Презентация на тему Адаптация — залог успешного вхождения ребенка в школьную жизнь
АДАПТАЦИЯ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ВХОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ Игнатенко Татьяна Ивановна методист ДРУМЦПС СО «Адаптация» – термин ввел А.Уберт (немецкий психолог) «adaрtatio» – прилаживание, приспособление, приноровление.Адаптация к школе - многоплановый процесс. Задачи адаптационного периода для первоклассников: помочь ребенку вжиться в позицию школьника; ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии; научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости). ВИДЫ АДАПТАЦИИ Физиологическая адаптация1 этап – ориентировочный (1-3 недели).На весь комплекс взаимодействий с началом обучения все системы организма ребенка отвечают большим напряжением2-й этап – неустойчивое приспособление (4-5 недели).Организм ребенка ищет какие-то оптимальные варианты на воздействие окружающей среды. 3-й этап – относительно устойчивое приспособление (6-7 недели). Организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку. Социальная адаптация проходит четыре основных стадии: уравновешивания – установление равновесия между группой и личностью, которые проявляют взаимную терпимость к системе предпочтений и стереотипов поведения друг друга; псевдоадаптация – сочетание внешней приспособленности к социальной группе с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям; приспособления – признание и принятие систем предпочтений новой социальной общности, взаимные уступки; уподобление – психологическая переориентация личности, трансформация прежних взглядов, ориентаций, установок согласно новой ситуации. ЭТАПЫ АДАПТАЦИИ Первый этап: ребёнок впервые приходит в школу – апрель-май:знакомство детей со школой и её территорией (проводится экскурсия)совершенствование крупной и мелкой моторики ребенка (посредством специальных упражнений)развитие общего интеллектаработа с детьми с целью сохранения эмоционального равновесия и психического здоровья ребёнка. Второй этап: ребёнок адаптируется непосредственно в школе.оказание педагогической и психологической поддержки первоклассникамвыявление и учет индивидуальных особенностей и возможностей учеников при построении учебного процессаконсультировать родителей по проблеме адаптации к школе, содействие им в выработке тактики общения с детьми. Третий этап: психолог работает со школьниками, у которых замечены признаки дезадаптацииРабота происходит в направлениях:диагностика психического здоровья ребёнка (агрессивность, самооценка, тревожность)коррекционно-развивающая работа с учениками, которые испытывают трудности (обучение, поведение, общение)консультирование школьным психологом учителей и родителей по вопросам обучения и общенияотслеживание результатов адаптации первоклассников. ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В первые дни в школе первоклассник сталкивается с задачами, решить которые необходимо, собрав все силы. Ребёнок попадает под влияние таких факторов, как:личность педагогаколлектив одноклассниковновый режим дняограничение двигательной активностиновые обязанности. АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ Возрастные особенности младшего подростка:потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;стремление обзавестись верным другом;стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе;стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;отсутствие авторитета возраста;отвращение к необоснованным запретампереоценка своих возможностей;ярко выраженная эмоциональность Задачи адаптационного периода для пятиклассников: адаптация к «разноголосице» требований учителей; введение самоконтроля (теперь нет постоянно рядом классной «мамы»); выявление (пояснение, понимание) позиции в соответствии с ролью мальчика и ролью девочки, а отсюда - акцент на полоролевое взаимодействие; принятие новой позиции - ученик второй ступени школы. В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе. Это проявляется в возрастании тревожности, снижении работоспособности, повышенной робости или, напротив, «развязности», неорганизованности, забывчивости. Резкие изменения условий обучения,разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, смена позиции «старшего» в начальной школе и «самого маленького» в средней все это является довольно сложным испытанием для психики школьника.Всё это является довольно серьёзным испытанием для психики школьника. Адаптационный период совпадает с начальным этапом полового созревания.Повышаются требования:возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают; возросший объем работы как на уроке, так и дома; новые требования к оформлению работ; необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней. Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности – совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни: Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. Всё это, естественно, ведёт к снижению успеваемости! они испытывают растерянность;всё время всё путают и забывают;не могут сосредоточиться на учёбе;теряют вещи. В сфере межличностного общения происходит выявление полоровой позиции (деление на мальчиков и девочек, у каждого свои интересы) ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ, ХАРАКТЕРНЫЕ ИМЕННО ДЛЯ ПЯТИКЛАССНИКА: Личные проблемы:происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.Отсутствие интереса. Физиологические изменения.Неуверенность в себе.Отсутствие способностей. ВИДЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ Интеллектуальная – нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников. Поведенческая – несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).Коммуникативная – затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.Соматическая – отклонения в здоровье ребенка.Эмоциональная – эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе. ПРИЗНАКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. Нежелания выполнять домашние задания.Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. Жалобы на те или иные события, связанные со школой. Беспокойный сон. Трудности утреннего пробуждения, вялость. Постоянные жалобы на плохое самочувствие. ПРИЗНАКИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ удовлетворенность ребенка процессом обучения;ребенок легко справляется с программой; степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем. АДАПТАЦИЯ ДЕСЯТИКЛАССНИКОВ В юности особенно возрастает необходимость в признании и защищенности, становятся как никогда актуальными потребности в общении и одновременно в обособлении. Общаясь с другими, юноши и девушки ощущают необходимость найти свое «Я», понять свои жизненные перспективы. Поэтому через все содержание адаптационного периода проходит идея самопознания и самоопределения в жизненных ценностях и смыслах, в представлении образа «Я» как собственными глазами, так и глазами других. Десятый класс открывает последний этап обучения в старшей профильной школе. Старшеклассник прощается с детством и привычной жизнью. В этот период у старшеклассников могут возникать определённые сложности в учёбе, в отношениях со сверстниками, родителями. Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации к новым условиям обучения. Старшеклассник должен понять, что требования к нему возросли и педагоги оценивают его по новым критериям. старшеклассники вступают на особую ступень возрастного развития – период ранней юности. Юношеский возраст – это переходный период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Главное психологическое приобретение данного возраста – это открытие своего внутреннего мира. Самосознание переходит на качественно новый уровень. Это проявляется в повышении значимости собственных ценностей, в перерастании частных самооценок отдельных черт личности в общее, целостное отношение к себе. Важнейшая особенность юношеского самосознания – формирование временной перспективы, обращённость в будущее. Специфика адаптационного периода десятиклассников Первый этап адаптационного периода старшеклассников (он проходит примерно четыре дня) начинается со знакомства ребят друг с другом. Второй этап адаптационного периода связан с актуализацией мотивации обучения в старшем звене школы и выявлением ожиданий ребят на предстоящий период учебы. Вторая часть этого этапа связана с полоролевым взаимодействием. Для старшего подросткового и юношеского возраста характерен рост интереса к противоположному полу и более персонифицированное усвоение половой роли юноши и девушки. Третий этап адаптационного периода старшеклассников посвящен решению задач на групповое взаимодействие, на поиск вариантов сотрудничества класса с целью достижения определенного результата.