«Модная тема» Программа курса по выбору для учащихся 9-х классов Технология личностно – ориентированного обучения
Министерство образования и науки РФ
Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края
МКОУ «Тальменская средняя общеобразовательная школа №1»
Тальменского района Алтайского края
«Модная тема»
Программа курса по выбору для учащихся 9-х классов
Технология личностно – ориентированного обучения
Автор-составитель: учитель технологии
Мальцева Елена Васильевна
Тальменка
2015
Содержание TOC \o "1-3" \h \z \u Содержание PAGEREF _Toc326490378 \h 2Аннотация PAGEREF _Toc326490379 \h 3Пояснительная записка PAGEREF _Toc326490380 \h 4Цели: PAGEREF _Toc326490381 \h 5Задачи: PAGEREF _Toc326490382 \h 5Ожидаемые результаты PAGEREF _Toc326490383 \h 6Учебно-тематический план PAGEREF _Toc326490384 \h 7Содержание программы PAGEREF _Toc326490385 \h 8Карта самодиагностики PAGEREF _Toc326490386 \h 10Словарь терминов PAGEREF _Toc326490387 \h 11Литература………………………………………………………………………………………13
Приложения………………………………………………………………….………………….14
АннотацияПеред учениками 9-х классов встаёт проблема, куда пойти учиться дальше, какой профиль выбрать. Программа предназначена для предпрофильной подготовки обучающихся 9 классов с ориентацией на художественно-эстетический и технологический профили.
Актуальность программы определяется тем, что профессии, связанные с миром моды, являются привлекательными для выпускников школ, потому что человек всегда стремится сделать жизнь вокруг себя красивее.
Содержание курса ориентировано на развитие эстетических чувств подростков, через изучение особенностей различных стилей, совместимостью их с фигурой, личностью и имеющимися вещами.
Этот курс о роли одежды девушки в общении и успехе на работе, в личной жизни, в правильном создании имиджа, что в современной жизни имеет немалое значение.
Индивидуальный стиль в одежде – один из критериев для оценки характера культурного уровня человека.
Пояснительная запискаКурс «Модная тема» знакомит учащихся с профессиями, связанными с индустрией моды; с профессиями, связанными с деятельностью в области дизайна одежды. Содержание курса направлено на изучение принципов композиции одежды, этапов проектирования и создания оригинальных изделий из ткани с учетом закономерностей дизайна, технологией выполнения отдельных элементов для оформления костюма, соединения их в одно целое.
Данный элективный курс позволяет девятиклассницам изучить, разбираться и использовать разные стили в одежде, чтобы не выглядеть нелепо в потоке модных вещей, предлагаемых молодежи торговлей.
Курс «Модная тема» связан с применением учащимися знаний прикладного характера, экологического образования, основ швейного дела. Данный курс является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент ГОСТа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» в рамках модуля «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов».
Программа разработана для девочек 9-х классов, интересующихся профессиями, в сфере «человек – художественный образ» и рассчитана на 18 часов учебного времени.
Содержание учебного материала соответствует целям предпрофильной подготовки и в определённой степени обладает новизной для учащихся.
В теоретической части учащиеся получат сведения о профессиях, связанных с миром моды; о стилях в одежде; о понятиях ансамбль, аксессуары, ритм в одежде и другими.
В практической части школьницы будут учиться распознавать стили, работая с журналами мод; подбирать одежду для определённого вида деятельности; постараются найти свой стиль, а также изготовят из текстиля аксессуары. Девочки на занятиях курса ознакомятся с моделированием от лоскута ткани.
На практике ознакомятся с разнообразным завязыванием платков и шарфов. Для эффективного изучения курса рекомендуется использование современных технических средств – компьютера, мультимедийного проектора возможностей сети Internet. Также неотъемлемой частью обеспечения занятий является швейное оборудование, манекен, демонстрационные материалы и коллекции тканей.
Формами организации познавательной деятельности являются: индивидуальная практическая работа, творческая работа в группах, проектная работа, самостоятельная работа с источниками информации, беседа, пресс – конференция и т.д.
Цели:-Создать условия для ознакомления девушек с профессиями, связанными с деятельностью в области дизайна одежды, выявление склонности и способности к этому виду деятельности, помощь в выборе дальнейшего профиля обучения.
-Создать условия для развития художественного вкуса, творческой фантазии, общей эстетической культуры.
Задачи:-Способствовать ознакомлению учащихся с основными стилями в современной одежде и их особенностями.
-Создать условия для развития умений различать эти стили, применять в соответствии внешности, места и времени.
-Способствовать развитию творческого воображения, образного мышления; формированию эстетического вкуса.
-создать условия для формирования умений работать в группе;
-способствовать формированию отношения к одежде, как к одному из средств выражения личности, стремлению обрести свою индивидуальность и уверенность в себе через понятие «индивидуальный стиль».
-Способствовать формированию представлений о дизайне одежды как специфической художественно-творческой деятельности человека.
Ожидаемые результатыУчащиеся должны знать:
-Ассортимент одежды и её функциональные особенности.
-Виды стилей и их характеристика.
-Значение понятий: силуэт, стиль, покрой, цвет, форма и др.
-Роль художников-модельеров в создании новых фасонов и выборе новых стилей.
-Методику работы с журналами мод.
-Оборудование для швейных работ, правила безопасности труда.
-Применение различных видов прикладного искусства при отделке швейных изделий.
-Швейные материалы и их свойства.
-Основные приёмы технологической обработки некоторых узлов женской легкой одежды.
Учащиеся должны уметь:
-Различать стили в одежде.
-Выбирать модели, которые скроют недостатки фигуры и подчеркнут её достоинства.
-Относиться к моде так, как именно она определяет вкус человека, уровень его внутренней культуры.
-Ориентироваться в цветовых решениях, форме, отделке, тканях, дополнениях любого стиля.
-Моделировать отделки и изделия из платков.
