Консультация: Развитие связной речи через театрализованную деятельность.


HYPERLINK "http://metoda.cv.ua/razvitie-svyaznoj-monologicheskoj-rechi-i-individualnyx-tvorcheskix-sposobnostej-detej-cherez-kukolnuyu-teatralizaciyu-skazok/" \o "Ссылка на "«Развитие связной речи детей через театрализацию сказок»

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок”. Сухомлинский В.А
Проблема развития связной речи и творческих способностей детей является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных. К числу важнейших задач работы с детьми является формирование у них связной монологической речи. Ведь адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Как показывает практика, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. Участвуя в них дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных и растений. Исходя из особенностей речевого развития детей, все театрализованные игры строятся на материале сказок. При выборе игр на своих занятиях я руководствуюсь рекомендациями программы коррекционного обучения, индивидуальными возможностями каждого ребенка и ставлю перед собой цель, чтобы каждая тема пронизывала все этапы работы - от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами. В каждой театрализованной игре есть сюжетный замысел, и ролевые действия.
Сказка есть наиболее универсальный, комплексный метод воздействия в работе с детьми. Ведь сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, учатся правильно и интонационно выразительно говорить. Достоинство и привилегии данного метода заключаются еще и в том, что воздействие на детей в процессе занятий облачено в сказочные одежды и у детей не возникает ощущение давления. Однако «сухое» прочтение сказок не будет иметь широкого воздействия.
Необходимо искать различные средства, которые помогут детям лучше воспринять сказку.
Дети всегда готовы играть в сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее. Сказка радует детей своим оптимизмом. 
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу.
Любимые герои становятся образцами для подражания.  За время своей работы я столкнулась с тем, что многие из детей, в силу своих личностных особенностей, таких как замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложность при общении со сверстниками и взрослыми. У многих детей отмечен недостаток наблюдательности, творческой выдумки. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время. Словарный запас их ограничен и беден, речь эмоционально невыразительна, планирование высказываний затруднено, в речи используются короткие и простые предложения. Я считаю, что эмоционально раскрепостить ребенка, снять зажатость, развить связную речь можно через игру, фантазирование, сочинительство. И все это может дать театрализованная деятельность.
Как сказал Л.С.Выготский: «Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями».
Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Работа  по развитию связной речи и расширении активного словаря основывается на описательных рассказах, пересказах знакомого  текста, события, используются например:
Сказки и рассказы с новым концом
Логопед просит ребенка дать имена лягушками и закончить сказку: «Жили- были две лягушки. Были они подруги и жили в одной канаве. Но только одна из них, настоящая лесная лягушка, слыла храброй, сильной, весёлой. Звали её _____а другая, болотная, была трусиха, слабая, соня. Звали ее______. Но все - таки жили они вместе. И вот однажды ночью вышли погулять. Идут себе по лесной дорожке и вдруг видят…….»;
Сказки с середины: «Однажды мы с папой спешили из детского сада.
Вдруг мы увидели…. … Теперь – это мой самый лучший друг.»; Составление сказок из аналогии известных сказок; сказки из превращений:
Я превращаюсь ….. Начало сказки
В кота Скучно мне стало все время
находится
возле хозяйки, и я пошел гулять….
В бабочку Как хорошо летать над
цветочками
– все видно. Но вот однажды………;
Сказки о любимых игрушках – о которых дети очень любят рассказывать (от имени самих игрушек – кукол, мишек, роботов);
Цветные сказки – цвет имеет важное значение в жизни человека, он несет определённую информацию об окружающем мире. Чтобы научить детей ярче и образнее воспринимать цвета, я предлагаю детям рассказать «Сказку о волшебных красках»:
«Жили – были в одной сказочной стране краски. Каждая краска жила в своем сказочном замке. Красная краска в красном замке.
