Презентация психологического семинара для педагогов Профилактика синдрома эмоционального сгорания


Психологический семинар для педагогов (часть 1)Профилактика синдрома эмоционального сгорания Педагог-психолог Матюшева Н.Г. Цели:способствовать освоению знаний, помогающихпредотвратить/преодолеть синдром эмоционального сгорания.Задачи: • создать условия для приобретения нового опыта и его анализа;• исследовать уровень эмоционального истощения• ознакомить участников с основными техниками преодоления синдрома эмоционального сгорания;• мотивировать участников на использование нового опыта и информации в своей профессиональной деятельности. Работа в группахЗадание: запишите, пожалуйста, ассоциации, связанные с «СС»:1группа: от А до И2 группа: от К до С3 группа: от Т до Я Синдром сгорания Термин "эмоциональное сгорание" был введен в практику американским психологом Фреденбергом в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, которые находятся в интенсивном и тесном общении с людьми в атмосфере эмоционального перенапряжения при оказании профессиональной помощи. Это люди, работающие в системе "человек - человек", - к ним относятся врачи, священники, учителя, юристы, социальные работники, психологи и психотерапевты. Работа в группахЗадание: вспомните и запишите, пожалуйста, пословицы и поговорки, связанные с РАБОТОЙ Ода РАБОТЕ Люблю я Работу, Зарплату люблю!Все больше себя я на этом ловлю.Люблю я и Босса; он - лучше других!И Боссова Босса и всех остальных.Люблю я мой Офис, его размещениеА к отпуску чувствую я отвращение.Люблю мою мебель, сырую и серую,Бумажки, в которых как в Бога я верую!Мой славный Дисплей и Компьютер я личноУкрадкой целую, хоть всем безразлично ...И каждую форму отчета опять,Я время от времени силюсь понять!!Я счастлив быть здесь; и пока не ослабЛюбимой работы счастливейший раб.Я нормы и сроки работ обожаю,Люблю совещанья, хоть там засыпаю. Люблю я работу!!! Люди, работающие в сфере «Ч-Ч» в своей деятельности постоянно сталкиваются с сильными эмоциональными переживаниями своих клиентов, учеников, пациентов, оказываются глубоко вовлеченными в них, испытывают чувство повышенной ответственности за "подопечных". У профессионалов такого склада стирается граница между работой и частной жизнью - они позволяют звонить себе в любое время, до ночи задерживаются в клинике или в школе. После насыщенного дня, проведенного с пациентами, учениками профессионал испытывает потребность уйти на некоторое время от всех людей. Типичным является заявление: "Я не хочу никого видеть и слышать, не хочу обсуждать никакие проблемы, даже если они касаются моего ребенка. Пусть все оставят меня в покое!" Причины СС Выделяют три фактора, играющие существенную роль в "эмоциональном сгорании": личностный, ролевой, организационный. Личностный фактор: у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин. Если работа оценивается как незначимая в собственных глазах, то синдром развивается быстрее. Х.Дж. Фрейденбергер считает, что "сгорающие" люди - это люди сочувствующие, гуманные, идеалисты, неустойчивые. Е. Махер - авторитарные, с "низким уровнем эмпатии. Здесь речь идёт о границах своего «Я»   Ролевой фактор: «сгорание" наступает в тех ситуациях, в которых совместные действия в большей мере несогласованны, нет интеграции усилий, присутствует конкуренция, а продукт труда зависит от слаженности действий.   Организационный фактор. Здесь "сгорание" связано с многочасовой, отнимающей много эмоциональных и физических сил, но не оцениваемой работой. Личностный фактор СС: Границы «Я» Общаясь с людьми, мы постоянно находимся между Я и ТЫ. Если человек совсем забывает о Я и полностью растворяется в ТЫ - сгорание неизбежно. Человек, который полностью растворяется в другом, чаще всего слабо осознает себя и свои границы. Это Невидимые, но существующие у каждого из нас, границы "персонального пространства человека". Когда вы общаетесь на слишком близкой дистанции происходит "заражение" состоянием другого человека: вы как бы втягиваетесь в него, как в воронку, где растворяетесь и теряете "чувство себя". Другой случай диаметрально противоположен первому: человек настолько жесток по своей структуре, что просто не подпускает других к себе. На общение он идет, подстегивая себя словом "должен". К этой же категории относятся люди, которые бегут в чужие заботы от собственных, компенсируя недостаточную часть своей личной жизни. Стадии развития СС Условно можно говорить о трех стадиях. Сначала приглушение эмоций, исчезает острота чувств и сладость переживаний. Вроде бы все пока нормально, но скучно и пусто на душе. Приглушены чувства к семье. Даже любимая пища стала грубой и пресной. Потом приходят негативные чувства к людям, с которыми приходится работать: они начинают раздражать, в кругу своих коллег начавший "выгорать" профессионал с пренебрежением, а