Программа экологического клуба ЗУБРёнок
МБОУ Николо- Березовская СОШ
Программа
экологического клуба
«ЗУБРёнок»
Бондарева Т.Н., учитель начальных классов
Кнышова С.И., учитель начальных классов
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению Утверждаю:
на заседании педагогического совета директор МБОУ Николо- Березовской СОШ
МБОУ Николо- Березовской СОШ ___________/Чернова Г.Н./
от 30.08.2013 № 01 приказ от 31.08.2013 № 81А
Программа экологического клуба
«ЗУБРёнок»,
реализуемая в МБОУ Николо- Березовской СОШ на I ступени НОО на 2013-2017 гг.
Паспорт программы
Заказчик Педагогический коллектив МБОУ Николо- Березовской СОШ
Основные разработчики Бондарева Т.Н.
Кнышова С.И.
Цели Создание условий для формирования экологической грамотности личности.
Развитие экологической культуры у детей младшего школьного возраста.
Формирование у школьников ответственного отношения к окружающему миру.
Привлечение родителей к помощи укрепления экологической культуры своих детей.
Задачи Создавать условия для формирования и развития экологической культуры у учащихся.
Осуществлять природоохранную деятельность.
Способствовать распространению экологических знаний среди детей разных возрастов.
Вести пропаганду здорового образа жизни.
Сроки реализации программы 2013-2017 гг.
Ответственный за реализацию программы Бондарева Т.Н.
Кнышова С.И.
Источник финансирования Бюджетные средства
Ожидаемые результаты реализации программы Сформированность экологической культуры
Знание экологических преимуществ и недостатков родного края
Понимание необходимости изучения экологических проблем родного края и их решения
Понимание необходимости вести здоровый образ жизни
Актуальность программы
Экологическое воспитание – проблема актуальная. Это связано с тяжёлой экологической ситуацией на Земле, которая определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления. Одна из причин такого положения – экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. В нашей стране разнообразная флора и фауна. В руках человека красота и богатство родной земли. Стремление извлечь сиюминутную выгоду, не думая об ущербе, наносимом природе и обществу, крайняя заниженность направленных ценностей и многое другое указывает на низкую экологическую культуру взаимоотношения с окружающей средой.
Экологическое воспитание должно начинаться с раннего детства. Дети восприимчивы к добру, они очень любознательны. И в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Младший школьный возраст – этап формирования этих основ. Базовым в развитии экологической культуры младших школьников выступает уровень, приобретённый ими в дошкольном возрасте. Новая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя, воспитателя; выполнения предложенных правил поведения и обращения с представителями животного и растительного мира; эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т.д.; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.
Чтобы полностью осуществлять экологическое развитие детей система работы в начальной школе должна сочетаться с работой семьи в этом направлении. Ведь именно в семье закладываются основы гуманного отношения к природе. Семья даёт первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности в природе.
Ведущий тенденцией занятий является интеграция. Она предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности (наблюдение, исследование, беседа, игра, экологические викторины и др.). Благодаря разнообразным формам и методам работы происходит обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование этических и эстетических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.
Цель программы:
формировать экологические знания у учащихся;
развивать экологическую культуру у детей младшего школьного возраста;
вовлекать детей в природоохранную деятельность;
пропаганда здорового образа жизни.
Задачи программы:
формирование у учащихся интереса к исследовательской деятельности, эффективному методу воспитания экологической культуры;
развитие экологического мышления у учащихся;
привитие интереса к проблемам окружающей среды;
воспитание чувства уважения, любви и гордости за природу своего родного края;
повышение эрудиции учащихся по экологическим проблемам;
вовлечение учащихся в практическую деятельность по охране окружающей среды;
способствовать развитию у учащихся чувства ответственности за свое здоровье и окружающий мир.
Направления реализации программы
Программа направлена на познание окружающей среды, ведение активного здорового образа жизни, способствующего успеху современного человека. Это достигается путем наблюдения за природой и активных мероприятий по ее защите; немаловажную роль в освоении навыков защиты природы является работа с широкой общественностью, а также вовлечению учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, пропаганда экологических знаний и знаний о здоровом образе жизни - листовки, газеты, презентации).Ожидаемые результаты:
Посещая занятия клуба и участвуя в проводимых мероприятиях, учащиеся значительно повысят свои знания в области экологии и краеведения. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды округа, в котором они живут, научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений в поселке, крае, стране; любить, ценить и оберегать окружающую их природу. Сформируют в себе, личность, способную противостоять активному влиянию негативных процессов, происходящих в природе и обществе.
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Содержание программы
1-4 классы
№
п/п Основные направления работы экологического клуба «ЗУБРёнок»
1. Природа вокруг нас
2. Экология – наука о нашем доме
3. Человек и природа
4. Экомониторинг5. Охранять и защищать
6. Театр экологических знаний
7. Здоровый образ жизни
Природа вокруг нас.
