Рабочая программа по внеурочной деятельности Народные игры


Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа им. А.С. Попова
городского округа Власиха Московской области
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы _________Г.Я. Шик

«____» августа 201__ г.
М.П.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Спортивно – оздоровительное направление
Кружок «Народные игры»
3 «А» класс
Составитель: Герасимова О.Н,
учитель начальных классов высшей категории


2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена в соответствии:
•со ст. 12 Закона «Об образовании в РФ»;
•с федеральным государственным образовательным стандартом НОО;
•с основной образовательной программой НОО МОУ СОШ им. А.С. Попова;
•с учебным планом МОУ СОШ им. А.С. Попова на 2015/2016 учебный год;
• с годовым учебным календарным графиком в МОУ СОШ им. А.С. Попова в 2015/2016 учебном году;
•с положением о рабочей программе по внеурочной деятельности, утверждённым в МОУ СОШ им. А.С. Попова.

Актуальность. Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку.
Сегодня много говорят о малоподвижном образе жизни школьников, что отрицательно сказывается на их здоровье, умственном, физическом и психологическом развитии.
Подвижные игры в рамках внеурочной деятельности в значительной степени могут восполнить недостаток движения, а также помогут предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время учёбы. Сложные и разнообразные движения игровой деятельности вовлекают в работу все мышечные группы, способствуя развитию опорно-двигательного аппарата, нормальному росту, укреплению различных функций и систем организма и формированию здоровой осанки.
Подвижные игры вырабатывают у детей также бойцовский характер, упорство, здоровое желание быть лучше других, развивают лидерские качества. Групповые учат сплоченности, товариществу, взаимовыручке. Так как для большинства подвижных игр необходимо достаточно большое количество играющих, то игровой процесс, кроме следования правилам игры как таковой, включает в себя и постоянное общение со сверстниками, а значит, создаются благоприятные условия для успешной социальной адаптации формирующейся личности в будущем.
Подвижные игры оказывают всесторонне развивающее воздействие на организм, они еще и очень увлекательны и разнообразны по содержанию. Если надоедает одна игра, всегда на выбор есть еще множество других. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.
Участники кружка: обучающиеся 3 класса.

Структура: программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в учебном году) в спортивном зале школы или на школьном стадионе, в зависимости от погодных условий. Теоретических 5 часов, практических – 29 часов.
Занятия на свежем воздухе укрепляют здоровье, повышают работоспособность, снижают утомляемость детей, способствуют закаливанию детского организма.

Цель программы – пробудить интерес к многонациональной культуре и искусству нашей страны через игры; активизировать двигательную деятельность детей; способствовать воспитанию нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности; с помощью правильно организованных подвижных игр должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы.