-Осуществлять самоконтроль при изготовлении изделий.
-Пользоваться оборудованием и инструментами, соблюдать требования техники безопасности.
-Снимать основные мерки с фигуры человека, записывать результаты, определять свой размер.
-Выполнять некоторые виды работ по конструированию, моделированию и изготовлению швейных изделий
Учебно-тематический план№ занятия № урока Наименование темы Всего часов Теория Практика
1 1 Вводное занятие. Мода и время. 1 1 2 Из истории костюма. 1 0,5 0,5
2 3 Профессии типа «Человек – художественный образ» 1 1 4 Профессии мира моды. 1 0,5 0,5
3 5 Классификация одежды. 1 1 6 Язык моды, его основные характеристики. 1 1 4 7 «Большая мода» от кутюр, «Прет-а-порте». 1 1 8 Мир моды в России. 1 1 5 9 Общие понятия об отдельных стилях. 1 0,5 0,5
10 Найди свой стиль. 1 0,5 0,5
6 11 Композиция одежды. 1 1
12 Композиция костюма в эскизах. 1 1
7 13 Изготовление аксессуара из текстиля. 1 1
14 Брошь ручной работы. 1 1
8 15 Моделирование от лоскута ткани. 1 1
16 Способы завязывания платков и шарфов. 1 1
9 17 Художественное оформление одежды. 1 1
18 Создание художественного образа. 1 1
Итого: 18 8 10
Содержание программы1.Вводное занятие. Мода и время.
Из истории костюма.
Цели и задачи курса. Понятие «мода». Сведения из истории костюма. Методы творчества, применяемые при проектировании одежды.
Приложение 1
Просмотр отрывка из фильма «История костюма».
2. Профессии типа «Человек - художественный образ».
Профессии мира моды.
Профессии, связанные с индустрией моды: художник - модельер, кутюрье, дизайнер, стилист, манекенщица, байер, мерчендайзер, шопер, дизайнер одежды. Условия профессионального самоопределения.
Приложение 2
Пресс-конференция: «Знакомство с профессиями моды».
Просмотр презентации «Профессии мира моды».
3.Классификация одежды. Язык моды и его основные характеристики
Понятие терминов: «одежда», «костюм», «платье», «наряд», «туалет». Их значение в развитии человеческого общества. Значение понятий: форма, силуэт, покрой, цвет и дрПриложение 3
Беседа с учащимися
Работа с журналами мод.
Просмотр презентации «Ассортимент одежды».
4. «Высокая мода» от кутюр, «Прет-а-порте». Мир моды в России.
Кто создаёт «Высокую моду». Мода «Прет-а-порте». Типы коллекций одежды. Зарубежные и российские дизайнеры одежды. Известные манекенщицы. Дома моделей.
Приложение 4
Беседа с учащимися.
Просмотр презентации «Высокая мода» от кутюр.
5. Общие понятия об отдельных стилях. Найди свой стиль.
Понятие стиля в одежде. Основные стили в одежде. Стиль и мода. Индивидуальный стиль.
Приложение 5
Беседа с учащимися.
Просмотр презентации «Современные стили одежды».
6.Композиция одежды. Композиция костюма в эскизах.
Понятие о композиции костюма. Элементы, свойства и средства композиции костюма: контраст, нюанс, тождество, масштабность. Закономерности композиции: пропорции, ритм, симметрия и асимметрия. Создание эскизов моделей с использованием различных пропорциональных и ритмических решений. Силуэт конструктивные и декоративные линии. Цвет и зрительные иллюзии в одежде.
Приложение 6
Беседа с учащимися.
Мини-проект «Композиция костюма в эскизах».
7. Изготовление аксессуара из текстиля. Брошь ручной работы.
Виды современных отделок. Использование отделочных элементов в одежде. Перегрузка композиции отделкой. Практическая работа по выполнению творческого мини-проекта. Изготовление броши из текстиля.
Приложение 7
Образцы готовых изделий.
Мастер - класс: «Изготовление текстильной брошки».
Презентация «Брошь ручной работы».
8. Моделирование от лоскута ткани. Способы завязывания платков и шарфов.
Оформление одежды дополнительными деталями. Использование платков и шарфов в костюме. Творческий проект «Различные способы завязывания платков и шарфов».
Приложение 8
Беседа с учащимися.
Просмотр отрывка из фильма «История костюма» о римской одежде античного периода.
Просмотр презентации «Платок в костюме».
9. Художественное оформление одежды. Создание художественного образа.
Оформление одежды. Комплектование костюма дополнительными аксессуарами.
Мини-проект «Создание художественного образа».
Карта самодиагностикиВопросы Ответы до ознакомления с курсом Ответы после ознакомления с курсом
Назовите профессии, связанные с индустрией моды.
Что включает в себя понятие «костюм»?
Объясните значение терминов: гардероб, ансамбль, гарнитур, комплект, набор.
Что называется конструированием?
Какие вы узнали способы конструирования одежды?
Что такое техническое моделирование?
Что представляет собой моделирование от лоскута ткани?
Перечислите запомнившиеся вам стили в одежде.
Словарь терминовАсимметрия – прием композиционного решения моделей, при котором застежка или отдельные детали располагаются ассиметрично. Асимметрия часто подчеркивается контрастным сочетанием цветов или использованием материалов разных фактур.
Ансамбль – в переводе с французского: целое, совокупность, набор, комплект.
Боа – длинный узкий шарф из меха или перьев, вошедший в моду в начале XIX века. В переводе с французкого означает – удав, змея-душитель.
Выкройка – шаблон для раскроя ткани.
Горжетка – меховой шарф или цельная (с головкой, лапками и хвостом) шкурка лисы, песца, норки и др.
Галстук – дополнение к костюму – платок, лента или полоска ткани, завязанная бантом или узлом вокруг воротничка сорочки.