то и с издевкой рассказывает о своих клиентах. Далее он начинает чувствовать неприязнь к ним. И если на первых порах он легко сдерживает ее, то затем ему скрывать свое раздражение удается с трудом, и, наконец, следует выплеск озлобленности. Заключительная стадия - утрата профессиональных ценностей. Специалист по привычке может сохранять и апломб, и респектабельность, но если приглядеться к нему, то станут заметны "пустой взгляд" и "ледяное сердце". Само присутствие другого человека вызывает дискомфорт и реальное чувство тошноты. Вообще синдром сгорания очень часто сопряжен с психосоматикой. Диагностический этап Отвечая на вопросы теста, используйте следующую шкалу:0 – никогда1 – очень редко2 – редко3 – иногда (1 раз в месяц)4 – часто (1 раз в неделю)5 - Очень часто (несколько раз в неделю)6 – всегда (каждый день)Тест (22 вопроса) Ключ ШКАЛЫ Номера вопросов Высокийуровень Среднийуровень Низкийуровень Эмоциональное истощение 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 27 и выше 17 - 26 16 - 0 Деперсонализация 5, 10, 11, 15, 22 13 и выше 12 - 7 6 - 0 Личностные достижения 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 39 и выше 33 - 38 31 - 0 Трехфакторная модель СС Синдром психического выгорания представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая эмоционального выгорания и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении. Деперсонализация сказывается в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от окружающих. В других — усиление негативизма, циничность установок и чувств по отношению к ним.Редукция личностных достижений — может проявляться либо в тенденции негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи, негативизме по отношению к служебным достоинствам и возможностям либо в преуменьшении собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим. ПритчаШел рыцарь по пустыне. Долгим был его путь. По пути он потерял коня, шлем и доспехи. Остался только меч. Рыцарь был голоден, и его мучила жажда. Вдруг вдалеке он увидел озеро. Собрал рыцарь все свои оставшиеся силы и пошел к воде. Но у самого озера сидел трехглавый дракон. Рыцарь выхватил меч и из последних сил начал сражаться с чудовищем. Сутки бился, вторые бился. Две головы дракона уже отрубил.На третьи сутки упал дракон без сил. Рядом упал обессиленный рыцарь, не в силах уже больше стоять на ногах и держать меч. И тогда из последних сил дракон спросил: - Рыцарь, ты чего хотел-то? Рыцарь ответил: - Воды попить. - Ну, так и пил бы… СС: мысли и чувства Вообще существует четыре ядовитых чувства, которые составляют эмоциональную сторону синдрома сгорания: ВИНА перед собой и другими за то, что не сделал, не успел, СТЫД (не так получилось, не имел права на ошибку), ОБИДА (почему мне?), СТРАХ (не получится, не поймут). Эти и другие эмоции нужно уметь прорабатывать, переводить на позитив, иначе возникает явления психосоматики (влияние эмоций на физическое здоровье) Печаль, невыплаканная в слезах, заставляет плакать внутренние органы Головная боль — это прежде всего сигнал нашего подсознательного разума о том, что мы что-то делаем не такМигрени часты у тех людей, которые хотят быть совершенными Люди с гипертрофированной совестливостью часто страдают от невралгии Страх и беспокойство за деньги, за свое финансовое положение и за свое будущее может способствовать болям в пояснице Проблемы с ушами — это нежелание что-либо слышать или неумение слушать и прислушиваться к мнению других людей.ненависть, злость, гнев создают проблемы с глазами Боли в сердце возникают от неудовлетворенной любви: к себе, близким, окружающему миру, к самому процессу жизни Бронхит — это отражение невысказанного гнева и претензий.Если вы сдерживаетесь от высказывания грубых слов, «проглатываете», подавляете в себе свой гнев и другие эмоции или боитесь выразить вслух то, что думаете, то ваше горло тут же отреагирует на это воспалением Работа в группахЗадание: в предложенных ситуациях опишите, пожалуйста, развитие синдрома сгорания и предложите пути выхода (профилактические мероприятия) Ситуация 1 Шеф крупной фирмы, занимающейся интеллектуальным бизнесом. В летах, "вышел" из научных кругов, принадлежит к меланхолическому типу, склонен к анализу, теоретическим построениям. Коммуникативные навыки развиты слабо, говорит тихо и невнятно, охотнее "общается" с компьютером, чем с людьми. Синдром выгорания в его классическом варианте "настиг" этого господина, когда резко возросли нагрузки, связанные с расширением деловых контактов фирмы, с одной стороны, и с необходимостью управлять собственным, тоже "разросшимся" персоналом, с другой. Ситуация 2 Способная молодая женщина, очень требовательная к себе, совестливая, ответственная, тревожная по характеру, несколько неуверенная. Она стремительно продвигается по службе, так как являясь идеальным