Рисуем на мольберте красное пятно.
И в нем все было ---- какого цвета? (Красного)
Рядом стоял замок синей краски, и у нее все было --- какое? (синее)
Чуть дальше – замок зеленой краски. Там все было… какое? (Зеленое)
А еще дальше стоял замок желтой краски, а в нем все было желтое. Краски любили, как и все дети, ходить друг к другу в гости, и вот что у них получилось. Как-то раз пошла красная краска в гости к желтой.
Набираем красный цвет и добавляем в желтую краску. Что получилось? (Оранжевый цвет). И так далее…
Можно сочинить сказку об одном конкретном цвете и попросить ребенка продолжить ее;
Бином фантазии – дети выбирают на картинках два предмета, которые трудно объединить в сказочном сюжете и придумывают сказку.
Пары Начало сказки
Волк и коньки Вот как – то шел волк по лесу и видит
лежат коньки…….
Слон и ручка Однажды слон решил написать
письмо своему другу жирафу.
И задумался, а где же
найти ручку…..
Дети очень любят эксперименты в сказках, сказки на новый лад, где знакомые герои в новых обстоятельствах. Данный метод развивает фантазию,  ломает стереотипы у ребят, создаёт условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства. Я стараюсь приучать детей быть активными, ломать стереотипы привычного содержания сказок. Например, в сказке «Репка» Внучка поет песню, Мышка занимается спортом, Кот собирается на рыбалку. В сказке «Колобок» появляется Милиционер, так как Бабка с Дедом ищут своего сынка - Колобка, который ворует у них котлеты, а потом ему становится стыдно и он прячется от Бабки с Дедом.
Но потом все заканчивается благополучно. Колобок понимает, что поступил плохо, просит у всех прощения и все его прощают.
Театрализованная деятельность помогает формирует у детей умение говорить четко, выразительно, используя различную интонацию, темп для передачи конкретного образа. Формируя навыки выразительного пересказа, обращается внимание на артикуляцию, точность произнесения поставленных звуков, на развитие речевого дыхания, четкости дикции, умение управлять своим голосом.Кроме того, дети осваивают разные виды кукол (сначала пальчиковые, куклы – рукавички, затем перчаточные и так далее), а также умение водить куклу за настольной ширмой. Имеются различные виды театров, некоторые из них я вам представлю:• Пальчиковый театр. Представлен куклами – головками.• Теневой театр. Плоскостные куклы показывают на освещенном экране в виде силуэтов.• Театр игрушек. Используются любые обыкновенные игрушки, одинаковые по материалу.• Театр из картона. Картинки – персонажи передвигают в соответствии с содержанием читаемой сказки.• Театр на фланелеграфе.• Театр рукавички.• Настольный деревянный театр.• Театр кукол с «живой рукой».• Театр кукол.
Целенаправленное использование средств театрального искусства повышает уровень развития связной речи у детей и развивает их индивидуальные творческие способности. Результатом работы над кукольной театрализацией сказок являться развитие не только связной речи и всех компонентов языковой системы, но и личности ребенка в целом.
Сказки из считалки
Считалка лаконична, рифма ее, как правило, легка. Сюжет близок и понятен детям дошкольного возраста. Механизм таков – мы разучиваем считалку, обыгрываем ее, а заем предлагаем загадочное начало, идущее от ее содержания.
Считалка Начало сказки
Чижик в клетке сидел, Один раз бабушка, покормив
Чижик громко песню пел, забыла закрыть клетку…..
Катилось яблочко мимо сада, Но яблоко было волшебное,
Мимо сада, мимо града. добрых людей оно превращало
Кто поднимет, тот и выйдет. в …., а злых в……….
Сказки из пословиц
Краткая по объёму сказка служит основой для сказки.
Пословица Начало сказки
За двумя зайцами погонишься, Однажды мальчик охотник, увидел
Ни одного не поймаешь. сразу двух зайчиков. Они были
такие маленькие…….
Без труда, не выловишь Жили-были ленивый медведь и
и рыбку из пруда. Трудолюбивая рыбка…..157480190500
Истории из одного слова
Дж.Родарри рекомендует составлять истории, отталкиваясь от одного слова. Рассказчик придумывает слово и начинает сочинять. Первым словом может быть «привет..» (…сказала лиса зайцу) или «Жили-были» (на свете старик со старухой).
Слово Начало истории
Жили - были Жил-был на свете мальчик….
Три Три товарища договорились: кто из
них быстрее принесёт, то не знаю
что, тот и…….
Лес Лес однажды поспорил с речкой,
Кто из них важнее…..

