Урок на тему: Причины возникновения пожаров. Противопожарная безопасность
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области
«Черемховский техникум промышленной индустрии и сервиса»
Причины возникновения пожаров. Противопожарная безопасность
План - конспект урока
по дисциплине: Безопасность жизнедеятельности
Автор:
Уханева Елена Анатольевна –
преподаватель – организатор ОБЖ
ГБПОУ ИО ЧТПрИС
Черемхово, 2016г.
«Причины возникновения пожаров. Противопожарная безопасность», план – конспект урока. – ГБПОУ ИО ЧТПрИС, г. Черемхово, 2016 г., 24 стр.
Автор работы:
Уханёва Е.А., преподаватель - организатор ОБЖ;
Краткая аннотация:
План – конспект урока предназначен для обучающихся II курса по профессии Сварщик (электросварочные и газосварочные работы). Урок нацелен на формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся, таких как:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ПК 2.6. Обеспечивать безопасное выполнение сварочных работ на рабочем месте в соответствии с санитарно-техническими требованиями и требованиями охраны труда.
План - конспект может быть использован в работе преподавателей дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности» «Безопасность жизнедеятельности» , «Промышленная безопасность».
Содержание
План-конспект урока…………………………………………………..4
Технологическая карта урока …… …………………………………..8
Список используемых источников…………..……………………....11
Приложения 2,3,4,5,6,7,8……………………………………………...12
Приложение 1. Презентация к уроку
План- конспект урока
Тема урока: Причины возникновения пожаров. Противопожарная безопасность
Профессия: Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Наименование учебной дисциплины: Безопасность жизнедеятельности
Цели и задачи:
Обучающая: сформировать знания об опасных факторах пожара и последствиях пожара для человека
Развивающая: развивать навыки работы в команде осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;
Воспитательная: способствовать формированию у студентов ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих людей.
Тип урока: комбинированный
Методы урока: объяснительно – иллюстративный, метод учебного сотрудничества, частично – поисковый, проблемный, кейс – метод.
Форма организации деятельности обучающихся на занятии: фронтальная, групповая, индивидуальная
Материально – техническое оснащение занятия: компьютер, проектор, демонстационный экран, раздаточный материал для работы в группах, оценочные листы, цветные стикеры для проведения рефлексии
Межпредметная связь: химия, экология, физика, история, промышленная безопасность
Ход урока
Организационный этап – 5 мин.
( В учебном кабинете организованы 3 места для работы в группах по 8 человек, по которым обучающиеся разделяются сразу же при входе в аудиторию.)
На столе преподавателя стоит подсвечник со свечой, преподаватель зажигает свечу и начинает декламировать стихотворение:
Огонь свечи, огонь костра,Огонь могучего пожара.Огни – они все мастераНиспосланного людям дара.Кто скажет: что же есть огонь?Он наказание иль благо? Свеча дарила людям свет,Костёр стал очагом в их доме.
Тепло огня, тепло свечи,Свет маяка, что нужен в море,Дрова, горящие в печи –Всё это счастье, а не горе…
Далее преподаватель предлагает обучающимся ответить на вопрос, прозвучавший в стихотворении: «Что же есть огонь? Он наказание иль благо?», а затем поразмышлять, какой будет тема урока.
После того как обучающиеся выскажут свои предположения, преподаватель открывает слайд с обозначенной темой и предлагает записать ее в тетрадь. (Приложение 1)
Обучающиеся записывают тему урока.
2. Этап актуализации опорных знаний. - 4 мин.
Обучающимся предлагается ответить на вопросы теста, с последующей взаимопроверкой (Приложение 2)
Тест позволяет выявить уровень опорных знаний обучающихся по теме урока. Полученные баллы заносятся в оценочный лист группы.
Преподаватель предлагает сформулировать задачи урока исходя из полученных результатов, с помощью проблемных вопросов:
что нового хотелось бы узнать по данной теме?
чему хотелось бы научиться?
почему данная тема актуальна для получаемой профессии?
Ответы обучающихся резюмируются в конечные цели учебного занятия
и выводятся на демонстрационный экран. (Приложение 1) Преподаватель озвучивает формы работы на уроке. Объясняет, что на данном учебном занятии они будут работать в группах – командах. По ходу учебного занятия каждой команде будут назначаться баллы за выполнение заданий, которые заносятся в оценочный лист. По окончанию урока все члены команды должны оценить работу друг друга.
