Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Народные игры» 1-3 класс


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Андреевская средняя общеобразовательная школа с филиалом
( МКОУ Андреевская СОШ с филиалом)
«Рассмотрено» « Утверждаю» На заседании ШМО Директор МКОУ АСОШ Учителей __________ цикла Минеева Н.А.
Протокол № ____ ______________________ От «___» _______2013 Руководитель ШМО приказ №_________
Самойлова С. От»___»________2013г
_____________
Рабочая программа внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
«Народные игры»
1-3 класс
Учитель: Гричаная М.А
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка Введение Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности Особенности реализации программы внеурочной деятельности: форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности Количество часов программы внеурочной деятельности и их место в учебном плане Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности Формы учета знаний, умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности 2.3 Критерии оценки знаний, умений и навыков Литература Учебный план Учебный план 1 класс Учебно- тематический план 1 класс Учебный план 2 класс Учебно- тематический план 2 класс Учебный план 3 класс Учебно- тематический план 3 класс Приложение Пояснительная записка
Введение
1. Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. В этом возрасте они направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка. Достижение этих задач в большей мере зависит от умелой организации и соблюдения методических требований к проведению, нежели от собственного содержания игр.
Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей и др.).
В этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование прежде всего естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание), элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу) и технико-тактических взаимодействий (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником), необходимых при дальнейшем овладении спортивными играми в средних и старших классах.
В результате обучения ученики должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.
Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности и умения. После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения игры и др.
Обязательными условиями построения занятий по подвижным играм (в особенности с мячами) являются четкая организация и разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя; обеспечение преемственности при освоении новых упражнений; строгое соблюдение дидактических принципов.
Система упражнений с большими и малыми мячами составляет своеобразную школу мяча. Очень важно, чтобы этой школой овладел каждый ученик начальных классов. Движения с мячом рекомендуется выполнять примерно в равном соотношении для обеих рук и ног.
Содержание игр определяется возрастными особенностями младших школьников, принадлежностью игры к тому или иному этнографическому району или региону, особенностями взаимоотношения с окружающей средой и
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
На современном этапе ученики имеют слабое представление о русских народных играх, забавах, развлечениях, составляющих национальную культуру России и физической подготовке их предков.
Для преодоления этого недостатка предлагается программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры».
В основе данной программы лежит использование русских народных игр и развлечений в физкультурном образовании младших школьников в сельской местности, основанное на реализации принципа сопряженности двигательного обучения и активизации познавательных процессов через формирование основ русской культуры.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей
по спортивно-оздоровительному направлению
внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
возрождение традиций русской народной культуры через осознание роли народных игр в жизни людей;
вооружение младших школьников необходимыми знаниями по физической культуре, формируемыми игровой деятельностью;
содействие укреплению здоровья, разносторонней физической подготовленности, закаливанию растущего организма и профилактике заболеваний;
создание предпосылок для успешного освоения спортивных игр.
Цели конкретизированы следующими задачами:
Формирование:
представлений о: рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
навыков конструктивного общения;
Обучение:
осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации).
Цели и задачи программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МОУ «Карагайлинская основная общеобразовательная школа», что подтверждено текстом далее.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Выстраивая предполагаемый образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника- это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школы.