Парэо – большие платки с ярким, экзотическим рисунком, которые завязывают вокруг бёдер или под мышками, используются в качестве пляжной одежды. Гаитянки на картинах Гогена нередко изображались в парео.
Канзу – косынка из тонких тканей или кружева, которую носили на плечах, перекрестив концы на груди и завязывая их на талии.
Кашне – мужской шарф небольшого размера.
Конструктивный стиль – стиль, при котором конструкция одежды подчеркивается специальными декоративными приемами.
Колорит – система цветовых сочетаний в произведении искусства.
Контраст – подчеркнутая резкая противоположность, противопоставление.
Креп – шерстяная или шёлковая ткань с шероховатой поверхностью.
Манекенщица – женщина, демонстрирующая одежду в специальных учреждениях.
Мини – мода связана с именем манекенщицы Лесли Хорнби – Твигги. Возникла в середине 60-х годов. Самая короткая женская одежда за всю историю костюма.
Мантилья – свободная кружевная накидка, была заимствована из испанского костюма.
Мультиколор – многоцветность. Термин используется в тех случаях, когда речь идёт о меланжевых тканях, которые производят впечатление одноцветных.
Пелерина – в женской одежде безрукавная накидка, или большой, съёмный, покрывающий плечи воротник.
Пропорция – соразмерность, определенное соотношение частей целого между собой.
Ретростиль – заимствование деталей одежды из моды прошлого.
Силуэт – начертательный план формы одежды, её геометрический прообраз.
Техника – совокупность приемов, используемых в каком-либо деле.
Технология – совокупность методов обработки, изготовления, осуществляемых в процессе производства продукции.
Текстиль – изделия, выработанные из волокон нитей (ткани, трикотаж, нетканые материалы, вата и др.)
Тюрбан (или чалма) – головной убор из большого куска задрапированной ткани.
Тафта – шёлковая или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения из очень туго скрученных нитей основы и утка.
Художественный образ вещи – видимое строение содержание идеи, слитное единство формы и содержания.
Шаль – большой прямоугольный платок из шерстяных, шёлковых, синтетических тканей.
Шарф – вязаная или тканая деталь мужского или женского костюма в виде вытянутого прямоугольного полотнища.
Шаблон – образец, по которому изготовляются какие-нибудь одинаковые изделия. Лекало для выкраивания деталей.
Шифон – очень тонкая хлопчатобумажная или шёлковая ткань из туго скрученных нитей. Используется для шитья блузок, шарфов.
Шёлк – натуральное волокно, получаемое из коконов тутового шелкопряда. Обладает мягкостью, блеском, упругостью. Впервые, известен с 3 тысячелетия до н.э., в Китае.
До VI в. сохранялся секрет его производства.
Фактура ткани – строение поверхности ткани.
Юбка – деталь женского костюма. В зависимости от моды изменяется длина, ширина и форма юбки.
Литература для учителя
1.Методика предпрофильной технологической подготовки учащихся 9 класс: Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2007 Симоненко В.Д., Матяш Н.В.
2. Дизайн костюма. Бердник Т.О., Неклюдова Т.П. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000
3. Азбука моды. Орлова Л.В. – М.: - Просвещение, 1989
4. Кружок конструирования и моделирования одежды. Чижикова Л.П. Пособие для руководителей кружков шк. и внешк. учреждений. – М.: Просвещение, 1990
5. Как шить красиво. Полный курс кройки и шитья. Ред.-сост. Устинова Е.- М.: «Внешсигма», 2000
6. Искусство красиво одеваться. Ерзенкова Н.В. – Рига, фирма «ИМПАКТ», 1992
7. Шарфы, платки, косынки. Ответственный за выпуск Попова Н. М.: Астрель: АСТ,Полиграфиздат,2011
8. Внеклассное познавательно-игровое мероприятие: «Модная тема… Знакомство с профессиями моды». Николаева Г.Е., Васильева Н.О. учителя технологии.
9. Дизайн одежды (программа элективного курса предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов). Вязовик В.Б. преподаватель технологии.
10. http://www.liveinternet.ru/users/joniks/post115920498/11. http://club.season.ru/index.php?showtopic=1466612. http://club.season.ru/index.php?showtopic=469
13. http://modnayayubka2012.best-sportcars.info/stat/yubki-ballon.htmlЛитература для учащихся
1. Технология. Скопцова М.Й. Учебное пособие по Обслуживающему труду для учениц 5-8-х классов. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1997
2. « Учись шить». Егорова Р.И., Монастырская В.П..: Кн. Для учащихся сред. Шк. Возраста. – М.: - Просвещение,1988.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Введение в мир моды.
Мода - это мера, способ, образ действия, это временное господство определённых вкусов в разных сферах жизни, культуры; это частая смена форм и образов одежды.
Явления моды
Мода - это явление социальное, часть общественной жизни.
Мода – явление классовое, т.к. костюм неотделим от определённых слоёв общества.
Мода - это явление экономическое. Её производством заняты разные отрасли промышленности, а её продажей – целая сеть магазинов.
Мода - часть художественной культуры, т.е. явление эстетическое.
Мода является явлением этическим (нравственным).
Она является и психологическим явлением, т.к. костюм – это часть внутреннего мира человека.
«Мода – это история, сама история, по поводу которой нельзя дебатировать, спорить, которую нельзя отрицать. И действительно, народы, у которых нет истории, обходятся без одежды».
А. Моравия
« Мода – это способ выражения. Другими словами, мода – это отражение индивидуальных качеств отдельной личности в социальном и моральном аспекте». П. Карден.
«Вне моды человека просто нет. Любой из нас либо приверженец старой моды, ушедшей, либо поклонник моды, идущей, может быть, впереди времени, либо моды современной».
В.Зайцев.
«Насколько законы моды непостоянны и разорительны, настолько законы хорошего вкуса экономны и устойчивы».
Ж.Ж. Руссо.
«Одеваться модно – одеваться со вкусом».
