Возможности виртуальной комнаты при обучении лиц с ОВЗ
О.А. ГороднаяГБОУ СПО «Новозыбковский промышленный техникум»,
Россия, Брянская область, г. Новозыбков,
ya_ksyu@inbox.ru
Возможности виртуальной комнаты при обучении лиц с ОВЗ
Проблема образования лиц с ограниченными возможностями здоровья имеет статус национального приоритета. Эффективным средством образования данной категории лиц, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому, является обучение с использованием современных дистанционных образовательных технологий. В этом случае, на помощь людям приходят современные технологии обучения, например актуальным является дистанционное обучение.
Что представляет собой дистанционное обучение?
Это взаимодействие преподавателя и обучающегося на расстоянии, которое реализуется с помощью средств сети Интернет или других интерактивных технологий.
Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая самостоятельная работа обучающегося.
Плюсам дистанционного обучения является:
-Обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим обучающимся в зависимости от его личных способностей и психофизического состояния.
-Свобода и гибкость - обучающийся может выбрать любой из многочисленных курсов обучения, а также самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.
-Доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях.
-Мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.
-Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
-Социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
-Творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.
В техникуме разрабатываются методики дистанционного обучения, которые организованны с помощью виртуальной комнаты. Что такое виртуальная комната?
Виртуальная комната - интерактивное приложение, используемое для проведения виртуальных мероприятий. Эта комната включает в себя различные панели и компоненты. В ней преподаватели и обучающиеся имеют возможность совместно использовать экраны компьютеров или файлы, транслировать аудио и видео.
Вебинары похожи на традиционные семинары: последовательное изложение материала преподавателем, доклады участников, презентации, показ демонстраций, вопросы и ответы, опросы преподавателя, но все это происходит в режиме реального времени через Интернет.
Несмотря на разницу в географическом местоположении образуется определенная виртуальная аудитория, в которой все встречаются с общей целью. Организация такого вида занятия происходит с помощью специальных web-технологий, общение происходит в синхронном режиме прямой трансляции.
В качестве обратной связи помимо трансляции аудио и видео с веб-камеры преподаватели и обучающиеся могут использовать чаты, опросы, белые доски и значок статуса, доступный всегда.
Одна из ведущих компаний – Российская компания Мираполис, которая предлагает сервис Mirapolis Virtual Room для проведения веб- и видеоконференций, вебинаров и удаленной совместной работы в реальном времени. Сервис имеет простой, удобный Flash-интерфейс и позволяет проводить аудио и видео-конференции с неограниченным количеством активных участников.
Дистанционное обучение предполагает достаточно большой простор для совместного творчества преподавателя и обучающихся, это взаимная, кропотливая и очень интересная работа для обеих сторон, участвующих в образовательном процессе, и порой в ходе занятий преподавателю удаётся найти новые, неожиданные приёмы и методы, которые позволяют сделать процесс обучения ещё более интересным, увлекательным и полезным для обучающихся. В результате лица с ограниченными возможностями здоровья, занимают центральное место в модели дистанционного обучения. Главную роль играют личные качества обучающихся, их способности, стремление к получению знаний, физические же недостатки отходят на задний план. Дистанционное обучение дает возможность людям с ограниченными возможностями здоровья в большей степени реализовать свой потенциал, вести активную жизнь, способствует дальнейшей, более глубокой интеграции инвалидов в общество.
Список литературы
1. Евтушенко И. В. Особенности применения информационно-коммуникационных технологий в обучении детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. – М., 2013.
2. Иванов В. Н. Перспективы развития системы инклюзивного образования // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014.
3. Кудашова Л. Т. Дистанционное обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья. - М., 2014
4. Никитина Л. Н. Отношение преподавателей к дистанционному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. – 2012.
5. Никольская И. А. Роль дистанционного образования в преодолении барьеров в обучении детей с особыми потребностями // Коррекц. педагогика. – 2014.