Статья на темуПовышение ИКТ-компетентности педагога как шаг к успешной аттестации


ПОВЫШЕНИЕ ИКТ - КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА КАК ШАГ
К УСПЕШНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Шевченко Елена Анатольевна
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 160» ТГО
Кемеровская область, г. Тайга
Не в количестве знаний заключается образование,
но в полном понимании и искусном применении
всего того, что знаешь.
А. Дистервег
Шаг за шагом все увереннее происходит освоение компьютерных технологий. Педагог не боится компьютера, находит его верным помощником, видит перспективы использования. Наличие свободного доступа к компьютеру в учреждении, наличие компьютера дома у педагога дает возможность применения полученных знаний на практике. Педагог может подготовиться к уроку сам и подготовить материалы к занятию с помощью компьютера. Владение ИК - технологиями позволяет учителю оставаться в актуальной зоне научно-технического прогресса, приспосабливаться к условиям стремительной информационной революции. Но ИКТ- грамотность и ИКТ-компетентность учителя – это разные понятия.
ИКТ - грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет). ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов, но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
В соответствии с «Квалификационными характеристиками должностей работников образования», современный учитель должен осуществлять обучение и воспитание учащихся, используя «современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы», использовать «современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся)». Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ по всем предметам, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете.
Информационные технологии и компьютерные коммуникации (ИКТ) представляют большую важность для решения задач, стоящих перед современной школой, то есть информатизация выступает как фактор модернизации всей системы образования. Повышение ИКТ-компетентности педагога позволяет и интенсифицировать труд учителя, и облегчить его.
ИКТ-компетентность учителя должна обеспечивать реализацию
• новых целей образования;
• новых форм организации образовательного процесса;
• нового содержания образовательной деятельности.

Одним из главных направлений, которое реализуется благодаря внедрению ИКТ в практику управления школой, является повышение профессионального мастерства учителя. Решение этой проблемы невозможно без постоянного отслеживания достижений и систематической оценки результатов деятельности учителя. Для этого необходим мониторинг профессионального мастерства учителя: участие в разных мероприятиях и конкурсах, их результативность, качество обучения, результаты аттестации.
Аттестация педагогических работников – важнейшее средство оценки и развития профессионализма педагогических работников. Другими словами, именно по результатам аттестации судят об уровне и развитии профессионализма педагога. Аттестация – всегда очень важный и нужный период в жизни любого педагога. Почему важный? Потому что помогает показать статус учителя, его квалификацию и возможности. Почему нужный? Потому что это влечет изменения в оплате труда учителя и влияет на мнение о педагоге окружающих коллег и социума вообще. Аттестация не против педагога, а для педагога. Она для того, чтобы предоставить возможность педагогу показать все, на что он способен и показать скрытые резервы его способностей и возможностей.
Самооценка профессиональной деятельности в процессе аттестации проводится с целью установления собственной готовности педагога к решению функциональных задач соответствующей квалификационной категории. Педагог должен научиться предоставлять эти материалы в должной форме. Компетентность педагога в методах преподавания отражает его методическую грамотность, включая владение современными информационно-коммуникативными технологиями. Учитель демонстрирует умение работать с различными информационными ресурсами и программно - методическими комплексами, современными информационно-коммуникативными технологиями, компьютерными и мультимедийными технологиями, цифровыми образовательными ресурсами. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности отражает теоретическую и методическую грамотность педагога, свободное владение предметом, объем знаний о профессиональной деятельности, которым он владеет, умение получать, обрабатывать и представлять профессионально необходимую информацию, знание условий педагогической ситуации, особенностей обучающихся, особенностей взаимоотношения педагога и учеников.
Информация является обязательным компонентом педагогической деятельности как системы. С внедрением ИКТ появляется возможность для развития и саморазвития педагога, совершенствования его учебно-методической деятельности, педагогического мастерства и информационной компетентности. Учитель посещает различные веб-сайты для преподавателей, ищет цифровые образовательные ресурсы с заданиями, примеры, которые могут заинтересовать учащихся, материалы и идеи для подготовки к урокам.
В новых условиях, когда идёт массовое освоение средств ИКТ и их активное внедрение в традиционные дисциплины, введение дистанционного обучения, замена вербального обучения аудиовизуальным, учителя школы оказались перед необходимостью освоения новейших технологий обучения, таких, как Интернет-педсовет, Интернет-конференция, электронная почта, электронные книги, системы мультимедиа, «Электронная учительская». Использование средств ИКТ для поиска в Интернете и на форумах учебно-методических материалов и ресурсов (включая документы, видеофильмы, примеры планов уроков и проектов, советы экспертов), способствуют увеличению объема знаний по своему предмету или предметам; развитию педагогических навыков; совершенствованию навыков использования ИКТ для преподавательской работы. Кроме того, в настоящее время в условиях введения новой системы оплаты труда у администрации ОУ появляется действенный механизм стимулирования педагогов, развивающих свою профессиональную информационную культуру, применяющих ИКТ в своей педагогической деятельности.
Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя (по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню):
Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т. д.
Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами.
Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала.
Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные.
Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point, Flash)) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса:
- материалы для урока,
- тематическое планирование,
- мониторинги по своему предмету,
- различные отчеты по предмету,
- анализ процесса обучения, и т.д.
Уметь применять НИТИ - методики (Новые Информационные Технологии и Интернет) – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему.
Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.).
Уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося.
Уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы:
- школьная сеть,
- электронная почта,
- социальная сеть (Дневник.ру, …),
- сайт (раздел сайта),
- лист рассылки (список рассылки – используется для рассылок почты, предоставляет средства автоматического добавления и удаления адресов из списка),
- форум,
- Wiki-среда (Вики (Wiki) — гипертекстовая среда для коллективного редактирования, накопления и структуризации письменной информации),
- блог (сетевой журнал или дневник событий),
- RSS-поток (предназначен для описания лент новостей, новостная рассылка);
- подкаст (новостная рассылка с аудио- или видео-содержанием).
Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости).
Использованные Интернет-источники:
1. Что такое ИКТ-компетентность учителя // URL: http://edu-lider.ru/chto-takoe-ikt-kompetentnost-uchitelya/
2. Панибратова С. Н. Что такое ИКТ-компетентность? // URL: http://yandex.ru/yandsearch?text
3. Структура ИКТ-компетентностей учителей. Рекомендации ЮНЕСКО // URL: http://ru.iite.unesco.org/publications/3214694/
4. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. Под редакцией Бадарча Дендева // URL: http://yandex.ru/yandsearch?
5. "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" // URL: http://www.rg.ru/2010/10/20/teacher-dok.html