П.КарденПредлагается посмотреть отрывок из фильма: «История моды»
Ответить на вопросы и сделать письменный отчёт.
Вопросы
1 Назовите предметы мужского гардероба 20-х годов.
(редингот, шляпа – котелок, галстук, в моде чёрный цвет)
2 Какая принадлежность женского гардероба делала фигуру более стройной, но носить её было не безопасно для здоровья?
(корсет)
3 Кто из модисток, в начале 20 в (1912г), ввёл в женскую моду брюки?
(Габриэль Шанель)
4 Кто из кутюрье, в начале 20 века, основал парфюмерную фирму и ввёл в моду косметику?
(Пуаре)
5 Кто из модельеров ввёл в моду платье – тунику с мелкой плиссировкой. Сначала её делали вручную, позже, в 1909г, этот модельер изобрёл машину, которая делала плиссировку.
(Фартуни)
6 Начало первой мировой войны, нехватка тканей для изготовления женской одежды. В моду входит трикотаж, из которого раньше изготавливали нижнее бельё. Кто был автором одежды из трикотажа?
(Габриэль Шанель)
7 Спорт в 1925 году являлся символом жизни. В моде одежда, не стесняющая движений, укороченные платья. Кто из модельеров ввёл в моду спортивный стиль в одежде?
(Жан Поту)
8 В 1926 году эталоном в мире моды становится маленькое чёрное платье очень простое в исполнении, без воротника. Кто из модельеров предложил такую модель?
(Габриэль Шанель)
9 Кто из модельеров в 20-х годах ввел в моду короткие, так называемые мини юбки и платья, а также стиль «маленькая девочка»?
(Мэри Куонт)
10 Дух времени всегда находит отражение в моде. Перечислите элементы моды 30-х годов. (длинные платья, ткань синтетика, наличие косметики, прямые плечи, открытая спина у вечерних платьев).
11 Кто из художников модельеров в 1947 году ввёл в женскую моду «костюм-бар», который состоял из белого жакета с подчёркнутой тонкой талией и прямыми плечами,
и чёрной юбки.
(Кристиан Диор)
12 Какие синтетические ткани и какие вещи из них открыли дорогу другим синтетическим материалам в одежде?
(нейлон, колготки)
13 Кто из модельеров предложил моде плащи из полихлорвинила?
(Мэри Куонт)
14 Какая одежда в 20-е годы явилась у молодёжи эмблемой протеста против существующего порядка и символом сохранения окружающей среды? ( джинсы)
(15 Как назывался новый вид купальной одежды, который вошёл в моду в 60-е годы?
(бикини)
16 Какой вид одежды перешёл из мужского гардероба в женскую одежду? (смокинг)
Приложение 2
Пресс – конференция: «Знакомство с профессиями моды».
Учитель:
Создание модной одежды – одна из престижных областей, с которой мечтают связать свою жизнь многие молодые люди. Во многом прав известный художник и историк моды Александр Васильев, утверждая, что «мода – это бизнес». Этот бизнес требует слаженной работы представителей многих профессий - художников, конструкторов, текстильщиков, технологов, менеджеров, фотографов, рекламистов, искусствоведов и др. Сегодня у нас пройдет пресс конференция, на которой присутствуют представители модной индустрии. Предоставим слово художнику – модельеру.
1.Художник-модельер (ученица):
Это самая известная профессия в модной индустрии. Она прославлена многими знаменитыми мастерами: Поль Пуаре ( конец XIX начало XX века), Коко Шанель, Кристиан Диор, Ив-Сен Лоран, Кристиан Лакруа и другие. Среди Российских художников-модельеров наиболее известна Надежда Петровна Ламанова.
Работа художника-модельера заключается в создании новых моделей одежды, обуви, головных уборов, аксессуаров – всего того, что вместе создает костюм. Модельер должен обладать развитым художественным вкусом и обширными знаниями по истории костюма, художественных стилей, разбираться в явлениях мировой культуры. Он черпает творческие идеи из живописи, музыки, литературы, архитектуры, из образной живой природы, из традиций национальной одежды.
Художник-модельер должен уметь хорошо рисовать, чтобы выразить свою идею на бумаге. Поэтому абитуриент сдает экзамен по рисунку, живописи и основам композиции. При этом в выгодном положении оказываются те, кто уже окончил художественные училища. Но история моды знает примеры художников-модельеров, не умеющих ни рисовать, ни кроить, но ставших выдающимися её творцами. Например, французская белошвейка
Габриэль Шанель заставила женщин всего мира отказаться от корсета, укоротить юбку и надеть брюки.
Учитель:
В западных странах модельера часто называют кутюрье, дизайнером, стилистом. Однако в работе представителей этих профессий есть разница.
2.Кутюрье (ученица):
Кутюрье создаёт коллекцию уникальных моделей одежды, которые выполняются вручную в домах высокой моды. В 1865 г. Французкий модельер Ворт создаёт фирму от кутюр – высокая мода. Это мода для богатых. Кутюрье – мастер высшего класса.
«мода от кутюр» - это:
-высокое ручное шитье на уровне искусства;
-единственный экземпляр швейного изделия;
-у каждого костюма есть свой порядковый номер;
-модели шьют на манекенщицу, затем на заказчицу;
-модель «живёт» 6 месяцев, т.е. от показа до показа;
-ткани для костюмов разрисованы художниками или по специальным заказам;
-отделка (вышивка, кружево) выполнена только вручную;
-это эталон, на который впредь будут ориентироваться создатели моды (ткани, их фактура, цвет, длина одежды, силуэт, аксессуары и макияж)
Статус кутюрье: Дом Моды с постоянным штатом рабочих не менее 20 человек; два раза в году он должен показывать новую коллекцию (не менее 50 моделей)
Учитель:
Наверное, всем хочется узнать, чем занимается дизайнер.
3.Ученица (дизайнер):
Дизайн возник в сфере промышленности в связи с развитием массового производства в19-20 вв. как особая творческая деятельность, в процессе которой преодолевается разрыв между красотой и пользой, стирается граница между искусством и техникой.
