Что я знаю об имени существительном?
Урок-кроссворд по русскому языку в 6 классе
«Что я знаю об имени существительном?»
Учитель русского языка Баркова Светлана Ивановна
Цель урока: расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имён существительных в речи; обобщить и привести в систему знания о морфологических признаках имени существительного.
Оформление урока: записи на доске, раздаточный материал на каждого ученика с практическими заданиями и незаполненным кроссвордом.
Записи на доске:
Имя существительное – хлеб языка.
Л.В.Успенский
Нет ничего такого в жизни и в нашем
сознании, что нельзя было бы передать
русским словом: звучание музыки, блеск
красок, игру света, шум и тень садов,
неясность сна, тяжкое громыхание грозы,
детский шёпот, и шорох морского гравия.
К.Г.Паустовский
Ход урока
1.Оргмомент.
Учитель читает наизусть строки:
Земля, вода, пшеница, класс-
Всё сущее, что окружает нас,
Мы называем. Имя им даём:
Берёза, солнце, речка, дом
Явления природы: буря, дождь
Без этой части речи не проживёшь.
- Как вы уже догадались, речь на сегодняшнем уроке пойдёт об очень интересной и необходимой для всех нас части речи – об имени существительном. Чем она интересна, какова его роль в речи, в тексте, мы и должны сегодня выяснить. Попытаемся обобщить те знания, которые вы получили в 5 и 6 классах об этой части речи. Сегодня от вас потребуются ваши знания, ваша смекалка и сообразительность, ваше творческое воображение. Форма проведения сегодняшнего урока будет не очень привычной для вас. Вы будете не просто отвечать на вопросы, выполнять задания, а разгадывать кроссворд. Каждый этап урока – новая колонка кроссворда по горизонтали. В конце занятия вы должны прочитать слово, спрятанное в вертикальной колонке.
Обратимся к раздаточному материалу и к тексту стихотворения. Какое слово нужно вставить?
- Итак, вы можете без труда заполнить первую колонку кроссворда.
-А теперь обратим внимание на записи на доске. В чём справедливость утверждения Льва Васильевича Успенского?
- А слова Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных. Недаром поэт говорит: «Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам».
- Почему автор поставил многоточие во 2-м и 3-м предложениях этого стихотворного текста? Устно продолжите ряды однородных членов.
2.Орфографическая разминка. Самодиктант.
- Что нужно определить у существительного, чтобы вставить верное окончание прилагательного? (род, число, падеж).
- А затем? (от существительного к прилагательному задать вопрос).
- Напомню, что за правильное написание существительных и других частей речи отвечает орфография. Дословный перевод этого слова – «правильно пишу». Образуйте от данного словосочетания сложное существительное на - ие и впишите в колонку по горизонтали под № 2.
3.Задание на выбор.
Под буквой а) задание поможет вам вспомнить синтаксис и пунктуацию. В этом шуточном стихотворении заблудились запятые и встали не на свои места. Нужно их расставить по местам и выполнить ещё дополнительное задание. Задание б) представляет собой тест.
- Итак, какие существительные были героями этих заданий? Внесите ответ в нужную колонку.
4.Изобразительные возможности имени существительного.
- В предыдущем задании вы работали с одушевлёнными существительными. А кто из вас вспомнит, как в художественной литературе и русском фольклоре называется приём изображения неживых предметов как живых? Вспомните, что в сказках умеют говорить не только золотая рыбка и муха-цокотуха, но и зеркальце. Выполните задание под № 4 и запишите в кроссворд название этого приёма.
5. Самостоятельная работа по вариантам.
- Чем ещё интересно существительное, вам подскажет следующее упражнение, которое вы будете выполнять самостоятельно по вариантам.
- С каким морфологическим признаком сейчас работали? Впишите его в кроссворд.
6. Работа с разносклоняемыми существительными.
- Какие существительные спрятались в следующей загадке? Их всего 11. Держатся особняком. В Р., Д., П. падежах изменяются как существительные 3 скл., а в Т.п. как существительные 2 скл. Запишите ответ в колонку с цифрой 6 и выполните задание под той же цифрой.
- Как называются данные словосочетания? Устно составьте предложения с данными устойчивыми выражениями.
7.Путешествие в страну Имен Собственных.
- А сейчас мы побываем в стране Имен Собственных. Жители этой страны очень важные персоны. Они ходят с гордо поднятой головой, потому что все без исключения пишутся с большой буквы. Расскажите, что вы знаете о них. А теперь выполните задание под № 7. Не забудьте о кроссворде.
8.Синтаксическая роль существительного.
Ребята подчёркивают существительное хлеб как член предложения.
- Чтобы вырастить хлеб нужно много трудиться. Подберите к слову трудиться однокоренное существительное, которое обозначает действие, но как предмет. Запишите его в кроссворд.
9. Изобразительные возможности существительного.
- Вы наверное уже убедились, что существительное – интересная часть речи. Занимательна она и тем, что с её помощью можно строить сравнение. Мастером сравнения был замечательный русский поэт Сергей Есенин. Почему он сравнивает вечер с сажей? (тёмный, безлунный)
- Являются ли последние две строчки сравнением? (Нет, это метафора, т. к. нет прямого сравнения).
