Личностно-ориентированное обучение учащихся на уроках естественнонаучного цикла


Амирова К.К.
Тренер Центра уровневых программ
АО «НЦПК «Өрлеу»
по Алматинской области
Личностно-ориентированное обучение учащихся на уроках естественнонаучного цикла
Мы часто себе вопросы: «Каким образом привлечь интерес ученика к своему предмету? Что я могу и должен для этого сделать?». Дополнительно обучаемся на курсах повышения квалификации учителей, изучаем опыт работы наших коллег, ищем эффективные методы и приемы организации образовательного процесса в собственной практике. Практика обучения направляет нас к реализации личностно - ориентированного подхода для активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей учащихся.
При подготовке и проведении личностно - ориентированного обучения учащихся учитель должен, прежде всего, выделить основополагающие направления своей деятельности – признание ученика как главной действующей фигурой всего образовательного процесса, а затем деятельность, которая и определяет его собственную позицию.
По мнению И. С. Якиманской для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения необходимо различать следующие понятия:
Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.
Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.
Индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.
Субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.
В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.
Образовательные стандарты по всем школьным предметам, требуют серьёзных знаний по физике, математике, а многие выпускники, как правило, имеют слабую подготовку и полное отсутствие интереса к точным наукам. А порой бывает, что и приобретенные знания не знают, как применить в жизни.
Поэтому на сегодняшний день, проблема по усвоению знаний по естественнонаучному циклу остается острой. Конечно, учителей волнует вопрос, насколько наши выпускники будут конкурентоспособными на рынке труда, как будет развиваться их школа жизни. Мы понимаем, что нам необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, а дать возможность самим добыть нужные знания, научить их творчески мыслить и находить нестандартные решения. Сегодня жизнь требует от ученика уметь мыслить, анализировать, дать другую интерпретацию своей мысли и в конечном итоге суметь оценить свою деятельность. Очень важным становится не просто уметь слушать, но и услышать, что же хотел сказать его собеседник. Очень важным становится уметь работать в команде, почувствовать свою востребованность в школьном коллективе, обществе.
Изменяется позиция ученика – самооценка своей деятельности, иным становится его мышление. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений: партнерские отношения между учителем и учениками. Учитель не просто дает знания, а создает оптимальные условия для развития личности учащихся.
Как же поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, к предмету и поддерживать их активность на протяжении всего урока. Как же сделать так, чтобы учитель стал направляющей силой в учебном процессе, а ученики стали его помощниками в познании нового и интересного? Я думаю, что сводится к использованию новых технологий, эффективных методов и приемов в своей практике.
Большое значение я уделяю распределению ролей и ролевым играм на занятиях. Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает хороший психологический настрой, устраняет страхи перед непониманием, трудностей в обучении. Можно использовать на разных этапах урока. Так, в начале урока включив игровой момент, можно провести небольшой тренинг, показать видеоматериал и подвести к теме урока. К примеру, урок математики. Вспомнив египетские пирамиды, можно остановиться на рассмотрении боковых граней, попробовать представить себе, как это строилось в те древние времена. Потом подвести к вычислению боковых граней, уже не абстрактной, а исторической пирамиды, я думаю, деятельность учащихся активизируется и повысится интерес к решению задачи.
Например, при обобщении темы «Электричество», эффективным будет задание – собрать живую электрическую цепь. Учащиеся объединятся в 3-4 группы, каждый участник команды прикрепит себе стикер с названием прибора (амперметр, вольтметр, реостат и т.д.). За определенное время команда должна изобразить цепь. Обязательно должна быть команда экспертов: наблюдатели, секретари, тайм-спикер. Именно эта команда и является помощником на данном уроке учителю, именно этой команде дается право оценить действия членов команды и полученный результат. Конечно, вначале учащимися обговариваются все критерии оценивания. Без сомнения, результат будет налицо: повысится активность ребят на уроке, возрастет интерес к изучаемому предмету, и даже учащиеся со слабой мотивацией будут понимать происходящее и примут активное участие. Что же делает учитель? Он оказывается свободным для наблюдения за действиями учащихся, он может больше уделить времени отдельным ученикам, давать дополнительные консультации учащимся в ходе их деятельности.
Немаловажное значение имеет и постановка самого вопроса. От простых, тонких вопросов необходимо переходить к толстым вопросам. Здесь на помощь придут такие методы и приемы, как «Ромашка», «6 W (6 Почему?)», метод кубизма. Такие приемы помогут ученику раскрыться, научиться мыслить, фантазировать и удивляться достигнутым успехам. Большое значение уделяется умению интерпретировать свои мысли. Т.е. теперь ученик не просто решает уравнение одним способом, а ищет самые невозможные варианты решения проблемы. Надо помочь ученику рассуждать над проблемой, задавать самому себе самые неудобные вопросы, постараться самому на них ответить, попробовать сопоставить варианты решений. Здесь можно вспомнить про создание проблемных ситуаций, ситуации интриги, что поможет ученику раскрыться, а возможно и удивиться своему же творческому потенциалу. Дайте возможность учащимся фантазировать. Например, задав вопрос: «Как вы думаете, возможно ли утюгом нагреть комнату?», уйдите в сторону, дайте учащимся определенное время и наблюдайте, что будет происходить в классе. Вы услышите много интересного, необычного и увидите своих учеников с другой стороны.