Само название профессии «дизайнер», указывает на проектирование изделий (в данном случае одежды) промышленными методами. Различают дизайнеров одежды, обуви, аксессуаров, ювелирных украшений. Есть дизайнеры интерьера, ландшафта, города. Графические дизайнеры работают с книгами и другой полиграфической продукцией. Появился компьюторный дизайн. Задача дизайнера, независимо от области деятельности, формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. Одежда, как объект дизайна, должна отвечать высоким требованиям комфортности, технологичности и эстетичности. Дизайн – это чувство стиля плюс инженерные знания, сплав искусства и ремесла. Дизайнера иначе можно назвать художником-конструктором.
Учитель:
Раньше всем процессом производства коллекции одежды занимался сам художник: разрабатывал идею, делал эскиз, работал с конструктором и технологом, готовил дефиле. Но во второй половине XX века самые известные дома моды – сначала «Кристиан Диор», «Пьер Карден», а за ними и другие – стали продавать свои модели для массового тиражирования. Рынок оказался наполнен, и потребители получили возможность покупать отдельно предметы гардероба из коллекций разных художников. Кристиан Диор, побывав в Америке, с грустью констатировал: «Слишком очевидно, что шляпка, купленная в одном месте, манто, купленное в другом, и платье, привезенное ещё откуда – то, вместе составляют некое подобие одежды, но отнюдь не туалет». Так возникла необходимость в специалисте, способном помочь потребителю грамотно, в рамках единого стиля, подобрать гардероб из моделей разных марок, выбрать прическу и макияж. Такого специалиста стали называть стилистом.
В нашей стране стилист – профессия молодая. Чтобы стать стилистом, недостаточно умения стричь, красить глаза, губы, ногти – нужно уметь создавать художественный образ, в котором гармонично сочетаются и прическа, и макияж, и одежда, и манера поведения. В зарубежных домах моды стилист работает в тесном контакте с художником-модельером, он участвует в разработке коллекции, в создании эскизов, организует дефиле (демонстрация коллекции одежды).
4.Ученица (манекенщица):
Профессия манекенщицы сравнительно новая. Но история этой профессии уходит своими корнями в далекое прошлое. Ещё в XIX веке общество не знало профессии «модель». Первых её представительниц называли манекенщицами или демонстраторами одежды. Развитие фотоискусства подарило нам слово «фотомодель», но лишь в середине XX века на западе закрепился термин, которым теперь мы регулярно пользуемся – «модель». Модель занимается следующими видами деятельности: представляет на подиуме коллекции одежды; создает образ, соответствующий демонстрируемому костюму (выражением лица, мимикой, жестами, движениями); доносит до зрителя художественную задумку автора, участвует в телевизионных программах и шоу, в конкурсах красоты и т.д.
Девушка, которая хочет стать моделью должна обладать следующими способностями: хорошей фигурой, хорошей координацией движений, хорошим здоровьем, умением импровизировать, вкусом, быть интеллектуально развитой. А также такими качествами как: выносливость, эмоциональность ,сила воли, целеустремленность, коммуникабельность.
Учитель:
Индустрия моды в нашей стране только развивается. За рубежом в ней работают специалисты, имеющие совершенно новые для нас профессии, например, мерчендайзер и байер.
5.Ученица (байер):
Байер. В переводе с английского «байер» означает закупщик. Этот термин пришел в Россию с Запада примерно 10 лет назад, когда в стране стали открываться первые магазины модной одежды из коллекций известных домов моды. Профессия байер творческая и требует знания модных тенденций, психологии и маркетинга. Он посещает показы коллекций одежды к новым сезонам и закупает то, что соответствует стилю представляемого им магазина. Специфика работы требует от байера знания языков и современных информационных технологий. Он может найти любую информацию: цену товара, условия и время доставки, оплаты и многое другое через Интернет, делает это на своем рабочем месте.
Учитель:
В нашей стране очень мало профессиональных байеров, люди приходят в эту профессию из других областей деятельности. Зачастую закупками коллекций занимаются сами директора магазинов.
6.Ученица (мерчендайзер):
Мерчендайзер от англ. – купец. Мерчендайзинг – это искусство продвижения и продажи товаров на рынке, которое включает в себя создание рекламной стратегии. Задача мерчендайзера, во – первых оповестить потребителя о новом товаре и приложить все усилия для его продажи, во-вторых, поддерживать её на достаточно высоком уровне. Мерчендайзер должен сочетать в себе способности социолога, психолога, коммерсанта. Он должен иметь аналитическое мышление, уметь прогнозировать тенденции моды, учитывать сезонные изменения и планировать запас товара на складе. В торговле все имеет значение. На повышение продаж положительно влияет создание уютной атмосферы, музыка, красочные буклеты и каталоги, совместное представление предметов быта и вежливый персонал.
Учитель:
Новая профессия – шопер. Зародившись в Голливуде, эта профессия уже покорила Европу, уверенно вошла в крупные российские города.
7.Ученица (шопер):
В обязанности профессии шопера входит сопровождение клиента по магазинам, подбор гардероба, оценка уже существующих у клиента вещей, отслеживание ассортимента множества магазинов и распродаж в них. Он консультирует по поводу совместимости тех или иных вещей, информирует о всевозможных скидках. Услугами шоперов пользуются как занятые люди, которым в силу своей деятельности необходимо выглядеть хорошо, так и настоящие поклонники стиля и моды, желающие найти как можно больше идей для своего гардероба.
Учитель: Что нового в производстве новых текстильных материалов? Предоставим слово текстильщику.
