Требования к организации изобразительной деятельности детей третьего года жизни.


Требования к организации изобразительной деятельности детей
третьего года жизни.
Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 247» ФАТЫХОВА А.Ф.
Рисование, лепка имеют большое положительное значение в развитии детей. В этих занятиях ребёнок впервые переходит к специальному изображению окружающего.
В процессе изобразительной деятельности развиваются многие психические функции - уточняются и обогащаются восприятие, мышление, память, воображение. Ребёнок уточняет свои представления о размере, форме, цвете предмета, их взаимного расположения в пространстве.
В процессе рисования, лепки у ребенка совершенствуются движения кистей рук и пальцев, что так важно для детей третьего года жизни.
Рисование и лепка, как очень полезные виды деятельности, должны быть включены в план работы в форме обязательных занятий.
При проведении этих занятий стоят следующие задачи:
1. Вызвать интерес к занятиям по изобразительной деятельности.
2.Развивать элементарное техническое умение пользоваться карандашом, кисточкой, глиной, соленом тестом.
3.Развивать способность изображать при помощи карандаша, глины, соленого теста.
Интерес к рисованию, лепке возникает у ребенка ещё до двух лет; на третьем году жизни он усиливается, особенно, когда взрослые рисуют в присутствии детей, дают в их распоряжение карандаши, показывают как надо держать карандаш, кисть, как набирать краску, как приложить к бумаге, чтобы получилась ленточка, шарик и т.д.
Большую радость доставляет детям видимый след на бумаге, самодействие. В начале года движения руки слабо контролируются зрением и носят черты, типичные для рисования ребёнка второго года жизни. Эти так называемые каракули очень важны для рисования, они предшествуют появлению изображения.
Специалисты подчеркивают необходимость бережного отношения к этим рисункам и попыткам находить сходства с тем или иным предметами (овал, оттянутый в одну сторону – уточка, кружок с отходящими от него линиями – солнышко.) Лепить детям лучше всего из глины, соленого теста, т. к. она более пластична и легче поддаётся ещё не окрепшим рукам малышей.
Ребёнок быстрее, чем при рисовании, переходит к изображению предметов, хотя первоначальные действия с глиной, соленом тестом носят изобразительный характер.
В этот период ребёнок просто отрывает кусочки глины, соленого теста от большого куска.
Через некоторое время воспитатель показывает детям способы работы с глиной, тестом: мять, катать глину, соленое тесто между ладонями и на доске, придавая ей ту или иную форму – шарика, колбаски, лепёшки. Лишь постепенно благодаря повторности действий ребёнка появляется замысел, возникающий большею частью в процессе лепки.
Деятельность с глиной ,тестом, красками ,карандашами и бумагой – это не только сенсорно- двигательные упражнения. Она отражает представления детей, расширяет и углубляет их, способствует проявлению умственной и речевой активности детей.
Работа с изобразительным материалом должна быть направлена на отражение действительности в доступных детям образах.
Чтобы ребенок легче овладел соответствующими действиями при рисовании, лепке рекомендуется проделать это движение рукой в воздухе.
Рисование связано со зрительным восприятием и некоторой статичностью позы, поэтому необходимо быть очень внимательным к организации гигиенических условий для этой деятельности.
Помнить, что рисование требует хорошего освещения группы, столов, за которыми работают дети (свет слева) и проводить только в утренние часы.
Следить, чтобы дети не наклоняли голову низко ,не упирались грудью в ребро стола. Для этого мебель подбирается соответственно возрасту детей.
Первые занятия рисования, лепку воспитатель проводить с небольшими подгруппами детей ( 3-4 ребенка ) . Постепенно организация занятия меняется . Воспитатель объединяет детей с учётом возраста : ( 2-2,5 ) и ( 2,5-3)года.
Занятия проводятся с каждой возрастной группой отдельно. В течении года в зависимости от программного содержания того или иного задания воспитатель может разнообразить организационные формы занятий- проводить занятия с подгруппами в (5-6),(12-14) детей или всей группой. Каждый раз эти изменения должны быть оправданы целями и методикой проведения занятия.
Например: Рисование цветными карандашами «Воздушные шары». Воспитатель рисует каждому ребёнку несколько шаров (5-6),а дети на занятии дорисовывают ниточки. Здесь нет необходимости делить детей на подгруппы.
А вот другое занятие красками: « Ходят звери по лесу» , которое удобно провести с подгруппами в 5 – 6 детей, т.к. оно носит характер совместных действий воспитателя с детьми. На небольшом листе бумаги (70-50) воспитатель заранее рисует панораму леса. Детям дают краску черного цвета, кисти №8-10.
Карандашом дети рисуют 2-3 минуты, при этом они быстро утомляются от мышечного напряжения, теряют интерес к неярким следам на бумаге. Кистью они могут рисовать 10-15 минут при не ослабевающем интересе к проявляющим ярким пятнам.
Если вначале детей учат рисовать карандашами, то овладение в дальнейшем техникой работы кистью требует больше времени и усилий. Стараясь получить яркие линии, дети с силой нажимают на карандаш. Карандаш держат в кулаке.