3. Этап формирования новых понятий и способов действий. (Изучение нового) – 17 мин.
На данном этапе урока преподаватель проводит мини - лекцию с элементами беседы (Приложение 3)
Затем преподаватель предлагает обучающимся на время стать экспертами в области химии и физики, и экспертами пресс-службы МЧС Иркутской области, изучить раздаточный учебный материал и ответить на следующие вопросы: (Приложение 4)
Группа «Химиков» отвечает на вопрос «Почему нельзя водой тушить горящий бензин, масло, керосин?» и проводит краткий экскурс в историю, рассказывает способах огнезащиты применяемых во время Великой Отечественной войны.
Группа «Физиков» рассказывает о самом распространенном средстве пожаротушения - воде. И объясняет, почему вода тушит огонь?
«Пресс-служба МЧС» приводит примеры пожаров, произошедших в Иркутской области том числе в г. Черемхово. Указывает их причины и последствия.
После выступления представителей групп преподаватель предлагает им выставить баллы за данный этап работы на уроке в оценочный лист
Далее обучающиеся работают с таблицей «Техническая характеристика ручных огнетушителей» в учебнике Н.В. Косолаповой «Основы безопасности жизнедеятельности» и выполняют письменное задание. (Приложение 5)
3. Этап применения – формирования умений и навыков. (Закрепление) – 12 мин.
На данном этапе урока обучающиеся решают кейсы, в которых подробно описаны ситуации возникновения пожара в сварочной мастерской техникума, в квартире, в лесной зоне. (Приложение 6) Группа должна продумать ответить на вопросы кейса, смоделировать (разыграть) предложенную ситуацию.
После выступления групп, преподаватель предлагает им выставить баллы за данный этап работы на уроке в оценочный лист
4. Этап оценивания - 3 мин
Преподаватель предлагает обучающимся подсчитать количество баллов, полученных на различных этапах урока, в оценочном листе, и выставить итоговую оценку:
От 30 – 28 баллов – « отлично »
От 27 до 25 баллов – «хорошо»
От 24 – 21 балла – «удовлетворительно»
Преподаватель обращает внимание обучающихся на слайд с задачами урока и просит оценить уровень их выполнения участниками группы.
Каждый обучающийся заполняет индивидуальную оценочную ведомость и выставляет оценки за работу своим товарищам по группе. (Приложение 7)
Домашнее задание- 1 мин.
Составление ситуационных задач по теме урока, по схеме (описание ситуации – вопросы – развернутый ответ) Задачи могут быть проиллюстрированы видео и фото материалами.
Рефлексия - 1 мин.
На доске закреплен ватман с изображением лестницы. На ступенях надписи «Многое осталось непонятным», «Урок понравился, но были трудности при выполнении заданий», «Урок понравился. Получил новые знания и многому научился» (Приложение 7.) Каждый обучающийся прикрепляет стикер в форме человечка на соответствующей ступени.
Технологическая карта урока
№
этапа Наименование
этапов и его структурных элементов Норма времени Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся Предполагаемый результат
1 Организационный
4 мин. Преподаватель приветствует обучающихся, проверяет явку.
На столе преподавателя горит свеча и он декламирует стихотворение.
Преподаватель предлагает обучающимся ответить на вопрос, прозвучавший в стихотворении: «Что же есть огонь? Он наказание иль благо?», самостоятельно определить тему урока и сформулировать задачи урока
Озвучивает формы работы на уроке. Объясняет, что на данном учебном занятии они будут работать в группах – командах, а их деятельность на каждом этапе будет оцениваться в оценочном листе. Обучающиеся слушают преподавателя, предлагают варианты ответов на вопросы, формулируют тему и задачи урока. Записывают тему урока в тетрадь Обучающиеся готовы к усвоению учебного материала
2 Актуализация опорных знаний
5 мин Преподаватель предлагает обучающимся выполнить вводное тестирование, чтобы определить уровень их опорных знаний
По результатам теста преподаватель предлагает определить задачи урока, исходя из актуальных потребностей обучающихся, задавая проблемные вопросы Обучающиеся выполняют тест, осуществляют взаимопроверку и выставление баллов в оценочный лист урока
Обучающиеся отвечают на проблемные вопросы, формулируют цель и задачи урока Формирование ОК.3
Обучающиеся усвоили цель и задачи урока
3 Этап формирования новых понятий и способов действий. (Изучение нового учебного материала.)