8.Ученица (текстильщик):
Современные Российские модельеры используют в своих коллекциях трикотажное полотно и нити, способные накапливать свет, а затем излучать его в темноте. Достаточно 10 минут побыть в одежде из такого трикотажа в освещенном месте, чтобы рисунок на ткани начал светиться. Благодаря обработке тканей специальным составом джинсы могут в зависимости от температуры поменять цвет. В футболке из трикотажа с термохромным эффектом трудно остаться незамеченным: в местах, где ткань плотно прилегает к телу, она будет менять цвет, подчеркивая достоинства фигуры. Расцветка её также изменится, если с жары зайти в прохладное помещение или наоборот. При изготовлении тканей с термо- и фотохромными эффектами в волокна внедряются капсулы с особым химическим составом. Подобно этому практически любому материалу можно придать желаемый запах и сделать его стойким, поместив внутрь волокон микрокапсулы с парфюмерной
композицией причем он может быть как приятным так и отпугивающим. Британские специалисты в области нового текстиля работают над созданием специальных веществ, при распылении которых по поверхности ткани можно будет восстановить её полезные свойства, утерянные при многочисленных стирках.
Учитель:
Кроме эстетических, к одежде предъявляют гигиенические требования. Поэтому, отечественные и зарубежные специалисты в области медицины, биологии, химии занимаются разработками материалов, которые возможно в недалеком будущем будут также лечить человека.
9.Ученица (химик):
Химик. Технологиями добавлениями различных составов в текстильные волокна заинтересовались также медики и косметологи. Японская фирма Kanedo Spinning Corp. Уже начала выпуск рубашек и футболок, пропитанных составами-кремами с повышенным содержанием витамина Е, а также с солнцезащитными фильтрами, предотвращающими старение кожи. Немецкие фармацевты выпустили витаминизированное и противоревматическое белье, разработали технологию производства полотна с «серебряным» покрытием. Находящиеся на поверхности материала положительно заряженные ионы серебра помогают облегчить страдания больных кожными заболеваниями. Большой интерес представляют исследования американских ученых, которые уже несколько лет работают над созданием ткани, которая будет самостоятельно очищаться от грязи, болезнетворных микробов и неприятного запаха. Для достижения подобного эффекта предполагается волокна населить колониями особых бактерий, которые будут жить и размножаться, поглощая пыль, пот и т.п.
Учитель:
Рекламой новой модной линии в одежде осуществляется журналами мод. Раньше рисунки модных костюмов создавали художники – иллюстраторы моды. С развитием фотографии появилась и получила признание такая профессия, как фотохудожник.
Таким образом, подводим итог пресс-конференции. Давайте ещё раз назовем профессии индустрии моды.
Приложение 3
Одежда, костюм их функции.
Язык моды, его основные характеристики.
Большинство книг, посвященных истории костюма, начинается с описания одежд Древнего Египта. Источники информации всевозможные – от наскальных рисунков, изображений на предметах обихода до величайших творений живописи и скульптуры, до массовой печати, телевидения, кинематографа.
Одеждой первобытных людей были набедренные повязки из растений и звериные шкуры, предназначенные для защиты от холода, жары, ушибов и царапин.
С развитием человеческого общества, образованием государств, сменой исторических формаций костюм усложняется. В формах одежды остается то, что отвечает требованиям удобства, универсальности, то, что соответствует своему назначению.
Одежда – предмет первой необходимости, это все, что надевается на тело.
Классификация одежды
По способу одевания: драпированная, накладная, распашная.
По форме кроя: плечевая, поясная, цельнокроёная, отрезная по талии.
По назначению: домашняя, рабочая, форменная, спортивная, нарядная.
По сезону: зимняя, летняя, демисезонняя.
В зависимости от пола и возраста: мужская, женская, детская, подростковая.
В зависимости от материала: шерстяная, льняная, шёлковая, хлопчатобумажная и т.д.
Требования к одежде
Гигиенические: обеспечивать свободу движения, дыхания, кровообращения.
Эксплуатационные: удобной конструкции, высокого качества обработки, прочная.
Эстетические: красивая, чистая, отглаженная, модная; учитывать особенности фигуры.
Слова «наряд», «туалет» обозначают одежду, для определённого случая, тщательно подобранную по характеру составных частей, дополнений, украшений; по цвету, фактуре материалов и т.д.«Гардероб» в первоначальном смысле «хранилище платья»; это и теперь значит «одёжный шкаф», «место для одежды». Гардеробом также называют набор одежды одного человека.
Костюм – это устойчивые формы одежды данного народа, сословия, эпохи. Он несет в себе художественный образ, так как выражает эстетический идеал эпохи, который меняется вместе с жизнью общества. Костюм включает в себя одежду, обувь, аксессуары, украшения, прическу, косметику. По костюму можно определить профессию человека, городской он житель или сельский и многое другое.
Ансамбль – это гармоничное по цвету и форме сочетание одежды с головным убором и аксессуарами; все вещи подобраны друг к другу и выглядят как единое целое.
Ассортимент – это совокупность швейных изделий от белья до верхней одежды.
Гарнитур – это определенный круг вещей, выполняющих общую функцию ( из одного материала и общего стиля).
Комплект – это полный набор вещей, выполненный из сочетающихся материалов, имеющих общее назначение и стилевое решение.
Набор – это ряд вещей, выполняющих общую функцию (бельё, обувь, юбки, кофты и т.д.), где единство материала и стиля не обязательно.
Композиция (от лат. – «составление, «соединение»), т.е. сочетание элементов одежды, объединённых в единое целое замыслом художника-модельера.
Силуэт (франц.) – внешние очертания любого предмета, т.е. его тень; это плоскостное зрительное восприятие объёмных форм одежды, имеющих чёткие внешние контуры в виде тени. Силуэт характеризуется степенью прилегания швейного изделия к фигуре человека (талии, бёдрам):
Силуэт костюма ограничен силуэтными линиями. Внутри силуэта располагаются линии: -фасонные или модельные (линия втачного рукава или «реглан», линия воротника, линия отрезной талии);
-конструктивные (с помощью этих линий создаётся объёмная форма костюма в пространстве);
-декоративные ( кокетки, карманы, складки, оборки и т.д.)
