Методика разработки проекта (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования детей)

Методика разработки проекта
(методические рекомендации для педагогов
дополнительного образования детей)

Жукова Оксана Александровна,
педагог МБОУ ДОД «Центр детского творчества»
города Абакана

Социально – экономические условия развития России предъявляют новые требования к методам работы в образовательных учреждениях. Современное образование в период модернизации средней школы должно идти, прежде всего, по пути развития у обучаемого познавательного интереса и осознания значимости образования. Одним из путей повышения познавательного интереса является вовлечение обучающихся в проектную деятельность.
Сегодня метод проектов как технология обучения используется в разнообразной учебной деятельности.
Метод проектов – это метод обучения.
Проектная деятельность – это содержание обучения.
Проект – это форма организации учебного процесса.
Проекты классифицируют:
по характеру результата (информационный, исследовательский,
проекты- инсценировки);
по форме (видеофильм, рекламный ролик, текст и т.д.);
по профилю знаний (монопроект, межпредметные проекты);
по числу участников (личностные, парные, групповые);
по продолжительности (краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные).
Е. Полат выделяет следующие типы проектов:
-исследовательские;
-творческие;
-учебные;
-информационные;
-практико – ориентированные.
Результатом проектной деятельности могут быть внешние продукты (всё, что имеет материальное воплощение) и внутренние продукты (ЗУНы, полученные в ходе работы над проектом, и развитие способностей).
Возможные выходы проектной деятельности:
костюм; музыкальное произведение; мультимедийный продукт;
пакет рекомендаций; праздник; мероприятие; план воспитательной работы;
спектакль; сценарий.
СТРУКТУРА ПРОЕКТА

1. Актуальность проекта (обосновать актуальность – значит объяснить данную проблему).
2.Цель проекта (модель желаемого конечного результата). Необходимо указать, для чего затевается работа. Следует помнить, что цель должна отвечать следующим требованиям:
Реалистичность;
Достижимость;
Конкретность;
Измеряемость;
3.Задачи (выбор путей и средств для достижения цели)
4.Сроки реализации.
5.Условия реализации проекта (кадровые, научно – методические, психологические, организационно- педагогические, социально – культурные, материально- технические, финансовые).
6.Содержание проекта
7.Деятельность по реализации проекта
8.Модель образовательного продукта
9.Ресурсы, необходимые для внедрения проекта (внешние и внутренние)
10.Ожидаемые результаты реализации проекта.
11.Критерии результативности реализации проекта.

Примерный проект «Родительские встречи»

Малыш растёт, развивается и огорчается Первые шаги, первые слова, первые неудачи – и рядом с ним мы, взрослые, его родители и педагоги.
И, конечно, нам очень хочется узнать, каков детский мир, что думает, что чувствует ребёнок, и что можем сделать мы, взрослые, чтобы мир вокруг нашего ребёнка был ярче, красочнее, интереснее. Чем Дом детского творчества и семья могут быть полезны друг другу, чтобы маленькому человеку увереннее шагать в большую жизнь? На эти и многие другие вопросы можно найти ответ вместе с родителями на коллективных встречах в стенах Центра детского творчества, которые так и называются «Родительские встречи».
Цель проекта: создание условий для взаимодействия с родителями детей обучающихся и мотивации для дальнейшего сотрудничества.
Задачи проекта:
Углубление психолого-педагогической компетентности родителей;
Включение родителей в образовательный процесс как активных субъектов;
Раскрытие перед родителями сущности основных приёмов развивающего образования, определение их роли в обучении детей;
Создание комплекса творческих работ: видеофильмов, библиотеки сочинений детей, набора памяток и рекомендаций для родителей.

Условия реализации проекта:
Доверительное отношение обучающихся;
Учёт особенностей сложившихся взаимоотношений родителей и детей;
Учёт степени психолого-педагогической компетентности родителей, и, в частности, их знаний возрастных особенностей детей;
Системность и периодичность проведения встреч.

Содержание проекта.
В программе проекта определены условно шесть блоков взаимодействия.

Психолого-педагогический блок.