17 мин. Преподаватель проводит мини - лекцию с элементами беседы.
Затем преподаватель предлагает обучающимся самостоятельно изучить раздаточный учебный материал и проанализировать причины возникновения пожаров с различных позиций: химиков, физиков, представителей информационной службы МЧС.
А также изучить материалы учебника и выполнить письменное задание
Преподаватель оценивает работу групп Обучающиеся слушают преподавателя, отвечают на вопросы,
Анализируют информационные материалы в группах, и представляют результаты своей работы.
Изучают материалы учебника и выполняют письменное задание Формирование ОК.2, ОК.4, ОК.6
Обучающиеся усвоили информацию о различных источниках пожара, правила противопожарной безопасности, рассмотрели конкретные примеры из жизни, научились определять виды огнетушителей
4 Этап применения – формирования умений и навыков
12 мин Преподаватель раздает группам конверты с кейс – задачами, предлагает их решить и смоделировать
Обучающиеся решают кейс, показывают свое поведение в предложенной ситуации, анализируют и комментируют ответы друг друга
Формирование ОК .02, 03, 06 ПК.2.6
Обучающиеся закрепили знания, полученные на уроке, продемонстрировали навыки поведения в предложенных ситуациях
5 Оценивание
3 мин. Преподаватель предлагает обучающимся подсчитать баллы, полученные за урок и выставить оценку своей группе, а также провести взаимооценку Обучающиеся заполняют оценочные листы Формирование ОК.03
Обучающиеся получили оценку своей работы на уроке как со стороны преподавателя, так и со стороны своих товарищей по группе
6 Задание на дом 1 мин. Преподаватель объясняет, что цель домашнего задания – закрепить полученные знания и навыки по противопожарной безопасности.
Обучающимся нужно самим составить кейс - задачу с ответами, которую можно сопроводить видео и фото материалами. Обучающиеся записывают задание в тетрадь, задают уточняющие вопросы Обучающимися усвоено задание на дом
7 Рефлексия 1 мин. Преподаватель просит обучающихся показать свои впечатления от работы на уроке.
На доске закреплен ватман с изображением лестницы. На ступенях надписи «Многое осталось непонятным», «Урок понравился, но были трудности при выполнении заданий», «Урок понравился. Получил новые знания и многому научился» .
Каждый обучающийся прикрепляет стикер в форме человечка на соответствующей ступени. Обучающиеся поделились своим впечатлением от урока. Преподаватель видит наглядно результаты своего урока.
Список используемых источников:
1.Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для сред. проф. образования/ Н.В.Косолапова -10-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2015.-336с.
2. Основы безопасности жизнедеятельности: информационно – методическое издание для преподавателей/№10, 2014г.
3. www. http://38.mchs.gov.ru/ Главное управление МЧС России по Иркутской области
4. www. http://videouroki.net/blog/ Videouroki
Приложение 2
Уважаемые студенты, при ответе на вопросы теста необходимо выбрать один из трех вариантов ответа, время прохождения теста 3мин.
1. Дать определение ЧС – это
А. Неблагоприятная обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей
Б. Техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу для жизни и здоровья людей, не приводящее к разрушению зданий и сооружений, оборудования и транспортных средств
В. Опасное техногенное происшествие, создающее на объекте определенной территории или акватории угрозу для жизни и здоровья людей, приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей среде -
2.Происшествие, повлекшее тяжелые последствия и человеческие жертвы называют:
А. Аварией на транспорте
Б. Экологическим нарушением среды обитания
В. Катастрофой
3.Производственные аварии и катастрофы относятся к:
А.ЧС природного характера
Б.ЧС техногенного характера
В. Стихийным бедствиям
4. Если комната начала наполняться густым едким дымом
А. Открою окно, не закрыв дверь
Б. Буду продвигаться к выходу
В. Закрою рот и нос мокрым носовым платком и буду продвигаться к выходу, прижимаясь к полу
5. Если загорелась электропроводка?
А. Буду тушить водой
Б. Обесточу электросеть, затем приступаю к тушению
В. Буду звать на помощь
6. Если при разжигании газовой колонки или духовки газовой плиты спичка погасла, не успев воспламенить газ, что ты будешь делать?
