Комплексная развивающая психолого-педагогическая программа «Здоровье» для учащихся начальной школы.


Комплексная развивающая психолого-педагогическая программа
«Здоровье» для учащихся начальной школы.
Авторы:
педагог – психолог
Лесникова Елена Джаудатовна;
учитель физической культуры
Тренина Татьяна Викторовна;
учитель начальных классов
Феоктистова Татьяна Алексеевна.
учитель начальных классов
Фирстова Галина Михайловна
Контактная информация:
Lesnik_0@pochta.ruСамара 2013
Аннотация.
Настоящая программа ориентированна на учащихся начальных классов и позволяет достичь реальных результатов в здоровьесбережении путём целенаправленного изменения всего уклада школы, включения в этот процесс педагогов, родителей и всего персонала школы, без активного участия которых немыслимы необходимые изменения в поведении учащихся. Программа охватывает комплекс не только медицинских и физических, но и психологических аспектов и направлена на создание единого механизма, в котором информация по анатомии, физиологии и психологии служит самопознанию и поэтапному освоению учащимися главных психических и физических составляющих здорового образа жизни.
Научно-практическая новизна.
Программа имеет принципиально новую модульную схему реализации, предполагающую проведение отдельных блоков занятий, организованных во внеурочное время в соответствии с новыми образовательными стандартами второго поколения.
Научная обоснованность.
В современной концепции модернизации системы образования появился новый раздел «образование и здоровье», где впервые ребенок воспринимается не как «объект педагогического воздействия», а как живой, еще не сформировавшийся человек, страдающий от перегрузок, стресса, стандартного подхода больше, чем взрослый. По данной проблематике работает ряд школ, реабилитационных центров, но, тем не менее, к настоящему времени еще не создано сколько-нибудь последовательной и непрерывной системы обучения здоровью с самого раннего возраста. Настоящая программа, призванная стать частью такой системы в начальной школе основывается на теоретических разработках Н.И. Дереклеевой, Л.Д. Назаренко и Г.П. Поповой (в части, касающейся физических упражнений и двигательных игр), В.Г. Алямовской, С.Н. Петровской, Т.И. Колесниковой и В.Э. Пахальян (в части, касающейся психоэмоционального развития), а также В.А. Ананьевой (при выработке общей концепции программы).
Актуальность и перспективность.
Древняя формула «в здоровом теле, здоровый дух» не только не потеряла актуальность, но для современного человека стала еще злободневнее. Особенно это важно в контексте образования и здоровья учащихся начальной школы. Сохранение здоровья российских школьников в настоящее время выдвигается в число приоритетных задач образования. Это связано с резким понижением уровня здоровья детей школьного возраста, что подтверждается многочисленными данными медицинской статистики. Работа по данной программе помогает детям стать более внимательными к чувствам других, повышает уровень самопринятия, усиливает позитивное отношение к себе, снижает уровень тревожности и, как следствие, создаёт условия для улучшения физического и психического здоровья.
Практическая направленность.
Программа направлена на формирование позитивных установок здорового образа жизни, на сохранение и улучшение здоровья детей, и, как следствие, повышение мотивации учебной деятельности, двигательной активности, стабильности эмоционального состояния.
Цель программы: Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Задачи программы
демонстрация многогранной природы здоровья;
формирование представления учащихся об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих;
обучение практическим навыкам направленным на сохранение здоровья;
расширение взаимодействия школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья.
Адресат:
Развивающие занятия проводятся с учащимися начальной школы, группой из 15-20 человек.
Продолжительность
Общее количество часов 50. В неделю. Занятия проводятся в виде модульных курсов: 1 час педагог психолог, 2 часа учитель физической культуры, 0,5 часа учитель начальных классов Время занятия психолог 40 минут, учитель физической культуры 40 минут, учитель начальной школы 15 минут в рамках динами.
Ожидаемые результаты реализации программы
- укрепление здоровья школьников через овладение умениями и навыками заботы о своем здоровье;
- изменение восприятия проблемы педагогами, обучение их методам работы, сохраняющим здоровье учеников на уроках и во внеклассной работе;
создание волонтерского движения подростков в школе, обучение их активным формам конструктивного общения;
Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения
Апробация развивающей, комплексной психолого-педагогической программы
«Здоровье» для учащихся начальной школы», реализуется на базе МБОУ школы № 20 Октябрьского района г. о. Самара. Срок апробации 1 год. Количество участников 150 учеников.
«Утверждаю»
Директор МБОУ школы № 20 г.о. Самара
_______________ Письменюк С. К
_____ ________________________
Учебный план
Комплексная развивающая психолого-педагогическая программа
«Здоровье» для учащихся начальной школы».
Цель программы : создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Категория обучающихся: учащиеся начальной школы.
Срок обучения: 50 часов
Режим занятий: 3 занятия в неделю по 15-40 минут.