Как можно создавать проблемные ситуации:
Использовать задачи с заведомо допущенными ошибками (это может быть и текст из учебника);
Используя свою лидерскую позицию, создавать противоречия между ответами учащихся и уже известными способами решения проблемы путем постановки интригующих вопросов;
Подводить ситуацию к бурному обсуждению, сравнению и подведению к правильному выводу (эффективно работает метод 6 шляп де Боно);
Связывать задания с жизненными ситуациями;
Предлагать практические исследовательские задания, проектные работы.
Конечно, при таком процессе неизбежно возникают ошибочные мнения, но и здесь я вижу положительный момент. В таком случае я говорю: «Да здравствует ошибка!». Ведь еще английский поэт Джон Китс говорил: «Ошибки - это, по сути, прямой путь к успеху, поскольку любое понимание ошибки заставляет нас усерднее стремиться к истине, и каждый новый опыт указывает нам на ту или иную разновидность ошибок, которые мы будем тщательно избегать в будущем». Поэтому обязательно существует некоторые правила работы на уроке, которые четко сформулированы и обозначены на постере, доске:
Правило поднятой руки (каждый участник имеет право быть услышанным);
Оценивается деятельность участника, но никак не его личность;
Право на конфиденциальную информацию ученика учителю (sms-сообщения, сообщения на электронный адрес учителя). Создается наиболее оптимальные условия для доверительных отношений между учащимися и их самораскрытия.

Очень часто использую на занятиях метод Джигсо (Jigsaw). Учащиеся объединяются в группы по 4-5 человек для работы над несколькими заданиями. Каждый участник одной группы решает свою задачу. Затем участники расходятся и собираются в группы, где решалась одна и та же задача. Происходит обсуждение ошибок, правильного решения. Затем они возвращаются в свои группы и рассказывают, как решается данная задача. Те, в свою очередь, делятся мыслями, каким образом решается их задание. Внимательно слушая своих партнеров по команде и делая записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Тем более, что за минимальное время решается несколько заданий. Все участники активны и каждый может выговориться по поводу выполнения своего задания. Часто использую такой прием «Продай задачу». Участникам надо выбрать наиболее оптимальный вариант решения задачи и только в этом случае другая команда может ее купить.
Оптимальным вариантом разгрузки после решения трудоемкой задачи может быть проведение физразминки. Можно музыкальную, танцевальную, а можно в виде маленькой шуточной головоломки. Если это подведение итогов определенной главе, разделу, то я использую такой прием - сочинить сказку из 5-6 предложений за определенное время (2-3 минуты). Например: «Однажды поругались катет с гипотенузой…., », «Жили-были напряжение и сопротивление….». После выступления команд предлагается слово спикерам каждой команды, которые и озвучивают оценки, полученные участниками данной команды в соответствии с критериями оценивания.
В конце урока учитель просит высказаться каждого участника о проделанной работе, его активности и ожиданиях от урока. Рефлексию можно провести через такие приемы, как «Ладошка», «2 звезды и одно пожелание», «+ - интересно», «открытый-закрытый чемоданчик».
Таким образом, оказывая внимание к каждому ученику и не забывая о том, что он имеет право быть услышанным, востребованным, раскрывая его творческую индивидуальность, можно убедительно сказать, что личностно- ориентированный подход – это важное направление в образовательном процессе. Для реализации личностно-ориентированного подхода на уроках математики и физики необходимо создать субъектно-личностные технологии, которые позволяют развивать и совершенствовать индивидуальные возможности и способности учащихся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Программа повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ Республики Казахстан. Руководство для тренера, третий базовый уровень. (2012 г.), г.Астана.
2. Программа повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ Республики Казахстан. Руководство для учителя, третий базовый уровень. (2012 г.), г.Астана.
3. Педагогический диалог, информационно-методический журнал. Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» при сотрудничестве Факультетом образования Кембриджского университета , 2015г.,г.Астана
4. Гузеев, В.В. Методы обучения и организационные формы уроков. – Москва, 1999.
5. Информационные технологии на уроках математики. Старцева Надежда Алексеевна, с.н.с. Института электронных программно-методических средств обучения РАО.
6. Шоган, В.В. Технология личностно ориентированного урока. Издательство «Учитель», 2003.