Следовательно, выпускник младших классов школы как современного образовательного учреждения должен иметь устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность, применять знания на практике, быть исполнительным, уверенным, инициативным, добросовестным, заботливым, аккуратным, правдимым, креативным, инициативным, чувствовать доброту, иметь привычку к режиму, навыки гигиены, уметь согласовывать личное и общественное, иметь навыки самоорганизации, открытый внешнему миру.В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Цель и задачи реализации основной образовательной программы учреждения не противоречат цели и задачам воспитательно-образовательного процесса школы согласно Программы развития ОУ.
Соответствие целей и задач программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры» целям и задачам основной образовательной программы учреждения будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности:
форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут.
Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, спортивном зале и на игровой площадке образовательного учреждения. Курс может вести как учитель физической культуры, так и любой другой учитель начальных классов.
Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся.
Количество часов программы внеурочной деятельности
и их место в учебном плане
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, учителями физической культуры, занимающимися вопросами обучения русским народным играм с детьми в возрасте от 6 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы -34 часа в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Народные игры» состоит из 2 разделов:
«Основы знаний»;
«Народные игры»;
В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивания взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры» предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный; второй — освоение норм и ценностей состояния и содержания культурных традиций.
Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
2. Планируемые результаты освоения обучающимисяпрограммы внеурочной деятельности
Прогнозируемые результаты:
1 класс:
Укрепление здоровья;
Повышение физической подготовленности двигательного опыта.
2 класс:
Развитие физических качеств, силы, быстроты, выносливости.
3 класс:
Формирование умения проведения физкультурно – оздоровительных мероприятий.
4 класс:
Обучение простейшим способам измерения показателей физического состояния и развития;
Формирование качеств личности: наблюдательность, мышление, внимание, память, воображение;
Проведение мониторинга образовательной среды (анкетирование детей и родителей, сохранение зачётной системы оценивания знаний, проведение конкурсов, соревнований).
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровьяу обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказыватьсвоё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкудеятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
2.1Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации
программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры» обучающиеся должны знать:
основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
различать “полезные” и “вредные” продукты;
использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
заботиться о своем здоровье;
находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельностипо формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.Формы учета знаний и умений, система контролирующих
материалов для оценки планируемых результатов освоения
программы внеурочной деятельности
Способы проверки знаний и умений: проведение массовых мероприятий, соревнований, конкурсов, праздников, тестирование, обобщающие и закрепляющие занятия.средства контроля за состоянием организма (ЧСС и частота дыхания во время выполнения физических упражнений и во время восстановления после работы, нарушение координации движений).
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Народные игры», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный; второй — освоение норм и ценностей состояния и содержания культурных традиций.
Наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Критерии оценки знаний, умений и навыков
Способы проверки знаний и умений: проведение массовых мероприятий, соревнований, конкурсов, праздников, тестирование, обобщающие и закрепляющие занятия.
- средства контроля за состоянием организма (ЧСС и частота дыхания во время выполнения физических упражнений и во время восстановления после работы, нарушение координации движений).
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
3.Литература