Силуэтные формы современной одежды
-прямой;
-полуприлегающий;
-трапециевидный;
-прилегающий;
-овал;
-прилегающий
Приложение 4
«Высокая мода» от кутюр.
Начиная с XIV века, мода создаётся в наиболее экономически развитых странах. Законодателем моды является Франция. Мода идёт рука об руку с экономикой и политикой страны. Центры мировой моды – Париж (женской), Лондон (мужской), Рим, Милан, Токио. В 1865 г. французский модельер Ш. Ф. Ворт создаёт фирму «Haute couture» (от кутюр - высокая мода). Это мода для богатых.
Haute couture –это:
Высокое ручное шитьё на уровне искусства;
Единственный экземпляр швейного изделия;
У каждого костюма есть свой порядковый номер;
Модели шьют на манекенщицу, затем на заказчицу;
Модель «живёт» 6 месяцев, т. Е. от показа до показа;
Ткани для костюмов разрисованы художниками или по специальным заказам;
Отделка (вышивка, кружево) выполнена только вручную;
Это эталон, на который впредь будут ориентироваться создатели моды.
«Pret-a-porter»
В 1960 году французский модельер Пьер Карден создаёт фирму «Pret-a-porter» - готовый к ношению.
Pret-a-porter – это:
*модели для более широкого потребителя (но не для массового);
*костюмы шьют по дорогим моделям, но они более простые;
* работа выполняется на машинах;
*ткань не дорогая, но качественная;
* отделка(вышивка, кружево) дешевле, выполнена на машине;
* все модели сохраняют свою фирменную марку.
Дома моделей
Царство моды в Париже находится в престижном квартале на Елисейских полях – вокруг Ронд-Пуант. У каждого дома моды есть своя служба безопасности, которая должна оградить фирменные тайны от конкурентов, пиратов – своеобразного «промышленного шпионажа». Перед подготовкой очередной коллекции модельеры и манекенщицы начинают работать в полной секретности.
Приложение 5
Стили в одежде
Стиль лат. – это устойчивый, конкретно определившийся язык эпохи, выражающий её культуру, понятие красоты, отношение к окружающему миру. Стиль – это манера одеваться.
Основные стили
Классический стиль. Его называют ещё английским стилем.
Основные его черты: строгость, деловитость, сдержанность, элегантность, безукоризненность линий, практичность, солидность. Годится для всех случаев жизни.
Классические сочетания цветов: чёрный – белый; зелёный – коричневый; красный – синий; синий – белый. Женский костюм: платье – жакет; юбка – блузка – жилет или жакет.
Частью классического стиля является деловой стиль. Деловой стиль:
удобный, не стесняющий движений;
ткань высокого качества, гладкокрашеная или в мелкий рисунок, в полоску;
цвета сдержанные, спокойные, строгость их сочетания;
аксессуары и украшения сдержанные;
макияж сдержанный.
Романтический стиль: наличие сборок, рюшей, оборок, кружев, бантов. Ткани мягкие, лёгкие, нежных тонов. Романтический стиль содержит элементы исторического, национального костюма.
Спортивный стиль: удобный для движений, ткани могут быть в крупную клетку, полоску, горох. Для этого стиля характерны наличие пуговиц, кнопок, «молний», погон, карманов, отделочная строчка.
МикростилиБельевой стиль – это цельнокроёные платья, платья на бретелях, напоминающие изящное нижнее бельё.
Военизированный стиль – это костюм с элементами военной формы – наличие погон, ремней, регалей, эполетов.
Денди – это стиль костюма с элементами мужского костюма (пиджаки, галстуки, шляпы, ботинки).
Дерби – это стиль одежды с элементами костюма для скачек (высокие сапоги, кепки, перчатки)
Джинсовый стиль – спортивный стиль с наличием отделочной строчки, двойного шва, накладных карманов, металлических пуговиц и заклёпок, «молний». Одежда выполнена из джинсовой ткани.
Кантри-лук – это деревенский стиль на основе народных костюмов всех континентов.
Матросский стиль – это стиль костюма с элементами матросской формы. Сюда относятся юбки в складку, просторная блузка с матросским воротником или жакет, который носят с майкой или яркой блузкой в полоску.
Охотничий стиль – это стиль костюма с элементами формы егерей, охотников (защитный цвет ткани, короткая куртка).
Ретро-стиль – это стиль с элементами одежды прошлых десятилетий.
Унисекс – это одежда для обоих полов (ждинсы, майки, куртки на «молнии», кроссовки).
Этнографический, или народный, стиль – это одежда с элементами костюмов разных народов.
Найди свой стиль
Чтобы найти свой стиль, необходимо изучить свою внешность, прислушиваться к мнению посторонних людей.
Законы элегантности
1.Аккуратность и чистота.
2.Простота и строгость.
3.Уместность.
4.Хорошая посадка одежды на фигуре.
Законы ансамбля
1.Закон цвета (сочетание цветов в костюме).
2.Закон рисунка (сочетание рисунка, например, в блузке и юбке).
3.Закон формы (сочетание широкого и узкого).
4.Закон соответствия (сочетание вещей по назначению).
5.Закон разумности (сначала подумать, затем покупать новую вещь).
Как обновлять гардероб?
1.Изучать свою палитру цветов.
2.Приобретать только то, что подходит к лицу и хорошо лежит на фигуре.
3.Покупки делать во время (к сезону, к празднику и т.д.).
Аксессуары придают костюму законченность. Они должны сочетаться с костюмом и между собой по форме, цвету, материалу. Они также должны соответствовать назначению одежды, её стилю и сезону. Необходимо учитывать сочетание оттенков цвета в головных уборах, перчатках, сумках, поясе, зонтике, платке, шарфе и т.д.
Приложение 6
Композиция одежды
Костюм (от франц.– «одеяние») – это устойчивые, типичные, общепринятые формы одежды для данного народа, сословия, эпохи. Костюм несёт в себе определённый художественный образ, так как выражает эстетический идеал эпохи.
