Конспект по кубановедению на тему «Писатели и поэты Кубани детям» (3 класс)
ТЕМА: «Писатели и поэты Кубани детям»
ЦЕЛЬ:
Познакомить детей с творчеством поэтов пишущих о детях и для детей младшего школьного возраста.
Воспитывать любовь к природе, трудолюбие, уважение и заботу к младшим и старшим.
Воспитывать любовь к чтению.
ОБОРУДОВАНИЕ: карта Краснодарского края, звездочки с записью
фамилии автора сборника.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: (термины) творчество, произведения, писатели, поэты, деятели культуры, представители литературы Кубани.
ТИП УРОКА: комбинированный.
ПЛАН УРОКА:
I. Оргмомент.
П. Сообщение темы и цели урока.
III. Знакомство с творчеством поэтов.
Рассказ о В.Д. Нестеренко.
Знакомство с поэтом Татьяной Лубяновой.
Краснодарские поэты - Л.К. Мирошникова, К.А. Обойщиков,
В.П. Неподоба.
Итог урока.
Домашнее задание.
ХОД УРОКА:
I.Оргмомент.
Чтение стихов учителем
«Выручалочка» «Зима»
Притаилась кошка в ванной, Во дворе стоит гора,
Моет нос от каши манной: Мы катаемся с утра,
Нелегко тайком, за Машу, Снеговик, бедняжка злится:
Доедать под стулом кашу Он не может прокатиться.(Мирошникова Л.) (В. Нестеренко)
Мама, дорогая мама.
Расцвели все сады для тебя,
Ярко звезды горят в вышине,
В небе солнце пораньше взошло
Это, мама, в подарок тебе
(Т. Лубянова)
- Понравились вам стихи?
II. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством кубанских поэтов, которые пишут стихи о вас, ребята, и для вас. На уроке мы совершим путешествие по тем станицам и городам, где живут и пишут стихи поэты. А отправимся мы в путешествие вот на чем. Отгадайте.
Всегда летит под облака -
Он легкий и отважный.
Известно всем наверняка,
Что это... (змей бумажный)
(В. Нестеренко «Ладошка»)
- Нам путь будет указывать бумажный змей, а автор этого стихотворения Владимир Дмитриевич Нестеренко.
(на карте первая звездочка – ст. Брюховецкая)
1. Рассказ о В.Д. Нестеренко
Владимир Дмитриевич Нестеренко уроженец станицы Брюховецкой. По образованию - учитель. Он работал в школе, служил в армии. Он всегда писал стихи. Его стихи были напечатаны в журнале «Костер», «Мурзилка», «Веселые картинки», «Колобок». Некоторые стихи были напечатаны в однотомнике «Мурзилке - 70 лет». Вышли в свет 8 книг стихотворений для детей этого автора.
Посмотрите на выставку книг В. Нестеренко.
- Как называются его сборники?
(«Подскажи словечко», «Ладошка», «Загадочный счет», «Веснушки», «Моя песенка», «Раз - загадка. Два - отгадка!»).
У нас есть книги с автографом автора: «Загадочный счет», «Подскажи словечко», «Раз - загадка. Два - отгадка!». Эти 3 сборника поэт подарил ученику 2 класса нашей школы Сергиенко Денису с такими пожеланиями:
«Денису - счастья, добра и удач - от автора».
- О чем пишет Нестеренко, мы сейчас узнаем.
Чтение детьми стихов из сборник «Веснушки» (1980 г.)
Родина.
Это край чудесный
Там, где синь небес.
Золотое поле
И зеленый лес
Ручеёк звенящий
И весенний гром.
Это - запах хлеба.
Это - отчий дом.
Родина - родная
Наша сторона.
Ты на всей планете
Лучшая страна.
О чем это стихотворение?
Чем является Родина для каждого человека?
Что такое Родина, по мнению поэта, сейчас мы прочитаем в его стихах.
Веснушки. Веселые почки.
В Ярких пятнах Посмотри: на ветках почки.
Каждый луг, Вот они надули щечки.
Каждая опушка. Разобрал подружек смех -
Сколько Убегает с поля снег.
Зайчиков вокруг! - Он спешит, а им потеха -
Вся земля Почки лопнули от смеха.В веснушках.
Радуга. Подсолнухи.
Нету молний, грома. Поле подсолнушков -
В небе - бирюза. Тысячи солнышек ...
Выходи из дома - Десять комбайнов
Кончилась гроза! По полю прошло -
Снова солнце ясное Солнышек нету,
Над рекой, леском, Но все же светлоНебо подпоясаноЯрким пояском.
Еще один сборник - «Моя песенка». (Чтение стихов детьми).
Моя песенка.
