Рекомендации, направленные на развитие конфликтологической компетенции социальных педагогов. педагог


Рекомендации, направленные на развитие конфликтологической компетенции педагогов
Для формирования основных умений разрешать возникающие конфликтные ситуации, уметь их предотвращать и качественно использовать свою профессиональную компетентность, мы разработали следующие рекомендации для педагогов:
Если коллега раздражен и агрессивен, ему нужно помочь снизить внутреннее напряжение во избежание конфликта и попытаться договориться с ним. Следует вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно;
Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Например, попросите доверительно у конфликтующего педагога совета, задайте неожиданный вопрос, совсем о другом, но значимым для него. Напомните о том, что вас связывало, сделайте комплимент, выразите сочувствие. Главное, чтобы ваши просьбы, воспоминания, комплименты переключали сознание разъяренного коллеги с отрицательных эмоций на положительные;Не давайте своему коллеге отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не говорите: “Вы меня обманываете”, лучше звучит: “Я чувствую себя обманутым”. Не говорите: “Вы орете”, лучше скажите: “Я очень огорчен тем, как вы со мной разговариваете таким тоном”;
Попросите сформулировать его проблему самостоятельно или сформулируйте проблему вместе, а также определите предполагаемый конечный результат;
Предложите своему коллеге высказать свои соображения по разрешению возникшей конфликтной ситуации и свои пути решения;
Не ищите виновных и не объясняйте создавшееся положение, ищите выход из него. Не останавливайтесь на первом приемлемом пути, а создавайте спектр, потом из них выберите лучший. Будьте компетентны;
Если не можете договориться о чем-то, то ищите объективную меру для соглашения (нормативы, закон, факты, существующие положения, инструкции и т. д.);
Не позволяйте себе отвечать агрессией на агрессию, не переходите на личности. Давайте оценку только его действиям и поступкам. Можно сказать: “Вы уже дважды не выполнили свое обещание”, но нельзя говорить: “Вы - необязательный человек”;
Когда на Вас кричат или обвиняют, в ответ держите себя корректно, старайтесь уступить, промолчать, чтобы погасить гнев другого;
Не бойтесь извиняться, если чувствуете свою вину. Во-первых, это обезоруживает коллегу, во-вторых, вызывает у него уважение. Ведь способны к извинению только уверенные и зрелые личности;
Ничего не надо доказывать. В любых конфликтных ситуациях никто никогда и никому ничего не может доказать. Даже силой. Отрицательные эмоциональные воздействия блокируют способность понимать, учитывать и соглашаться с “врагом”;
Не характеризуйте состояние оппонента. Всячески избегайте словесной констатации отрицательного эмоционального состояния партнера: “Ну вот, полез в бутылку! ... А чего ты нервничаешь, чего злишься? Чего ты бесишься?”. Подобные “успокаивающие” слова только укрепляют и усиливают развитие конфликта;
Уходя, не хлопайте дверью и не говорите нечего обидного. Ссору можно прекратить, если спокойно и без всяких слов выйти из комнаты;
Держите паузу, пока Ваш коллега не остынет. Позиция отказавшегося от ссоры должна исключать полностью, что бы то ни было обидное и оскорбительное для коллеги. Побеждает не тот, кто оставляет за собой последний разящий выпад, а тот, кто сумеет остановить конфликт вначале, не даст ему разгореться.
Переговоры в конфликтной ситуации.
В любом коллективе иногда возникают «затяжные», хронические конфликты.
Если конфликт подавить излишне авторитарными способами или его «замяли», а проблема осталась нерешенной, возникает опасность неоднократного повторения конфликта с постепенным его усилением. Со временем формируется специфический «конфликтный сценарий», когда при«запуске» того или иного, казалось бы, незначительного действия начинает раскручиваться конфликтный механизм, остановить который невозможно. И пока не реализуются все этапы конфликта, он не затихает.
Для таких случаев была разработана переговорная техника, при помощи которой возможно конструктивно разрешить конфликтные ситуации: для переговоров необходимо назначить время и место; запрещается использовать силовые приемы (упреки, давление, шантаж, манипулирование);участники встречи не должны приходить с готовым решением. Оно должно быть сформировано в ходе переговоров. При этом важно, что такое решение должно выступить «третьим вариантом»;начать переговоры необходимо с фраз приветствия, благодарности коллеги за его желание конструктивно и профессионально урегулировать конфликт; необходимо выработать алгоритм действий по предотвращению конфликтной ситуации.
Практические занятия и тренинги по темам:
«Конфликты в нашей жизни»
«Учимся разрешать конфликты на разных этапах профессионального становления»
«Стили разрешения конфликтов»
«Компетентность в общении с коллегами»
«Управление конфликтом»
«Самооценка и внутриличностный конфликт»
Разработали игру для педагогов «Качества наших коллег».
Цель этой игры научить педагогов увидеть у своих коллег положительные и отрицательные качества и не боятся их высказывать и объяснять. Каждому необходимо выбрать пять качеств,  которые наиболее проявляются в вас, а так же вы считаете, что эти качества окружающие видят в вас. Предлагается написать все качества  на листе бумаги и свернуть.
Важные профессиональные качества педагога:
- трудолюбие; работоспособность; дисциплинированность; ответственность;
- умение поставить цель и избрать пути ее достижения; организованность; настойчивость; систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня; стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.
Личностные качества хорошего педагога: самообладание; дисциплинированность; гибкость поведения; идейная убежденность; гражданственность; инициативность; порядочность; искренность; стремление к самосовершенствованию.Затем каждый по очереди берет по одной листу бумаги и должен прочитать качества, вслух и отдать тому педагогу, кому это присуще.
Памятка для педагогов:
- выслушайте коллегу;
- выясните, в чем заключается суть конфликта;
- не поддакивайте, не записывайте;
- не доверяйте никому на слово;
- не доверяйте эмоциям и проявлениям чувств;
- ведите разговор только о сущности конфликта;
- постарайтесь выявить суть, мотивы конфликта.
Деловая игра «Модель профессиональной компетентности».
Цель игры: выработать в группе единый взгляд на личностные и профессиональные качества педагога и разработать на их основе модели профессиональной компетентности.