой форме;
участие в массовой вне учебной деятельности;
разработка памятки «Юный эколог».
Тематическое планирование разделов.
№ п/п
Наименование раздела
Всего часов
В том числе занятия
теоретических
практических
1
Введение в экологию
7
5
2
2
Молчаливые соседи
4
3
1
3
Пернатые друзья
4
1
3
4
О чем шепчут деревья
4
1
3
5
Загадки животного мира
2
2
-
6
Секреты неживой природы
3
2
1
7
Оранжерея на окне
2
-
2
8
Человек – часть живой природы
5
1
4
9
Охрана природы
2
1
1
ИТОГО:
33
16
17
Тематический план на 2015-2016 учебный год.
№
п/п
Наименование раздела
Всего
часов
Тема
Содержание занятий, формы, методы, приёмы и средства обучения
Кол-во часов
Дата
Теорет.
Практ.
по плану
по факту
1
Введение в
экологию
7
1.Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово «Экология»?
Беседа «Экологическая ситуация в городе»
Игра «Почемучки»
1
2. Веселое путешествие в природу
Экскурсия в парк. Сбор природного материала.
1
3.Пр.зан. Творческая мастерская
Изготовление поделок из природного материала.
1
4.Я и мир вокруг. С любовью к природе.
Беседа. Конкурс рисунков «Я и природа» .Ресурсный круг «Я люблю природу за....»
1
5.Наша планета.
Беседа. Чтение условных обозначений на карте, глобусе.
1
6.Отношение человека к природе
Беседа о правилах поведения в природе, значении природы для человека. Акция «Сохраним город чистым!»
1
7.Экологическая безопасность.
Беседа о катастрофах в природе. Конкурс рисунков «Пожар и природа»
1
2
Молчаливые соседи
4
1. Наблюдения за домашними животными. Кто живет в нашем доме?
Беседа о домашних животных. Конкурс рисунков «Наши братья меньшие».
1
2 Породы собак. Породы кошек.
Знакомство с разными породами собак. Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой. Знакомство с разными породами кошек. Познавательно-развлекательная программа «В гостях у тети кошки». Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой.
1
3. Чем питаются домашние животные?
Беседа «Чем питаются домашние животные». Рассказ детей на основе наблюдений.
1
4. Как ухаживать за своим питомцем?
Рассказ-описание «Мой любимец»
1
3
Пернатые друзья
4
1.Перелетные птицы.
Беседа «Почему птицы улетают?» Экологическая игра «Найди зимующих птиц»
1
2. Прогулка в парк. Экологическая акция «Поможем птицам!»
Изготовление кормушек. Открытие птичьей столовой «Хлебные крошки»
1
3.Художественное слово о птицах
Разучивание стихов, загадок о птицах.
1
4 . Праздник «Птицы-наши друзья»
Праздник проводится в рамках недели природоведения.
1
4
О чем шепчут деревья
4
1. Этажи леса.
Беседа. Знакомство с разными видами растений.
1
2. Экскурсия «По тропинке в лес пойдем» Сезонные изменения у растений.
Наблюдение за деревьями. Беседа на основе наблюдений об осенних, зимних, весенних изменениях в природе. Викторина «Знатоки растений» Разгадывание кроссвордов, ребусов.
1
3.Мы – художники.
Рисование дерева в разные времена года
1
4. Загадки леса
Викторина о лесе.
1
5
Загадки животного мира
2
1. Зимовье зверей
Беседа«Как звери проводят зиму»; «Санитары леса»
Викторина «Знакомые незнакомцы». Творческая работа об одном лесном жителе.
1
2.Любопытные факты о живой природе
Интересные сведения о жизни муравьев.
1
6
Секреты неживой природы
3
1.Природа – наш общий дом
Беседа. Дидактическая игра «Город, в котором хотелось бы жить»
1
2. Времена года.
Беседа, загадки, пословицы, поговорки о временах года. Работа с литературой. Поиск пословиц, загадок о временах года. Оформление книжки-малышки «У каждого месяца свои порядки. Приметы»
1
3. Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом. Как бороться с гололедом.
Беседа. Проведение опыта со льдом, снегом, водой. Экологическая акция «Гололед»
1
7
Оранжерея на окне
2
1. Любители света и тени, влаги и тепла. Аптека на окне.
Беседа. Разгадывание кроссворда о домашних цветах. Практическая работа. Беседа. Знакомство с растениями-целителями. Практическая работа «Изготовление лечебного средства»
1
2.Исследовательская работа «Влияние света на рост и развитие комнатного растения»
Консультация. Подбор литературы.
1
8.
Человек – часть живой природы
5
1. Люди разные нужны, люди всякие важны.
Знакомство с профессиями людей.
1
2. Выращивание лука в домашних условиях. Исследовательская работа «Влияние условий хранения на рост и развитие репчатого лука»
Посадка лука в классе. Уход за ним. Знакомство с условиями проведения исследования. Правила оформления своих исследований.
1
3. Человек! Будь природе другом!
Брейн - ринг. Разучивание стихов, загадок, песен о природе. Выставка мини-плакатов об охране природы.
1
4. Вредные привычки.
Беседа о вреде никотина на здоровье нашего организма.
Ресурсный круг «Вредные привычки по отношению к окружающей нас природе» Акция «Нет - вредным привычкам!»
1
5. Выпуск тематических газет «Лекарственные растения», «Перелетные птицы», «Бабочки»
Подбор материала и оформление газет в рамках недели природоведения».
1
9
Охрана природы.
2
1.Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края.
Беседа, знакомство с Красной книгой. Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу. Экскурсия в музей.
1
1
ИТОГО
33
16
17
Содержание программы
Курс программы состоит из 9 разделов.
1 раздел – “Введение в экологию”
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
2 раздел – “Молчаливые соседи”
В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.
3 раздел – “Пернатые друзья”
Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел “Пернатые друзья”. На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия “птичьей столовой”.
4 раздел – “О чем шепчут деревья”
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки.
Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.
5 раздел – “Загадки животного мира”
Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина.
Каждый год в нашем городе работает привозная выставка экзотических животных, на которой ребята могут увидеть многих жителей животного мира теплых стран.
6 раздел – “Секреты неживой природы”
Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: “Ей же больно”. Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: “Они живые”. А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в шестом разделе программы.
7 раздел – “Оранжерея на окне”
Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.
8 раздел – “Человек – часть живой природы”
В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.
9 раздел – “Охрана природы”
В этом разделе дети знакомятся с понятием “Красная книга”, узнают о редких видах растительного и животного мира.
Рекомендуемая литература:
Для педагога:
Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец “Естествознание” Пробный учеб.-М.:Просвещение, 2002
Королева А.В. “Естествознание для малышей” журнал “Начальная школа” 1998г. №10
Кульневич С.В.., Лакоценина Т.П “Нетрадиционные уроки в начальной школе:(Выпуск 1. Математика, природоведение): Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений.-
Молодова Л.П. “Игровые экологические занятия с детьми”
Николаева С.Н. методика экологического воспитания в детском саду. Книга для воспитателей дтского сада – М.:Просвещение,2001.
Ростов н/Д:ТИ “Учитель”, 2002.
Рыжова Н.А “Не просто сказки”(экологические рассказы, сказки, праздники)
Рыжова Н.А “Наш дом – природа”Журнал “Начальная школа” 1998г. №10
Для воспитанников:
Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин “100 вопросов и ответов” Животные.-М.:ЗАО “Росмэн”, 2006.
Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.
Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко “АСТ”, 1995.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко “АСТ”, 1999
13PAGE 15
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315