А. Достану вторую спичку и стану зажигать газ
Б. Перекрою газ
В. Перекрою газ и проверю тягу
7. Если вас отрезало огнем в квартире на пятом этаже (телефона нет), что ты будешь делать?
А. Мокрыми полотенцами, простынями заткну щели в дверном проеме, сократив приток дыма, через окно буду звать на помощь
Б. Сделаю веревку из скрученных простыней и буду спускаться вниз
В. Буду звать на помощь
8. Если ты увидел, что на опушке леса горит прошлогодняя трава?
А. Пройду мимо
Б. Сообщу службам
В. Сообщу об службам, постараюсь затушить, забросав землей, сбить пламя ветками деревьев
9. Если ты увидел, что маленькие дети бросают в огонь бумагу, незнакомые предметы, аэрозольные упаковки, как ты должен поступить?
А. Остановлю, объясню, что это опасно
Б. Пройду мимо
В. Попытаюсь переключить внимание детей на другое занятие
10. Если во время просмотра телепередачи ты увидел, что из телевизора пошёл дым, как ты должен поступить?
А. Залью телевизор водой
Б. Отключу телевизор
В. Отключу электроэнергию, плотной тканью накрою телевизор
КЛЮЧ К ТЕСТУ
№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Правильный ответ А В Б В Б В А В А В
Каждый правильный ответ оценивается в 3 балла.
Оценка 5 (отлично) - Если в сумме вы набрали 27 - 30 баллов, то вы хорошо знаете правила пожарной безопасности, всегда соблюдаете их и сможете научить своих - товарищей.
Оценка 4 (хорошо) - Если вы набрали 21 — 24 балла, то вы должны быть осмотрительны в выборе действий в сложной ситуации, у вас хорошие знания но есть к чему стремиться.
Оценка 3 (удовлетворительно) - Если вы набрали менее 21 балла, то вам необходимо серьезно заняться изучением правил пожарной безопасности, Это поможет вам избежать пожара, а в экстремальной ситуации — сохранить свою жизнь и жизнь других людей. Будьте внимательны при изучении нового материала.
Приложение 3
Лекция с элементами беседы
Как мы уже говорили ранее, пожары являются наиболее распространёнными источниками ЧС техногенного и природного характера.
Вы, возможно, удивитесь, но ежегодно в мире возникает 7-8 миллионов пожаров, в результате этих пожаров погибает примерно 85-90 тысяч человек.
В таблице на слайде приведена статистика пожаров в 21 веке. Явным лидером в этом списке являются Соединенные Штаты Америки. А со второго по 12 место делят 11 стран, в числе которых Россия. Как вы видите, почти во всех странах, число пожаров измеряется в десятках или даже в сотнях тысяч. Поэтому изучение мер противопожарной безопасности крайне важно.
Для большей убедительности, рассмотрим таблицу, в которой указано среднее число погибших при пожарах людей в год. Помимо человеческих жертв пожары приносят немало других бед.
Во-первых, пожары полностью уничтожают материальные ценности, такие как промышленные или жилые здания, не говоря уже о музеях в которых может храниться культурное наследие человечества.
Разумеется, чаще всего пожары возникают на пожароопасных объектах.
(Вопрос к обучающимся: Перечислите какие пожароопасные объекты вы знаете? )
К таким объектам можно отнести объекты 1) нефтяной 2)химической 3) металлургической, 4) газовой, 5) текстильной, 6)деревообрабатывающей и хлебопродуктовой промышленности.
Рассмотрим пример: в 1993 году одной искры пробившей кабель на трансформаторном блоке Камского автомобильного завода хватило чтобы на год вывести из состояния равновесия всю автомобильную индустрию. 14 апреля 1993 года пожар охватил завод по производству двигателей КАМАЗа уничтожив не только основной производственный корпус но и сложнейшее дорогостоящее оборудование.
(Вопрос обучающимся: в приведенном примере речь идет об аварии или катастрофе? Какого характера это ЧС: природного или техногенного?)
Вы правы, это была одна из самых крупных техногенных катастроф в истории Российской промышленности.
Но, а сейчас давайте познакомимся с несколькими важными определениями.