Мальчик Мальчик не слушался своих
родителей. И вот решил отправится в путешествие….
Встретились Встретились два воробья.
И один другому говорит ……..

Пальчики рассказывают сказки
Где только ни побывали наши любознательные пальчики, что только ни повидали. Многое узнали за это время и многому научились. Теперь все, что захотят, могут они показать. Даже показывать живые картинки к знакомым сказкам, превращая их в настоящие спектакли.
Давайте вспомним несколько хорошо всем знакомых русских народных сказок и попробуем их рассказать и показать с помощью маленьких артистов.
 
Курочка Ряба
Жили-были дед
 (обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду)
и баба
(изобразите, как завязывают под подбородком уголки платка).
И была у них курочка Ряба
(для детей младшего возраста постучите указательным пальцем по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Курочка»),
Спеша курочка яичко
(округлите пальцы и соедините их кончики).
4166870123190Да не простое а золотое, Дед бил, бил
(постучите кулаком по «яичку»)
 — не разбил. Баба била, била
 (стучите кулаком по «яичку»)
 — не разбила.
Мышка бежала
(для детей младшего возраста — пробегите всеми пальцами правой руки по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Мышка»),
Хвостиком махнула 14249401270
(помашите указательным пальцем)
 — яичко упало и разбилось
(уроните расслабленные руки на колени).
Дед плачет
(закройте лицо руками).
Баба плачет (закройте лицо руками).
А курочка кудахчет: «Не плачь, дед не плачь, баба, я снесу вам яичко
(округлите пальцы и соедините их кончики)
другое, не золотое, а простое.
 
Репка
Новые персонажи:
Репка — двумя руками сверху вниз «нарисуйте» в воздухе круг с заостренным кончиком внизу — по форме репы;
Внучка — пальчиковое упражнение «Бантик»;
Жучка — пальчиковое упражнение «Собака»;
Кошка — пальчиковое упражнение «Кошка»;
Мышка — пальчиковое упражнение «Мышка».
 
Теремок
В сказке «Теремок» на сцену выйдут следующие новые персонажи:
Лягушка — пальчиковое упражнение «Лягушка» ;Зайчик — пальчиковое упражнение «Зайчик» ;Лисичка — пальчиковое упражнение «Лиса»;
Волчок — пальчиковое упражнение «Волк»;
Медведь — пальчиковое упражнение «Медведь»;
Кроме того, надо будет изобразить и сам теремок — пальчиковое упражнение «Домик».
 
Рукавичка
4339590140970Дополнительный персонаж — рукавичка
(покажите раскрытую ладонь).
 
Колобок
Новый персонаж — Колобок
(пальчиковое упражнение «Шарик»).
 
Когда Колобок поет свою песенку, ее следует сопровождать такими движениями:
Я колобок, колобок! По амбару метен(пальчиковое упражнение «Веник»),
По сусекам скребен
(поскрести пальцами рук по столу),
На сметане мешен
(выполняйте движения, как при замесе теста).
В печку сажен
(выполните пальчиковое упражнение «Печка»),
На окошке стужен (выполните пальчиковое упражнение «Окошко» и подуйте в него).
Я от дедушки ушел
 (изобразите дедушку)
 Я от бабушки ушел
(изобразите бабушку),
Я от зайца ушел
(пальчиковое упражнение «Заяц»)...
* Пальчиковое упражнение «Печка»: согните пальцы под прямым утлом к ладоням; большой палец левой руки согните и «спрячьте»; средний палец, безымянный и мизинец правой руки положите поверх пальцев левой руки, большой палец прижмите к указательному, а указательный вытяните — это «печная труба».
Пальчиковое упражнение «Окошко»: пальцы обеих ладоней округлите и сложите в виде овального окошка.
После исполнения песенки, при словах: «Покатился колобок дальше — только его и видели», можно повращать руками относительно друг друга.
Аленушка и лиса
В этой сказке юный артист должен будет показать
Аленушку — пальчиковое упражнение «Бантик».
Кроме сказочных героев, следует изобразить сказочные декорации:
Лес — пальчиковое упражнение «Деревья»;
Ягоды — пальчиковое упражнение «Ягоды»;
Дом — пальчиковое упражнение «Домик»
Кот, петух и лиса
В этой сказке всего три героя:
Кот. — пальчиковое упражнение «Кошка»;
Петух — пальчиковое упражнение «Петух»;
Лиса — пальчиковое упражнение «Лиса».
А также декорации и атрибуты:
Дом — пальчиковое упражнение «Домик»;
Лес — пальчиковое упражнение «Деревья»;
Окошко — сложите кисти рук в овальное окошечко и загляните в него;
Горошек — постучите указательным пальцем по столу.
 
