Статья Некоторые особенности в обучении математике 5 – 6 классов в условиях внедрения ФГОС ООО.


Главатских Н.В., заместитель директора по УВР «МКОУ СОШ №2», г.Ревда Свердловской обл., учитель математики высшей категории.



“Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра”.
Джон Дьюи.



Некоторые особенности в обучении математике 5 – 6 классов
в условиях внедрения ФГОС ООО.
Вот уже несколько лет «внедрение стандартов нового поколения» в нашу привычную и устоявшуюся школьную систему обучения будоражит умы учителей. Понятие «стандарт» впервые появилось в российском образовании в начале 90-х. Стандарт утверждает то, что школьники должны знать и уметь на определенных этапах своей учебы. За прошедшие годы школе было предложено несколько вариантов стандартов нового поколения, над которыми работали ученые и практики. Они представляли собой обязательный минимум тех знаний, умений и навыков, которые должен освоить ученик к концу каждого периода обучения. Но уже в начале 2000 года стало ясно, что российская система общего образования отстает от мировой практики и становится неконкурентоспособной.
Первой удар на себя приняла начальная школа. Многие из нас этот период наблюдали со стороны. Приглядывались, прошли курсы повышения квалификации.
Каждый педагог непременно задавал себе вопрос: что это, как должна будет измениться моя работа, с чего начать, как подойти к этим глобальным переменам?
Изучив требования ФГОС ООО, осознав, что главное отличие новых федеральных государственных образовательных стандартов в том, что на основе их освоения планируется выйти на новый уровень результатов школьников, учителя вновь оказались
перед выбором. Им необходимо было пересмотреть используемые технологии, подходы к оцениванию результата деятельности, ну и конечно выбрать УМК, которое на их взгляд будет соответствовать всем новым требованиям.
Ведь по требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, уметь самостоятельно их находить, применять в жизни. На уроках сейчас основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. В стандарты включены такие требования, как умение организовывать свою учебную деятельность,
работать с информацией и самостоятельно выполнять задание. Кроме того, будут учитываться личностные результаты. К ним, прежде всего, относится формирование ценностей, которые всегда были приняты в обществе добро, мир, справедливость, терпение. И эти ценности должны формироваться не только на предметах художественно – эстетической или гуманитарной направленности, но и на таких предметах как математика, физика, химия (которые раньше считались сугубо научными предметами). Как же объединить все эти требования с нашей точной наукой. Многим учителям пришлось, да и до сих пор приходится жестко пересмотреть взгляды на преподавание.
Потому, что математика – наука о наиболее общих и фундаментальных структурах реального мира, дающая важнейший аппарат и источник принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно-технический прогресс человечества напрямую связан с развитием математики. Поэтому, с одной стороны, без знания математики невозможно выработать адекватное представление о мире. С другой стороны, математически образованному человеку легче войти в любую новую для него объективную проблематику. Математика позволяет успешно решать практические задачи: оптимизировать семейный бюджет и правильно распределять время, критически ориентироваться в статистической, экономической и логической информации, правильно оценивать рентабельность возможных деловых партнеров и предложений, проводить несложные инженерные и технические расчеты для практических задач. По требованиям ФГОС изучение предметной области «Математика» должно обеспечить:
осознание значения математики в повседневной жизни человека;
формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.

В результате изучения предметной области «Математика» обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.
Математика – это системообразующий предмет, который формирует общеучебные умения в других предметах школьной программы химии, физике, биологии. Поэтому, проблема выбора новых учебно-методических комплексов (УМК) стоит перед каждым учителем с каждым новым учебным годом всё острее.
Переход к стандартам второго поколения стал этапом выбора не только новых учебников, но и комплексов учебно-методической литературы в целом. Целью таких
комплексов является организация деятельности педагогов для работы в условиях ФГОС нового поколения, ознакомление их с требованиями, которые выдвигают ФГОС в целях реализации успешного образования.
Поставленная перед образованием задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения. Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении, в том числе и по математике. И выбранный УМК должен всецело соответствовать этим требованиям.
В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка. И правильно выбранный учебно-методический комплекс должен облегчать работу педагога, а не добавлять трудностей.
Поэтому вопросы, которые выдвинуты для обсуждения на сегодняшней нашей конференции является:
Специфика реализации требований ФГОС ООО в процессе обучения математике.
Практика использования различных УМК по математике в процессе внедрения ФГОС ООО в 5 – 6 классах.
Развивающий потенциал современного урока, внеурочных занятий по математике.
Современные технологии, инновационные формы и методы, обеспечивающие реализацию ФГОС ООО в процессе обучения математике.