Пожар – неконтролируемое горение вне специального очага, наносящее материальный ущерб.
Возможности создания условий для возникновения пожара или его быстрого развития представляют собой пожарную опасность.
В свою очередь, горение – это быстропротекающая химическая реакция, сопровождающаяся выделением тепла и излучением света.
Чтобы начался процесс горения необходимо наличие в одном и том же месте в одно и тоже время 1) горючего вещества 2) окислителя 3) источника воспламенения
Под горючим веществом подразумеваются любые горючие материалы - такие как бумага, древесина бензин, керосин , природный газ и т.д.
Для реакции окисления чаще всего необходим кислород, как известно 5 –ую часть воздуха составляет кислород, поэтому воздух чаще всего выступает в роли окислителя.
И конечно, для процесса горения нужен сам источник воспламенения, это может быть непогашенный окурок, пламя спички, костра, газовой горелки, а также просто сноп искр.
Конечно, все упомянутые источники воспламенения в большинстве случаев возникают из-за нарушения правил пожарной безопасности, не правильной эксплуатации электроприборов или просто небрежного обращения с огнем
Так как в помещениях с людьми всегда есть воздух устранить окислитель не представляется возможным.
А источники воспламенения, как мы уже с вами выяснили, возникает по вине человека, а значит, мы тоже не можем их устранить, поскольку рано или поздно происходят нарушения правил пожарной безопасности.
Остается только строить здания из негорючих материалов в связи с этим вводиться понятие огнестойкости материалов, из которых построены здания и сооружения.
Строительные и отделочные материалы имеют 3 степени огнестойкости: 1)горючие материалы 2) трудно горючие материалы 3) негорючие материалы
Горючие материалы довольно легко воспламеняются и тлеют даже после удаления огня. Примерами горючих материалов могут послужить бумага, пластмасса, древесина, рубероид, линолеум.
Трудно горючие материалы под воздействием огня воспламеняются и тлеют, после удаления огня процесс горения прекращается. В качестве примеров можно привести деревоплиты различных видов.
Негорючие материалы не воспламеняются и не тлеют, к таким материалам относятся металлы, мрамор, гранит, бетон, кирпич и т.д.
В соответствии с требованиями пожарной безопасности, общественные или производственные здания должны иметь конструкции из негорючих материалов, хотя отделка внутренних помещений может быть выполнена из горючих материалов.
( Вопрос обучающимся, привести примеры использования горючих и не горючих материалов в отделке кабинета ОБЖ.)
В сельской местности или частном секторе города пожары распространяются значительно быстрее, потому что все дома деревянные, т.е. построены из горючего материала. Пожар быстро перекидывается на соседние дома и может охватить значительную часть строений, если во время не принять меры.
В городских условиях, пожар возникший в квартире, как правило уничтожает все горючие материалы внутри помещения - ковры, обои, линолеум, мебель, бытовую технику и т.д, но вот стены пожар уничтожить не может, потому что они сделаны из негорючего материала кирпича или бетона.
Как мы уже говорили, пожары возникают из-за неосторожного обращения с огнем, например причиной может стать непотушенный окурок или забытый утюг, но помимо этого очень распространенной причиной пожара является неисправности в электропроводке.
Также причиной пожаров и взрывов является утечка газа используемого в газовых плитах, чаще всего это происходит при неправильной эксплуатации газовых плит.
Обратите внимание на слайд, мы видим последствия взрыва бытового газа.
Приложение 4
А теперь я предлагаю Вам, уважаемые студенты, на время стать экспертами в области химии и физики, и экспертами пресс-службы МЧС Иркутской области, изучить раздаточный учебный материал и ответить на следующие вопросы:
Группа «Химиков» ответит нам на вопрос «Почему нельзя водой тушить горящий бензин, масло, керосин?» и проведет нам краткий экскурс в историю, расскажет о способах огнезащиты применяемых во время Великой Отечественной войны.
Группа «Физиков» расскажет нам о самом распространенном средстве пожаротушения - воде. И объяснит почему вода тушит огонь?
«Пресс-служба МЧС» приведут нам примеры пожаров, произошедших в Иркутской области том числе в г. Черемхово. Укажут их причины и последствия.
Учебный материал для команды «Химики»
Почему нельзя водой тушить горящий бензин, масло, керосин? Данные жидкости легче воды. По этой причине они всплывают на ее поверхность, продолжая гореть, при этом значительно увеличивается площадь возгорания, так как вода имеет свойство растекаться.