Антропова М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
Бабкина Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. – М.: Просвещение, 2007г.
Невдахина З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
Патрикеев А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.
. Жуков М. Н. Подвижные игры. – М.: Academia, 2000. – 157 с.
. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.
. Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры. – М.: Просвещение, 2003.
. Былеева Л. В., Яковлев В. Г. «Подвижные игры». М.: ФиС, 2006 г.
. Коротков И. М. «Подвижные игры в занятиях спортом». М.: ФиС, 2006 г.
Подвижные игры: Учеб.для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000
. Сорокина Н.И., Сорокин С.А. физкультура в 1 классе поурочные планы в 2 ч. Волгоград издательство «Учитель»
.Газета для уч. нач. школы «ПедСовет» №3 март 2007
.Газета для уч. нач. школы «ПедСовет» №1 январь2006
. Газета для уч. нач. школы «ПедСовет» №11 ноябрь 2007
Содержание программы
1 год обучения
Введение 2ч.
Твоё здоровье - что это? «Законы Страны игр»..Можно ли самому «творить здоровье»
(Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр. Значение подвижных игр для здорового образа жизни. История возникновения народных игр. Способы деления на команды (группы). Разучивание считалок.)Русские народные игры.
«Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки», «У медведя во бору», «Палочка-выручалочка», «Филин и пташки», «Фанты», «Краски», «Горелки», «Кот и мышь», «Пятнашки», «Мячик кверху», «Лапта», «Ляпка», «Ловишка в кругу», «Заря», «Игровая», «Почта», «Коршун», «Гуси», «Большой мяч», «Пчелки и ласточка», «Волк», «Птицелов», «Блуждающий мяч», «Шар», «Посигутки», «Выгони мяч», «Малечена-калечина», «Гонка мяча по улице», «Стадо», «Шлепанки», «Котлы» Волк во рву», «Два мороза», «Лапта», «Заяц без логова».
Татарские народные игры.
Профилактика детского травматизма. Знакомство с правилами дыхания во время прыжков.
«Продаем в горшки» (Чулмакуены), «Серый волк» (Сары буре), «Скок-перескок» (Кучтем-куч), «Хлопушки» (Абакле), «Займи место» (Буш урьш), «Ловишки» (Тотышуены), «Жмурки» (Кузбайлаууены), «Перехватчики» (Куышууены), «Тимербай», «Лисички и курочки» (Телькихамтавыклар), «Кто дальше бросит?» (Ыргытууены?), «Мяч по кругу» (Теенчекуены), «Спутанные кони» (Тышаулыатлар).
Удмуртские народные игры.
«Водяной» (Byмурт), «Серый зайка» (Пурыськечпи), «Догонялки» (Тябыкеншудон), «Игра с платочком» (Кышетзншудон).
Башкирские народные игры.
«Юрта» (Тирмэ), «Медный пень» (Бакырбукэн), «Палка-кидалка» (Сойоштаяк), «Липкие пеньки» (Йэбешкэкбукэндэр), «Стрелок» (Уксы).
Итоговое занятие.
Игры, в которые мы не играли Праздник – соревнование.
Календарно-тематическое планирование 1 класс – 33 часа
№ Тема Кол-во часов Содержание дата
1
  Знакомство 2 1 Твоё здоровье - что это? «Законы Страны игр».
Разучивание считалок. ТН подвижная игра «Гуси-лебеди»
2. Можно ли самому «творить здоровье» Разучивание считалок РН подвижная игра «Палочка-выручалочка» Русские народные игры. 2 Игра «У медведя во бору» «Фанты» 2 знакомство с игрой «У медведя во бору» «Фанты» 2.Разучивание действий игры, показ приемов изображения медведя 3 Игра «Кот и мышь», «Филин и пташки» 2 1.знакомство с игрой 2.Разучивание действий игры, показ приемов изображения кота и мышки 4 Игра «Лохматый пес» «Мячик кверху» 2 1.знакомство с игрой
«Лохматый пес» «Мячик кверху» 2.Разучивание действий игры, показ приемов изображения пса 5 «Краски», «Горелки» 2 1.знакомство с игрой 2Разучивание действий игры, 6 «Ляпка», «Ловишка в кругу», 2  1.знакомство с игрой 
 2.Разучивание действий игры
7 Игра «Дед Мороз» 2  1.знакомство с игрой «Дед Мороз» 2.Разучивание действий игры, показ приемов изображения  Деда Мороза Татарские народные игры.
8 «Займи место» (Буш урьш), «Серый
волк» (Сары буре), 2 1.знакомство с игрой 2.Разучивание действий
  9 Скок-перескок» (Кучтем-куч), «Хлопушки» (Абакле), «Займи место» (Буш урьш), 2 1.знакомство с игрой
2.Разучивание действий игры 10  «Продаем в горшки» (Чулмакуены), «Жмурки» (Кузбайлаууены), 2 1.знакомство с игрой
  2.Разучивание действий игры,
 11  «Перехватчики» (Куышууены), «Тимербай», 2 1.знакомство с игрой
2.Разучивание действий игры Удмуртские народные игры. 12 «Водяной» (Byмурт), «Серый зайка» (Пурыськечпи) 2 1.Знакомство с игрой
  2.Разучивание действий игры,
  13 «Догонялки»(Тябыкеншудон), «Игра с платочком» (Кышетзншудон).
2 1.знакомство с игрой 2.Разучивание действий игры Башкирские народные игры 15 Юрта» (Тирмэ), «Медный пень» (Бакырбукэн), 2 1.знакомство с игрой 2.Разучивание действий игры 16  «Палка-кидалка» (Сойоштаяк), «Липкие пеньки» (Йэбешкэкбукэндэр), «Стрелок» (Уксы). 2 1.знакомство с игрой 2.Разучивание действий игры 17 Закрепление выученных игр 2 Праздник – соревнование. Итого -33 часа
 