№ наименование тем всего часов в том числе форма контроля
теорет. практ. 1 Вводное занятие. 1 1 - Обсуждение занятия
2 Уроки здоровья 18 6 12 3 Игровые двигательные упражнения 8 - 8 4 Лечебно-профилактическая гимнастика 16 - 16 5 Адаптивная гимнастика 4 - 4 9 Итоговая диагностика 1 0,5 0,5 Анкетирование. беседа
10. Индивидуальная работа с детьми. 1 1 - 11. Работа с родителями 1 0,5 0,5 Итого 50 9 41 «Утверждаю»
Директор МБОУ школы № 20 г.о. Самара
_______________ Письменюк С. К
_____ ________________________
Учебно-тематический план
Комплексная развивающая психолого-педагогическая программа
«Здоровье» для учащихся начальной школы».
Цель программы : создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Категория обучающихся: учащиеся начальных классов.
Срок обучения: 50 часа
Режим занятий: 2 занятия в неделю по 15, 40 минут.
№ Тема Всего часов В том числе Форма контроля Ответственный
теоретических практических 1. Вводное занятие
(диагностическая работа). 1 1 - Беседа, анкетирование учитель начальных классов
педагог-психолог
2. Уроки здоровья.
2.1 Физкультура в жизни людей. 1 0,5 0,5 беседа, практические занятия. учитель физической культуры
2.2. Знание своего тела 2 1 1 беседа, практические занятия. педагог-психолог
2.3 Гигиенические правила. 2 1 1 беседа учитель начальных классов
2.4 Движение – жизнь. 2 1,5 0,5 беседа, практические занятия. учитель физической культуры
2.5 Самопознание через чувство, ощущение, образ 2 - 2 практические занятия педагог-психолог
2.6 Осанка в жизни человека. 1 0,5 0,5 беседа, практические занятия. учитель физической культуры
2.7 Бег вчера, сегодня, завтра. 4 0,5 3,5 беседа, практические занятия. учитель физической культуры
2.8 Прыжки и воспитание характера 3 0,5 2,5 беседа, практические занятия. учитель физической культуры
3. Игровые двигательные упражнения
3.1 Упражнения с окружающими предметами. 4 - 4 практические занятия учитель начальных классов
3.2 Упражнения на развитие крупной моторики. 2 - 2 практические занятия педагог-психолог
3.3 Упражнения на развитие мелкой моторики. 2 - 2 практические занятия педагог-психолог
4 Лечебно-профилактическая гимнастика.
4.1 Упражнения на осанку 4 - 4 практические занятия учитель начальных классов,
учитель физической культуры
4.2 Упражнения для профилактики плоскостопия 4 - 4 практические занятия учитель начальных классов,
учитель физической культуры
4.3 Профилактика и коррекция зрительных нарушений. 4 - 4 практические занятия учитель начальных классов,
педагог-психолог
4.4 Упражнения для улучшения мозгового кровообращения 4 - 4 практические занятия учитель начальных классов,
педагог-психолог
5 Адаптивная гимнастика.
5.1 Комплекс упражнений для спец. группы. 2 - 2 практические занятия учитель физической культуры
5.2 Комплекс упражнений в домашних условиях .2 - 2 практические занятия учитель физической культуры
6 Итоговая диагностика. 1 0,5 0,5 анкетирование, беседа педагог-психолог
7. Индивидуальная работа с детьми. 2 1 1 анкетирование, беседа учитель начальных классов,
педагог-психолог
8 Работа с родителями 1 0,5 0,5 анкетирование, беседа учитель начальных классов,
педагог-психолог
Итого в год. 50 8,5 41,5
«Утверждаю»
Директор МБОУ школы № 20 г.о. Самара
_______________ Письменюк С. К
_____ ________________________
Учебная программа
Комплексная развивающая психолого-педагогическая программа
«Здоровье» для учащихся начальной школы».
Пояснительная записка.
Актуальность данной программы обусловлена тем что, она дает возможность поэтапного открытия в себе главных психических и физических составляющих: сенсорных ощущений, зрительно – моторных и эмоциональных колебаний . Древняя формула «в здоровом теле, здоровый дух» не только не потеряла актуальность, но для современного человека стала еще более значимой. Особенно это важно для учащихся начальной школы в контексте образования и здоровья . Работа по данной программе помогает детям стать , более внимательными к чувствам других, повышается уровень самопринятия, усиливает позитивное отношение к себе, снижает уровень тревожности и как следствие создаются условия для улучшения психологического здоровья, что ведет к успешной социально – психологическому здоровью.
Цель программы: создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Задачи программы
- демонстрация многогранной природы здоровья;
- формирование представления учащихся об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих;
- обучение практическим навыкам направленным на сохранение здоровья;
- расширение взаимодействия школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья.
Структура и содержание программы
Программа «Здоровье» представлена модульным курсом. Основой структурирования программы по модульному принципу выступает системный подход при котором изучаемая система рассматривается состоящей из элементов - модулей с определенными связями между ними.