Горящие жидкости можно засыпать песком. Он устраняет доступ кислорода и ликвидирует пламя. Более эффективным средством пожаротушения является сода (карбонат натрия). Она разлагается при повышенной температуре, при этом поглощается тепло и выделяется углекислый газ, обволакивающий горящий предмет. Для тушения пожара применяют также, пену, углекислый газ, снег, землю, песок и другие негорючие материалы.
В практике предупреждения пожаров использовались специальные вещества, понижающие горючесть, – антипирены.
Краткий экскурс в историю - Осенью 1941 г., овладев ближайшими аэродромами вокруг Ленинграда, немцы приступили к уничтожению города систематическими бомбежками. Но враги понимали, что фугасными бомбами не удастся быстро сравнять с землей такой большой город. Пожары – вот на что они рассчитывали. Ленинградцы включились в активную борьбу с пожарами. В чердачных помещениях предприятий, музеев, жилых домов были установлены ящики с песком, щипцами. Люди дежурили на чердаках днем и ночью. Но, несмотря на это, пожары бушевали по всему городу.
Нужно было срочно искать способы огнезащиты. Известно, что лучшие антипирены – это фосфаты, которые при разложении поглощают теплоту. На Невском химическом комбинате хранилось 40 тыс. т суперфосфата – ценнейшего удобрения. Им пришлось пожертвовать для спасения Ленинграда. Была приготовлена смесь суперфосфата и воды в соотношении 3:1, которая при испытаниях на полигоне показала положительные результаты: здания, обработанные смесью, не загорались при взрыве бомб.
За один месяц огнезащитным составом было покрыто около 90% чердачных помещений жилых домов и промышленных зданий, исторических памятников и культурных сокровищ. На Ленинград упали тысячи фугасных и десятки тысяч зажигательных бомб, но город не сгорел.
Учебный материал для команды «Физики»
Почему вода тушит огонь?
Вода – это практически самое распространенное первичное средство пожаротушения. Огонь обеспечивается экзотермической реакцией. Вода, попадая на горящее вещество, нагревается и превращается в пар, т.е забирает энергию очень активно. Этот процесс снижает температуру горящих веществ до температуры негорения (невоспламенения).Обратите внимание, при тушении масштабных пожаров воду льют-льют, а пожар всё не тушится, не сразу. Т.е. масштабы экзотермического процесса таковы, что требуют несколько десятков тонн воды.
Таким образом можно рассчитать, сколько пожарных рассчётов необходимо для тушения разной степени интенсивности пожаров.
Вода является электропроводной?
НЕЛЬЗЯ использовать воду в том случае, если происходит тушение электрических сетей и установок. Необходимо учесть, что если вода попадет на провода, то может возникнуть короткое замыкание. Если было обнаружено горение электрической проводки, то в первую очередь потребуется обесточить электросеть в квартире. Для этого надо выключить общий рубильник, расположенный на щите ввода.
Учебный материал для команды «Пресс-служба МЧС»
Несмотря на то, что пожары и взрывы возникают по техногенным причинам, некоторые природные явления также могут спровоцировать пожар.
Например, достаточно сильный ураганный ветер, может сорвать линии электропередач, которые могут воспламенить объекты находящиеся поблизости.
Примером может служить ЧС которая произошла 30 апреля 2014 года в г. Черемхово. Дотла выгорела целая улица — 18 жилых домов. Когда приехали пожарные расчеты, полыхали пять зданий, но из-за сильного урагана (скорость ветра порой достигала 30 метров в секунду) потушить возгорание не удавалось. Общая площадь пожара составила 3,5 тысячи квадратных метров. 64 жителя города Черемхово, на тот момент, остались без крова.
к ЧС природного характера относятся лесные и торфяные пожары. Одной из причин возгорания лесов служат грозовые разряды. Обычная молния, ударив в дерево, может легко воспламенить его, а если рядом с деревом находится сухая трава, то пожар очень быстро распространяется и возможно охватит близ лежащие населённые пункты.
В Иркутской области и Бурятии за июль-август 20015 года от огня пострадали от одного до 1,5 миллионов гектаров земель, по большей части лесов. Основной причиной природного бедствия специалисты называют сухие грозы. Это настоящая экологическая катастрофа сопровождалась миграцией диких животных, которые, спасаясь от пожаров, выходили к людям.
