В помощь учителю иностранного языка
Работу выполнила Афонина Ольга Максимовна
Учитель английского языка МБОУ «СОШ № 56»
г. Новокузнецк
ВИДЫ ЧТЕНИЯ
Просмотровое ознакомительное изучающее поисковое
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВИДОВ ЧТЕНИЯ.
Ознакомительное---изучающее---просмотровое---поисковое.
Изучающее---ознакомительное---просмотровое---поисковое.
Чтение вслух
Быстрое чтение
Виды чтения.
В зависимости от целевой установки различают:
-просмотровое
-ознакомительное
-изучающее
-поисковое
чтение. Зрелое учение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому.
Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фиксирующими» деталями и частями. Оно обычно имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принять решение – читать ее или нет.
При просмотровом чтении иногда достаточно ознакомиться с содержанием первого абзаца и ключевого предложения и просмотреть текст. Этот вид чтения требует от читающего довольно высокой квалификации как чтеца и владения значительным объемом языкового материала. Полнота понимания при просмотровом чтении определяется возможностью ответить на вопрос, представляет ли данный текст интерес для читающего, какие части текста могут оказаться в этом отношении наиболее информативными и должны в дальнейшем стать предметом переработки и осмысления с привлечением других видов чтения.
Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстовых материалов и создавать ситуации просмотра. Скорость просмотрового чтения не должна быть ниже 500 слов в минуту, а учебные задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, умений извлекать и использовать материал текста источника в соответствии с конкретным коммуникативным заданием.
Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение(книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации. При ознакомительном чтении основная задача состоит в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь основную информацию. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию. Так мы читаем обычно художественные произведения, газетные статьи и т.д., не требующие специального изучения. Для достижения целей ознакомительного чтения бывает достаточно понимания 75% предикаций текста, если в остальные 25% не входят ключевые положения текста, существенные для понимания его содержания. Темы ознакомительного чтения не должны быть для английского и французского языков ниже 180, для немецкого-150, для русского-120 слов в минуту.
Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и лексические связи текста. Изучающее чтение отличается большим количеством регрессий, чем другие виды чтения-повторным перечитыванием частей текста, иногда с отчетливым установлением смысла текста путем анализа языковых форм, намеренным выделением наиболее важных тезисов и неоднократным проговариванием их вслух с целью лучшего запоминания содержания для последующего пересказа, обсуждения, использования в работе. Предел такого чтения составляет 50-60 слов в минуту.
Предтекстовые задания направлены на моделирование фоновых знаний, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения, выработку «стратегии понимания»
В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое), скорость и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения. Предворяющие вопросы должны отвечать ряду требований: они строятся на базе активно усвоенной лексики и грам-их структур, не использованных в тексте в таком виде;
-ответ на предворяющий вопрос должен отражать основное содержание соответствующий части и не должен сводиться к какому-либо одному предложению из текста;
-вместе взятые вопросы должны представлять собой адаптированную интерпретацию текста.
ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умений чтения и возможного использования полученной информации в будущей профессиональной деятельности
Что касается последовательности видов чтения, то в практике обучения используются 2 варианта:
А) ознакомительное---изучающее---просмотровое---поисковое;
Б) изучающее ознакомительное просмотровое поисковое.
ОБУЧЕНИЕ ИЗУЧАЮЩЕМУ ЧТЕНИЮ
Задачи, которые читающий решает в процессе изучающего чтения, можно условно разделить на три основные группы:
-восприятие языковых средств и их точное понимание в тексте;
-извлечение полной информации, содержащейся в тексте;
-осмысление извлеченной информации.
ПРЕДТЕКСТОВЫЙ ЭТАП.
-упр-я на соотнесение значения слова с темой;
- упр-я на расширение лексического запаса;
- упр-я на опознавание и дифференциацию грам-х явлений;
- упр-я на восприятие и понимание предложения как целостной смысловой структуры;
- упр-я на выделение в предложенных ключевых слов;
- упр-я на языковую догадку;
- упр-я на прогнозирование содержания прочитанного;
- упр-я для формирования навыков работы с двуязычным словарем;
ТЕКСТОВЫЙ ЭТАП. (упр-я)
-на деление текстового материала на смысловые части;
-на выделение смысловых опор в тексте;
-на эквивалентную замену, изложение основных мыслей текста более экономичными способами.
ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ.