Лето ходит босиком
По земле нагретой.
К быстрой речке прямиком
Мчится в полдень лето
Долго плещется в реке,
В мяч, смеясь, играет,
И со мною на песке
Лето загорает.
Перестановка.
- В нашей квартире -Пере-ста-новка! -
С этим известием
Носится Вовка
- Стол и диван
Поменяли местами!
Это решение
Нравится маме.
- Старый комод
Пусть останется в зале,-
Бабушка с дедушкой
Дружно сказали.
Папин совет:
- Холодильнику место
Только в углу,
Чтобы не было тесно.
Мама согласна,
А брат удивился:
- В угол? За что?
Разве он провинился?
- А теперь сделаем зарядку ... для язычка.
В. Нестеренко в сборнике «Ладошка» написал скороговорки. Вот и посмотрим, кто из вас самый быстрый «говорун».
П
ервый Назар
Шел на базар.
Второй Назар –
С базара.
Какой Назар
Купил товар,
Какой –
Шел без товара?
С
лышен шорох в камышах –
От него шумит в ушах.
Сто бесстрашных лягушат
Цаплю шепотом страшат
акара укусил комар.
М
акара укусил комар.
Прихлопнул комара Макар.
Немножко поиграем. А поможет нам в этом книга «Подскажи словечко».
К
руглый, сладкий он на вкус,
Как матрос, одет а...
Б
удет щедрый урожай
Будет вкусный к
Д
оброте учиться нам
У кого? У наших м...
П
оросенок любит слушать
Имя ласковое - х...
Л
юбит небо и полет
С детства каждый с..
К
то же знает
В зайцах толк?
Ну, конечно,
Серый в...
- Проверим, кто из вас самый сообразительный. В.Д. Нестеренко написал для вас целую книгу загадок «Раз-загадка, два - отгадка!»
* * *
Грозный, строгий, молчаливый,
И с большой роскошной гривой. (лев)
* * *
Мычать умеет
Молока не имеет. (бык)
* * *
Потихоньку тает, тает -
Быстро грязь зато смывает. (мыло)
* * *
До чего ж цветок пригож-
Он на солнышко похож. (ромашка)
- С произведениями В.Д. Нестеренко можно еще долго знакомиться.Но, к сожалению, мы должны покинуть Брюховецкую и познакомиться с другими авторами.
На прощание хочу вам прочитать обращение Нестеренко к вам, ребята.
Дорогой читатель мой!
Не прощаюсь я с тобой -
Прочитай еще страницу,
Автор просит:
поспеши -
В Брюховецкую станицу
Мне свой отзыв напиши.
А далее адрес:
Краснодарский край
ст. Брюховецкая, ул. Красная, 173, кв. 11
Нестеренко Владимиру Дмитриевичу
- Ребята, давайте напишем письмо Владимиру Дмитриевичу. Мырасскажем ему о нашем классе, о том, как нравятся его книги, а так же пожелаем ему творческих успехов.
2. Знакомство с поэтом Татьяной Лубяновой.
- Ребята, воздушный змей показывает нам дальше дорогу. И путьнаш лежит в станицу Медведовскую. В этой станице живетудивительная женщина Татьяна Лубянова.
Послушайте обращение.
Мой маленький друг!
Дорогие мамы и папы, бабу иски и деду иски!
У вас в руках - необыкновенная книга. В ней собраны
стихотворения, наполненные душевным теплом и светом.
Ценность этой книги в том, что автор по-доброму пробуждает в
каждом из нас качества прекрасного, открывает такие истины, которые так необходимы для формирования детской души. А самое главное - каждая строчка дышит любовью к Родине, вырастающей из таких понятий, как мама, родной дом, милая сердцу Кубань. Это именно то, что помогает человеку выстоять в трудное время, преодолевать все невзгоды, стать полезным своему народу, стране. Сохраните тепло своих сердец. Мира Вам, добра и душевной гармонии!
Глава Тимашевского района Г.И. Булатецкий
- А сейчас, ребята, прочтут отрывки из стихотворений Т. Лубяновой.
О мухе.
Залетела муха в дом
И пошла кругом, кругом.
Сядь, пожалуйста, прошу
Я вареньем угощу.
Видно сладкое не хочет
Вокруг светильника хлопочет.
Заглянула за комод,
Села и открыла рот.
Песнь жаворонка.
Нежный звон небесной птахи
Зачаровывал, манил.
И о чем-то сокровенном
Самом тайном говорил.
Эта птаха, жаворонок.
Пеньем, соловью подстать.
Только петь он может в небе,
Не на ветке восседать.
О солнышке.
Из-за леса показался
Шарик ярко-золотой.
Это солнышко восходит.
Над родимою Землей.