Включает в себя цикл бесед по вопросам воспитания, образования, развития детей, их взаимодействия со взрослыми, отношения к книге, к чтению, словотворчеству и т.д.
Видеорепортажи с занятий.
Видеообзор занятий по развитию речи, математике, предметам художественного и музыкального направления, минифрагменты концертных выступлений, театрализованных представлений. Показ видеожурнала «Родительские посиделки»
Презентация коллективных изданий для родителей.
«Библиотечка для родителей», газеты «Дом творчества» и методических пособий.
Наша игротека.
Представление коллективных игр для детей, разучивание словесных и музыкальных игр для детей и взрослых, настольно-печатных игр образовательно-развивающего направления.
Справочное бюро «Вопросы и ответы»
Организация вопросов в письменной форме через условный «почтовый ящик, адресованный психологу, социологу, педагогам – предметникам».
Встреча с педагогами творческих коллективов, работающими с детьми школьного возраста.
Социальный проект рассчитан на 2 года и проводится раз в два месяца.
Ресурсы:
Методические
Ознакомление, приобщение, стимулирование и осмысление проекта и создание вариативных моделей
Создание методического проекта:
Библиотечка книжек-малышек;
Памятки, рекомендации для родителей
Творческие работы детей
Специальные газеты «Дом для творчества»

Информационные
Привлечение внимания общественности к деятельности ЦДТ, информационная поддержка проекта
Использование:
Средств массовой информации для поддержки опыта;
Проспектов работы на год, программ встреч, рекламных объявлений

Кадровые
Включение в проект обеспечит качественную и разноплановую реализацию цели проекта
Участвуют в реализации проекта:
Педагоги дополнительного образования – руководители творческих коллективов;
Психологи;
Служба учебно-наглядного сопровождения;
Подростковый коллектив видеостудии.

Материально-технические
Аппаратура для медиапрезентации;
Экран; ксерокс; компьютер


Команда проекта:

Научный консультант методической службы
Консультирование по стратегии и практике реализации проекта; помощь в отборе содержания и технологии преподнесения информации

Координатор проекта
Режим работы, подготовка и организация издания методической продукции, взаимодействие со службами «ЦДТ»

Руководитель проекта
Организационная работа, планирование, организация встреч, подготовка раздаточного материала, координация, определение заданий и задач выступающим; ведущая программы встреч; консультант по развитию речи и т.д.

Психолог
Психологическое сопровождение проекта: индивидуальные консультации, ведущие блока «Справочное бюро», подготовка методических материалов и информации для средств массовой информации

Педагоги дополнительного образования, руководители творческих объединений
Участвуют по конкретному приглашению с презентацией деятельности творческого объединения

Педагог центра досуга
Озвучивание игр, физкультминуток, игровых песенок и др.


Система оценки:

Показатели
Способы оценивания

1.
Динамика активизации родителей в образовательном процессе: количественные показатели (вопросы родителей, посещение программ, включённое участие в делах ДДТ)
Наблюдение,
Количественный анализ,
Анкетирование,
Отзывы

2.
Углубление психолого-педагогической компетенции
Анализ содержания вопросов,
Тест «Дети и родители», анализ действенности индивидуальных консультаций

3.
Качество методического сопровождения проекта
Востребованность методической продукции (количественный анализ);
Изучение мнений - анкеты


Предлагаемая тематика встреч:
«Осенние мотивы» - встреча – знакомства (Октябрь.)
«Мы учим стихи» - новогодняя игра-конкурс (Декабрь.)
«Если малыш не любит книги» - круглый стол с психологом. Размышления о проблемах семейного воспитания.
«Скоро лето» - проблема детского отдыха. Консультация с детским врачом. (Май.)
«Скоро в школу» - консультации по планированию занятий с ребёнком. (Октябрь).
«Домашний праздник» - новогодняя художественная мастерская (Декабрь.)
«Музыка и дети» - музыкальная гостиная. (Март).
«Нужны ли игрушки в школе» - встреча со школьным педагогом. (Май.)

Итак, проектный метод предоставляет неограниченные возможности для подлинного сотрудничества педагога, родителей и обучающихся. Участие воспитанников в проектной деятельности обеспечивает большие возможности для их развития как современной творческой личности.
Литература
1. . С.А. Пырочкина, О.П.Погорелова. Психолого - педагогическая и социальная поддержка подростков: программы, групповые занятия, проектная деятельность. Волгоград: Учитель, 2008.
2. Алексеев Н.Г, Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности.





15