Лиса, заяц и петух
В сказке «Лиса, заяц и петух» все персонажи уже хорошо знакомы нашим пальчикам-артистам, а избушку можно изобразить, выполнив пальчиковое упражнение «Домик».
Маша и медведь
Маша — пальчиковое упражнение «Бантик».
 
Кроме сказочных героев понадобится показать и сказочные декорации:
Лес — пальчиковое упражнение «Деревья»;
Грибы — пальчиковое упражнение «Грибок».
Ягоды — пальчиковое упражнение «Ягоды»;
Дом — пальчиковое упражнение «Домик»;
Пирожки –перекладывайте  из руки в руку воображаемые пирожки
Пенек - кулак, поставленный на стол;
Короб пальчиковое упражнение «Корзина»
Список народных и авторских сказок при прохождении
лексических тем на занятиях по развитию связной речи в подготовительной к школе логопедической группе.
Лексическая тема Русские народные и авторские сказки
Осень. Овощи «Репка», «Вершки – корешки»
Фрукты «Крошечка – Хаврошечка»
Грибы. Ягоды В.Сутеев «Под грибом», рус.нар сказка «Война грибов»
Деревья. Кустарники «Как коза избушку строила»
Хлеб «Колосок»
Семья «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Человек «Маша и медведь»
Домашние животные «Волк и семеро козлят», «Коза дереза»
Подготовка птиц к зиме «Серая шейка»
Начало зимы «Зимовье зверей»
Зимние забавы «Снегурочка»
Новый год В.Сутеев «Новогодняя ёлка»
Дикие животные «Три медведя», «колобок», «Два жадных медвежонка»
Домашние птицы «Петушок и бобовое зернышко», «Белая уточка»
Рыбы «Сказка о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове»
Одежда. Ткань обувь Ш.Перро «Золушка»
Посуда «Лиса и журавль»
День Защитника Отечества Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»
Строительство «Теремок»
Весна «Крошечка – Хаврошечка»
Сельхозработы весной «Репка», «Вершки и корешки»
Перелетные птицы «Журавль и цапля»
Насекомые Эстонская сказка «Три бабочки»
М.Михайлов «Лесные хоромы»
Безопасность жизни Ш.Перро «Красная шапочка»
Здоровье. Больница. Аптека К.Чуковский «Доктор Айболит»
Глобус. Карта. Путешествие М.Гаршин «Лягушка – путешественница»
Животный мир СевереГ. Х. Андерсен «Снежная королева»
Животные жарких стран К. Чуковский «Доктор Айболит»
Наша Родина «Никита Кожемяка»
Времена года К.Ушинский «Четыре желания»
Сказки из стишков.
Существует множество коротких стишков, которые словно просят сказочного продолжения. Например, стихотворения А.Барто Стишок Начало сказки
Зайку бросила хозяйка, Проснулась хозяюшка ночью…..
Под дождем остался зайка, или: Бежала собачка мимо…, или
Со скамейки слезть не мог - Один прохожий вдруг увидел наВесь до ниточки промок. скамейке комочек…..
*********
Наша Таня громко плачет, Таня не зря плакала, так как мяч был
Уронила в речку мячик. не резиновый, а волшебный…….
Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Завязки для сказки из смешных стишков
Шар воздушный, шаловливый, Полетел наш шар спросонок,
Непослушный и строптивый, где Нуф-нуф жил, поросенок.
Вместе с ветром убежал. Заглянул он к Колобку.
А куда – нам не сказал. Разрумяному бочку.
Не забыл он побывать
И у деда с бабой,
Ну а там потолковать
С курочкою Рябой.
*********
Зачем шнурки ботинку? Однажды ночью, когда
Если напрямик, шнурки отдыхали, язык
Чтоб он не очень пропутешествовал……
Распускал язык.
*********
Не знахарка, не ведьма, не ворожа, Ранним утром Ложка из
Но обо всем, что в Миске обыкновенной превратилась вЗнает ложка. Волшебную и стала невидимкой.
Сказки из загадок
Вначале необходимо поработать с загадкой: выразительно прочитать, обращая внимание на все языковые средства, отгадать ее, а затем предложить так называемый мостик – перекладинку от загадки к началу сказки
Загадка Начало сказки
Чем вата ниже, Вата спускалась все ниже и ниже,
Тем дождик ближе. а дождя все не было. И вот…
(туча и облака)
Крылья распластала. Все вдруг потемнело, ничего не стало
Солнышко застлала. (туча) видно, светило спряталось. И вдруг…
Так любая загадка может служить зачином сказки.
Сказки из кричалок, потешек.
Потешка Начало сказки
- Что ж ты, ёж, такой колючий? В одном лесу жил ёж, у
- Это я на всякий случай: которого весной почему-то
Знаешь, кто мои соседи? пропали все иголки. Оглянулся
Лисы, волки и медведи! он …..
*********
В лесу одна смешная птица Однажды летом встретились
Весь день поет: «Ку-ку! Ку-ку!» кукушка и петух и начали
Никак не может научиться разговаривать каждый на
Петь, как петух: «Ку-ка-ре-ку!» своём языке…….
Сказки из одного слова
Дж. Родари рекомендует составлять сказочные истории, отталкиваясь от одного слова. Рассказчик сам придумывает первое слово и начинает сочинять. Первым может быть любое слово.
Например:
Слово Начало сказочной истории
Мальчик Жил был на свете мальчик, который…
Три Три товарища договорились: кто из них
быстрее принесет то, не знаю что,
тот женится на прекрасной царевне и …..
Лес Лес однажды поспорил с речкой, кто
из них важнее……
Из сказок – задачки
Не менее важна обратная связь: на основе знакомых сказок составлять интересные задачки. Сказочного материала много, главное - научить детей преобразовывать сказки в задачки при помощи образца.
Сказка Задачка
«Волк и семеро козлят» Если бы один козленок побежал за
мамой, двое других за ним, а еще двое
ушли без разрешения купаться, то
сколько козлят нашёл волк в избушке?
«Три медведя» Если бы девочка вела себя примерно,
то сколько бы героев сказки
за нее переживали?
«Колобок» Колобок повстречал медведя, волка,……
Сколько раз могли съесть волка?

