Открытый урок по русскому языку на тему Обобщающие слова при однородных членах предложения


Краткосрочное планирование урока русского языка
Школа-гимназия № 78 Учитель: Абильдина Р.Е. Класс 8 «Ә»
Дата: 18.01.2017 Предмет: русский язык Урок 4 Деятельность учителя Деятельность учащихся
Тема:
Обобщающие слова при однородных членах предложения Цель: правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах; Тип урока: Усвоение новых ЗУН через решение учебных проблем. Метод урока: Урок-практикум Приемы: Находить, выделить, подчеркнуть, рассуждать, аргументировать. Групповая, парная, индивидуальная.
Ресурсы: Учебник, интерактивная доска, опорные схемы, дидактические карточки. Ожидаемый результат: Все учащиеся смогут найти однородные члены предложения; большинство учащихся смогут выделить запятыми однородные члены предложения; некоторые учащиеся смогут правильно расставить знаки препинания и составить схемы в предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения. Оргмомент
(2 мин) ХОД УРОКА
Друзья мои!
Я очень рада
войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе – гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе проведем урок! Учащиеся готовятся к уроку
Деление на группы по цвету (красный, желтый, зеленый) круги
(2 мин) 1 гр. – красный
2 гр. – желтый
3 гр – зеленый Уч-ся рассаживаются по группам
Актуализация знаний
(3 мин) Проверка домашнего задания.
Упр. 189
КРИТИЧЕСКИЙ ОПРОС
Односоставные предложения имеют один главный член предложения?
В назывных предложениях главный член предложения подлежащее?
В определенно-личных предложениях сказуемое стоит в в форме 3 л. Мн.ч.?
В неопределенно-личных предложениях главное значение имеет действие?
В безличных предложениях может быть подлежащее?
Уч-ся сдают тетради на проверку
Учащиеся отвечают
ДА-НЕТ
Работа в группах
(5 мин) 1 гр. Составляет кластер об однородных членах предложения.
2 гр. – запятая ставится при однородных определениях.
3 гр. – запятая не ставится при однородных членах препинания. Уч-ся составляют кластер, защищают постеры
Объяснение нового материала
(8 мин)
Работа с учебником Ребята, при однородных членах предложения могут быть обобщающие слова.Обобщающие слова (жалпылауыш сөздер) являются тем же членом предложения, что и однородные. Они могут стоят впереди или после однородных членов предложения. О постановке знаков препинания мы узнаем из учебника, стр. 115 Уч-ся самостоятельно изучают теоретический материал, рассказывают друг другу (лепет-бормотание)
(2 мин) Вопросы по изученному:
Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов предложния, то какой знак препинания ставится?
Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то какой знак препинания ставится? Приведите примеры. Учащиеся отвечают на вопросы, приводят свои примеры
Задание по группам
(5 мин) Подобрать обобщающие слова.
1 гр. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Гоголь .
Редкие морские рыбы
2 гр. Тигр, леопард, пантера, лев.
Ромашка, роза, тюльпан, лилия.
3 гр. Комфортабельные иностранные машины
Плавание, биатлон, волейбол, велосипедный спорт. Великие русские писатели
Кит, касатка, дельфин.
Опасные хищные животные
Великолепные многолетние цветы
Ниссан, Мерседес, КИА
Виды спорта
Выполнение тренировочных упражнений.
(3 мин) Упр. 191 стр. 114 1 гр. 1,2- предл.
2 гр. 3,4 – предл.
3 гр. 5, 1 – предл.
(5 мин) Разобрать по членам предложения, составить схему.
В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А.П. Чехов)
Для человека все дорого на своей земле: и ее народ, и ее земля, и ее история.
Забота о мире и покое в семье, о радости и счастье родителей – все должно стать главным желанием твоей жизни. К доске выходят по 1 ученику из группы.
Работа с текстом
(5 мин) Прочитайте текст. Как его можно озаглавить?
Спит под снегом весь мир растений. Спят в земле корешки трав и полевых цветов. Спят на дне рек, озер водоросли, тростники и камыши. Спят белоствольные березки, беспокойные осины, могучие дубы.
Снег лежит везде: на склонах горы, на ветвях деревьев. Перестройте последнее предложение еще 2 раза.
Зимний сон, сонное царство (варианты)
Закрепление.
(5 мин) Тестовые вопросы (устно)
1.Поставьте вопросы к однородным членам в предложении: В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
А. Почему?
В. Как?
С. Что?
Д. Куда?
2.Дополните предложение однородными членами в предложении: Пусть Наурыз несет в каждый дом ...
А. Черный, белый
В. Высокий, красивый
С. Счастье, благополучие
Д. Веселье, радость.
3. Какой схеме соответствует ряд однородных членов в предложении: Героями произведения Некрасова были крестьяне, труженики, «маленькие люди» большого капиталистического города.
А. [О ,О , ].
В. [О ,О , О ].
С. [О, ].Д. [О и О ].
4. Какими членами являются обобщающие слова в предложении:
Вдруг все зашумели: и дети, и
учителя, и гости.
А. Подлежащие
В. Сказуемые
С. Определения
Д. Дополнения. Уч-ся выбирают правильные ответы.
С
С
В.
4. А.
Задание на дом
(2 мин) Упр. 193 стр. 116 Объянение задания. Уч-ся записывают в дневниках.
РЕФЛЕКСИЯ
Обратная связь
(2 мин) Что нового вы узнали сегодня на уроке?
С какими трудностями вы столкнулись при выполнении заданий?
Что бы вы еще хотели узнать по данной теме? Уч-ся отвечают на вопросы
Оценивание
уч-ся Экран успеваемости Уч-ся заполняют в группах