Контролируемая самостоятельная работа по дисциплине Теоретические и методологические основы логопедии


Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по образованию
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга»

Методические рекомендации к проведению КСР
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ
для студентов
обучающихся по специальности:
44.02.01 «Дошкольное образование»


Преподаватель:
Настека М.В.

Санкт-Петербург
2015
Тема: Логопедия как специальная логопедическая система
Вид КСР: дать обоснование актуальности проблемы изучения и преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Методические рекомендации к выполнению КР:
Ответ на вопрос должен быть:
Развёрнутым
Обоснованным
С приведёнными примерами
Сдан преподавателю в письменном виде
Рекомендуемая литература для подготовки
Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – СПб.: Питер, 2010.
Полушкина Н.Н. Диагностический справочник логопеда. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.
Смирнова И.А. Логопедия: Иллюстрированный справочник. – СПб.: КАРО, 2014.
Тема: Организация психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи и коммуникации в России
Вид КСР: составить граф-схему логопедической помощи в России
Методические рекомендации к выполнению КР: граф-схема представляет собой графическое изображение логических связей между основными субъектами текста. Посредством граф-схемы в наглядной форме могут представляться иерархические отношения между понятиями, функциональные отношения между элементами какой-то системы, выраженными в тексте в форме понятий или даже категорий, внутренняя структура дисциплины или её междисциплинарные связи.
Как составить схему.
1. Прочтите предложенный текст и запишите его название
2. Укажите основные разделы, из которых состоит текст и дайте им названия.
3. Проведите от названия текста стрелки вниз и подпишите возле каждой из них названия разделов текста.
4. Дополните схему примерами.
Критерии оценок: см. критерии оценки схемы.
Рекомендуемая литература для подготовки:
Полушкина Н.Н. Диагностический справочник логопеда. – М.: АСТ: Астрель, 2010.
Критерии оценки схемы
№ п/пКритерии оценки Работа выполнена Работа выполнена не полностью Работа не выполнена
Высокий уровень
3 балла Средний уровень
2 балла Низкий уровень
1 балл
1 Соответствие представленной в схеме информации заданной теме Содержание схемы полностью соответствует заданной теме Содержание материала в схеме соответствует заданной теме, но есть недочеты и незначительные ошибки.
Обучающийся работу не выполнил вовсе.
Содержание блоков схемы не соответствует заданной теме.
Имеются множественные логические ошибки в связях между блоками схемы. 
Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований.
2 Читаемость, логичность, лаконичность схемы Материал в схеме излагается четко и лаконично, схема читается легко, связи между блоками определяются логикой изложения материала.
Материал в схеме излагается недостаточно четко и лаконично, кое-где нарушены логические связи между блоками схемы.
3 Правильность оформления Оформление схемы полностью соответствует требованиям. В оформлении схемы имеются незначительные недочеты и небольшая небрежность. Оценка:
«5» - 9 баллов
«4» - 6-8 баллов
«3» - 4-5 баллов
Тема: Организация психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи и коммуникации в России
Вид КСР: составить перечень видов работы, приемов, методов, воспитывающих у детей интерес к языку.
Методические рекомендации к выполнению КР: составить картотеку приёмов, воспитывающих у детей интерес к языку. Каждый приём должен сопровождаться описанием выполнения. Картотека должна иметь эстетический вид. Подобрать не менее 10 приёмов (видов работы).
Подобрано не менее 10 приёмов.
В картотеке отражено название игрового приёма, даны рекомендации к проведению.
Наличие речевого и наглядного материала к предложенным видам работы.
Доступность материала (речевого и наглядного) по содержанию для детей дошкольного возраста.
Аккуратность в оформлении.
Рекомендуемая литература для подготовки
Ткаченко Т. А. «Если дошкольник плохо говорит». – М.: Эксмо, 2010.
Ткаченко Т. А. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». – М.: Эксмо, 2011.
www.logoped.ru
Тема: Организация психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи и коммуникации в России
Вид КСР: написать эссе по теме «Роль детского сада в развитии речи детей»
Методические рекомендации к выполнению КР:
Эссе должно:
1. Соответствовать предъявляемой теме
2.Отражать личный социальный опыт студента.
3. Включать ясное аргументированное собственное понимание проблемы и личное отношение к ней.
4. Характеризоваться свободной композицией, смысловым единством, небольшим объемом, продуманной структурой.
Рекомендуемая литература для подготовки:
Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). – СПб.: Детство-пресс, 2013.
Н.В.Микляева, Ю.В.Кодачигова. – М., 2011.От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под рел.Н.Е.Вераксы. – М., 2011.
Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. /Под ред.Гербова В.В. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с детьми. – М.: Академия, 2014.
Тема: Организация психолого-педагогического сопровождения детей
с нарушениями речи и коммуникации в России
Вид КСР: подобрать наглядный материал для оформления речевого уголка для родителей в группе детского сада.
Методические рекомендации к выполнению КР: необходимо самостоятельно подобрать литературные источники и информацию (статьи, рекомендации) по речевому развитию детей.
Критерии оценки:
Актуальность и значимость представленной информации
Доступность и краткость изложения материала
Тема: Анатомо-физиологические и психолингвистические характеристики речи
Вид КСР: написание эссе по теме «Значение речи в жизни человека и общества»
Методические рекомендации к выполнению КР:
Эссе – вид письменной работы, выражающий индивидуальное рассуждение и мнение автора по конкретному вопросу.
В процессе написания эссе важно продемонстрировать:
• умение осмыслить конкретную проблему и сформулировать определенную позицию относительно нее;
• умение самостоятельно проводить поиск литературы по определенной тематике
• умение на основании прочитанного материала по определенной проблеме проанализировать конкретную ситуацию;
• умение аргументировано изложить свою позицию по определенному вопросу;
Критерии оценки эссе:
• соответствие содержания текста теме;
• наличие четкой и логичной структуры текста;
• наличие в эссе авторской позиции по рассматриваемой проблематике;
• обоснованность, аргументированность, доказательность высказываемых положений и выводов автора.
Рекомендуемая литература для подготовки к написанию эссе:
Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – СПб.: Питер, 2010.
Полушкина Н.Н. Диагностический справочник логопеда. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.
Смирнова И.А. Логопедия: Иллюстрированный справочник. – СПб.: КАРО, 2014.
Тема: Этапы становления и развития речи
Вид КСР: подготовить сообщение на тему: «Речевые возможности ребенка в разные возрастные периоды»
Форма контроля: выступление на семинаре.
Цель работы: формирование у студента собственного представления о речевых возможностях ребёнка в разные возрастные периоды.
Методические рекомендации к выполнению КР:
подготовка к сообщению – это вид самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на лекции.
Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения – до 7 мин.
При подготовке необходимо:
• собрать и изучить литературу по теме;
• составить план или графическую структуру сообщения;
• выделить основные понятия;
• ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
• оформить текст письменно;
• сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников;
наличие наглядности или раздаточного материала
«5» - глубокое и полное знание и понимание изученного материала, полное понимание сущности рассматриваемых понятий, закономерностей, взаимосвязей, подтверждает ответ конкретными примерами, аргументировано делает выводы, использует психолого-педагогическую терминологию.
«4» - ответ на вопрос выстроен логично, присутствует понимание излагаемого материала, но имеются некоторые затруднения при изложении материала, использует уточняющие вопросы преподавателя, психолого-педагогическими терминами владеет.
«3» - в усвоении материала имеются пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала, материал излагает несистематизированно, фрагментарно, имеются нарушения в логике изложения материала, выводы и обобщения аргументированы слабо, частично владеет психолого-педагогическими терминами.
Рекомендуемая литература для подготовки к сообщению:
Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики. – М.: Эксмо, 2011.
Полушкина Н.Н. Диагностический справочник логопеда. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.
Смирнова И.А. Логопедия: Иллюстрированный справочник. – СПб.: КАРО, 2014.

