Сценарий защиты номинации Тайна старинных узоров районного этнографического фестиваля
Полотенце
Частью истории народа является его культура. Все что создано талантом, умом и рукоделием, входит в это понятие. В древнерусской культуре особую роль занимают полотенца. «Полотенце - бельевое изделие в виде удлинённого полотнища для вытирания, обтирания» (Из словаря Ожегова)
Ни одно важное событие в жизни человека не обходилось без них. Рождение ребенка, крещение, свадьба, проводы - все эти торжественные события сопровождались старинными обрядами, главным атрибутом которых было полотенце. По качеству и количеству этой принадлежности обихода в приданом девушки судили и о мастерстве самой хозяйки и достатке семьи. В каждом доме самыми красивыми изделиями украшали иконы, семейные фотографии,
В праздники полотенцами с кружевом и сложными рисунками украшали весь дом. В качестве оберега почти в каждом доме они развешивались - вышитые росписью или украшенные письмом. Древний русский счетный шов имел как с лица, так и с изнанки абсолютно одинаковый узор - символ. Вышитый узор и усиливал обереговый потенциал данного предмета. Каждый узор читался по-своему и имел свое значение. Такое вышитое полотенце не только служило оберегом дома и семьи, но и несло энергию добра, счастья, достатка, благополучия и любви.
Вышивкой мастерицы выражали свои представления об окружающем их мире в образах. Крестом изображались солнце и огонь, прямая линия обозначала в узоре землю, волнистая - воду, вертикальная - дождь. Нарядно и празднично выглядят изделия, украшенные символами солнца - солярными кругами.Ткани для данных изделий были окрашены органическими красителями. С большим успехом народные мастера использовали чернильные орешки, червец, охру, красный железняк. Кроме того, для украшения полотенец использовались золототканые ленты, которые доставляли из стран Среднего Востока.В зависимости от использования в старину полотенце называли по-разному: блинник, набожник, рушник, постенник, набожник, рукотёр, ширинка, утиральник, утирка и т.д. Всего можно насчитать около 30 названий этого предмета. Наиболее древнее из них- "убрус". Н. Карамзин в "Истории государства Российского" писал: "Славяне дуплянам древянам ветви убрусцем обвешающе и сим поклоняющиеся". У наших предков полотенце исполняло роль жертвоприношения в культе деревьев. Роль полотенца усиливалась нанесенным на него орнаментом. Как писал известный исследователь русского орнамента В. Стасов: "У народов древнего мира орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии: каждая черта тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений".
Орнаменты бывают геометрические, растительные и сюжетные. По технике выполнения - вышитые, тканые, набивные и вывязанные. На вид орнамент неприметен, Но он столетия живёт. Не зря его на белом свете Народ издревле бережёт. Быть может, нитками зигзаги В узоре вытканы не зря. И мы с тобою видим знаки Славянского календаря. Вышивка – популярный и любимый в народе вид рукоделия.