Однако доля пожаров от молнии составляет 10% от общего числа случаев. Основным виновником лесных пожаров – является человек, его небрежность при пользовании огнем во время работы и отдыха в лесной зоне.
Жителей Иркутской области, беспокоит еще одна проблема, это торфяные пожары. Проблема с торфяными пожарами впервые возникла в Иркутской области в 1980-х годах. Главная причина торфяных пожаров – это малое количество осадков. В связи с этим понижается уровень грунтовых вод, торфяной слой иссушается и загорается, например, от непотушенных костров или удара молнии. Торф – это остатки мха, очень горючий материал. Бороться с пожарами нужно с помощью обводнения. Есть и другие методики, например, прекратить доступ кислорода, но они в большинстве не действуют.
Приложение № 5
Работа с таблицей
К первичным средствам пожаротушения относятся ручные огнетушители. Что бы быть уверенным в правильности использования огнетушителя нужно не только знать его свойства, но и ознакомится с классификацией пожарных угроз. Гражданские огнетушители предназначенные для тушения пожаров разных классов:
А – при горении твердых веществ;
В – при горении жидких веществ;
С – при горении газообразных веществ;
Е – при горении электрооборудования под напряжением до 1000 В
Способ ликвидации возгорания, как и возможность применения того или иного огнетушителя напрямую зависит от класса пожара.
Задание
1.Уважаемые студенты, откройте учебник ОБЖ на стр. 303, Обратите внимание на таблицу № 4 «Техническая характеристика ручных огнетушителей».
2. Распределите огнетушители по типу, соединив линиями 1 и 2 столбцы таблицы
тип Огнетушители
Аэрозольные ОВ-1(3)
ОВ-8
Жидкостные ОП-5ОП-8ОП-2Воздушно-
пенные ОУ-5ОУ-3ОУ-10Порошковые ВВПА-500
ВВПА-400
Углекислотные ОВП-4ОВП-8ОВП-40 (ОВП-50)Таким образом, можно сделать заключение, что наиболее популярными на сегодня есть порошковые огнетушители, которые успешно тушат пожар любого класса. Для тушения пожаров A,B,C классов наиболее подходят углекислотные и воздушно-пенные огнетушители. И только для гашения простых очагов пожара используют водные огнетушители.
Приложение 6
Кейс – задача №1
Во время отдыха в лесу с друзьями в пожароопасный период (сухая погода и ветер) вы уловили запах дыма и определили, что попали в зону лесного пожара.
1. Опишите и покажите последовательность ваших действий
2.Укажите возможные ошибки, которые ни при каких обстоятельствах нельзя допускать в подобной ситуации.
3. Что вы должны сделать в первую очередь, после выхода из зоны пожара?
Кейс - задача №2
Вы находитесь в квартире. Ночью вы почувствовали запах бытового газа. Кроме вас в квартире находятся ваши близкие пожилого возраста и маленький ребенок.
1.Опишите последовательность ваших действий
2.Укажите возможные ошибки, которые ни при каких обстоятельствах нельзя допускать в подобной ситуации.
3. Куда вы должны сообщить о данной ситуации?
Кейс - задача №3
Ваша группа производит сварочные работы в производственной мастерской техникума. В процессе работы вы наблюдаете сильное задымление помещения.
1.Укажите возможные причины задымления
2. Опишите последовательность ваших действий
3.Укажите возможные ошибки, которые ни при каких обстоятельствах нельзя допускать в подобной ситуации.
Приложение 7
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ГРУППЫ
1 задание 2 задание 3 задание 4 задание
ИТОГО:
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ДЛЯ ВЗАИМООЦЕНКИ
Ф.И. ______________________________
Ф.И.участников группы Оценка
1 2 3 4 5 6 7 Приложение 8
Уважаемые, ребята, обратите внимание на доску. Перед вами изображена «Лестница Успеха». Определенная ступень соответствует полученным знаниям на уроке: «Многое осталось непонятным», «Урок понравился, но были трудности при выполнении заданий», «Урок интересный. Получил новые знания и многому научился». Пожалуйста, прикрепите стикер на соответствующей ступень вашего Успеха..
-5143529210