Роль системы ГОУО в развитии организационной культуры образовательных учреждений


Роль системы ГОУО в развитии организационной культуры образовательных учреждений.
Концепция государственно-общественного управления общим образованием была разработана в 2002 году в лаборатории государственно-общественного управления образованием Института управления образование Российской академии образования (руководитель - Бочкарев Вениамин Иванович, доктор педагогических наук, профессор). В концепции изложены сущность ГОУО, его основные признаки, принципы, организационная структура, определены также полномочия субъектов ГОУО на федеральном, региональном, муниципальном уровне и на уровне образовательного учреждения (в соответствии с Законом РФ «Об образовании», глава III. Управление системой образования), а также представлены критерии эффективности государственно-общественного управления образовательной системой. Цель ГОУО - оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управлении образованием в интересах человека, общества, государства.
Задачи ГОУО:
· реализация определенных Законом РФ «Об образовании» прав работников образовательных учреждений, обучающихся и их родителей на участие в управлении образовательным учреждений, системой образования;
· повышение эффективности государственной политики в области образования;
· удовлетворение образовательных потребностей и интересов всех категорий участников образовательного процесса.
Под государственно-общественным управлением образованием (ГОУО) целесообразно понимать такое управление, в котором сочетается деятельность субъектов управления государственной и общественной природы, направленная на организацию функционирования и развития сферы образования. Система ГОУО включает в себя всех участников образовательного процесса, их органы управления и органы государственного управления образованием; нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность субъектов государственно-общественного управления образованием; процедуры и механизмы их взаимодействия. Для того ,чтобы образование успешно развивалось, чтобы каждое образовательное учреждение, муниципальная образовательная система могли эффективно использовать и наращивать свой потенциал, необходимы профессиональные руководители, владеющие современными методами управленческой и экономической деятельности. Следовательно, нужна эффективная система работы с кадрами (со всеми участниками образовательного процесса, на всех уровнях управления образованием).
Но к работе с кадрами в настоящее время не готовы не только участники образовательного процесса, но и подавляющее большинство руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений. Поэтому, одной из важнейших задач сейчас является переподготовка кадров в образовании по вопросам демократизации управления образовательными системами. Усилия необходимо направить, в первую очередь, на формирование управленческой культуры руководителей. Таким образом, система повышения квалификации субъектов управления образованием требует и новых подходов к ее организации.
Еще одной важной проблемой совершенствования демократизации управления является реализация прогностической функции управленческой деятельности. В качестве основных методов прогнозирования муниципальной системы образования и демократизации системы ее управления целесообразно использовать общественную экспертизу, наблюдения, анализ документации, педагогический эксперимент, моделирование и др.
В лаборатории ГОУО института управления РАО разработаны критерии и уровни для определения эффективности деятельности по демократизации управления муниципальной образовательной системой:
· сформированность системы государственно-общественного управления муниципальной системой образования;
· оснащенность муниципальной образовательной системы нормативно-правовой базой становления и развития государственно-общественного управления ею;
· координация и взаимодействие муниципального органа управления образованием и органов общественного управления муниципальной системой образования;
· степень финансового обеспечения муниципальной образовательной системой;
· степень демократизации управления муниципальной образовательной системой.
Одним из реальных направлений повышения эффективности управленческой деятельности муниципальной образовательной системой является формирование новых отношений, обеспечивающих совместную деятельность всех образовательных структур, направленных на развитие общей компетенции, этики труда, профессиональных знаний и умений, формирующих общечеловеческие ценности и нормы, необходимые для современного человека. В своей управленческой деятельности руководитель образовательного учреждения, так или иначе, сталкивается не только зримым пластом организационной культуры, но и некой скрытой реальностью. Директор школы, особенно если он является недавно назначенным, имеет дело не только материальными аспектами организационной культуры своего образовательного учреждения (артефактами), то есть всем тем, что можно увидеть, услышать, пощупать, но и некими скрытыми компонентами культуры школы. Именно управление этими внешне не воспринимаемыми аспектами культуры организации образования: нормами и правилами поведения, ценностями, традициями, психологическим климатом педагогического коллектива, подлинно и обеспечивает успешное управление корпоративной культурой образовательной структуры.
Управление организационной культурой образовательного учреждения представляет собой осознанный и целенаправленный процесс, который должен быть соответствующим образом спланированным, организованным, контролируемым, мотивированным, а также ориентированным на формирование и развитие традиций, корпоративных ценностей, норм и правил поведения, благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе как составляющие ядра организационной культуры.
Организационная культура образовательного учреждения представляет собой инструмент управления поведением сотрудников образовательного учреждения и вместе с этим педагогическим коллективом в целом. Используя этот управленческий инструмент, руководитель образовательного учреждения формирует определенную модель поведения педагогов, поддерживает доминирование определенного типа культуры в своей организации, повышает и использует его позитивный потенциал. Так как в образовательном учреждении существуют одновременно несколько типов культур: ролевая культура, культура власти и силы, командная культура (культура деятельности), культура индивидуальности (культура личности).
Организационная культура образовательного учреждения есть система формальных и неформальных элементов (уровней, частей). Основными составляющими организационной культуры образовательного учреждения являются: символы, герои организации, ритуалы, язык организации, убеждения, философия, профессиональные и общечеловеческие ценности, нормы и правила поведения, социально-психологический климат. В своей совокупности названные элементы, компоненты выполняют ряд важных функций, в том числе интегрирующую, адаптирующую, формирующую, стимулирующую, нормативную функции.
Между тем в своей управленческой деятельности руководитель образовательного учреждения, так или иначе, сталкивается не только зримым пластом организационной культуры, но и некой скрытой реальностью. Директор школы, особенно если он является недавно назначенным, имеет дело не только материальными аспектами организационной культуры своего образовательного учреждения (артефактами), то есть всем тем, что можно увидеть, услышать, пощупать, но и некими скрытыми компонентами культуры школы. Именно управление этими внешне не воспринимаемыми аспектами культуры организации образования: нормами и правилами поведения, ценностями, традициями, психологическим климатом педагогического коллектива, подлинно и обеспечивает успешное управление корпоративной культурой образовательной структуры.
Эффективное управление организационной культурой образовательного учреждения через скрытые компоненты представляет собой осознанный и целенаправленный многоэтапный процесс по формированию и развитию организационной культуры образовательного учреждения посредством коррекции норм и правил поведения, ценностей, традиций, психологического климата педагогического коллектива.
Управление формированием и развитием организационной культуры образовательного учреждения, в том числе и школы, служит определяющим фактором эффективного учебного процесса, детерминирует его высокие результаты. Ибо организационная культура любого образовательного учреждения влияет на протекающий в нем воспитательный процесс. Создание и развитие благоприятного эмоционального фона среди педагогов для более полного осознания и понимания управленческих решений руководства школы посредством эффективной совместной работы ее администрации и педагогического коллектива, основанной на совершенствовании методов и стиля руководства, коллективном обсуждении возможных решений, улучшении неофициальных взаимоотношений и личных контактов в результате коллективных вечеров, экскурсий. Более тщательное управление корпоративной культурой педагогического коллектива, предполагающее кроме использования традиционных форм взаимодействия администрации и персонала (педагогические советы, конференции) и осуществления основных механизмов самореализации (школы молодого учителя и т.д.), внедрение и применение различных групповых и коллективных технологий (тренинги командообразования, корпоративную проектную деятельность, кейс-методы, ролевые и деловые игры).