Притаился кот на крыше,
Подмигнули воробьи:
- Зря стараешься, усатый, -
И запели: чьи вы, чьи ...
Стихи «Петух - хвастун», «Друг наш Карлсон», «Кот мой, Мужик» и другие, вы прочтете в книге «Сборник детских стихов». Татьяны Лубяновой, а теперь полетели дальше.
На нашей выставке две книги Варвары Бардадым. «Хозяюшка» и «Маша вырасти хотела».
По названию книги «Хозяюшка» можно определить, о чем будут стихи? (ответы детей).
Давайте послушаем, так ли это?
Хозяюшка.
- Некогда - некогда!
У меня большая стирка,
Я стараюсь, мне не лень.
А воробышек чирикал,
Примостившись на плетень:
- От такой от стирки
Штопать маме дырки!
- Некогда - некогда!
Я пропалываю поле.
Бабушка кричит:
-Беда!
Ни капусты, ни фасоли.
Что ж осталось?
Лебеда.
- Некогда - некогда!
У меня опять работа –
Я купаю кошку.
Недовольна кошка что-то.
Цапнула ладошку.
- Некогда - некогда.
- Но рабочий день окончен,
Говорит мне бабушка,
-Баю - бай, мой колокольчик,Отдыхай, хозяюшка!
«Маша вырасти хотела»
Маша вырасти хотела, А на кухне кто-то
Туфли мамины надела, Вымыл маме боты,
Бусы, шляпу ... Перемыл посуду:
- Хороша я? Блюдца, чашки, ложки
Посмотрите, я большая! И тарелок груду.
Улыбнулась мама папе: Может, это кошка?
Потерялась дочка в шляпе, Да ведь это, мама,
И подшучивает дед: Маша - внучка наша!
- Где же внучка? Вот она какая
Внучки нет! Выросла большая!
А теперь отдохнем и поиграем.
Считалочка. (Физкультминутка)
Прилетела на опушку
К нам считалочка - кукушка,
Ку - ку!
Прискакали к ней лягушки
- Сосчитай-ка нас, кукушка
Ку - ку!
Ку - ку!
Прибежали зайки:
Нас пересчитай-ка
Ку - ку!
Ку - ку!
Ку - ку\
Попросила галка:
- Если ты считалка,
Сосчитай моих галчат,
Что на веточке сидят
Ку - ку!
Ку - ку!
Ку - ку!
Ку - ку!
И кукушка куковала,
Куковала, куковала -
Всех в лесу пересчитала.
(Ролевая игра)
Корова.
- Где была, корова?
-Далеко.
- Что несешь, корова?
- Молоко.
- Кому молоко?
- Кому?
- Тому, кто носит траву,
-Алеше.
Тому, кто чистил в хлеву
- Аленке!
И сыночку моему
-Теленку.
(Хоровое чтение)
Кричалка.
Дождик, дождик, пуще -
На лесные пущи.
На цветы!
На кусты!
Посильнее припусти!
Поливай пшеницу,
Не жалей водицу,
Поливай,
Поливай -
Будет добрый
Урожай!
3. Краснодарские поэты -Л.К. Мирошникова, К.А. Обойщиков,
Н.П. Неподоба.
- А теперь мы отправляемся в город Краснодар. В этом городеживет Любовь Кимовна Мирошникова.
Мы с вами ходили на экскурсию. Так вот, взяв в руки «Выручалочку» и прочитав её, вы словно бы совершите путешествие в волшебный мир природы. Любовь Кимовна покажет вам её щедрость и красоту, познакомит со зверями, животными, птицами, насекомыми и с теми, что живут в дальних заморских странах. Все они разные, но есть у них одна общая черта: они не злые.
- Лукавые? - Да. Озорные? - Да. Случается что неудачники? - Да.
Теленок и корова
Шли теленок и корова.
Хоть теленку мать сурово
Повторяла «му» да «му», -
Было весело ему.
Аленка и теленок.
Собрала букет Аленка
Для любимого теленка.
Ест букет теленок - вкусно.
А Аленке очень грустно.
Страшный вареник
Мышонок, белый, как вареник,
Перед щенком шмыгнул под веник,
Щенок всю ночь не спал потом,
Боясь вареника с хвостом.
Вкусный сон.
«Облака из жирных сливок
Уплетал на крыше кот.
- Это просто сон счастливый -Пел ему пустой живот.
Про свинку.
Воротилась свинка с рынка,
Но пуста её корзинка.
Вот бы был у свинки бедной
Пятачок, хоты бы медный.
А за мокрый и немытый
И арбуз не купишь битый.
