Презентация Грамотная речь как показатель культуры человека
Разложить все по полочкам,Все расставить по клеточкам,Направление по струнке задать,Без качанья, без хаоса,Без излишнего пафоса, Без свободы надуманнойПуть умей продолжать.
«Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык.» А.Н.Толстой
«Грамотная речь как показатель культуры человека»Тема урока
Цель урока: продолжить работу по культуре речи, формировать коммуникативную компетенцию, умение анализировать текст, разобрать задания тестов, повторить сложные вопросы различных разделов языкознания.
Орфоэпическая разминка СОСРЕДОТОЧЕНИЕ, ТОРТЫ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ, МАРКЕТИНГ, УПРОЧЕНИЕ, ИКОНОПИСЬ, ТАНЦОВЩИЦА, ДОГОВОР, ГАЗОПРОВОД, СТОЛЯР, ИСПОВЕДАНИЕ, ИЗЫСК, ХРИСТИАНИН, КАТАЛОГ, СИНОНИМИЯ, ТУФЛЯ, ЖАЛЮЗИ, МЫТАРСТВО, БАРМЕН, РАЗНОВРЕМЕННОСТЬ.
Проверьте себя 1в. – тОрты, мАркетинг, Иконопись, тУфля, бАрмен2в. – упрОчение, танцОвщица, столЯр, изЫск, мытАрство3в. – обеспЕчение, договОр, исповЕдание, каталОг, жалюзИ4в. – сосредотОчение, газопровОд, христианИн, синонимИя, разновремЕнность.
Орфографическая разминка. АККОМПАН..МЕНТ, Б..ФСТРОГАНОВ, ДЕЛ..КАТЕС, Д..ЛЕТАНТ, ДИСКР..МИНАЦИЯ, Н..ГИЛИЗМ, ПЕРИФ..РИЯ, ПР..ТЕНДЕНТ, ПР..ВИЛЕГИЯ, ПР..ЗИДЕНТ, ИЖД..ВЕНИЕ, ИНТ..ЛЛИГЕНЦИЯ, Г..НЕАЛОГИЯ, МАН..ПУЛЯЦИЯ, ЭКСП..Р..МЕНТ.
Ответы:1в. – аккомпанЕмент, бЕфстроганов, перифЕрия, прЕтендент, прЕзидент, интЕллигенция, гЕнеалогия, экспЕримент.2в. – делИкатес, дИлетант, дискрИминация, нИгилизм, прИвилегия, иждИвение, манИпуляция, эксперИмент.
Как уст румяных без улыбки,Без грамматической ошибкиЯ русской речи не люблю.А. С. Пушкин Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так и смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего.Н. В. Гоголь
Учитель1 Впереди лидирует команда наших спортсменов.2 На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа.3 Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать. 4 Родители хотели устроить праздник более пышнее.
Лингвист1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом… на дачу. (А.П.Чехов)2) Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии. (А.С.Пушкин)3) Вдруг какой – нибудь эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь Гороховая, чёрт возьми, или там эдакая какая – нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой – нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чёртом… (Н. В. Гоголь).
Как уст румяных без улыбки,Без грамматической ошибкиЯ русской речи не люблю.А. С. Пушкин Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так и смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего.Н. В. Гоголь
В. ШефнерУстная речьЭто так, а не иначе.Ты мне, друг мой, не перечь:Люди стали жить богаче,Но беднее стала речь.Гаснет устная словесность,Разговорная краса;Отступают в неизвестностьРечи русской чудеса.Сотни слов родных и метких,Сникнув, голос потеряв,Взаперти, как птицы в клетках,Дремлют в толстых словарях.Ты их выпусти оттуда,В быт обыденный верни,Чтобы речь - людское чудо -Не скудела в наши дни.
3 группы«литературоведы» (объясняют тему и идею текста) (Архипенко, Иванова, Голенев, Завязкина);«языковеды» (исследуют языковые средства, изобразительно-выразительные средства, раскрывающие тему и идею стихотворения) (Исламова, Крюковская, Хусаинова, Цепилов);«лингвисты» (исследуют синтаксические конструкции, помогающие понять мысль автора) (Вартанян, Цикунова, Почтаухина, Татаринова).
НАДЕТЬ – ОДЕТЬ В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ? 1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся одеть охотничьи сапоги. 2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра. 3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.4) Танцоров одели в национальные костюмы.
ОБСУЖДЕНИЕ – ОСУЖДЕНИЕ В каком предложении вместо слова ОБСУЖДЕНИЕ нужно употребить ОСУЖДЕНИЕ? 1) ОБСУЖДЕНИЕ проблемы загрязнения окружающей среды стало важней темой.2) Никогда нельзя предугадать результаты ОБСУЖДЕНИЯ сути научного открытия.3) Урок был посвящен ОБСУЖДЕНИЮ новой книги В. Распутина. 4) ОБСУЖДЕНИЕ преступника судом на 3 года исправительных работ вызвало недовольство горожан.
ОСВОИТЬ – УСВОИТЬ В каком предложении вместо слова ОСВОИТЬ нужно употребить УСВОИТЬ?1) Завод ОСВОИЛ выпуск новой продукции. 2) Ученик сумел быстро ОСВОИТЬ новый материал.3) Жители деревни решили ОСВОИТЬ новые земли для посева зерновых культур. 4) Пришлось ОСВОИТЬ новую технику.
Проверка Код ответов: 1, 4, 2
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ «Кубики»1) Задумались ли вы над тем, в чём проявляется богатство нашего языка?2) Красота и благозвучие русского языка связаны, например, с чередованием звонких и глухих согласных, с тем, что есть ещё и мягкие, которые для слуха очень приятны.3) Однако не забудем и о звуковой стороне речи.4) Русский язык хорошо справляется с обязанностями быть средством общения: он неисчерпаемо богат.5) Если вы ответите, что оно заключается в богатстве словаря, в отточенности синонимических конструкций, то будете правы.6) Очень активны и гласные в нашей речи: хотя их всего шесть, они постоянно сопутствуют согласным, не допуская обычно их большого стечения.
КОД ответов IV, I, V, III, II, VI
Зарядка для глаз
«Секреты хорошей речи»:ясностьточностькраткостьвыразительность