Доклад:Здоровьесберегающие технологии в условиях детского дома
В представленном докладе описан опыт работы педагогов по сохранению и укреплению здоровья воспитанников детского дома.
Описаны здоровьесберегающие технологии,
применяемые в условиях детского дома, имеющие реальные, позитивные результаты.
Здоровьесберегающие технологии в условиях детского дома Вот уже на протяжении десятилетия в нашей стране складывается тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков. Решение этой проблемы занимает центральное место в работе российского правительства. По мнению премьер-министра РФ Дмитрия Анатольевича Медведева, «одной из причин ухудшения здоровья детей, наряду с экологической обстановкой, социально-экономическими потрясениями, является недостаточная эффективность проводимых оздоровительно-профилактических и коррекционных мероприятий, а иногда и просто их отсутствие в учреждениях образования и здравоохранения».Поэтому проблема формирования ЗОЖ и укрепления здоровья детей стало приоритетным направлением работы нашего учреждения.Не секрет, что воспитанники детских домов из-за отсутствия должного воспитания и ухода со стороны родителей, отличаются депривационным поведением, эмоциональной неустойчивостью, высокой хронической заболеваемостью, низкой самооценкой, проблемами в обучении и воспитании. Для решения существующих проблем в практику работы нашего Детского дома широко внедряются различные воспитательные программы, способствующие формированию основ ЗОЖ с использованием здоровьесберегающих технологий. Понятию «здоровье» отдается особое внимание.Содержание проводимой работы по здоровьесбережению направлено на создание условий, обеспечивающих развитие, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, включая повышение двигательной активности, закаливание, необходимую медицинскую реабилитацию, социальную адаптацию ребят. В работе воспитатели нашего детского дома ставят задачу научить детей ценить и сохранять свое здоровье, чтобы у них появилось осознанное желание повысить свой образовательный и культурный уровень. Ведь только совокупность всех этих качеств дает здоровую личность, способную к саморазвитию. В каждой группе совместно с ребятами есть оформленные «Уголки здоровья», где периодически вывешиваются статьи, фото, комплексы упражнений. Ребятам нравится читать познавательную информацию о ведении ЗОЖ, они сами стараются найти интересные статьи, комплексы упражнений в интернете. Ежедневно воспитатели под руководством медицинской сестры стараются проводить утреннюю зарядку, профилактическую гимнастику для глаз, упражнения для коррекции осанки, точечный самомассаж. В группе строго соблюдается режим дня. Воспитатели рационально организуют смену труда и отдыха детей. Во время проведения группового занятия воспитатели следят за активностью детей, для устранения усталости используем физминутки, упражнения. В группе ежедневно соблюдается питьевой режим, режим проветривания, кварцевания, влажной уборки.Вместе с детьми посещаем спортивный зал, тренажерный зал проводим эстафеты. На личном примере педагоги доказывают, что занятия спортом важны в любом возрасте.Воспитатели группы с инструктором по туризму проводят однодневные и многодневные походы с детьми. Мы изучаем природу родного края, природные приметы, наблюдаем за изменениями в природе, проводим подвижные игры, собираем природный материал для поделок. Такие мероприятия всегда приносят массу позитива в жизнь детей и взрослых, сплачивают наш коллектив.Оптимизации двигательной активности детей способствуют «Дни Здоровья», «Туристические слеты», «Зарница», проводимые в детском доме.По выходным дням в группе проводятся кулинарные практикумы. Воспитатели и инструктор по труду знакомят детей с технологией приготовления различных блюд, рассказывают о полезных и вредных для здоровья человека продуктах питания.Для профилактики простудных заболеваний, авитаминоза в группе готовятся витаминные коктейли, завариваются фиточаи. Это стало нашей доброй традицией в укреплении иммунитета детей.Как способ закаливания организма, ребята применяют контрастный душ, умывание прохладной водой.Среди наших воспитанников есть подростки с вредными привычками и зависимостями. Так как многие воспитанники поступили в детский дом уже в подростковом возрасте, то пагубная привычка была уже приобретена. На групповых занятиях мы беседуем о последствиях употребления алкоголя, табака и наркотических средств, информируем о современных методах борьбы с ними. К ребятам с интересными лекциями и фильмами приходят врачи-наркологи, гинекологи и другие специалисты. Мы хотим выработать у ребят положительное отношение к жизни без вредных привычек, ведь от этого можно получать удовольствие. Результаты данной воспитательной работы уже имеют положительное направление.Ребята знакомятся со способами оказания первой медицинской помощи, получили инструкции о соблюдении техники безопасности жизнедеятельности. Проводятся беседы о личной гигиене подростков, половом воспитании.На занятиях по профориентации подростки получают информацию не только о будущей профессии, но и об ограничении выбора специальности по состоянию здоровья. Многие ребята огорчаются, что с их заболеваниями выбранную профессию им не освоить. Но благодаря экскурсиям на предприятия города, ребята смогли более широко взглянуть на многообразие профессий, нужных нашему городу. Воспитанники получили информацию об учебном заведении, в котором обучают заинтересовавшей их профессии.В детском доме воспитатели заботятся не только о физическом здоровье детей, но и о психологическом. Проводятся мероприятия нравственно-эстетической направленности, включая тематические экскурсии в выставочный зал, музей, посещение церкви и мечети г. Чистополя. Ребята принимают участие в городских федеральных и российских олимпиадах, конкурсах рисунка, поделок, стихов, фотоконкурсах. Данные мероприятия способствуют укреплению психологического здоровья, повышают самооценку ребенка. На каждого воспитанника группы ведется портфолио, куда вносятся личные достижения, успехи ребенка. Для воспитанников нашего детского дома важно развить в себе чувство самоуважения, осознание того, что все жизненные задачи они в состоянии решить. И все это благодаря системному подходу по пропаганде ЗОЖ.Благодаря проводимым мероприятиям по здоровьесбережению в детском доме удалось снизить процент простудных заболеваний, ребята повысили свой образовательный уровень, учатся ценить и сохранять свое здоровье. Данные утверждения подкреплены результатами ежегодно проводимой медицинской диспансеризации воспитанников детского дома.Обобщая все вышесказанное, хочу подчеркнуть, что воспитатели и педагоги детского дома отдают себе отчет в том, что счастливый ребенок – это, прежде всего, здоровый ребенок. Ведь сделав выбор в пользу здорового образа жизни, наши воспитанники будут успешны и благополучны, так как во всех начинаниях успех порождает успех.