Интегрированный курс использование элементов ТРИЗ
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Интегрированный курс
«Использование элементов ТРИЗ в начальных классах»
г. Югорск
2012 г.
Пояснительная записка.
Принципы построения курса.
Целью программы является формирование исследовательских навыков и развитие творческих способностей детей, позволяющих решать проблемные задачи и создавать творческие продукты (загадки, пословицы, сказки, поделки и т.п.). Программа ориентирована на развитие творческого неординарного мышления у детей младшего школьного возраста, формирование умений решать исследовательские (проблемные) задачи, воспитание интереса к собственному творчеству, к поиску рациональных решений проблемных ситуаций. Особенность программы в том, что обучение детей основывается на приемах и методах Теории Решения Изобретательских Задач (в дальнейшем - ТРИЗ) и Общей Теории Сильного Мышления (ОТСМ).
При составлении программы соблюдались следующие принципы.
Принцип диалектичности. Этот принцип обеспечивается обучением на базе ТРИЗ - ОТСМ. Любая проблема, возникшая в системе, решается с учетом объективных закономерностей ее развития.
Принцип обучения «на уровне метода» (обучения способам действий). Предметом курса является не информация о структуре и свойствах конкретных систем, а модели и приемы, применимые к любым системам (биологическим, физическим, литературным, художественным и т. д.).
3). Принцип продуктивного выхода. Любая творческая работа заканчивается получением значимого для ребенка продукта: решением задачи, созданием загадки, сказки и т. п.
4). Принцип ТВОРЧЕСКОГО подхода к обучению творчеству означает, что многие приемы и модели дети как бы переоткрывают самостоятельно в результате построенной определенным образом учебной работы.
6) Принцип регулярного воспроизводства заданий (принцип тренинга). Основные операции (системные переходы, разрешение противоречия, оценка объектов, классификация и т.п.) отрабатываются в играх - тренингах, повторяющихся в течение всего времени обучения.
7). Принцип обратной связи. Результаты работы необходимо контролировать через ответы детей, предусмотренные программой тестовые задания и, главное, - через оценку творческих работ.
8). Принцип единого понятийного аппарата. Вводимые в процессе обучения понятия и модели должны проходить через весь курс и могут эффективно использоваться в других учебных предметах.
Программа поддерживается методической литературой по ТРИЗ – ОТСМ, по формированию исследовательских навыков, логического мышления и творческого воображения (см. список).
Программа рассчитана на 34 часа. Данный кружок можно провести за один учебный год.
Планирование учебного материала.
С учетом указанных выше принципов построения учебного курса при отборе и планировании материала отслеживаются 4 основные линии.
1) Линия ТРИЗ - ОТСМ - инструментария (инструментальная). Она является стержнем курса. В эту задачу входит введение и отработка понятий, приемов, моделей, позволяющих решать большие классы проблем, основываясь на закономерностях существования и развития систем.
2).Линия восприятия - представления - воображения (в дальнейшем - линия воображения). Обеспечивает "раскрытие" каналов восприятия, тренировку разных видов и типов памяти, способность создавать и сохранять яркие живые образы в творческом продукте.
3). Линия информации (знаний). Снабжает ученика информацией о свойствах и структуре объектов, необходимой для применения творческого инструментария. Планируется и проводится сбор детьми собственных информационных копилок - первые шаги в работе с информационными фондами.
4). Продуктивная линия. Здесь планируется научение детей отдельным частным алгоритмам создания творческих продуктов. К этому разделу относятся алгоритмы синтеза загадок и пословиц, создание сказок и игр, изобразительная деятельность по представлению. Продуктивная линия - вспомогательная. Она обслуживает линии воображения и инструмента, как бы "сливаясь" то с одной из них, то с другой и создает основную мотивацию обучения. Очевидно, задачи тесно переплетаются между собой, однако у каждой из них - своя «идеология», что позволяет рассматривать отдельно их планирование и поддержку.
Взаимодействие курса с другими предметами
Программа интегрированного курса «Использование элементов ТРИЗ в начальных классах» спланирована как самодостаточная, однако её введение в учебный план начальной школы будет вполне оправдано, если инструменты, освоенные на этих занятиях, использовать в других учебных предметах. Понятийный аппарат, приемы, модели и конкретные упражнения, освоенные на занятиях, могут быть использованы для развития таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирования.
Источники программы
В основу данной программы положены методические разработки М.С. Гафитулина, И.Н. Мурашковски, А.А. Нестеренко, Т.А Сидорчук, Н.И.Королевой, Н.Н. Хоменко. Отдельные задания взяты из практики работы С.И. Гин и Н.В.Рубиной.
Ожидаемые результаты обучения.
К концу прохождения программы формируются следующие умения.
1). Линия восприятия - представления - воображения.
Представлять ранее воспринятые объекты в 3-х каналах восприятия (визуальном, аудиальном, кинестетическом) и сохранять их в памяти; представлять объект с разных точек зрения (в разных ракурсах) в зависимости от воображаемого положения зрителя относительно объекта; представлять ранее воспринятый объект меняющим свойства, фиксировать свои представления в изобразительной деятельности.
2). Линия инструментария.
Мысленно делить целое на части, устанавливать простые связи между частями, объединять объекты в новое целое;
"видеть" объект во времени (в прошлом, настоящем, будущем), фиксировать последовательность изменений объекта или ситуации;
классифицировать объекты по значениям основных признаков;
находить различные варианты изменений значений признаков реальных объектов;
видеть в объектах "разделенные противоречия" (совмещение противоположностей);
находить положительные и отрицательные стороны объектов и событий в произвольно выбранных условиях (оценивать ситуации с разных сторон);
моделировать физические объекты методом маленьких человечков.