Так они неправильно начинают работать кистью. Поэтому лучше начинать обучение элементам изобразительной деятельности с работы кистью красками. Краски должны быть гуашевые. На занятие даётся вначале одна краска и кисть №8-10. Кисти других размеров (больших и маленьких ) детям держать трудно.
Цветные карандаши (6 цветов ) хранятся в коробочках, но на занятие ставятся в подставках по одному цвету, а с третьего квартала по 2-3 карандаша разного цвета на каждого ребенка.
Фон бумаги, на которой рисуют дети, должен быть цветным. В результате у каждого ребенка в рисунке получается сочетание двух цветов (цвет бумаги и цвет краски).
«Жучки в траве» нужно приготовить бумагу светло зеленого тона, рисовать черной и красной краской. Для рисования «Укрась коврик для кукол» дается бумага удлиненной формы, разного фона, краски таких цветов, чтобы сочетались с фоном бумаги ( синий фон бумаги - оранжевая краска, красный фон бумаги - зеленая краска и т.д. )
А рисование на тему : «Огни в окнах дома» проводят на тёмно – синем фоне, используя яркие краски: желтую, красную, оранжевую. Размер бумаги уже ( 30- 70 см.) т.к. это рисование тоже совместного действия.
Как мы уже проследили, что форма и размеры рабочего листа бумаги тоже имеет большое значение в обучение детей рисованию. При подборе содержания воспитатель должен придумать каким материалом (карандашом или краской) ребенок сможет лучше передать образ в рисунке. Чередование этих материалов не должно носить случайного характера.
Задания по ритму, цвету в основном могут быть выполнены красками, а задания по линейному контуру потребуют другого материала – карандаша.
Организация детей в начале занятия может быть различной. Дети садятся за столы и слушают объяснение воспитателя. Иногда перед занятием воспитатель проводит игру. Например: Занятие «По дороге Петя шел, он горошинку нашёл» можно начать песенкой про горошину, которую споёт воспитатель, показывая при этом игрушку петушка.
Перед рисованием цветными карандашами «Ворота» можно провести игру со строительным материалом, тогда когда ворота построены , дети под ними проводят машины, катают на машинах кукол, обводят ворота рукой. Во время занятия необходимо создать спокойную обстановку. Дети постепенно привыкают к тому, что на занятии нужно сидеть тихо, не мешая другим.
Воспитатель поддерживает у маленьких детей уверенность в своих силах, интерес к занятию, поощряет отдельных детей. Воспитатель должен развивать у детей интерес к результатам своих работ. Но этот просмотр ещё не носит формы развернутого анализа, который имеет место в старших группах.
Детские рисунки остаются на столах или помещаются на стенд. Дети имеют возможность посмотреть, что они нарисовали. Такая форма организации просмотра полезна тем, что дети могут одновременно видеть все работы. Рассматривание рисунков занимает не более 1-2 минут. Продолжительность занятия по рисованию, лепке в начале года 5 -7 минут, затем 10 -12 .
Включение художественного слова (стихотворения, потешки, песенки) повышает положительное эмоциональное отношение к занятию, способствует образного представления об изображаемом. Предложив нарисовать солнышко, воспитатель сопровождает показ изображения словами:
«Нарисуем желтый круг, много палочек вокруг – это солнышко сияет».
Обучение изобразительной деятельности в детском саду строится на основных принципах: доступности, систематичности и последовательности, наглядности и повторности.
Что такое доступность? Это значит, что тот материал, который преподносим, был доступен детям, интересен. Если материал не будет соответствовать возрасту, то дети быстро утомляются и не воспринимают сказанное воспитателем. Поэтому обучение детей необходимо осуществлять на эмоционально – положительном фоне, что достигается использованием игровых приемов.
Систематичность и продолжительность – это когда все занятия по изо деятельности планируются строго по сетке занятий, когда нет перерывов в проведении занятий, когда предусматривается чередование красок и карандашей, когда изобразительная деятельность связана со всеми сторонами воспитательной работы и овладение новыми умениями и навыками опиралось на то, что уже усвоено.
Принцип наглядности – особенно важен, т.к. в рисовании, лепке отражаются впечатления об окружающей жизни. Детям предоставляется возможность непосредственно знакомиться с объектами или с их изображениями. Когда это необходимо, даётся наглядный показ действий. Наглядность во всех случаях соединяется с ясным , правильным понятным детям пояснением. Очень важно, чтобы материал время от времени повторялся, чтобы можно было закрепить полученные навыки и умения на прошлых занятиях. Берётся одна и та же задача на нескольких занятиях, но дети рисуют разные предметы(огоньки, снежок, следы) или в лепке (яблоки, вишенки, мячики). Дети проявляют радость, когда возникает возможность видеть знакомый предмет.
И так : Задачи всестороннего воспитания и развития могут быть успешно осуществлены лишь при условии обучения детей доступному им объёму умений и навыков изображения, сообщения предусмотренных программой знаний, образования у них соответствующих представлений о предметах и явлениях, которые они изображают.