В данном направлении предполагается изучение природных комплексов, находящихся в Ростовской области; изучение характерных представителей живой природы для данной местности. Создание поделок, гербариев из природного материала, позволят развить творческие способности учащихся. Также данный раздел предполагает осмысление накопленного материала.
Экология – наука о нашем доме.
В связи с возрастающей важностью знаний об экологии в данном направлении будут освещены основные принципы данной науки, ее значимость в повседневной жизни людей. Большое внимание в данной теме уделено проблемам экологии местности. Учащиеся познакомятся с важнейшими экологическими терминами, словарями и справочниками о природе.
Человек и природа.
Данное направление рассматривает теоретическое и практическое знакомство с воздействием деятельности человека на окружающую среду. Занятия включают яркие примеры из жизни, природоохранные акции и мероприятия. Проводятся викторины и конкурсы. На территории родного посёлка раздаются информационные листовки об экологических проблемах и путях их решения.
Экомониторинг.
Занятия по данному направлению включают в себя практическое применение знаний о мониторинге окружающей среды, наблюдения за динамикой природных явлений, что способствует повышению интереса учащихся к изучению природы города, получить информацию о состоянии природных территорий Ростовской области. Результат мониторинга – это выставки, посвященные природе, проекты, изготовление эколого - информационных стендов.
Охранять и защищать.
Данное направление включает в себя природоохранные акции, направленные на осознание и понимание важности охраны и преобразования окружающей среды, знакомство ребят с основными законами РФ «Об охране окружающей среды», что поможет им повысить уровень экологически-правовых знаний. Данная тема познакомит учащихся с деятельностью общественных экологических организаций.
Театр экологических знаний.
Данное творческое направление поможет учащимся в наглядной форме запомнить необыкновенное разнообразие экологических терминов и понятий, раскрыть свой творческий потенциал.
Здоровый образ жизни.
Это занятия- практикумы. С помощью конкретных примеров учащиеся рассмотрят примеры из жизни, важность и значимость которых очень важны для сохранения здоровья человека и окружающей среды в целом.
Тематическое планирование
№ Мероприятия
Форма занятия Дата
1 класс
1 Экологический светофор.
классный час сентябрь
2 Берегите добрый лес – он источник всех чудес. беседа
(презентация) октябрь
3 В зоопарке. устный журнал
ноябрь
4 Синичкин день.
классный час декабрь
5 Человек – часть природы. беседа
январь
6 Календарь природы. классный час
февраль
7 Всё живое на Земле – родня! беседа
март
8 Встречайте птиц. классный час апрель
9 Экологическая тропинка. внеклассное мероприятие май
2 класс
1 Чем богата Земля.
беседа
сентябрь
2 Мы – коллекционеры.
игра октябрь
3 Вода – это жизнь. внеклассное мероприятие ноябрь
4 Сколько воды нам нужно?
классный час декабрь
5 Жалобная книга природы. беседа
январь
6 Мы хотим защитить.
беседа февраль
7 Комнатные растения.
урок- исследование март
8 Посадим дерево. урок-исследование апрель
9 Цветы. беседа
май
3 класс
1 Экологическая акция: «Очистим планету от мусора».
сюжетно-ролевая игра сентябрь
2 Загрязнение водоёмов. Что с рекой?
Экскурсия: «Золотая волшебная осень».
внеклассное мероприятие октябрь
3 Большая беда – озоновые дыры (дать понятие об УФ лучах, их воздействии на живые организмы).
беседа
ноябрь
4 Птичья ёлка (о птицах, зимующих в нашей местности).
Практическая деятельность: «Развешивание кормушек». игра
декабрь
5 Берегите всё живое. классный час
январь
6 Вода – наш друг (знакомство с ролью воды на планете, с влиянием водной среды на живые организмы).
Конкурс рисунков: «Наша река Берёзовая».
беседа
февраль
7 Экскурсия «Где прячется весна?» (показать чудо пробуждающейся природы).
классный час
март
8 Первоцветы (особенности строения, последствия, к которым приводит сбор цветов и их вытаптывание.)
беседа апрель
9 Беспокойство пчёлок.Решение экозадач (раскрыть особенности жизнедеятельности).
классный час
май
4 класс
1 Давайте вспомним лето.
Экологическая акция: «Очистим планету от мусора». классный час
сентябрь
2 Сказка о том, как звери домами поменялись.
Практическая деятельность: «Изготовление кормушек для птиц из пластиковых бутылок». урок - путешествие
октябрь
3 Распространение семян. дидактическая игра
ноябрь
4 Птицы нашего села, давайте познакомимся.
Конкурс рисунков.
урок-конкурс декабрь
5 Загадочный мир насекомых. урок - путешествие
январь
6 Как устроена живая природа (дать понятие экосистемы).
Конкурс загадок о природе. классный час
февраль
7 Сообщества растений и животных. классный час
(презентация)
март
8 Обо всём в природе понемногу (калейдоскоп из жизни растений и животных).
Отгадывание загадок, решение кроссвордов. беседа апрель
9 Лесные тайны.
Экологический праздник-экскурсия «Природа – наш общий дом». внеклассное мероприятие
май