«Воспитательные возможности коллективной изобразительной деятельности в школе»


«Воспитательные возможности коллективной изобразительной деятельности в школе»
Как известно, маленькие дети очень эмоциональны и с рождения наделены богатым воображением, способностью «оживлять» предметы и явления окружающего мира. Дети любят фантазировать и в процессе рисования, смешивая цвета и получая необычные оттенки, узнавая в своих линиях-каракулях зверей, растения, предметы.
Наша задача – сохранить и развить у ребенка этот бесценный творческий дар, умение видеть прекрасное вокруг и способствовать тому, чтобы приобретение знаний и умений в мире художественного творчества проходило без потери у детей таких замечательных качеств, как острота восприятия и эмоциональная отзывчивость.
Рисование – это одно из самых больших удовольствий для ребенка, впервые пришедшего в школу, все в ней непривычно и ново: математика, письмо, чтение, уроки и перемены, большой класс и соседи- сверстники. А главный человек теперь не мама, а учитель. Среди такой заманчивой и пугающей новизны урок изобразительного искусства и художественного труда – занятие давно знакомое. Рисовать, лепить, мастерить ребенок любит, что-то уже умеет и может «показать себя» и понравиться учителю.
Приобретение изобразительных навыков чрезвычайно важно для ребенка. Ученые придают большое значение так называемым мышечным ощущениям руки и именно с ними связывают развитие двигательного центра речи. Научно доказано, что тонкие движения пальцев рук (мелкая моторика) непосредственно влияют на развитие двигательных (моторных) центров речи. Таким образом, во время рисования развивается не только рука, но и речь ребенка. Рассказывая о своем рисунке, ребенок учится подбирать нужные слова, красиво и правильно формулировать свои мысли. Он становится более наблюдательным и работоспособным. Повышается концентрация внимания, развивается логическое и образное мышление, ведь ребенок рассматривает предметы разного цвета, формы, величины, учится подмечать в окружающем мире незаметные на первый взгляд детали, фантазирует.
А ведь никто не будет спорить с тем, что фантазия – двигатель прогресса без фантазеров не было бы ни компьютеров ни автомобилей, ни простейших орудий труда. Именно благодаря умению фантазировать человечество вышло на современный уровень прогресса и, конечно, культуры искусства.
Сегодня одной из проблем педагогики является развитие креативных способностей учащихся. Наша общая задача – воспитать всесторонне гармонично развитого человека способного активно, творчески решать стоящие перед ним задачи , готового работать с полной отдачей сил. В решении этой задачи немалая роль принадлежит начальным классам, где закладываются основы творческой деятельности. Обучение в современной школе не может строиться без учета процессов, происходящих в обществе, и новейших тенденций в искусстве: все, что ребенок видит и слышит должно находить отражение на уроках.
Главное требование современной школы заключается не только в том, чтобы дать определенную сумму знаний, но и в том, чтобы развить творческие способности младших школьников связанные с самостоятельным поиском новых способов деятельности, способности ставить проблемы и находить пути их решения. Учащиеся занимаются творчеством, когда сами добывают базовую информацию, изобретают правила, открывают для себя новые понятия. Для дальнейшего развития таланта и способностей детей большое внимание уделяется таким предметам как изобразительное искусство, физическая культура, труд, музыка. На этих уроках придается большая значимость наблюдению над задатками детей, изучению развития способностей организации коллективной деятельности. Включение детей в коллективную творческую работу активизирует их, что выражается в самостоятельности суждений, развивает стремление самому контролировать свои действия; совместная деятельность способствует формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, учит оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
Коллективная работа создает для этого прекрасные условия, кроме того, воспитывающий эффект совместной работы в данном случае усиливается воздействием содержания изображаемого. Для развития творческого начала я рекомендую использовать в практической работе взаимодействие нескольких видов искусств в тесной связи с игрой, трудовой деятельностью и свободным творчеством. Детское творчество - это чудесная и загадочная страна.
Помогая ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, мы делаем жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее. В наше время проблема творческих способностей, точнее их раннее пробуждение и развитие получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. Школьная жизнь детей должна быть заполнена творческой деятельностью, заставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других.
Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение.Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения, конструктивного мышления. Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребенку множество практических навыков. Делая что–либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению, все эти качества помогут ребенку в дальнейшей его жизни.
Обучение в 1 - 4 классах является подготовительным этапом для обучения в основном звене школы. Изобразительное искусство в этом возрасте должно быть особенно разнообразным и разнохарактерным, с привлечением различных техник, материалов (работа кистью и красками, тушью и палочкой, фломастером, карандашом, мелками, склеивание бумаги, складывание, сгибание, простая пластика, аппликация), вариантов заданий, сюжетов, ситуаций, сопоставлений, сравнений - все с учетом индивидуальности ребенка, отражением его личности в выполняемой работе.Особенностью изобразительной деятельности отличающей ее от других видов художественного творчества детей, является то, что результат ее(рисунок, аппликация, скульптура и др.) не исчезает в момент прекращения ребенком действий по созданию изображения, как это происходит в музыкальной, театральной и других видах художественного творчества детей. Созданное детьми изображение остается, его можно рассматривать, оценивать, совершенствовать, сравнивать с другими работами. А если это результат коллективной деятельности то оценивается не только общий результат, но и вклад каждого участника общей работы.
Занятия коллективным творчеством помогут ребятам обрести опыт творческого сотрудничества, способствуют формированию таких качеств, как терпение, умение считаться с мнением другого, уважительное отношение к труду товарища.В процессе изготовления коллективной работы обогащается эмоциональная сфера ребенка, в основе которой лежит ожидание неизвестного эффекта от завершения создаваемой работы. Сфера эмоций в младшем школьном возрасте играет немалую роль в развитии творческой деятельности. Одной из основных черт детей младшего школьного возраста является их обостренная чувствительность ко всему тому, чем мир воздействует на органы чувств, т.е. цвету, свету, форме, звуку, ритму.
Потребность в коллективной деятельности всегда сопряжена с ярко выраженными положительными эмоциями, и потому крайне необходимо для ее развития создавать, укреплять, развивать чувство удовольствия, радости от творческой деятельности. Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывают в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные ,конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.
Уроки коллективного творчества создают благоприятные условия для общения детей друг с другом, в процессе работы каждый становится источником знаний для других участников. Результат коллективной деятельности всегда имеет практическое значение, позволяет связать обучение изобразительному искусству с жизнью, а сам процесс деятельности всегда вызывает положительные эмоции, чувство удовлетворенности и интерес к рисованию.
Коллективная деятельность - это равноправное личностное взаимодействие учащихся, направленное на согласование и объединение общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализация творческого потенциала и комфортности.