Статья Развитие творческой одаренности

Развитие творческой одаренности учащихся
через факультативные занятия.

Одарённые люди - то же, что и талантливые. Словарь Ожегова говорит: «Талантливый - обладающий талантом, проявляющий талант. Талант - выдающиеся врождённые качества, особые природные данные.
Работа с одаренными детьми – приоритетное направление в деятельности современной школы. Одной из основных проблем является проблема раннего выявления одаренности и системное развитие способностей ребенка.
В нашей школе разработана программа «Одаренные дети», проведены семинары, педагогический совет, родительская конференция по этой теме. Идет мониторинг детской одаренности.
Для педагога особенно важно знать особенности личности одарённых детей с творческими проявлениями, так как именно этот вид одарённости ему труднее всего увидеть. Скажем, интеллектуальная одарённость в своём классическом, познавательно-аналитическом варианте может быть выявлена педагогом достаточно легко.
Другое дело - творческие проявления одарённости. Очень часто мы, педагоги, за творческие способности принимают самостоятельность при выполнении заданий или же основательность их интеллектуального анализа. Нестандартное мышление не всегда адекватно оценивается нами, точно так же не вполне адекватно оцениваются и некоторые личностные особенности учеников с творческими проявлениями.
Какого же ребенка можно считать творчески одаренным? Наверное, того, кто способен открыть новое, подняться над готовыми рецептами к созданию новых духовных ценностей, собственных идей, творений.
С прошлого года я работаю с детьми, проявляющими некоторые признаки гуманитарной одаренности на факультативе «Языкознание для всех». Цели и задачи факультатива: формировать языковую, коммуникативную и лингвистическую компетенции учащихся; научно-лингвистическое мировоззрение, вооружить их расширенными знаниями о родном языке, развивать представление о прекрасном в языке и речи, научить умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме, развивать логическое мышление, творческий подход к выполнению заданий. Стремлюсь использовать активные формы: диалоги, беседы, индивидуальную и групповую, работу, игру. Ребята создают опорные схемы, пишут лингвистические сказки, придумывают ребусы, шарады.
Занятия факультатива лучше всего делить на три этапа. Первый этап - краткая беседа учителя или несколько сообщений учащихся, раскрывающих основную тему занятия. Во вступительной беседе следует использовать наиболее интересный материал по данной теме. Так, например, на занятии по темам «Почему мы так говорим» и «Как рождаются слова», чтобы заинтересовать учащихся, рассказываем о том, как наши предки числа изображали на письме буквами, как произошли числительные типа «одиннадцать», откуда взялось слово «сорок».
Второй этап - научно-занимательный отдел занятия, рассчитанный на 5-10 минут (занимательные задачи, вопросы и ответы из разделов «Почему мы так говорим?», «Биография слов», «Запиши и запомни» и т. д.). Третий этап, самый увлекательный, - загадки, головоломки, игры.
Порядок этапов не является обязательным, по желанию учителя, детей и в зависимости от темы занятия он может меняться. Максимально чередую и виды работ с учащимися. Занятия можно начинать не только с рассказа учителя, но и с грамматических загадок, игр и т. д. Почти треть занятий проходит в игровой форме. Это поддерживает интерес к предмету и отвечает возрастным особенностям детей.
На факультативе мы создаем опорные схемы. Они эффективно используются в учебном процессе. Ребята успешно работают над составлением своих творческих опорных конспектов. Эти работы они потом показывают на уроке, защищают их, и, естественно, получают за это оценку. Происходит интеграция внеурочной деятельности с работой на уроке. При работе над лингвистическими сказками: «НЕ с глаголами», «Род существительного», «Несклоняемые имена существительные», «Имена числительные» - моя задача состоит в том, чтобы приобщить учеников к искусству слова во взаимодействии с другими искусствами и наукой «русский язык», привлечь внимание к слову, развить творческое воображение, образное и ассоциативное мышление, чувство слова и чувство прекрасного. Все эти качества очень индивидуальны, в большей мере присущи детям, способным и одаренным в области литературы. Эти качества невозможно запрограммировать в умения, однако развивать их должно.
Есть хорошие видимые результаты в моей факультативной группе. Восемь ребят в феврале приняли участие в Межрегиональной олимпиаде по русскому языку Уральского федерального округа. Самый лучший результат у мальчика, который набрал 86 баллов из 100, результат неплохой, так как материал, представленный в олимпиаде, выходит далеко за рамки программы 4 класса. Есть и другие результаты, выражающиеся не в цифрах, а в том продвижении учащихся в их чувствовании слова, в повышении их интереса к языку, внимания к речи. Умение общаться, желание постигать тайны слов заметно возросли. И в этом я вижу главный промежуточный на сегодня итог работы.

4 класс



№ п\п
Тема занятия
Формы и методы работы на занятии
Виды самостоятельной работы

1
О происхождении языка и возникновении письменности.

Вступительное слово учителя. Беседа. Игры.

Подготовка сообщений об истории письменности.

2
Без знания грамматики не усвоишь ни истории, ни математики.*
Слово учителя. Беседа. Сообщения учащихся. Игры.
Подготовка сообщений об истории письменности.

3
«Кладовые слов». Словари энциклопедические, толковые, орфографические

Беседа учителя. Сообщения учащихся. Практическая работа. Работа со словарями.
Изготовление рисунков.