В общем плане алгоритм обучения ознакомительному чтению может быть представлен следующим образом:
-прочтите заголовок текста и постарайтесь определить его основную тему;
-читайте абзац за абзацем, отмечая в каждом предложения, несущие главную информацию, и предложения, в которых содержится второстепенная,
-определите степень важности абзацев , отметьте абзацы которые содержат более важную информацию, и абзацы, содержащие второстепенную по значению информацию,
-обобщите информацию, выраженную в абзацах, в смысловое целое.
ПРЕДТЕКСТОВЫЙ ЭТАП.
- на понимание лексико-тематической основы текста;
-на определение связующих ср-в текста;
-на понимание предложений, содержащих незнакомые слова, не влияющие на понимание общего смысла;
- на выделение и понимание структуры смысловых компонентов текста;
- на прогнозирование содержание текста.
ТЕКСТОВЫЙ ЭТАП.
- на выделение смысловых моментов в тексте и понимание единичных фактов;
- на установление отдельных фактов текста в смысловое целое.
ОБУЧЕНИЕ ПРОСМОТРОВОМУ ЧТЕНИЮ.
Выделяют 4 вида просмотрового чтения:
-конспективное-для выделения основных мыслей;
-реферативное-основных мыслей. При этом читающего интересует только самое основное в содержании текста;
-обзорное-для определения существа сообщаемого, направлено на выделение главной мысли текста, причем, задачи сводятся в основном к ее обнаружению на основе структурно-смысловой организации текста;
-ориентировочное-для установления наличия в тексте информации, представляющего для читающего интерес.
ПРЕДТЕКСТОВЫЙ ЭТАП.
-в работе с заглавием текста;
-на овладение структурно-композиционными особенностями текстов различных функциональных стилей;
ТЕКСТОВЫЙ ЭТАП.
-на определение темы текста;
-на смысловое прогнозирование содержания текста;
ПОСЛЕТЕКСТОВЫЙ ЭТАП.
-на контроль понимания прочитанного текста.
ОБУЧЕНИЕ ПОИСКОВОМУ ЧТЕНИЮ.
Предтекстовый этап:-на ознакомление с композицией и оформлением издания;
-на узнавание сигналов-опор, облегчающих поиск.
ТЕКСТОВЫЙ ЭТАП.
-на общее восприятие текста;
На определение частей текста, которые представляют интерес с точки зрения читающего;
ПОСЛЕТЕКСТОВЫЙ ЭТАП:-контролирующее умение находить в тексте конкретную информацию.
ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ ВСЛУХ.
В чтении выделяют содержательный план (о чем речь) и процессуальный план (как его прочитать и озвучить). В содержательном плане результатом деятельности учителя является понимание прочитанного обучаемым. В процессуальном- сам процесс чтения, т.е. соотнесение букв и буквосочетаний с соответствующими фонемами, становление целостных приемов узнавания графических знаков, формирование внутреннего проговаривания и установление непосредственной связи между “семантическим” и графическим комплексами, что находит выражение в чтении вслух и про себя, медленном и быстром, с полным пониманием или с общим охватом. К чтению вслух прибегают при решении различных учебных задач, которые можно объединить в три группы:
-формирование и совершенствование речевых навыков
(произносительных, ритмико-интонационных, лексических, грамматических)
-развитие продуктивной устной речи обучаемых;
-развитие некоторых характеристик чтения про себя, относящиеся к технической стороне.
Комплекс упражнений для обучения технике чтения:
-усвоение звукобуквенных соответствий;
-формирование механизмов узнавания целых слов;
Чтение отдельных предложений;
-чтение предложений, диалогические тексты;
-для выразительного чтения вслух.
ОБУЧЕНИЕ БЫСТРОМУ ЧТЕНИЮ .Ускорение процесса чтения возможно в результате сокращения длительности фиксации глаз, уменьшения количества фиксаций и увеличение поля охвата, устранения проговаривания вслух и слогового чтения, идентификации слов различной длины. Упражнения, вырабатывающие скорость выбора заданного материала в процессе чтения, могут быть представлены на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Комплекс упражнений для обучения быстрому чтению:
-узнавание языковых и речевых единиц в процессе чтения;
-на дифференциацию речевых единиц различной трудности;
-на расширение вертикального и горизонтального поля зрения.
ЛИТЕРАТУРА:
1.”Настольная книга преподавателя иностранного языка”
г.Минск,”Высшая школа”,1998г.
Е.А.Маслова, П.К.Бабинская, А.Ф.Будько, С.И.Петрова.
2.”Обучение чтению на иностранном языке”,г.Москва,1987г.Фоломкина.С.К.