3) Линия информационного обеспечения.
Знать 5 чувств человека (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус);
знать основные признаки объектов, воспринимаемые непосредственно человеком: цвет, форму, размер, характер, высоту, громкость и длительность, звучания, температуру, рельеф поверхности, массу, запах, вкус;
знать 3 физических состояния вещества (твердое, жидкое, газообразное).
4). Продуктивная линия.
Фиксировать решения задач и результаты наблюдения в условных рисунках;
описывать словесно или зарисовывать воссозданные в воображении "картины";
рисовать несложные образы по описанию;
делать «раскадровку» простых сюжетов;
составлять загадки, зарисовывая объект по частям;
составлять новые системы из множества одинаковых объектов;
составлять загадки по опорам, описывая объект через значения основных признаков;
создавать модели явлений природы на основе Методики Маленьких Человечков;
решать изобретательские задачи, сформулированные в виде разрешенного противоречия.
Личностные и метапредметные результаты
Результаты
-Формируемые умения
*Средства формирования
Личностные
- формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
*организация на занятии
*парно-групповой работы
Метапредметные результаты
Регулятивные
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по достижению результата;
* в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
* преобразовывать практическую задачу в познавательную;
* проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Познавательные
-умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литера туры;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- умение координировать свои усилия с усилиями других.
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, по следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин формацию как ориентир для построения действия
Содержание программы (на 34 часа)
.
Системы, надсистемы, подсистемы. Части и целое. (2 часов)
Деление объекта на части. Схема "системное дерево". Связи между частями. Объединение отдельных объектов в новое целое Многократное деление "вглубь».
Оценка объектов и ситуаций . Противоречия(4 часа).
Выявление положительных и отрицательных сторон объекта (игра "Хорошо - плохо"). Оценка знакомых объектов. Оценка знакомых ситуаций. Оценка конкретных свойств объектов Оценка малознакомых объектов и ситуаций. Оценка измененных объектов.
Линия времени: события предшествующие и последующие (2 часа)
Далекое и близкое, прошлое и будущее. Раскадровка движения по "линии времени" вперед и назад.
Моделирование объектов и явлений по Методу Маленьких Человечков (ММЧ) (2 часа).
Модели твердых тел, жидкостей, газов. Составные статичные модели. Модели процессов (испарение, замерзание воды и т.п.)
Методы ТРИЗ (2 часа).
Методы «Дихотомия», «Морфологический анализ», «Эмпатия», «Круги Луллия».
Приемы фантазирования (9 часов).
В основе типовых приемов фантазирования(ТПФ) лежат мыслительные операции представления объектов посредством игнорирования фундаментальных законов природы. Основным механизмом ТПФ является доведение до крайней степени проявление какого-либо признака или его полное уничтожение.
Речевая творческая деятельность (13 часов)
Составление загадок, метафор, рифмованных текстов, сочинение по сюжетной картине, составление текстов сказочного содержания.
Календарно-тематическое планирование интегрированного курса
«Использование элементов ТРИЗ в начальных классах»
№
Тема занятий
Количество часов
Дата
проведения
Ссылки на занятия
1.
Введение в программу курса «Использование элементов ТРИЗ в начальных классах» Система, надсистема, подсистема.
1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.
Главные, второстепенные ПС (подсистемы).
1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.
Системное мышление. Системный оператор.
1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.
Противоречие. Игра «Хорошо - плохо».
1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5.
Противоречия в свойствах характера или в ситуациях.
1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6.
Противоречия пословиц. Метод антонимов.
1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7.
Метод числовой оси.
1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8.
Сходство. Игра «На что это похоже».
1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9.
Метод маленьких человечков (ММЧ). Твердое, жидкое, газообразное.
1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
10.
Метод «Робинзона Крузо». Ресурсы.
1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
11.
Метод «Круги Луллия»
1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
12.
Метод «Морфологический анализ»
1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13.
Приемы фантазирования. Прием «Объединение».
1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
14.
Прием фантазирования «Творческая ошибка».
1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15.
Прием фантазирования Джанни Родари «Фантастические гипотезы».
1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
16.
Приемы фантазирования Джанни Родари «Сказки наизнанку».
1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
17.
Прием фантазирования Джанни Родари «Перевирание сказок».
1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
18.
Приемы фантазирования Джанни Родари. Прием «Круги по воде».
1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
19.
Приемы фантазирования Джанни Родари. Прием «Бином фантазии».
1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
20.
Прием фантазирования Джанни Родари. Прием «Что потом?»
1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
21.
Обобщение приемов фантазирования.
1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
22.
Речевая творческая деятельность. Составление загадок.
1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
23.
Составление метафор.
1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
24.
Составление рифмованных текстов.
1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
25.
Сочинение по сюжетной картине. Игра №1 «Бинокль», игра №2 «Сыщики», игра №3 «Нос. Рука. Ухо. Глаза», игра №4 «Составление сравнений, метафор.»
1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
26.
Сочинение по сюжетной картине. Игра № 5 «Волшебник времени», игра №6 «Я – объект», игра №7 «Ожившая картина», игра №8 «Астра мудрости».
1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
27.
Составление текстов сказочного содержания. Составные части сказки .
1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
28-29.
Модель составления сказки с помощью метода «Морфологический анализ» и кругов Луллия.
2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
30-31.
Модель составления сказки с помощью карт Проппа.
2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
32-33
Коллективное сочинение сказок по группам
2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
34
Праздник сказки. Инсценирование сказок.
1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Всего
34 часа
13PAGE 15
Root Entry