Все занятия распределены по тематическим блокам. Согласно учебно-тематическому плану, первые занятия посвящены знакомству с медицинскими картами детей, диагностической работой в рамках изучения эмоционального и психического состояния учащихся начальной школы (1 час).
Далее занятия разбиты на следующие блоки::- 17 часов – «Уроки здоровья», направленный на формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
- 8 часов – «Игровые двигательные упражнения», направленный на создание представления об игре, как самостоятельном виде деятельности, свойственном человеку. Об игре, как средстве самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и духовного воспитания.
- 16 часов – « Лечебно- профилактическая гимнастика» направлена на профилактику плоскостопия, сколиоза, коррекции зрительных нарушений, улучшение мозгового кровообращения.
- 4 часа – «Адаптивная гимнастика» направлена на работу с детьми с ослабленным здоровьем, упражнение для выполнения детьми в домашних условиях.
Далее по окончании работы проводится итоговая диагностика физического, эмоционального и психического состояния детей, по результатам ведется индивидуальная работа с детьми и консультирование родителей (4 часа)
Реализация программы и ответственные лица.
1 класс – 3 часа Янина А.В. классный руководитель, Лесникова Е.Д. педагог-психолог, Тренина Т.В. учитель физкультуры.
2 класс - 3 часа Феоктистова Т.А. классный руководитель, Лесникова Е.Д. педагог-психолог, Тренина Т.В. учитель физкультуры.
2 класс - 3 часа Фирстова Г.М. классный руководитель, Лесникова Е.Д. педагог-психолог, Тренина Т.В. учитель физкультуры.
Методы: лечебно-профилактическая гимнастика, адаптивная гимнастика, релаксационные, дискуссионные игры, эмоционально – символические методы (направленное рисование), диагностические методики (наблюдение, анкетирование родителей (приложение 1), проективные методики М.З Дукаревич «Несуществующее животное», Лусканова «Лесенка», «Школа зверей», О.А.Ореховой «Домик».методы ( см. приложение 2).
Критерии ограничений и противопоказаний
Учащиеся имеющие хронические заболевания, травмы спины, перенесшие полостные операции.
Гарантии и права участников программы
Нормативно –правовые основы программы (Конвенция ООН о правах ребенка, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Федеральный закон «об образовании», Устав ОУ.)
Сферы ответственности, основные права и обязанности участников программы.
Учащиеся имеют право:
на уважение своего человеческого достоинства;
на всестороннее развитие;
на социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь;
на уважение и свободное выражение мнений и убеждений;
быть выслушанным.
Учащиеся обязаны:
соблюдать этику общения и чистоту речи (не допускать сквернословия);
бережно относиться к школьному имуществу, учебному оборудованию, инвентарю, зданию;
уважать достоинство других обучающихся, работников школы;
соблюдать правила техники безопасности, не приносить в школу ножи, спички, газовые баллоны, огнеопасные вещества, другие опасные для жизни и здоровья предметы.
Родители имеют права защищать права и интересы ребенка, участвовать в мероприятиях и решении вопросов их касающихся.
Родители обязаны:
заботиться о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии ребенка;
не допускать неоправданного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг их профессиональных обязанностей;
обеспечить ребёнка всем необходимым для посещения школы (канцелярские товары, спортивная форма);
следить за внешним видом ребенка.
Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Ресурсы необходимые для эффективной реализации программы.
Специалисты, реализующие программу должны иметь высшее психологическое или высшее педагогическое образование.
Материально-техническое оснащение: зал для занятий, бумага, мелкие предметы (камушки, шарики. бусы и т. д.), иллюстрации, цветные карандаши, медиатехника, видео- и аудиоматериалы, зеркала, мягкие игрушки, спортивный инвентарь.
Сроки и этапы реализации программы.
Общее количество: 50 часов (3 часа в неделю). Занятия проводятся с подгруппой из 20 человек два раза в неделю. Время занятия 15- 40 минут.
Список литературы:
1. Ананьева В.А. Введение в психологию здоровья. – СПб., 2008.
2. Алямовская В.Г. Петровская С.Н Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. – М., 2008.
3. Воронцов А.В., Жилинская Л.Г. Сборник научных статей и докладов участников Поволжской научно-практической конференции. Образование и психологическое здоровье.- Самара., 2011.
4. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. – М., 2009.
5. Колесникова Т. И. Психологический мир личности и его безопасность. – М., 2010.
6. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М., 2005.
7. Пахальян В. Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. – СПб., 2006. – 240 с.
8. Попова Г.П. Поддержка работоспособности школьника: упражнения, игры, инсценировки. – Волгоград., 2008.
9. Рубцова «Терапевтические подходы и способы коррекции базовых личностных нарушений в современной телесно-ориентированной психотерапии». - М., 2011.