Консультация «Организация и проведение литературной викторины в детском саду с детьми с ОВЗ»


Консультация «Организация и проведение литературной викторины в детском саду с детьми с ОВЗ».
Маненькова.В.А.
Вопрос организации свободного времени дошкольников в ДОУ является на сегодняшний день особенно актуальным. В практике современных ДОУ досуг рассматривается как развлечение, предполагающее проведение детских праздников, утренников и других увеселительных мероприятий, тогда как досуг в широком смысле слова - это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью. Если ребенка не учить с детства проводить свободное время интересно и содержательно, то он может направлять свою энергию на неблаговидные поступки. Отсюда возникает необходимость уже с дошкольного возраста заполнять свободное время деятельностью культурной. Следует исходить из того, что досуг детей - это специфическая сфера социальной жизни дошкольного учреждения. Потребность в отдыхе - это физиологическая потребность детского организма и досуг выступает как средство удовлетворения этой потребности, но проводиться должен в определенной культурной форме, выполнять не только психофизиологическую, но и социокультурную функцию, которая характеризуется следующим:
- целенаправленностью и продуманностью;
- обусловленностью региональными особенностями, традициями и интересами самих ребят;
- использованием индивидуальных и коллективных форм;
- возможностью познания детьми культуры и искусства;
- формированием культуры поведения и таких качеств личности, как гуманность, порядочность, увлеченность.
В организации детского свободного времени в практике наблюдаются крайние позиции взрослого : от полного безразличия - до излишней опеки, когда детям не предоставляется право выбора деятельности. Наиболее целесообразным является разумное сочетание детской самостоятельности, творчества с предлагаемым взрослым содержанием, интересной формой проведения, где бы органично объединялось познание и развлечение. Педагогу необходимо формировать у детей интерес к содержательной стороне досуга при положительном эмоциональном отношении к результатам своей деятельности. Этому требованию, на наш взгляд, наилучшим образом соответствуют разнообразные олимпиады, конкурсы, турниры, викторины, праздники, развлечения.Людям свойственно соревноваться. Человек не может развиваться, если не сравнивает себя с окружающими: в чем и насколько он сильнее, умнее, способнее. Можно сказать, что соревнование - одно из условий развития человеческой личности. Детям соревнования особенно нужны. В античной педагогике турниры и конкурсы были неотъемлемой частью воспитательного процесса. Человеку необходимо демонстрировать свой интеллект, эрудицию, память, способность к общению, эстетический вкус, речевую культуру, творческие способности. С помощью таких соревнований ребенок входит во взрослый мир.
Во многих детских садах проводятся литературные викторины
Литературные викторины можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста, как эффективное средство опосредованного обучения детей родному языку. Кроме того, вечера досуга, литературные конкурсы, посвященные творчеству детского писателя или поэта способствуют литературному развитию детей. Объединение разного вида искусств - музыки, живописи, литературы - воспитывают эстетический вкус, создают праздничную атмосферу. Радостные переживания поднимают жизненный тонус ребенка, коллективное участие детей в решении речевых задач сплачивает детский коллектив, раскрепощает ребят. Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку, умение работать в команде, вносить свой вклад в общее дело придают весомую ценность тому, чем дети овладели на занятиях, с чем познакомились при чтении литературных произведений.
Каждая литературная викторина требует серьезной подготовки. Прежде всего, необходима согласованная и хорошо организованная деятельность взрослых: составление сценария викторины, подготовка помещения, атрибутов, подарков. В подготовке атрибутов для игр, оформления зала, группы могут принять участие дети, родители. Специальная подготовка детей заключается в чтении произведений, беседах по их содержанию, проигрыванию похожих игр и упражнений. Музыкальный руководитель готовит записи веселой музыки, танцевальные композиции для заполнения пауз между конкурсами, а также записи спокойных мелодий, которые звучат во время обдумывания ответов и подготовки заданий.
Можно выделить основные требования, которыми следует руководствоваться при подготовке к литературной викторине:
Литературная викторина должна строиться на представлениях и знаниях детей о произведениях определенного автора или литературных жанрах.
Литературная викторина является интересным для детей действом с сюрпризами, загадками, неожиданностями, встречей с литературными персонажами. Не следует дошкольников заранее знакомить с ключевыми ситуациями и сюжетными линиями викторины.
Не предусматривающая специальной подготовки детей, литературная викторина должна быть хорошо подготовлена и отрепетирована взрослыми. Их сыгранность, четкая режиссура, выбор находчивого, грамотного и артистичного ведущего станут залогом успеха. При этом составленный сценарий викторины является только ориентиром. Его можно сократить или изменить по ходу конкурса в соответствии с интересами и возможностями детей.
Сюжет сценария литературной викторины строится так, чтобы вовлечь детей в происходящее, настроить их на непринужденное общение с персонажами, сделать их активными участниками происходящего. Важно, чтобы у детей была возможность не просто продемонстрировать знание литературных произведений, а проявить эрудицию, находчивость, словесное творчество и получить признание своих достижений. Педагогически ценным становится совместное выполнение замысловатого задания, объединение речевых усилий.
Подобные конкурсы проводятся в группах как итоговое занятие по ознакомлению с творчеством любимого писателя. При этом группа разделяется на две- три команды.
Литературные викторины могут проводиться и между детьми параллельных групп. Здесь воспитателям сообщается только тема предстоящей викторины. Сценарии пишет и проводит викторину независимый педагог или музыкальный руководитель.
В содержание литературных викторин мы включаем 3 блока заданий:
Задания, на выявление знаний детей содержания литературных произведений. Это вопросы типа: «Узнай произведение по отрывку», «... по иллюстрации», «... по персонажам», «... по предметам, принадлежащим героям», «...по репликам» и т.п.
Задания на ориентировку детей в жанровых особенностях литературных произведений, на знание выразительных возможностей каждого жанра. Здесь могут быть вопросы: «Чем отличаются сказки от других литературных произведений?», «Какие зачины вы знаете?», «Какие пословицы встречаются в сказках?» и проч.
Задания, позволяющие детям проявить свои исполнительские и литературные способности и умения, задания творческого типа. Дошкольникам предлагается проинсценировать отрывок из произведения, выразительно прочесть стихотворение, придумать продолжение сказки, развернуть эпизод рассказа или сказки, придумать реплики не говорящим героям и разыграть произведение в лицах, сочинить свое четверостишие, небылицу, считалку, подобрать синонимы для характеристики героя, подобрать пословицу по содержанию сказки.
Литературный конкурс может включать и домашние задания: дети готовят небольшую драматизацию произведения, вопросы к соперникам, выпускают газеты и журналы, посвященные творчеству изучаемого писателя.
Проведение мероприятий соревновательного характера сопряжено с яркими эмоциональными переживаниями детей. Если они проводятся редко, то эмоции могут доминировать над познавательными процессами. Важно, чтобы получая разнообразные впечатления, как положительные (радость побед), так и отрицательные (обида, печаль от поражения), ребенок сам утверждался в том, что он знает, умеет и может сделать самостоятельно, чтобы складывались эмоционально-ценностные отношения между детьми и взрослыми.