Композиция (от. Лат. – «составление, сочетание, соединение»), т.е. сочетание элементов одежды, объединённых в единое целое замыслом художника-модельера. При разработке новой модели художник-модельер учитывает назначение одежды, фактуру ткани, её цвет, размеры рисунка, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к ней, направление моды, возраст и занятие человека, которому она предназначена, формы и пропорции фигуры человека.
Пропорции – это соотношение костюма по величине между собой и в сравнении с фигурой человека. Длина, ширина, объём юбки, рукава, форма головного убора и деталей влияют на зрительное восприятие фигуры человека. В костюме применяют естественные пропорции (для любой фигуры) и сознательно нарушенные (для устранения недостатков фигуры).
Цвет – одно из самых выразительных средств в костюме. Он влияет на чувства и настроение людей, поэтому при создании костюма обязательно учитываются свойства цвета. Цвета тёплые (жёлтый, оранжевый, красный) энергичные, они возбуждают человека. Цвета холодные (фиолетовый, синий, голубой, зелёный) сдержанные, успокаивают человека. Светлые (чистые, тёплые) цвета приближают и увеличивают предмет, делают его легче. Тёмные (холодные) цвета удаляют, уменьшают предмет, придают ему тяжесть.
Сочетания цветов:
коричневый – золотистый – оливково-зелёный;
коричневый – бежевый – кремовый;
синий – красный – белый;
чёрный – белый – яркие цвета (розовый, бирюзовый, оранжевый);
серый – белый – цветной.
Выбор цвета зависит от
индивидуальных особенностей человека (глаза, волосы);
сезонности (лето, зима);
возраста (дети – более яркие цвета, а взрослые – сдержанные);
рода занятий (деловой костюм, форменная одежда, одежда для отдыха и т.д.).
Приложение 7
Художественное оформление одежды.
Изготовление аксессуара из текстиля.
Учащимся предлагается посмотреть презентацию «Брошь ручной работы».
Представлена выставка готовых брошек, выполненных из текстиля.
Предлагается практическая работа по изготовлению брошки из шёлковой ткани.
3292475200660154940200660
135890446405
175895144145
Приложение 8
Проектирование и моделирование в дизайне.
Предмет профессиональной деятельности дизайнера в области костюма – это поиск, проектирование новых форм в одежде и воплощение их в дальнейшем в материале, другими словами, моделирование формы костюма. Моделирование можно определить как способы и приёмы создания какой-либо объёмной формы из плоскости ткани.
Основные способы моделирования:
-от лоскута ткани (без раскроя и сшивания);
-на основе прямого кроя;
-на основе криволинейного кроя;
-посредством разверток.
Форму одежды, способы её обработки, декор и т.д. определяет материал. Более гармоничными являются формы, созданные мягкими тонкими тканями, такими как натуральный шёлк, шерсть, лён, хлопок тончайшей выработки.
Моделирование формы костюма от целого лоскута ткани без раскроя и сшивания – самый древний способ формообразования. Прообразом такого вида одежды была шкура животного, которую надевал на тело первобытный человек. Примером несшитой одежды, представляющий собой целый некроеный лоскут ткани, является античный костюм древних греков. Основными видами одежды и мужчин и женщин античной Греции были хитон и гиматий (хитон – нижняя одежда, гиматий – верхняя). Они имели одинаковую форму – прямоугольник ткани, который драпировался вокруг фигуры разнообразными способами и скреплялся на плечах специальными пряжками – аграфами. Женские хитоны отличались особой красотой и разнообразием. Скроенного костюма греческая одежда не знала. Драпированные некроеные формы костюма из целого куска ткани характерны и для Древнего Рима, например верхняя одежда тога. Искусство драпировки тоги было очень непростым и ценилось чрезвычайно высоко.
Гиматий Хитон Тога Аграфа
Несшитая и некроеная одежда встречалась в костюмах практически всех народов нашей планеты. Несшитая форма присутствует и в современном костюме, либо играя самостоятельную роль, либо образуя части костюма, либо выступая в качестве дополнений. Примером могут служить накидки, палантины, платки, шали и т.п.
Предлагается посмотреть отрывок из фильма «История костюма» о способах ношения римской одежды в античный период.
Перечислите названия римской одежды того времени.
Кусок ткани, который накидывали на голову женщины, назывался – пала. Он заменял им шаль.
Когда – то давно способы завязывания и ношения платков и шарфов не отличались большим разнообразием. В наше время шарфы и платки используют не только для тепла, но и для оформления одежды. Шёлковые платки, шарфы, косынки, палантины можно носить круглый год.
Интересные варианты формообразования костюма получаются при моделировании одежды по принципу платка. Платок является дополнением к костюму, его прямое назначение укрывать голову, плечи и бёдра от холода и одновременно украшать фигуру. Платок как самостоятельный элемент костюма, будучи головным убором, может повязываться на голове различными способами. Оригинально повязанный платок может стать композиционным центром костюма.
Многообразны возможности платка – шали, накинутого на плечи и скрепленного различными способами. Костюм, дополненный шалью, может стать озорным или печальным, романтичным или трогательным. Платок вдохновляет художника на создание на его основе новых форм одежды. Части платка могут так или иначе скрепляться застёжками или соединяться швами. Самым простым примером может служить юбка прямой формы, составленная из двух или нескольких платков в зависимости от её объёма, при этом целостность платков не нарушается. Если, не меняя формы платка, сделать посередине его отверстие для головы, получится интересное пончо.
Практическое занятие:
«Моделирование от лоскута ткани»
Предлагается посмотреть презентацию «Платок в костюме»
Работа в группах:
Выполнить варианты моделирования от лоскута ткани, используя формы платка для создания на его основе современной одежды.
Принадлежности для занятия: платки, шарфы, косынки и т. д.