Педагогическая концепция Развитие речи старших дошкольников средствами театральной деятельности
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №5
Тема педагогической концепции:
Развитие речи старших дошкольников
средствами театральной деятельности
Казьминой Ирины Александровны,
воспитателя МКДОУ ЦРР –
детского сада №5 г. Россоши
Россошь 2016
Развитие связной речи старших дошкольников посредствам театрализованной деятельности
Введение
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Хорошее знание языка необходимо ему для общения и взаимодействия с окружающими, изучения предметного мира, овладения общеобразовательной программой детского сада, а в последующем – школы.
Жизнь ребёнка с момента его появления на свет вплетается в сложную систему социальных связей, где постоянно формируются коммуникативные навыки. Ученые (Лисина М.И., Мухина В.С., Ренина Р.А.) рассматривают общение как важный показатель психического развития ребёнка и одновременно как важнейшее его условие, и доказывают необходимость создания педагогических условий, благоприятной окружающей атмосферы для развития положительных взаимоотношений между детьми, начиная с младшей ступени дошкольного возраста.
Актуальность. В последнее время увеличилось количество дошкольников с несформированной речью. Это отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности детей, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности. Вот почему развитие речи детей старшего дошкольного возраста становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. А театрализованная деятельность в свою очередь является одним из элементов решения этой проблемы.
Эта проблема актуальна и для нашего учебного учреждения, так как дети, дойдя до старшей или подготовительной группы плохо говорят, не могут четко выражать свои мысли.
Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную её адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Многолетние исследования ученых показывают, что дети дошкольного возраста не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта между взрослым и ребенком. Дети в этом возрасте отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению. Нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т.д.). Ребёнка надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу. Среди различных форм взаимодействия с детьми специалисты (Л.С. Фурмина, Л.В.Артемьева) называют театрализованную деятельность.
Театрализованная деятельность пользуется у детей неизменной любовью, потому что дети учатся вместе с героями спектаклей переживать всю гамму эмоций, которая существует в реальной жизни. Ведь играя роль, ребёнок пропускает через себя все чувства, эмоции проживает жизнь героя, оценивает его поведение и отношение к окружающим. Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
В театрализованной деятельности формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованная деятельность способствует усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Сегодня современное образование ставит перед педагогом задачу совершенствовать традиционные и находить новые технологические подходы к организации воспитательно-образовательного процесса.
Воспитательно-образовательный процесс, организованный средствами театрализованной деятельности обогащает детей новыми знаниями и умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую и монологическую речь, активизирует словарь, а также способствует социализации ребенка. Все это оказывает комплексное влияние на формирование коммуникативной компетентности ребенка
Каждый педагог стремится, чтобы речь его воспитанников была не только правильной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту и разнообразие языка, умели пользоваться его богатствами.
Учитывая проблему речевого развития, я поставила перед собой цель: формирование устной речи детей, культуры общения с окружающими, соответствующих возрастному периоду детей посредствам театрализованной деятельности.
Цель включает в себя следующие задачи:
• активизировать и обогащать словарный запас дошкольников;
• развивать монологическую и диалогическую формы речи;
• развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
Поставленные задачи решаю по трем направлениям:
• «Развивающая предметно-пространственная среда»
• «Работа с детьми»
• «Взаимодействие с родителями»
Основная часть
В театрализациях с помощью педагога и самостоятельно дошкольники определяют место для «сцены» (ограждать, ставить ширмочки), создают игровую обстановку (готовят простейшие декорации), согласовывают свои действия с другими «артистами». Действуют и говорят от имени разных персонажей, отражают в игре содержание любимых литературных произведений, комбинируют сюжеты. (выдержка программа «Детство»)
В своей работе я использую элементы театрализованной деятельности.
Чтобы оптимально использовать воздействие средств театрализации, в группе создан театральный уголок, в котором имеются: настольный театр, театр Би-ба-бо, стендовый и пальчиковый театры, театр масок.
В содержание театрализованной деятельности включила: - обыгрывание потешек; - просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; - игры - драматизации; - разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; - упражнения по формированию выразительности исполнения; - упражнения по социально-эмоциональному, коммуникативному развитию детей
- дидактические игры и др.
Вместе с детьми мы придумываем разные истории, разыгрываем их, сами готовим атрибуты для инсценировок, сочиняем сказки по картинкам, играем в театр, учимся рисовать, проводим необычные речевые игры, приветствия, упражнения-разминки. Дети всегда ждут с нетерпением театрализованную деятельность и с удовольствием принимают в ней участие.
Замысел у детей возникает обычно в процессе творчества, ведь можно изготовить героев из любого подручного материала, нарисовать и «оживить».
Когда ребёнок сам мастерит персонажей, проигрывая свою историю, он выражает эмоции и состояния, которые нельзя проявлять в обычной жизни, развивает художественные способности, мелкую моторику и произвольное внимание.
Проигрывая свои истории с товарищами, каждый учится общению, совершенствует свои коммуникативные навыки и культуру, причём всё это происходит во время игры. А игра, как мы знаем, ведущий вид деятельности дошкольников.
В работе с родителями я стремлюсь достичь таких отношений, когда мамы и папы становятся нашими активными помощниками. Совместно с детьми они выполняют творческие задания, костюмы и атрибуты к сказкам.
Все это способствует созданию прочного союза, а ребёнок испытывает радость от процесса и результата, чувствуя поддержку и одобрение со стороны родителей. Также для родителей проведена консультация по теме «Речь и театрализация»
Дети с гордостью демонстрируют своё творчество.
Заключение
В результате систематического включения театрализованной деятельности в образовательный процесс дети стали говорить лучше, общаться со взрослыми, обращаться за помощью, активнее вступать в речевое взаимодействие со сверстниками, научились более связно и логично выражать свои мысли, также создаются условия для развития творческой активности детей, повышается интерес к театрализованной игре, обогащается содержание и диапазон сюжетов и ролей, расширяется детский кругозор, формируется определенный опыт собственной театрально-игровой деятельности
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо.
Видя радостные и восхищённые лица воспитанников, я верю, что выбрала правильное направление, и в дальнейшем продолжу работу в этом же направлении.
Подводя итоги вышесказанного, хочется отметить, что в наших руках находится самое ценное – ребёнок, поэтому надо стараться, чтобы он вырос творческой личностью, способной выражать своё мнение и активно познавать мир.
Список литературы
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2007. 2. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004.
3.Гавришева Л.Б. Музыка, игра – театр. Экологические сценарии театрализованных игр. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.
4. Губанова Н.Ф.театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007.
5. ГригорьеваТ.С. Программа «Маленький актер» для детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
6. Колодяжная Т.П., Колунова Л.А. Речевое развитие ребенка в детском саду.
Методические рекомендации. – Ростов н/Д: ТЦ «Учитель», 2002.
7. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : Сфера, 2001
8. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
9. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004
10. Учимся, говорим, играем. / Авт. – сост. Г.Н. Сергиенко – Воронеж, 2010
11. Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003.
12. Рыжова Н.В. Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней и старшей группах. – Ярославль: академия развития, 2010
13. Синицына Г. Д. Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованных играх. Минск, 2004.
14. Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. Развиваем связную речь. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
15. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
16. Янушко Е.А. Развитие речи у детей младшего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010