Открытый урок по русскому языку на тему: Части речи. Обобщение (2 класс)
Конспект открытого урока по русскому языку во 2-м классе.
Авчиханова Земфира Абдулнетифовна, учитель начальных классов
Тема: "Части речи. Обобщение"
Тип урока: урок закрепления изучаемого материала
Урок по теме “Части речи. Обобщение” раздела “Части речи” Подготовлен он предшествующим материалом: “Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол”.
Цель урока:
Повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, выработка соответствующих умений и навыков.
Активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся по предмету.
Задачи урока:
1. Закреплять умение распознавать части речи.
2.Отрабатывать умение ставить вопросы к разным частям речи, определять грамматические признаки.
3.Развивать мыслительную деятельность учащихся: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать мышление, воображение, внимание.
4. Развивать умения применять знания в нестандартных ситуациях (работа в игровых центрах).
5. Воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма.
План урока
I. Организационный этап.
В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет.
Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.
На доске:
красный, бежит, мальчик, цветёт, тюльпан, весёлый
- Что записано на доске? (Отдельные слова)
Сегодня мы с вами будем говорить о словах. Слов в нашем языке очень много. И все они разные, у каждого своё значение, каждое что-то называет, указывает на что-то или служит для связи слов друг с другом. Подумайте, на какие три группы можно разделить эти слова? Какие слова войдут в первую группу? Во вторую? В третью? Запишите слова в тетрадь. (Один человек работает у доски).
мальчик весёлый бежит
тюльпан красный цветёт
- Почему именно эти слова вы отнесли к каждой из групп? В чем сходство слов каждого столбика? (Слова каждого столбика отвечают на одни и те же вопросы)
- Что обозначают или называют слова в каждом столбце? (Предмет, признак предмета, действие предмета). Надпишите названия каждой группы слов и вопросы, на которые они отвечают.Предметы Признаки Действия
Кто? Что? Какой? Что делает?
мальчик весёлый бежит
тюльпан красный цветёт
II. Подготовка учащихся к активному усвоению знаний:
Игра “Найди чужака”
Прочитайте слова и найдите лишнее слово. К какой части речи оно относится?
Звезда
Книга
Кошка
Пенал
Картина
Красная
Синий
Чёрный
Желтый
Зелёный
Светило
Кричал
Шутил
Бежал
Играл
Как называются слова в 1 столбике? Что такое существительное?
Дайте характеристику этой части речи.
Как называются слова во 2 столбике? Что такое прилагательное? Какие признаки прилагательных вы знаете?
Как называются слова в 3 столбике? Что такое глагол? Что вы знаете о глаголе?
Какое общее название можно дать этим словам? (Самостоятельные части речи).
III. Постановка цели урока.
А кто из вас догадался, о чём мы сегодня будем на уроке говорить?
Мы будем учиться распознавать части речи,
находить их в тексте,
задавать вопросы;
определять грамматические признаки, известные нам.
IV. Минутка чистописания.
Урок русского языка учит нас грамотному и красивому письму. На минутке чистописания мы будем прописывать 2 буквы, но какие – нам нужно угадать, так как тучки закрыли карточки с буквами.
Посмотрите на первую тучку и скажите, как вы думаете, какую первую букву мы будем прописывать? Почему? (Чч)
А теперь расшифруем задание 2 тучки. (Рр)
Откройте тетради и пропишите по образцу буквы Чч и Рр.
V. Словарная работа.
Учитель показывает картинки с изображением зайца, коровы, лисицы, медведя, собаки.
Этот маленький зверёк
Под кусточком прыг да скок.
Он трусишка всех боится
Даже шороха и птицы.
Эта хитрая сестрица
След запутать мастерица,
Шубка рыжая лоснится,
А зовут её
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюги вой
Спит в избушке снеговой.
Эта щедрая хозяйка
Прогулялась по лужайке.
Вечером домой несла
Нам ведёрко молока.
Сидит под крылечком –
Хвост колечком
Дом охраняет,
Никого не пускает.
(Дети записывают слова, обозначающие этих животных)
А) Поставьте знаки ударения во всех словах. Самостоятельно проверьте написание слов по учебнику.
Кому удалось справиться с работой безошибочно? Кто сам нашёл свои ошибки и исправил их?
Прочитайте словарные слова. Какая это часть речи? Определите род существительных. Какие слова подсказки нам помогают? (он, она, оно, они)
А с какой частью речи дружит существительное. Чтобы существительным не было скучно подберите прилагательное, подходящее по смыслу. Запишите словосочетания.
VI. Закрепление знаний о частях речи:
1. Игра “Собери домики”.
Ребята, мы повторили существительные, прилагательные, а сейчас уделим время глаголу. Отправляемся в гости к глаголу.
Но вот беда, домики, где живут части речи, рассыпались, нам необходимо собрать их. Каждый домик состоит из двух кирпичиков и крыши. Подберите к каждому дому подходящие кирпичики.
2. Работа по карточкам.
– Фронтальная работа с комментированием;
– Прочитайте текст. Назовите орфограммы.
Подчеркните глаголы, определите время глаголов.
В лесу.
Ребята пришли в лес. Весело поют птицы. Громко стучат дятлы. Пушистая белка грызёт шишки. В гнезде спят бельчата. Пробежала серая мышь.
3. Физминутка
Игра “Угадай часть речи”
Ребята, я буду называть разные части речи, если я скажу существительное–хлопайте в ладоши, если прилагательное – руки на пояс, глагол – топаем.
4. Самостоятельная работа по учебнику
Для выполнения следующего задания вам пригодятся знания о грамматических признаках частей речи.
5. Работа в паре.
А) Работа в учебнике “Дидактический материал”
Стр.98 упр.56.
Найдите свою пару, прочитайте задание. По окончании работы подаём сигнал.
Проверка.
Прочитайте задание. Найдите прилагательные.
Б) Работа на карточке
Прочитайте текст. Найдите прилагательные и подчеркните. Определите род и число.
Перед дождём.
Холодный ветер дует в лицо. Тяжёлые облака плывут по небу. Слышатся сильные раскаты грома. Сверкает яркая молния.
Проверка:
Прочитайте задание.
1. Тест с самопроверкой
Самопроверка:
2, 3, 2, 1, 2, 2
VII. Итог урока:
– Чему учились на уроке?
– Что было самым трудным?
– Приготовьте сигнальные карточки
Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – синий квадрат
Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – зелёный квадрат
Если не разобрались, было не очень интересно – красный квадрат
VIII. Домашнее задание:
Повторить словарные слова стр.136, 1 столбик.
Рисунок 2Рисунок 5Рисунок 6Рисунок 7Рисунок 8Рисунок 9ЈђЗаголовок 1ЈђЗаголовок 315