Тема: Общие сведения о речевых недостатках детей
Вид КСР:
Составить таблицу «Сравнительная характеристика клинико-педагогической и психолого-педагогической классификации речевых нарушений»;
Составить таблицу «Лингвистические и психологические критерии систематизации речевых нарушений в психолого-педагогической классификации».
Методические рекомендации к выполнению КР: таблицы являются концентрированным представлением отношений между изучаемыми феноменами, выраженными в форме переменных. Таблица – это наглядное представление между переменными. Таблица имеет строки и столбцы, отношения между которыми в ней и представлены.
Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений
Психолого-педагогическая классификация нарушений речи
Лингвистические критерии систематизации речевых нарушений Психологические критерии систематизации речевых нарушений
Критерии оценки: см. критерии оценки работы с таблицами
Рекомендуемая литература для подготовки к выполнению КСР:
Полушкина Н.Н. Диагностический справочник логопеда. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.
http://www.boltun-spb.ru/
Критерии оценки работы с таблицами
№ п/пКритерии оценки Работа выполнена Работа выполнена не полностью Работа не выполнена
Высокий уровень
3 балла Средний уровень
2 балла Низкий уровень
1 балл
1 Соответствие представленной в таблице информации заданной теме Содержание таблицы полностью соответствует заданной теме Содержание материала в таблице соответствует заданной теме, но есть недочеты и незначительные ошибки.
Обучающийся работу не выполнил вовсе.
Содержание ячеек таблицы не соответствует заданной теме.
Имеются не заполненные ячейки или серьезные множественные ошибки. 
Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований.
2 Лаконичность и четкость изложения материала в таблице Материал в таблице излагается четко и лаконично, без лишнего текста и пояснений.
Ячейки таблицы заполнены материалом, подходящим по смыслу, но представляет собой пространные пояснения и многословный текст 3 Правильность оформления Оформление таблицы полностью соответствует требованиям. В оформлении таблицы имеются незначительные недочеты и небольшая небрежность. Оценка:
«5» - 9 баллов
«4» - 6-8 баллов
«3» - 4-5 баллов