Задачи:
способствовать расширению кругозора учащихся;
помочь учащимся находить общий язык со сверстниками;
развивать умения ориентироваться в пространстве;
развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;
создавать условия для проявления чувства коллективизма;
научить детей играть активно и самостоятельно;
вырабатывать умение в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу;
Формы и методы организации занятий:
- тематические занятия;
- сюжетно - ролевая игра;
- сюжетные коллективные игры;
- бессюжетные подвижные игры;
- подвижные игры с элементами соревнования;
- игры большой, малой и средней подвижности.
Содержание.
Раздел 1. Вас приглашает Страна игр – 4 ч.
Информационное представление об играх и их происхождении. Правила игры. Правила безопасности во время игры. Разучивание считалок, жеребьевок. Фестиваль игр.
Раздел 2 . Игры - сцеплялки – 4 ч.
Правила игры. Разучивание считалок, жеребьевок. Подвижные игры, в которых присутствуют специфические перестроения.
Раздел 3 . Подвижные игры– 4 ч.
Правила игры. Подвижные игры средней и высокой интенсивности.
Раздел 4 . Игры - перетягивания – 3 ч.
Правила игры. Игры малой интенсивности. Силовая игра, общей целью которой является необходимость перетянуть противника определенным образом.
Раздел 5 . Догонялки – 4 ч.
Правила игры. Игры с общей игровой механикой – водящему необходимо осалить (коснуться) убегающих игроков и игры эстафеты.
Раздел 6 . Поисковые игры – 3 ч.
Правила игры. Разучивание считалок, жеребьевок. Игры малой интенсивности. Игры, игровой процесс которых построен на поиске участников или предметов.
Раздел 7 . Спортивные игры– 4 ч.
Виды спортивных игр. История возникновения игр. Правила игры. Игры по мотивам популярных игровых видов спорта: футбола, волейбола, баскетбола и т.д.
Раздел 8 . Игры с мячом. Эстафеты – 4 ч.
Знакомство с историей возникновения мяча, его формами и свойствами. Знакомство с историей возникновения эстафет. Правила поведения во время эстафеты. Подвижные игры средней и высокой интенсивности.
Раздел 9 . Игры на реакцию – 4 ч.
Разучивание считалок, жеребьевок. Игры, игровой процесс которых построен на поиске участников или предметов.
Применение народных игр требует их специального отбора для решения разных педагогических задач. Для этого создаются рабочие группировки игр, сходных по определенным признакам:
1. По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт народа, игры детей, вечная борьба добра против зла).
2. По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности).
3. По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т.д.).
4. По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные).
5. По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные).
7. По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА «НАРОДНЫЕ ИГРЫ»
№ Тема Кол-во часов Перечень универсальных действий обучающихся
Ауди-тор-
ныхНеау-дитор-
ныхВАС ПРИГЛАШАЕТ СТРАНА ИГР Какие бывают игры? 1 Личностные:
знать – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
- правила поведения на занятиях, в игровом творческом процессе.
- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.
уметь - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.
-соблюдать правила игры и дисциплину;
- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).
- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для себя видах творческой и игровой деятельности.
применять - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;
-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.
Метапредметные:
- знать о ценностном отношении к спорту как к культурному наследию народа.
- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
уметь - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
применять полученные сведения о многообразии народных игр.
Предметные:
- знать необходимые сведения о видах изученных игр, правилах игр;
уметь работать в группе, в коллективе.
применять самостоятельно организовывать подвижные игры с учащимися;
-иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах игровой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в игре и использовать накопленные знания.
Правила игры. Обязательны ли они для всех? 1 Правила безопасности в играх. 1 ИГРЫ-СЦЕПЛЯЛКИ Русская народная игра «Кот и мышь» 1 Белорусская народная игра «Заплетись, плетень!» 1 Бурятская народная игра «Табун» 1 Дагестанская народная игра «Гора» 1 ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ Узбекская народная игра «Чай-чай!» 1 Северо-Осетинская народная игра «Чепена» 1 Кабардино-Балкарская народная игра «Под буркой» 1 Азербайджанская народная игра «День и ночь» 1 ИГРЫ - ПЕРЕТЯГИВАНИЯ Якутская народная игра «Перетягивание» 1 Чувашская народная игра «Царь горы» 1 Татарская народная игра «Лошади и волки» 1 ДОГОНЯЛКИ Карельская народная игра «Пятнашки» 1 Игра народов Коми «Невод» 1 Чечено-Ингушская народная игра «Чиж» 1 Марийская народная игра «Биляша» 1 ПОИСКОВЫЕ ИГРЫ Казахская народная игра «Платок с узелком» 1 Калмыцкая народная игра «Прятки» 1 Украинская народная игра «Перепелочка» 1 СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ Какие бывают спортивные игры? 1 Тувинская народная игра «Горячая картошка» 1 Молдавская народная игра «Набивашки» 1 Литовская народная игра «Ригу-раги» 1 ИГРЫ С МЯЧОМ. ЭСТАФЕТЫ. Мой веселый звонкий мяч. 1 Грузинская народная игра «Мяч в кругу» 1 Удмуртская народная игра «Передай мяч» 1 Армянская народная игра «Беспокойный мяч» 1 ИГРЫ НА РЕАКЦИЮ Таджикская народная игра «Горный козел» 1 Латышская народная игра «Кольцо» 1 Туркменская народная игра «Собери яблоки» 1 Эстонская народная игра «Море волнуется» 1 ВАС ПРИГЛАШАЕТ СТРАНА ИГР Фестиваль игр «Шире круг» 1 Всего 5 29 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА «НАРОДНЫЕ ИГРЫ»
№ Тема Кол-во часов Форма
проведения
занятия Вид деятельности