исполнителем, постоянно вызывает одобрение начальства. Наконец, она занимает ответственную руководящую должность, где необходимо принимать серьезные самостоятельные решения, контактировать с очень солидными людьми и организовывать работу проектных групп в сложных условиях. Она трудится с огромным напряжением, в командировках, совершенно забросив семью и детей. Лично входит во все детали, все контролирует, перепроверяет. Ситуация 3 Пожилой администратор, директор по персоналу и общим вопросам, крепкий хозяйственник. Это человек системы, основательный, практичный, по-военному четкий, любящий во всем порядок. По своей природе он человек добрый, склонный опекать, заботиться, оказывать покровительство. В нем сильна так называемая "отцовская" установка. Но он никогда не будет жертвовать собой, действовать вопреки своим интересам. Он осторожен,"себе на уме". Поэтому он много лет "держится на плаву" в организации, в которой нелегко "выжить". В течение всех этих лет к нему приходили люди за помощью и защитой. Ситуация 4 Энергичный, демонстративный, экстравертированный лидер, не склонный сдерживать или скрывать свои эмоции, нацеленный на "захват территорий", а значит, достаточно агрессивный. Является руководящим работником большой компании. Если такой человек "выгорит"(а это может случиться - уж больно интенсивно и ярко он горит), то не будет анализировать причины внезапной скуки и нежелания что-либо делать, не станет задумываться, почему ему "стало плохо" Профилактика Всегда находить время для отдыха, памятуя о том, что к началу нового рабочего цикла организм должен восстановить силы. Для этого не надо жалеть времени на правильно организованные перерывы, сон и отдых. Конечно, об этом проще рассуждать, чем делать. Известный специалист по тайм-менеджменту Глеб Архангельский формулирует правило "пяти минут": раз в час обязательно делайте пятиминутный перерыв. Не бойтесь потратить эти пять минут - они с лихвой окупаются.  Во время пятиминутного перерыва, как и во время любого отдыха, не думайте о проблемах. Лучше всего заняться физкультурой, помахать руками и ногами, открыть форточку, умыться. Имейте в виду: отдых - это тоже дело, поэтому, когда вы отдыхаете, не пытайтесь держать в голове другие дела. Забывайте обо всех делах и проблемах перед тем, как сделать перерыв или лечь спать. "Скидывайте с себя дневные проблемы вместе с одеждой", - говорил Наполеон. Профилактика       Имейте хобби, которое будет кардинально отличаться от Вашей профессиональной деятельности (сноубординг, горные лыжи, дайвинг, японский или китайский языки). Больше времени проводите с семьёй и друзьями (если подобные встречи приносят чувство удовлетворения от общения).  Прислушивайтесь к своему психологическому состоянию: чем  Вам хотелось бы заниматься в данный момент, а что приносит чувство дискомфорта.  Не забывайте о профессиональном правиле «поддержании границ своего Я»:  рабочие проблемы и проблемы других людей – это не Ваши проблемы! Используйте юморУчитесь четко планировать свои цели    Как писал Ричард Бах, «не существует такой проблемы, в которой не было бы бесценного дара для тебя». Если проблема психологического сгорания возникла, значит она для чего-то Вам крайне необходима! Тест Я чувствую себя эмоционально опустошенным.К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон.Я чувствую себя уставшим, когда встаю утром и должен (должна) идти наработу.Я хорошо понимаю, что чувствуют мои ученики и коллеги, и использую это для более успешного лечения.Я общаюсь с моими учениками только формально, без лишних эмоций и стремлюсь свести время общения с ними до минимума.Я чувствую себя энергичным и эмоционально приподнятым .Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях с учениками и коллегамиЯ чувствую угнетенность и апатию.Я могу позитивно влиять на самочувствие и настроение учеников и коллегВ последнее время я стал более черствым , бесчувственным по отношению к тем, с кем общаюсь.Как правило, окружающие меня люди слишком многого требуют от меня. Они скорее утомляют меня, чем радуют. Тест 12. У меня много планов на будущее, я верю в их осуществление.13. Я испытываю все больше жизненных разочарований.14. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.15. Бывает, что мне действительно безразлично происходящее с некоторыми моими коллегами и учениками.16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и оптимизма 18. Я легко общаюсь с людьми, независимо от их возраста, социального статуса и характера.19. Я многое успеваю сделать за день.20. Я чувствую себя на пределе возможностей.21. Я многого еще смогу достичь в своей жизни.22. Коллеги и учащиеся, как правило, перекладывают на меня груз своих проблемОтмечен «обратный» вопрос – № 6, который рассчитывается в обратном порядке и, таким образом, ответ «ежедневно» соответствует нулевому значению.