Содержание программы
3 год обучения
1.Общие подвижные символические игры.
    «Бабки»,  «Борящаяся цепь», «Редька», «Бес соли соль», «Серый волк»,  
   «Платок», «Пирожок».
 
2. Игры для формирования правильной осанки. 
   «Бои на бревне», «Ванька-встанька», «Лошадки».
 
3. Игры со скакалками.
   «Найди жгут»,  «Скакалочка», «Люлька», «Удочка».
 
4.Игры с бегом.
«Дорожки», «Караси и щука», «Змейка», «Пятнашки обыкновенные», «Салка», 
   «Городок- бегунок».
 
5. Игры с прыжками.
   «Кто дальше», «Перетягивание прыжками», «Попрыгунчики», «Воробушки и 
   кот», «Болото».
 
6. Игры с метанием, передачей и ловлей мяча.
    «Охотники и утки», «Сильный бросок», «Мячик кверху», «Свечки», «Лови мяч»,  
    «Колодка», «Зевака».
 
7. Игры лазанием и перелезанием.
    «Распутай верёвочку», «Защита укрепления», «Кошки- мышки», «Цепи 
     кованы».
 
8. Игры для развития внимания.
    «Волк и овцы», «Жмурки», «Ловишка», «Заря», «Корзинки».
 
9. Общеразвивающие игры.
   «Ворота», «Встречный бой», «Во поле берёза», «Вытолкни за круг», «Казаки и 
    разбойники», «Перетягивание каната», «Камешек».
 
10. Игры с разными предметами.
    «Домики», «Городки», «Лапта», «Единоборство», «Бирюльки».
 
11. Игры с камешками, шариками и палками.
    «Двенадцать  палочек», «Достань камешек», «Коршун», «Кольцо», «Рулетка».
 
12. Хороводные игры.
      «Ясное золото», «Плетень», «Просо сеяли»,  «Жених ищет невесту»,   
     «Луг-лужочек», «Заинька», «Ручеёк».
 
13. Игры в помещении.
    «Дедушка – рожок», «Море волнуется», «Игровая», «Коза»,  «Колечко», «Все в 
   кружок», «Слепой козёл».
 
14. Игры в фанты.
     «Работа и забава», «Птичник», «Тяни- пускай», «Голуби».
 
15. Игры- шутки.
      «Кольцо», «Чур», «Орехи», «Барабанщик», «Черепаха».
 
16. Сюжетные игры.
      «Зайцы в   огороде», «Кошки-мышки», «Пчёлки и ласточки».
 
17. Загадки, шарады, каламбуры.
      «Да и нет», «Отвечай, не говоря!», «Царёк», «Обмен именами», «Чепуха», 
     «Мимика», «Почему и потому», «Отгадай слово», «Искатель цветов».
 