обучающихся Ожидаемый результат
(основные универсальные действия, формируемые на занятии) Дата Коррекция
даты
ВАС ПРИГЛАШАЕТ СТРАНА ИГР
Какие бывают игры? 1 Беседа,
игровой тренинг Получают информационное представление об играх разных народов и их происхождении.
Разучивание считалок, жеребьевок. Л:проявлять готовность к преодолению трудностей, соблюдать правила безопасного и здорового образа жизни.
К:обращаться за помощью; формулировать свои затруднения.
П:учиться самостоятельно находить, разучивать и организовывать игры. Правила игры. Обязательны ли они для всех? 1 Беседа,
игровой тренинг
Получают информацию об организации и месте проведения подвижных игр, осуществлении их объективного судейства,
о правилах игр. Л:самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни
К:обращаться за помощью; формулировать свои затруднения.
П:оценивать игровую ситуацию. Правила безопасности в играх. 1 Беседа,
игровой тренинг
Знакомятся с правилами безопасности во время игры. Разрабатывают правила коллективной игры. Л:самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни
К:владеть приемами действий в ситуациях общения.
П:оценивать игровую ситуацию. ИГРЫ-СЦЕПЛЯЛКИ
Русская народная игра «Кот и мышь»
1 Практические занятия. Сюжетные и ролевые подвижные игры с бегом средней интенсивности без использования предметов. Знакомятся с порядком работы с играми, в которых присутствует специфическое построение, сохраняющееся на протяжении всей игры:
название игры; знакомство с содержанием игры; объяснение правил игры; выбор и ограничение игрового пространства; разучивание и проведение игры. Л:активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; развитие таких физических качеств, как быстрота, ловкость, внимание; упражняются в беге.
К:владеть приемами действий в ситуациях общения, умениями играть в коллективе; следить за безопасностью друг друга.
П:запоминать порядок проведения игры, знать правила подвижных игр; оценивать игровую ситуацию, отрабатывать игровые приёмы. Применять полученные сведения о многообразии народных игр. Белорусская народная игра «Заплетись, плетень!» 1 Бурятская народная игра «Табун» 1 Дагестанская народная игра «Гора» 1
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Узбекская народная игра «Чай-чай!» 1 Практические занятия. Подвижные командные игры средней и высокой интенсивности. Знакомятся с порядком работы с играми, в которых надо разделиться на две равные по силам команды: название игры; знакомство с содержанием игры; объяснение правил игры; выбор и ограничение игрового пространства; разучивание игры; проведение игры.
Л:проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях; развитие таких физических качеств, как быстрота, ловкость, внимание; упражняются в беге.
К:взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
П:запоминать порядок проведения игры, знать правила подвижных игр; оценивать игровую ситуацию, отрабатывать игровые приёмы. Применять полученные сведения о многообразии народных игр. Северо-Осетинская народная игра «Чепена» 1 Кабардино-Балкарская народная игра «Под буркой» 1 Азербайджанская народная игра «День и ночь» 1 ИГРЫ - ПЕРЕТЯГИВАНИЯ Якутская народная игра «Перетягивание» 1 Практические занятия. Командные игры средней интенсивности с использованием предметов. Знакомятся с силовыми играми, общей целью которых является необходимость перетянуть противника определенным образом: название игры; объяснение правил игры; выбор и ограничение игрового пространства; разучивание и проведение игры.
Л:проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей; знания правил безопасности во время занятий; развивать такие качества, как силу, выносливость.
К:обращаться за помощью; уметь договариваться и приходить к общему решению.
П:выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в различных условиях; запоминать порядок проведения игры; оценивать игровую ситуацию, отрабатывать игровые приёмы. Чувашская народная игра «Царь горы» 1 Татарская народная игра «Лошади и волки» 1 ДОГОНЯЛКИ
Карельская народ-ная игра «Пятнаш-ки» 1
Практические занятия. Переходящие игры высокой и средней интенсивности. Знакомятся с играми с общей игровой механикой – водящему (или водящим) необходимо осалить (коснуться) убегающих игроков и игры эстафеты. Разучивают народную считалочку "Сидел петух на лавочке". Л:знания правил безопасности во время занятий; развивать такие качества, как быстрота, ловкость, внимание; упражняются в беге.
К:быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия.
П:обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; запоминать порядок проведения игры; оценивать игровую ситуацию, отрабатывать игровые приёмы. Игра народов Коми «Невод» 1 Чечено-Ингушская народная игра «Чиж» 1 Марийская народ-ная игра «Биляша» 1 ПОИСКОВЫЕ ИГРЫ
Казахская народная игра «Платок с узелком» 1 Практические занятия. Подвижные игры высокой и средней интенсивности. Знакомятся и разучивают игры, игровой процесс которых построен на поиске участников или предметов. Выбор и ограничение игрового пространства. Разучивание и проведение игры.
Л:формирование способности оценивать свое поведение со стороны, знания правил безопасности во время занятий; развивать такие качества, как внимательность, быстрота реакции, сообразительность.
К:слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению.
П:определять безопасные места для игр запоминать порядок проведения игры; оценивать игровую ситуацию. Применять полученные сведения о многообразии народных игр. Калмыцкая народная игра «Прятки» 1 Украинская народ-ная игра «Перепелочка» 1 СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ
Какие бывают спортивные игры? 1 Теоретическое занятие. Просмотр презентации. Беседа. Знакомятся с видами спортивных игр, историей их возникновения, правилами игры.
