Статья Формы и методы взаимодействия с родителями в начальной школе

Мамонова Г.В.
учитель высшей квалификационной категории
МКОУ «СОШ №2» г.Ревда
Формы и методы взаимодействия с родителями в начальной школе.

Успех работы с детьми младшего школьного возраста во многом зависит от взаимодействия учителя и родителей. Время вносит свои коррективы в учебный процесс -меняются формы и методы воспитания. Внедрение Государственного стандарта также внесло значительные изменения в цели, задачи и содержание образования. Для успешной реализации ФГОС нового поколения необходимо укрепление связей между педагогами и родителями учеников, т.к. воспитание ребенка и в школе, и в семье процесс неразрывный.
Одним из направлений деятельности учителя является работа с семьей, где ребенок растет, развивается и воспитывается. Свою работу с родителями веду в трех направлениях:
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- взаимодействие с общественными организациями.
Часто родители, особенно молодые, думают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании. Но именно в это время, влияние семьи как раз и возрастает. Единые согласованные требования семьи и школы – это одно из условий правильного воспитания детей в семье. Педагог должен вести просветительную работу с родителями непрерывно, быть верным советником и другом. Там, где родитель и педагог действует гармонично, легче осуществляется учебно-воспитательная работа.
Свою работу классного руководителя начинаю с изучения семей своих учеников. Обращаю внимание на следующую информацию: общие сведения о родителях или лицах, их заменяющих; образовательный уровень семьи; жилищные условия семьи; материальную обеспеченность; семейные традиции, обычаи; увлечения и интересы ребенка; уровень культуры родителей. Это помогает мне ближе познакомиться с каждым ребенком, понять уклад жизни его семьи, уровень взаимоотношений в семье, духовные ценности.
Основными принципами своей работы с родителями считаю, что каждая наша встреча должна быть полезной, а каждое собрание – результативным. Ведь только в содружестве мы можем добиться хороших результатов. Родители должны понять, что их дети – это и мои дети, самое дорогое в жизни. Стараюсь установить с родителями доброжелательные деловые отношения, т.к. высоко ценю их доверие и стремление к общению.
В своей работе использую как традиционные (родительские собрания, индивидуальные беседы, совместные мероприятия и др.), так и новые формы работы (тренинги, учебно-исследовательскую деятельность, информационные технологии). Стараюсь, чтобы каждое родительское собрание давало родителям полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку, а также пищу для размышлений.
Организация совместных мероприятий (праздников, игр, экскурсий, походов, спортивных состязаний) организую таким образом, чтобы ребенок открылся родителям с «новой» незнакомой им стороны. Стараюсь, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания своего ребенка, уверенность в своих силах.
Участие в учебно-исследовательской деятельности дает возможность сблизиться родителям и детям. В настоящее время метод проектов стал интегрированным компонентом системы образования. Для учащегося начальной школы роль родителей в исследовательской деятельности огромна. Провожу практикумы, где объясняю родителям как правильно определить цели и задачи проекта и каким может быть результат. Учу, как правильно натолкнуть ребенка на размышления, наблюдения и т.п. Обращаю внимание родителей на то, чтобы они не давали детям правильных ответов и не выполняли за него большую часть работы.

Информационные технологии открывают нам большие возможности для общения и улучшения работы с родителями. Электронный дневник позволяет родителям своевременно получать информацию. Созданная мною в соцсетях группа класса позволяет родителям общаться между собой. Для младшего школьника содружество родителей и учителя является одним из важнейших условий целостного развития. Ребенок должен почувствовать, что его успехи радуют, а неудачи – огорчают и учителя, и родителей. Профессиональная этика и накопленный опыт помогают мне налаживать отношения полного взаимопонимания.
15