Психологическая адаптация пятиклассников к изменившимся условиям школьной жизни.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Красновская СОШ Каменского района Ростовской области 2015 – 2016уч. год.
Психологическая адаптация пятиклассников к изменившимся условиям школьной жизни.
Завершен путь длиною в четыре года. Теперь у них новый класс, новый классный руководитель, новые предметы и новые учителя. Исчез маячок, который служил ориентиром. Рядом нет их единственной учительницы. Имена новых учителей никак не запоминаются. Раньше учитель за них много делал сам или тщательно следил за тем, что они делают: все ли записали задание, не забыл ли кто свои вещи. Теперь ребенок ничего найти не может: ни дневник, ни кабинет, ни учителя.
Родителям не стоит забывать, что организованность не божий дар, а следствие определенных воспитательных усилий.
Тоска по первой учительнице сильно мешает положительному восприятию новых учителей. Никто не лучше, чем она. Не так говорят, некрасиво пишут на доске, неправильно ставят оценки. Своими наблюдениями дети делятся дома, и как раз эту тему – осуждение учителей – родители охотно поддерживают. А зря! Строить новые отношения это не помогает.
Вдруг успешный ученик дает резкое снижение успеваемости или получает «2» за диктант, а «троечник» начинает зарабатывать пятерки. Или так: у одного учителя он лучший ученик в классе, а у другого оказывается на периферии внимания. Это нормальное явление, но у некоторых детей и родителей оно вызывает шок.
Как так? Было нельзя, а стало можно. А что будет, если я приду без формы? А если не сделаю домашку? А если опоздаю или прогуляю урок? А если буду баловаться? Так они определяют границы дозволенного: посмотрю – пролезет мой поступок или нет.
Отсюда первые конфликты с учителями и родителями. Их естественную природу родители должны понимать в полной мере.
Даже, если класс идет тем же составом, межличностные отношения меняются.
Кто теперь кто, лидер или изгой? Кто теперь чей друг?
Внимательных родителей волнуют эти вопросы, то и что и как рассказывает ребенок об одноклассниках, о своих друзьях. Им важно, с настроением он идет в школу или жалуется на головную боль и боли в сердце. Такие родители начинают более активно участвовать в жизни класса, понимая в этом возрасте детям не обойтись без укрепляющего влияния взрослого.
С целью изучения сплоченности классного коллектива. Проводилась социометрия, которая выявила довольно низкий индекс сплоченности коллектива 5-б класса и близкий к норме уровень сплоченности 5-а класса.
С целю поддержки учащихся 5 классов в адаптационный период психологом школы посещались уроки, проводились наблюдения, беседы с учащимися и родителями, диагностика на познавательную, эмоциональную и волевую сферу, коммуникативность и сплоченность классного коллектива. По результатам наблюдений выявлены уровни воспитанности, учебной мотивации и группы риска. В группу риска, как известно, можно отнести только по четырем параметрам:
Медицинский, социальный, учебно-педагогический, поведенческий.
Если коротко и в двух словах охарактеризовать классные коллективы, то это будет выглядеть так: 5-а –повышенный уровень тревожности по поводу уроков и отметок.
5-б – Повышенный уровень нервозности, перевозбуждение эмоциональной сферы.
А более конкретно: нынешние пятиклассники ничем не выделяются от предыдущих /имеется в виду те же проблемы: тревожность, психологический климат в семье и школе, мотивация учебного плана/
По результатам проведения диагностики школьной мотивации, большинство учащихся показали, что в школе стало на много сложнее, потому, что:
- много новых учителей, трудно сразу привыкнуть к разным требованиям
-непривычное расписание уроков и много новых кабинетов.
- новый классный руководитель
Да и школьные страхи такие же:
-волнение при опросе
-стесняются отвечать у доски
-боязнь принести домой двойку
Успешность адаптации пятиклассников зависит не только от их интеллектуальной особенности, но и от того, насколько хорошо они умеют налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях, поэтому среди трудностей школьной жизни отмечается:
-возросший темп работы/ дети, не умеющие быстро писать, не успевают за темпом
-новые требования к оформлению работ
- необходимость самостоятельно находить информацию
О трудностях с адаптацией свидетельствуют следующие признаки:
-усталый утомленный внешний вид
-нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о школе
-стремление отвлекать взрослых на уроке по пустякам
-нежелание выполнять домашнее задание
- негативные высказывания в адрес школы, учителей, одноклассников
-жалобы, связанные со школой
-беспокойный сон, трудности утреннего пробуждения, вялость
Многие из этих признаков уже есть у наших пятиклассников, потому на вопросы по мотивации учения большинство отреагировали негативно.
В случае затянувшейся дезадаптации, происходят следующие реакции: - отставание в развитии от сверстников-несоответствие поведения ребенка правилам и моральным нормам /агрессивность, асоциальное поведение/
-коммуникативная /испытывают затруднения в общении со взрослыми и сверстниками
-соматическая /отклонение в здоровье явное и неявное/
-эмоциональное /переживание по поводу школьных проблем/
Таким образом, наша единая задача состоит в том, чтобы уменьшить % детей с падением мотивации и успешности обучения.
Самое главное помочь ребенку адаптироваться в новых условиях обучения. Обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие.
Для того. Чтобы понять, какая помощь требуется ребенку, с какими трудностями он сталкивается, какие проблемы его одолевают, для этого и проводились выше перечисленные диагностики.
По результатам которых вытекают следующие рекомендации:
Классным руководителям держать под контролем поведенческие проявления. Особое внимание уделять детям, так называемым «изгоям» у которых занижена или завышена самооценка, вовлекать их в жизнь класса.
Родителям – содействовать установлению эмоционально – близких отношений между – родителями и детьми; обращать внимание на протестные реакции – как сигнал « я взрослею»
Психологу - продолжать работу с классом и с отдельными учащимися с целью помочь детям понять из чего складывается его самооценка и как ее повысить.
Продолжить посещение уроков с целью снижения % детей с падающей мотивацией.
З.М.Наумова - педагог-
психолог.
_