- Есть в этой книге и стихи о ваших ровесниках, девчонках имальчишках. Они любознательны, поэтому с ними бывают разныепроисшествия. Выйти благополучно из них им помогают смелость,сообразительность, любовь и уважение по всему живому на земле,будь то маленький болотный комарик, обхитривший лягушку, илистрашный на вид крокодил.
Горе - рыболов.
По реке плывет башмак,В башмаке - лягушка.На мосту ревет рыбак,Маленький Илюшка.Догадайся-ка, лягушка,Почему ревет Илюшка?
И верни башмак, пока
Несоленая вода.
Маленький доктор.
Как у нашей у Аленки
Кот - в зеленке,
Пес - в зеленке,
Перепачканный в зеленке
Даже нос самой Аленки.
А цыпленок от Аленки
Убежал под кучу дров
-Ох, не любит он зеленки
И девчонок - докторов!
«Как мы купали поросенка»
Уж не мы ли,
Уж не мы ли,
Поросенка с мылом мыли
Он сердился и визжал,
Против бани возражал.
Мы старались целый час,
А теперь -
Купайте нас!
О чем плачет крокодил.
Горько плачет крокодил:
Чем он всем не угодил,
Что к нему на день рожденья
Только ежик приходил?
Да и тот был почтальоном
И вручил ему с поклоном
Телеграмму от зверей.
В ней-два слова:
«Будь добрей!»
- Картинки к стихам нарисовала замечательный художник,украсившая не один десяток книг для детей - НатальяКонстантиновна Скалова.
В этой книге есть автографы художницы и поэтессы.
Мы задержимся в городе Краснодаре, так как здесь живет ещеодин Кубанский поэт. Он пишет не только о природе, но о культуреповедения в разных местах и ситуациях.
Об этом пишет Кронид Александрович Обойщиков.
Петино спасибо.
Сам себя считает Петя
Самым вежливым на свете,
Всем спасибо говорит,
Всех за все благодарит,
Он поел - сказал «спасибо»!
Он поспал - сказал «спасибо»!
- Чему учит это стихотворение?
Дверь открыли - он «спасибо»! Дверь закрыли - он «спасибо»!
Это даже некрасиво:
Всем спасибо да спасибо.
Если пчелка б укусила
Тоже б ей сказал спасибо?
Разве я болтунья.
Снова мама наказала,
Не пускала погулять
Но ведь правду я сказала,
Не могу же я соврать?
Что Татьяна косолапа,
Каждый видит без меня.
Что у Игоря нет папы,
Так при чем, скажите я?
За что мама наказала девочку?
В чем её вина?
Почему её назвали болтунья?
- Последний поэт, с произведениями которого мы познакомимся, -Вадим Петрович Неподоба. В его книгах «Про речку Безымянку» и«Солнышко проснулось» - стихи для вас, ребята, о красоте Кубанскойприроды, о лесных обитателях, о ребятах, которые вместе совзрослыми берегут леса и реки родного края.
Мы с вами много работали и пора отдохнуть.
- Физкультминутка «Расскажи стихи руками»
Солнышко проснулось.
Даша сладко потянулась,
Трет глаза, на нос глядит.
- Вот и солнышко
проснулось! -
Мама папе говорит,
За оконцем клен понурый,
Мокрый пес под ним лежит,
Щиплет лужу дождик хмурый,
Словно гусь, на всех сердит,
- Здесь же в доме,
Печка греет,
- Пьет на кухне чай семья...
Солнышко, к столу скорее!
Разве солнце - это я?
Стихи Вадима Неподобы написаны для дошкольников, поэтому вы их можете прочитать своим младшим сестренкам и братишкам.
* * *
Рыжий наш кот
Сидит на трубе,
И лапкою трет
Глаза он себе.
Мама улыбается,
Весело ей: -
Кот умывается
Жди гостей.
А я умывалась
Уже три дня ,
Но бабушка не едет
-Забыла меня.Фиалка.
В жаркий день в саду
На лавке,
Душно маленькой фиалке.
Я фиалку поливаю,
Каждый листик умываю
Я лесной, из-за села,
Ей землицы принесла.
И тихоня посвежела,
А недавно вечерком
Благодарно посмотрела
Фиолетовым глазком.
- Стихов очень много. И все они прекрасны. Но сегодня нам, к сожалению, нужно возвращаться к себе домой.
Давайте вспомним фамилии поэтов, стихи которых мы читали. Дети смотрят на карту, называют авторов стихов.
III. Итог урока.
Дома вы будете читать стихи знакомых уже вам поэтов. На следующий урок мы совершили еще одно удивительное путешествие. Какое?
Узнаете через неделю.
IV. Домашнее задание - найти и прочитать стихи для детей
кубанских поэтов.
13PAGE 15
13PAGE 14215
15