18. Праздник «Мир русских народных игр».
     Игры к различным народным праздникам: «Проводы берёзы», «Бой  
     крашенками», «Шапочники», «Коробейники», «Сказочница», Гусиное перо», 
    «Подвижки льда».
Календарно – тематическое планирование 3 класс -34 часа
№ Тема Кол-во часов Содержание дата
1 Общие подвижные символические игры.
2     «Бабки»,  «Борящаяся цепь», «Редька», «Бес соли соль», «Серый волк»,  
   «Платок», «Пирожок». 2 Игры для формирования правильной осанки 2 «Бои на бревне», «Ванька-встанька», «Лошадки». 3 Игры со скакалками.
2 «Найди жгут»,  «Скакалочка», «Люлька», «Удочка». 4 .Игры с бегом.
2 «Дорожки», «Караси и щука», «Змейка», «Пятнашки обыкновенные», «Салка», 
   «Городок- бегунок». 5 Игры с прыжками.
2 «Кто дальше», «Перетягивание прыжками», «Попрыгунчики», «Воробушки и 
   кот», «Болото». 6 Игры с метанием, передачей и ловлей мяча.
2     «Охотники и утки», «Сильный бросок», «Мячик кверху», «Свечки», «Лови мяч»,  
    «Колодка», «Зевака». 7 Игры лазанием и перелезанием.
2     «Распутай верёвочку», «Защита укрепления», «Кошки- мышки», «Цепи  кованы». 8  Игры для развития внимания.
2 «Волк и овцы», «Жмурки», «Ловишка», «Заря», «Корзинки». 9 Общеразвивающие игры.
2 «Ворота», «Встречный бой», «Во поле берёза», «Вытолкни за круг», «Казаки и 
    разбойники», «Перетягивание каната», «Камешек». 10 Игры с разными предметами.
2 «Домики», «Городки», «Лапта», «Единоборство», «Бирюльки». 11 Игры с камешками, шариками и палками.
2     «Двенадцать  палочек», «Достань камешек», «Коршун», «Кольцо», «Рулетка». 12 . Хороводные игры.
2       «Ясное золото», «Плетень», «Просо сеяли»,  «Жених ищет невесту»,   «Луг-лужочек», «Заинька», «Ручеёк». 13 Игры в помещении.
2 «Дедушка – рожок», «Море волнуется», «Игровая», «Коза»,  «Колечко», «Все в 
   кружок», «Слепой козёл». 14 . Игры в фанты 2      «Работаи забава», «Птичник», «Тяни- пускай», «Голуби». 15 Игры- шутки.
2 «Кольцо», «Чур», «Орехи», «Барабанщик», «Черепаха». 16 Сюжетные игры.
2 «Зайцы в   огороде», «Кошки-мышки», «Пчёлки и ласточки». 17 . Загадки, шарады, каламбуры. 1 «Да и нет», «Отвечай, не говоря!», «Царёк», «Обмен именами», «Чепуха», 
     «Мимика», «Почему и потому», «Отгадай слово», «Искатель цветов». 18 . Праздник «Мир русских народных игр».
1  Игры к различным народным праздникам: «Проводы берёзы», «Бой    крашенками», «Шапочники», «Коробейники», «Сказочница», Гусиное перо», ноябрь
1 – 2 недели подвижные Перелет птицКараси и щукаМышеловка Зайцы и волк
малоподвижные Найди свой цвет
народные Гуси летят.Море волнуется.
3 – 4 недели подвижные Караси и щука.Перелет птиц. Чье звено скорее соберется. Лягушки и цапли.
малоподвижные Фигуры.
народные Коршун.Иголка, нитка, узелок.
декабрь
1 – 2 недели подвижные Бездомный заяц.Перебежки.Хитрая лиса.Мыши в кладовой.
малоподвижные Кто ушел.
народные Обыкновенные жмурки.Иголка, нитка, узелок.
3 – 4 недели подвижные Лохматый пес.Зайцы и волк. Быстро возьми, быстро положи.Хитрая лиса.
малоподвижные Молчанка.
народные Два мороза.Скакалка.
январь
1 – 2 недели подвижные Охотник и зайцы.Кто сделает меньше прыжков.У медведя во бору. Наседка и цыплята. 
малоподвижные Найди и промолчи.
народные Пустое место.Два мороза.
3 – 4 недели подвижные Перебежки.Волк во рву. Лошадки. Ловишка, беру ленту!
малоподвижные Затейники. 
народные Обыкновенные жмуркиБабка Ёжка.
февраль
1 – 2 недели подвижные Сделай фигуру.Мы веселые ребята.Лиса в курятнике.Кто скорее добежит до флажка.
малоподвижные Подбрось – поймай.
народные Горелки.Пятнашки.
3 – 4 недели подвижные Мы веселые ребята.Слышим – делаем.Охотники и звери. Стоп.
малоподвижные Тихо-громко. 
народные Пятнашки.Салки.
март
1 – 2 недели подвижные Перелет птиц.Затейники. Лохматый пес. Садовник и цветы.
малоподвижные У кого мяч.
народные Пастух и стадо. Салки.
3 – 4 неделя подвижные Садовник и цветы. Лиса в курятнике.Перемени предмет. Наседка и цыплята.
малоподвижные Великаны и гномы.
народные Коршун.Птички.
апрель
1 – 2 недели подвижные Не оставайся на полу. Удочка.Ловишки. Пятнашки.
малоподвижные Мяч через сетку.
народные Гуси-лебеди.Птички.
3 – 4 недели подвижные Коршун и наседка. У медведя во бору. Бездомный заяц. Карусель.
малоподвижные Тишина. 
народные Классы.Пчелки и ласточки.
май
1 – 2 недели подвижные Классы.Мяч водящему.Серсо. Перебежки.
малоподвижные Сбей кеглю.
народные Перетягивание каната. Ручеек.
3 – 4 недели подвижные Мяч по дорожке.Медведь и пчелы. Цветные автомобили.Садовник и цветы. 
малоподвижные Молчанка. 
народные Гуси-лебедиПастух и стадо
чебно-тематический план
 

п/п Содержание Общее количество
часов
1. Общие подвижные символические игры. 5
2. Игры для формирования правильной осанки.  1
3. Игры со скакалками 3
4. Игры с бегом 3
5. Игры с прыжками 3
6. Игры с метанием, передачей и ловлей мяча 5
7. Игры лазанием и перелезанием3
8. Игры для развития внимания 3
9. Общеразвивающие игры 5
10. Игры с разными предметами 3
11. Игры с камешками, шариками и палками 3
12. Хороводные игры 3
13. Игры в помещении 6
14. Игры в фанты 4
15. Игры- шутки 4
16. Сюжетные игры 6
17. Загадки, шарады, каламбуры 3
18. Праздник «Мир народных игр» 5
Итого часов: 68