Сказки из фантастических явлений.
Фантастические явления также могут послужить важным отправным моментом для сочинения сказки. Но при этом не следует забывать о двух правилах:
- дать понять детям, что они сейчас буду фантазировать;
- предложить им разнообразие фантастических явлений.
Можно начинать примерно так.
Представить, что ты можешь уменьшиться до размеров муравья… (Какое бы у тебя было любимое занятие? Чего бы опасался? Захотел бы стать прежним? И т.д.) Представь, что из кран на кухне полился мандариновый сок; из тучи вместо дождя стал падать изюм; люди придумали таблетки от сна.
Постепенно диапазон таких явлений расширяется.
Мама с папой купили ковер. Но никто не знал, что это волшебный ковер-самолёт из страны Сочиняйка. Провисел ковер-самолёт на стене не один год, другой. А на третий год стало ему скучно, и решил он…… (Расскажите о приключениях ковра самолёта.)
Сказка их «живых» капель и клякс.
Интересно сочинять сказки на основе кляксографии. Главная задача здесь – научить детей делать кляксы. Даже трехлетний ребенок, может, глядя на них увидеть образы, предметы или их отдельные детали.
На что похожа твоя или моя клякса? Кого или что она тебе напоминает? – эти вопросы полезно задавать, так как они развивают мышление и воображение ребенка. После это непринужденно перейти к обведению и дорисовке кляксы. В результате может получиться целый сюжет.
А «живые» капли получить еще проще: капните на бумагу краску или чернила и быстро наклоните ее в разные стороны – тотчас же появится какой-то образ