Внеклассный урок по биологии Тема: « Юные селекционеры»


Средняя школа имени К.Жубанова
Внеклассный урок по биологии
Тема: « Юные селекционеры»
(9Б класс)
Учитель биологии: Кенесова Г.М.
Журын 2013 год
Внеклассный урок по биологии
Тема: « Юные селекционеры»
Цель:          Знать сущность получения гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного отбора.
•         Анализировать и оценивать: этические аспекты современных исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома, искусственное оплодотворение).
•         Осуществлять самостоятельный поиск информации в различных источниках.
расширить знания о селекции как науке, познакомить с краткой историей селекции, углубить знания учащихся о культурных растениях и их происхождении, познакомить учащихся с исследованиями Н.И.Вавилова;
подчеркнуть роль и значения закона Вавилова в практической биологии;
развивать навыки работы с компьютером.
Оборудование: карта «Центры происхождения культурных растений», раздаточные материалы, дидактические задания для групп, муляжи плодов, карточки.
Метод: интерактивный с использованием методов компьютерных технологий.
Тип : урок состязание.
Ход урока : Вступительное слово учителя : - Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке вы узнаете много важного и интересного об основных особенностях селекции . Урок проводится в виде соревновании между командами :
1 Команда : «Селекционеры растений»
2 Команда : « Селекционеры животных»
3 Команда : «Биотехнологи»
Проверка знаний.

Дать определения понятиям:
Селекция – это…
Сорт – это…
Порода – это…
Штамм – это…
Одомашнивание – это …
Ознакомление с турами :
Презентация
«Семь центров»
Экспресс – опрос
Гибриды
1 ТУР: Презентация
Каждая команда должна защитить свою презентацию (за хорошую защиту 2 жетона )1 Команда : «Селекционеры растений»
Основные методы селекции растений1. Массовый отбор для перекрестноопыляемых растений (рожь, кукуруза, подсолнечник). Результаты отбора неустойчивы в силу случайного перекрестного опыления.2. Индивидуальный отбор для самоопыляемых растений (пшеницы, ячменя, гороха). Потомство от одной особи является гомозиготным и называется чистой линией.3. Естественный отбор играет определяющую роль, так как на любое растение в течение всей его жизни действует целый комплекс факторов окружающей среды. Искусственный и естественный отборЕстественный отборАутбридинг (неродственное скрещивание)Перекрестно-опыляемые растения (рожь, кукуруза, подсолнечник)Самоопыляемые растения (пшеница, ячмень, горох)Инбридинг (близкород-ственное скрещивание)
Искусственный отборМассовый отборИндивидуальный отборОтборГибридизацияЧистая линия – потомство одной гомозиготной самоопыленной особиОсновные методы селекции растенийИнбридинг, эффект гетерозиса Гетерозис («жизненная сила») – явление, при котором гибридные особи по своим характеристикам значительно превосходят родительские формы.  Инбридинг (близкородственное скрещивание) используют при самоопылении перекрестноопыляемых растений (например, для получения линий кукурузы). Инбридинг приводит к «депрессии», поскольку рецессивные неблагоприятные гены переходят в гомозиготное состояние!
2 Команда : « Селекционеры животных»
В основе селекции животных , как и растений , лежит выведение эффективных ,ценных новых пород животных .Основными способами селекции животных являются также массовый отбор и гибридизация ,которые основываются на закономерностях наследственности и изменчивости.
Массовый отбор .Индивидуальный отбор .Родственное скрещивание .Неродственное скрещивание .Отдаленная гибридизация животных.
3 Команда : «Биотехнологи»
Видеоролик «Биотехнология – электрофорез»
Биотехнологии – производственное использование биологических объектов (микроорганизмы, растительные клетки, животные клетки, части клеток: клеточные мембраны, рибосомы, митохондрии, хлоропласты) для получения ценных продуктов и осуществления целевых превращений. В биотехнологических процессах также используются такие биологические макромолекулы как рибонуклеиновые кислоты (ДНК, РНК), белки – чаще всего ферменты. ДНК или РНК необходима для переноса чужеродных генов в клетки.Биотехнология основана на генетике, молекулярной биологии, биохимии, эмбриологии и клеточной биологии, а также прикладных дисциплинах — химической и информационной технологиях и робототехнике.
2 Тур : «Семь центров»
Карточная система («Откуда родом культурные растения». На каждую парту раздаю карточки с рисунками культурных растений, на доске висит карточки названиями центров и предлагаю подобрать к ним соответствующие растения )
3 Тур :Экспресс – опрос (за каждый правильный ответ 1 жетон)
Вопросы 1 команде
1.Диким предком современной лошади был. (тарпан )
2.Какие типы скрещивания применяются при гибридизации животных? (Инбридинг, аутбридинг)
3.Методы селекции растений. (искусственный мутагенез, полиплоидия, гетерозис, искусственная гибридизация)
4.Какой отбор следует применять при селекции гороха? (индивидуальный) 5. Явление гетерозиса, как правило, наблюдается при:(отдаленной гибридизации)
Вопросы 2 команде
1.Как называется самоопыление перекрестноопыляющихся растений?
(инбридинг;)2.В селекции животных очень редко используется: ( массовый отбор; )3.В селекционной работе человеку удалось вывести.(породу, сорт, штамм)
4. Особенности селекции растений. (сочетаются все методы селекции,
самый распространённый способ полиплоидии.)
5. Методы селекции животных.(искусственное осеменение, клонирование)
Вопросы 3 команде
1. Что такое «чистая линия»? (потомство от самоопыляющегося растения)2. Украинская белая степная порода свиней была выведена:
(М.Ф. Ивановым)
3. Направление биотехнологии, в котором используются микроорганизмы для получения антибиотиков, витаминов, называют (микробиологическим синтезом)
4.Полиплоидия применяется в селекции: (культурных растений)
5. Оценку наследственных качеств производителей по потомству применяют в селекционной работе с (животными)
4 Тур Гибриды (Игра. Учащимся 1,3 команды раздаю карточки, на нем рисунки животных. Ребята должны скрещивать данные породы животных и получить гибриды) 2 команда защищает свою презентацию «Гибриды»
Закрепление урока: Считаем набранные жетоны. Подводим итоги (Места командам)
Видеоролик «Биография Н.И.Вавилова»