4
Как люди научились писать.

Сообщения учащихся. Чтение статьи «Пещерные этимологи» Ю.В.Откупщикова в книге «К истокам слова», Москва, «Просвещение»,1986 год.
Подготовка творческих проектов: «Лингвистические сказки на тему «Почему возникла письменность?»

5
Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. Слово и его лексическое значение.
Слово учителя. Выполнение упражнений. Игры.
Составление кроссворда на свободную тему.

6
Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части.

Слово учителя. Работа с текстом. Разгадывание кроссвордов.
Подготовка сообщений учащихся об архаизмах, неологизмах.

7
Жизнь слова. Историческая изменчивость слова. Архаизмы, историзмы и неологизмы.

Работа со словарями. Выполнение упражнений. Игры.
Подбор примеров архаизмов из сказок А.С.Пушкина.

8
Почему их так называют по-разному? (О литературных и диалектных названиях одних и тех же предметов).

Беседа учителя. Заслушивание сообщений учащихся. Работа с текстом.
Создание словарика диалектных слов нашей местности.

9
Забавные превращения слов. Знакомство с анаграммами, метаграммами, логогрифами, палиндромами.

Заслушивание индивидуальных работ учеников. Решение задач. Игры.
Оформление стенда «Уголок русского языка» занимательными заданиями.

10
Новые времена – новые названия.

Морфемный и словообразовательный анализ слов. Решение задач.
Составление справочника новых названий.

11
Русская пословица. Роль пословиц в жизни человека. Использование пословиц с целью создания образной экспрессивно окрашенной речи.
Работа со словарями. Работа с текстом. Игры.
Нахождение пословиц и поговорок в русских народных сказках.

12
Игра «Пословицы».

Игра.
Подготовка сообщений об устойчивых сочетаниях речи.

13
Почему мы так говорим (устойчивые обороты речи-фразеологизмы).
Рассказ учителя. Работа со словарями. Сообщения учащихся.
Нахождение различных фразеологизмов и их значений.

14
Игра «Откуда это выражение?» (Профессиональная речь и фразеологизмы).

Игра.
Подготовка сообщений о русских именах, отчествах и фамилиях.

15
Имена, мода на имена.

Слово учителя. Работа со словарем. Сообщения учащихся.

Подготовка сообщения о модных сегодня именах. Компьютерная презентация темы.

16
Прямое и переносное значение слов.

Рассказ учителя. Сообщения учащихся. Решение задач. Игры.
Подготовить опорно-логический конспект на тему «Прямое и переносное значение слов».

17
В поисках нужного слова (о стилистической функции синонимов).

Рассказ учителя. Работа с текстом. Защита опорно-логических конспектов.
Составление кроссворда на тему «Синонимы». Компьютерная версия.

18
Омонимы.

Слово учителя. Работа со словарями. Решение задач. Игры.

Оформление стенда.

19
Омографы.

Наблюдение над текстом. Решение задач.
Составление таблицы.

20
Омоформы.

Работа со словарями. Решение задач. Игры.
Составление таблицы.

21
Слова-близнецы. (Игры и упражнения с омофонами и омоформами).

Слово учителя. Игры. Решение задач.
Составление творческого опорно-логического конспекта на тему «Омонимы».

22
Омофоны.

Работа с текстом. Наблюдение над языком. Защита творческих работ учащихся.
«Оживление» темы. Иллюстрации к теме.

23
«Ходят» ли дождь и снег? (Однозначные и многозначные слова).

Слово учителя. Работа со словарями. Защита рисунков. Компьютерная презентация темы учителем.
Составить словарик многозначных слов.

24
Сходство и противоположность. (Задачи, игры и упражнения с синонимами и антонимами).
Заслушивание работ учащихся. Решение задач. Игры.
Составить словарик антонимов.

25
Сколько есть на свете кос? (Задачи, игры с омонимами).
Игры. Конкурсы.
Составить кроссворд.

26
Пульс слова. Ударение в русском языке. Упражнения и задачи с омографами.

Выполнение упражнений. Решение задач. Разгадывание кроссвордов.
Оформление уголка русского языка.

27
Какой шарик лежал у порога и не лаял? Правописание большой буквы в существительных собственных. Задачи и упражнения с омонимами типа Шарик – шарик, Роза – роза и др.
Выполнение упражнений. Решение задач.
Нахождение и запись высказываний великих людей о русском языке.

28
Ты обязан русской речью хорошо владеть! О величии русского языка и его мировом значении. Высказывания великих людей о русском языке.
Слово учителя. Компьютерная презентация темы учителем. Чтение статей великих людей о русском языке. Выполнение упражнений. Заслушивание сообщений учащихся.
Оформление уголка русского языка.

29
Антонимы.

Конкурс знатоков.
Подготовка вопросов, ребусов, шарад для конкурсов.

30
КВН на тему «Фразеологизмы».
Игра.
Подготовка к защите творческих проектов по всему разделу русского языка «Лексика».
Компьютерная презентация темы учащимися.

31
Подведение итогов года. Защита творческих проектов.
Слово учителя. Защита творческих проектов. Игра.


32
Анкета по вопросам работы кружка.
Работа над анкетой. Беседа.








15