Древние символы в вышивке « Как много может рассказать один конец домотканого полотенца! Ведь орнамент, украшающий его, - это язык тысячелетий: каждый знак заключает целое понятие, а несколько символов, стоящих в ряд, словно фраза в письме» (Г. Дурасов «Тайны старого узора»)
Язык орнамента многообразен. Он играет роль социальной, половозрастной отметки, этнической принадлежности, является средством выражения народного мировоззрения. Русский орнамент представляет сложный комплекс разновременных напластований. Ряд мотивов составляют древний пласт: это геометрические и сюжетные композиции. Несомненно, связь орнамента с верованиями. Часть верований и представлений русского народа была общей с древними верованиями и представлениями других поволжских народов. Архаичные узоры (квадрат с четырьмя точками) как знак засеянного поля, плодородия встречается в вышивке на свадебных одеждах и полотенцах низовых чуваш, в мордовской (эрзянской) вышивке. Ромбический орнамент присущ всем народам Симбирского края. Причины кроются в древних общих корнях. Но, рассматривая орнаменты народов, тесно проживающих друг с другом, нельзя исключить и их взаимовлияния в технике исполнения и сюжетном построении. Хотя каждому народу в орнаменте присуще и свое национальное осмысление. Так геометрический ромбовидный орнамент на чувашских головных полотенцах - сурпанах выполнен всеми цветами радуги, он полифоничен. Татарские полотенца, ткани украшались ромбовидным орнаментом, выполненным закладной техникой ткачества. Браная техника на татарских полотенцах была перенята у русских мастериц. Ромбовидный орнамент симбирских мишарей имел свои национальные особенности. Это, прежде всего, умение вовлечь в "работу" фон, поверхность украшаемого изделия. Пространство между орнаментом само звучит как орнамент. Обрядовые предметы лучше сохранили традиционные народные орнаменты. Так русские свадебные полотенца донесли до нас мотив восьмиконечной звезды, несущей функцию оберега. Наличие орнамента у всех народов русских, татар, мордвы и чуваш служило отличием праздничной одежды от будничной. Орнамент дольше, чем костюм народа, сохранял свои традиции. Черты устойчиво повторяющихся орнаментов в различных вариантах вышивки, ткачества позволяют считать рассматриваемые узоры не просто игрой воображения вышивальщиц, а глубоко традиционными. В сюжетах архаичной вышивки отражается древний земледельческий культ славян. Раскидистое дерево с мощными ветвями, оканчивающимися большими цветами - розетка , являются изображением мирового дерева, древа жизни, возможно, эта вышивка выполнялась к свадьбе и была взята со старинного свадебного кокошника, тыльная сторона которого традиционно в Симбирской губернии вышивалась с таким орнаментом. Птицы на деревьях, вышитые на полотенцах это посредники между миром живых и миром мертвых. Антропоморфные существа в позе лягушки, как отмечалось нами, связаны с магией плодородия . Русские вышивки Поволжья представляют сложный комплекс разновременных направлений. Со временем от мифологии осталось только оболочка и традиционное трехчастье, но долго еще мотивы деревьев, птиц, зверей наделялись емкой и многозначной символикой. Лебеди являлись олицетворением верной любви, чистоты, уточки - знаком трудолюбия хозяйки дома и символом плодородия, голуби - символами супружеского счастья. Все перечисленные орнаменты птиц являлись мотивами свадебных полотенец. Сюжетные мотивы сочетаются с растительными, последние порой выходили на первый план. Растения на вышивках, за редким исключением, не имеют аналогий в живой природе. Редко на старинных вышивках растительного сюжета встречаются зеленые тона. Основной цвет красный, как бы напоминает естественное и древнее назначение растений - красота. "Поклонение деревьям было одним из главнейших элементов религии славян. Но если бы в этом могло оставаться хоть тень сомнения, то нас убедили бы в этом орнаменты» .Из всех видов растений можно различить в вышивке лапы елей и пышные кудри березы , ведь поклонение деревьям было одним из главных элементов религии славян. Таким образом, в Среднем Поволжье отличительной особенностью используемых в вышивке материалов были шерстяные и шелковые нити. Среди орнаментов преобладали геометрические. В поздних Поволжских орнаментах начала ХХ века стали больше использоваться растительные орнаменты, символы и знаки городской любовной тематики. Одна из главных тем ее - тема "виноградья", выражающая идею изобилия, тесно связанную с предсвадебным и свадебным периодом . Орнамент дольше всего сохраняет национальную специфику, древние традиции. Устойчивость орнамента на одежде связана с его смысловым значением. Как справедливо было замечено В. Стасовым "древний орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии: каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений." МБОУ Инзенская СШ №1 имени Ю.Т. АлашееваРайонный этнографический фестиваль
номинация
«Тайна старинных узоров»
2014 -2015 уч.год