10. Работа с существительными общего рода.
- Что общего у одушевлённых существительных, которые спрятались в пословицах? (род).
11. Итог урока.
- Верно. Теперь вы с лёгкостью можете заполнить последнюю горизонтальную колонку и прочесть слово, которое спряталось в кроссворде.
1.
с
у
щ
е
с
т
в
и
т
е
л
ь
н
о
е
2.
п
р
а
в
о
п
и
с
а
н
и
е
3.
о
д
у
ш
е
в
л
е
н
н
ы
е
4.
о
л
и
ц
е
т
в
о
р
е
н
и
е
5.
ч
и
с
л
о
6.
р
а
з
н
о
с
к
л
о
н
я
е
м
ы
е
7.
с
о
б
с
т
в
е
н
н
ы
е
8.
т
р
у
д
9.
с
р
а
в
н
е
н
и
е
10.
р
о
д
-Можно сказать, что сегодняшний урок – это наше совместное творчество. Работали вы с увлечением. А увлекла нас такая часть речи, как имя существительное.
- Чем привлекло вас имя существительное?
- Что о существительном нам удалось вспомнить?
- Итак, я надеюсь, что вы убедились в справедливости слов Л. В.Успенского. Имя существительное интересно не только своей грамматикой. Какая это поэтическая часть речи! Какие картины можно создавать с помощью существительных!
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы, и березы,
Эти капли – эти слезы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы.
Этот зык и свист.
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это все – весна.
(А.А.Фет)
- Перед вами прекрасный весенний пейзаж, вышедший из-под пера мастера слова А.А. Фета. Почувствовали ли вы, что вместе с весенним пейзажем к нам в класс ворвалось само ощущение весны, как будто тёплый весенний лучик солнца пробрался к нам и согрел нас? Эти строки великого мастера слова еще раз доказывают, что с помощью существительных можно «изобразить» картину природы, портрет, обстановку.
12. Домашнее задание.
1. Творческое (по желанию): создать небольшую зарисовку природы, портрета, обстановки (на выбор) при помощи существительных.
2. Составить словарно-орфографический диктант из 15 слов, включая изученные орфограммы в разделе «Имя существительное».
Урок-кроссворд по русскому языку в 6 классе
«Что я знаю об имени существительном?»
Вставь пропущенное слово:
Земля, вода, пшеница, класс-
Всё сущее, что окружает нас,
Мы называем. Имя им даём:
Берёза, солнце, речка, дом
Явления природы: буря, дождь
Без ___________не проживёшь.
2. Орфографическая пятиминутка. Самодиктант.
Старин рояль, развесист тополь, белоснежн тюль, румян яблоко, в тёмн пальто, в течение продолжительнвремени, по широк великолепн авеню.
3 Выбери задание:
А) Где поставить запятую? А где она лишняя? Б) Под какими цифрами
перечисленные Подчеркни одушевлённые существительные. ниже существительные
являются:
Очень-очень странный вид: а) неодушевлёнными;
Речка за окном горит, б) одушевлёнными:
Чей-то дом хвостом виляет, 1. сторож______________________
Пёсик из ружья стреляет, 2. сторожка____________________
Мальчик чуть не слопал мышку, 3. матрос______________________
Кот в очках читает книжку, 4. матроска____________________
Старый дед влетел в окно, 5. поляк_______________________
Воробей схватил зерно, 6. полька______________________
Да как крикнет, улетая:
- Вот что значит запятая!
4. В художественной литературе и фольклоре широко используется приём изображения неживых предметов как живых: _____________________________.
Найдите ________________ в данных примерах: 1. И стоит себе лес улыбается.
2. Уж небо осенью дышало.
3. Дремлет чуткий камыш.
5. Это задание выполняется по вариантам.
1в.- подчеркните существительные, которые существуют только во мн. ч.
2 в. - подчеркните существительные, которые существуют только в ед. ч.
Молодёжь, вилы, дрожжи, листва, группа, стая, крестьянство, детвора, жмурки, вилка, клещи, грабли, ложки.
6.Вставь пропущенные буквы: до поры до времен, деское время, семна добра.
7.В какой из групп имена собственные: а) заключаются в кавычки;
б)не заключаются в кавычки:
1. Река Волга, писатель Максим Горький, город Орёл, моя Москва, знакомый Евгения Онегина.
2. Автомобиль Волга, теплоход Максим Горький, рассказ Орёл, кинотеатр Москва, опера Евгений Онегин.
8. Подчеркните существительное хлеб как член предложения:
1. Хлеб в этом году уродился на славу.
2. Имя существительное – хлеб языка.
3. Серёжа, сходи за хлебом к ужину.
4. С хлебом и еда сытнее.
9. Какой троп встретился: Вечер, как сажа,
Льётся в окно.
Белая пряжа.
Ткёт полотно. (С.Есенин)
10. Что общего у одушевлённых существительных, которые спрятались в пословицах:
1. Невежа – враг самому себе.
2.Видно неряху по грязной рубахе.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.