Статья на тему :Информационные технологии при обучении математике


Информационные технологии при обучении математике
Мамбетова Наталья Муратовна, преподаватель математики и информатики, ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж».
Совершенствование образовательного процесса невозможно без создания активного информационного взаимодействия всех его участников, оптимизации управленческих действий, реализации вариативных форм учебной деятельности. Широкие возможности для этого предоставляет эффективное использование информационных ресурсов.
Решая проблему использования компьютера в процессе обучения математики, следует исходить не столько из функциональных возможностей компьютера и желания использовать его в учебном процессе, сколько из методической системы обучения математики, анализ которой должен показать, какие учебные задачи могут быть решены только средствами компьютера, ибо другие дидактические средства менее эффективны или вообще не применимы.Использование информационных технологий в процессе обучения математики позволяет формировать и корректировать учебный план в зависимости от особенностей и требований, предъявляемых индивидуально к каждому ученику с учетом уровня его знаний. Программное обеспечение дает возможность строить учебный процесс в зависимости от индивидуальных адаптационных свойств обучаемых. Все это позволяет сделать учебный процесс более управляемым и дает возможность варьировать дидактические модели управления процессом обучения.
Обучение с использование информационных технологий носит диалоговый характер, при котором преподаватель в любой момент может внести коррективы. На занятиях хорошо сочетаются индивидуальная и групповая форма работы. Обучающиеся находятся в состоянии комфорта при работе на компьютере.
В бумажном учебнике изложение материала диктуется самой методической идей, заложенной в учебник. При перенесении содержания учебных математических текстов на экран монитора ПК авторские замыслы зачастую сглаживаются и теряют свою остроту. Вне поля зрения разработчиков компьютерных средств обучения остается вопрос о специфике экранного представления материала, адекватного математическому содержанию и учитывающего особенности зрительного восприятия информации с экрана монитора ПК. Методическая переработка текста учебников практически отсутствует.
Одним из наиболее мощных средств активизации обучения являются презентации. Они дают возможность учителю четко и логично выстроить объяснение нового материала, при этом сэкономить время на выполнении необходимых чертежей и графиков. Особенно актуально использовать презентации с готовыми чертежами на уроках геометрии (разделы «Многогранники», «Тела вращения»). Благодаря многозадачности компьютера одновременно демонстрируется эксперимент, графики и формулы, ведется подсчет результатов с использованием калькулятора, показываются видеозаписи, все это можно сопроводить звуковым комментарием.
Использование информационных и компьютерных технологий в обучении математике позволяет дифференцировать учебную деятельность на парах, активизирует познавательный интерес студентов, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности. Применение презентаций позволяет:
- более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении;
- создавать проблемные ситуации, что активизирует познавательную деятельность студентов, более разнообразно проводить диктант, контроль знаний, эффективнее использовать время на паре.
Межпредметные связи на уровне знаний служат выявлению практической значимости изучаемой теории и активизируют мыслительные действия обучающихся, а также стимулируют студентов на самостоятельное изучение нужного материала. Численное решение задач осуществляется с помощью компьютерной обработки данных.
Межпредметные связи могут быть осуществлены и на уровне видов деятельности, например, составить текстовую задачу по заданному уравнению. При этом применяется как внешнематематическое моделирование, так и внутриматематическое. При внешнематематическом моделировании происходит отвлечение от характеристик и свойств реальных объектов и мысленный переход к идеальным, абстрагированным объектам, каковыми и являются объекты математические. Далее в ходе решения задачи учащиеся применяют внутриматематическое моделирование, выбирая способы действия и анализируя полученные результаты.
Например, рассматривая прикладные задачи как средство установления межпредметных связей курса математики с другими учебными дисциплинами, необходимо выделить такие важнейшие темы как «Функция», «Дифференциальное исчисление», «Интегральное исчисление», «Теория пределов». В этих темах особенно отчетливо прослеживаются связи с информатикой (теория алгоритмов, вычисления и построение графиков в электронных таблицах), с экономикой (эластичность экономических функций, оптимизация, математика финансов), с физикой (связь объектов реального мира с числами и геометрическими образами, способы задания функций: табличный, графический, аналитический) и другими науками.
Обучение с помощью интерактивной доски гораздо эффективнее обучения только с компьютером и проектором, поскольку имеет ряд преимуществ:
- обеспечение более ясной, эффективной и динамичной подачи материала за счет использования веб-сайтов и других ресурсов, возможности рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов, сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени;
- развитие мотивации студентов благодаря разнообразному увлекательному и динамичному использованию ресурсов;
- предоставление больших возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
- использование различных стилей обучения (преподаватель может обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям);
- предоставление возможности сохранения использованных файлов в сети для организации повторения изученного материала;
- упрощение проверки усвоенного материала на основе сохраненных файлов;
- обеспечение многократного использования преподавателями разработанных материалов, обмена материалами друг с другом;
Интеграция всех возможностей информационных технологий в образовании помогают стимулировать познавательную деятельность, творческую инициативу, активную позицию студентов по отношению к себе и к своему образованию.