Л: анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы.
К: формулировать собственное мнение и позицию.
П:знать необходимые сведения о видах изученных игр, правилах игр. Тувинская народная игра «Горячая картошка» 1 Практические занятия. Подвижные командные игры высокой и средней интенсивности.
Разучивают игры по мотивам игровых видов спорта: футбола, волейбола, баскетбола и т.д. Разучивают считалочку для выбора капитанов команд и жеребьевку для деления на команды. Л:активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.
К: слушать и понимать речь других; учиться выполнять различные роли в группе; совместно договариваться о правилах общения.П:применять полученные сведения о спортивных играх. Удмуртская народная игра «Охотники и утки» 1 Грузинская народная игра «Мяч в кругу» 1 ИГРЫ С МЯЧОМ. ЭСТАФЕТЫ Мой веселый звонкий мяч. 1 Теоретическое занятие. Беседа. Знакомство с историей возникновения мяча, его формами и свойствами. Знакомство с историей возникновения эстафет. Л: анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы.
К: формулировать собственное мнение и позицию.
П: применять полученные сведения в играх. Грузинская народная игра «Мяч в кругу» 1 Практические занятия. Подвижные командные игры высокой и средней интенсивности с мячом.
Разучивают игры с мячом, учатся организовывать и проводить игры с эстафетами. Обсуждают и составляют правила поведения во время эстафеты. Разучивают считалочку «Катился горох». Л: знать о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии.Развивать внимательность, быстроту реакции, сообразительность, ловкость, прыгучесть.
К:взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований.
П:организация и проведение со сверстниками подвижных игр и элементов соревнований, осуществление их объективного судейства. Удмуртская народ-ная игра «Передай мяч» 1 Армянская народная игра «Беспокойный мяч» 1 ИГРЫ НА РЕАКЦИЮ Таджикская на-родная игра «Горный козел» 1 Практические занятия. Подвижные игры малой и средней интенсивности.
Разучивают игры, игровой процесс которых построен на поиске участников или предметов.
Разучивают считалочку «Шла кукушка» для выбора водящего и жеребьевку «Красное яблочко или золотое блюдечко?» для деления на команды. Л: анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы. Развивать внимательность, память, логическое мышление.
К: умение играть в большой группе и выполнять правила игры; слушать и понимать речь других; учиться выполнять различные роли в группе; совместно договариваться о правилах общения.
П:знать необходимые сведения о видах изученных игр, правилах игр. Латышская народ-ная игра «Кольцо» 1 Туркменская на-родная игра «Собери яблоки» 1 Эстонская народная игра «Море волнуется» 1 ВАС ПРИГЛАШАЕТ СТРАНА ИГР
Фестиваль игр «Шире круг» 1 Практическое занятие. Подвижные игры.
Закрепление игр, разученных  в течение учебного года.
Л: ответственность за свои поступки.
К: взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности;
П: организация и проведение подвижных игр, осуществление их объективного судейства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя:
1. Гришина Г.Н. «Любимые детские игры», Москва, ООО «ТЦ Сфера», 1999 г.
2. Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР» под ред. Т.И.Осокиной, Москва, Просвещение, 1989 г.
3. Ковалёва Е.А. «Игры на свежем воздухе для детей и взрослых», Москва,  ООО «ДОМ. XXI век, 2007 г.
Ковалько В. И. «Здоровье - сберегающие технологии», Москва «Вако», 2004 г.
Осокина Т. И. «Детские подвижные игры народов», Москва «Просвещение», 1989 г.
Шевченко И. В. «Вместе весело играть», Ростов-на-Дону «Феникс», 2002 г.
Описание материально-технической базы
Оборудование:
Мячи: мяч малый (теннисный), мяч малый (мягкий), мячи футбольные, мячи баскетбольные.Скакалка детская.
Кегли (1 комплект для групповой работы на 5–6 человек).
Обруч пластиковый детский.
Сетка для переноса и хранения мячей.
Аптечка.
Ожидаемые результаты:
Первый уровень результатов
краткие исторические сведения о прохождении и развитии народных игр; культурные традиции игр как мостик между поколениями; знать историю возникновения народных игр;
правила поведения во время игр;
выполнять упражнения в игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения, гибкость);
проявлять смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;
укрепление здоровья детей, формирования у них навыков здорового образа жизни;
знать считалки и жеребьевки  для использования их  в игре.
Второй уровень результатов
получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
отрабатывать навыки двигательных действий, составляющих содержание подвижных игр.
развитие умений работать в коллективе, лидерских качеств
формирования у детей и уверенности в своих силах.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов
умение самостоятельно организовать и провести подвижные игры;
умение излагать правила и условия проведения подвижных игр, проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр, соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр;
умение в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, находить выход из критической ситуации, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу;
применять игровые навыки в жизненных ситуациях.
учить взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий из подвижных игр.
осваивать универсальные умения управлять эмоциями во время учебной и игровой деятельности.
На занятиях:
Развиваем силу.
Развиваем быстроту и скоростно-силовые способности.
Развиваем выносливость.
Развиваем координационные способности.
Развиваем гибкость.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в эстафетах и играх.
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания ШМО
от __________№___
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР

_______________ / Т.С. Калиниченко /
Дата___________