Формирование здорового образа жизни — как актуальная проблема образования.

Формирование здорового образа жизни – как актуальная проблема образования.
Забота о здоровье – важнейший труд воспитателя.
В. А. Сухомлинский.
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 видов определений здоровья. На бытовом уровне – здоровье обозначает обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.
Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальна сегодня. Здоровье подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время – важнейшая социальная задача. Именно в школьном возрасте формируется здоровье взрослого человека.
Учеными установлено, что здоровье человека на 10% зависит от деятельности здравоохранения, на 15% - от наследственных факторов, на 25% - от экологии, на 50% - от самого человека. Поэтому, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.
На сегодняшний день у школьников, как и у населения в целом, преобладает пренебрежительное безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. В целом у учащихся не развита потребность в ведении здорового образа жизни, не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье. Многие школьники имеют неточное и неполное представление о сущности здоровья человека, о факторах, которые определяют здоровье, о здоровом образе жизни. Поэтому проблема формирования здорового образа жизни подростков является наиболее актуальной на сегодняшний день. Эта тема определяет не только состояние и проблемы здоровья наших детей, но и здоровье, благополучие будущих поколений.
Именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к своему здоровью.
Необходимо серьезно заниматься формированием культуры здоровья именно в детском возрасте, так как по мнению специалистов – медиков, 75% всех болезней человека закладывается в детские годы. Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, поэтому, здоровые интересы, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период.
В понятие ,,здоровый образ жизни ’’, как одна из составляющих, входит организация двигательной активности. Гиподинамию (недостаток двигательной активности) называют одним из главных пороков 21 века, который коснулся не только взрослых, но и детей.
Школьники сидят за партами по 5 часов, потом занимаются еще дома. Российские психологи провели исследования и выяснили, что ученик начальной школы, который учится на ,,4’’ и на ,,5’’ проводит еще дома за письменным столом не менее 2,5 часов.
Что же происходит с человеком, если он мало двигается? Из – за дефицита движений здоровье человека ухудшается. У детей, которые мало двигаются, слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.
Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиваться определенных успехов в карьере и личной жизни.
Здоровье и отношение к здоровью учителей и школьников имеет большое значение. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше чем врач.
Учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.
В своей работе приоритетной и главной задачей считаю сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.
Я стараюсь строить свои уроки так, чтобы можно было предупредить соматические и эмоциональные перегрузки младших школьников. Если дети будут меньше болеть, то это повлияет на успешность обучения.
Чтобы у детей в начале урока установился положительный эмоциональный настрой на успешное обучение, я использую различные психологические установки, в виде стихотворений.
При составлении расписания уроков, предметы, которые требуют большого умственного напряжения, ставлю на первые и вторые уроки.
Как и все учителя, во время уроков, я провожу физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно – двигательной системы и мышц глаз.
Учитывая, что длительность активного внимания младших школьников не превышает 20 минут, часть времени урока следует использовать на проведение физкульминуток. Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения в течение всего урока.
При проведении физкультминуток следует отдавать предпочтение упражнениям для утомленных групп мышц. Они должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес.
При подготовке к урокам, я стараюсь подбирать упражнения в зависимости от особенностей и преобладающих видов деятельности, учащихся на уроке.
Если преобладающий вид деятельности письмо, то провожу упражнения для снятия общего или локального утомления, - упражнения для кистей рук. Например, упражнения: ,, Вот как пальчики шагают’’, ,, Шел Саша по шоссе’’, ,, Две сороконожки’’, ,, Котята’’, ,, Мой мизинчик’’, ,, Шла ворона через поле’’, ,, Капуста’’ и т. д. ( Эти упражнения с имитацией действий ).
Если преобладающий вид деятельности чтение, то делаем гимнастику для глаз.
Преобладающий вид деятельности на уроке слушание и говорение, - тогда используем гимнастику для слуха. Работа над слухом благотворно влияет на органы зрения.
Также на уроках используем дыхательную гимнастику. Эти упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке.
Для снятия общего утомления я использую упражнения: ,, Буратино’’, ,, Ветер дует нам в лицо’’, ,, Хомка’’, ,, Как живешь?’’, ,, Станем мы деревьями’’, ,, Хочу быть птичкой’’ и т. д.
А также ребята моего класса посещают различные спортивные секции, где занимаются футболом, волейболом, карате, плаванием и т. д.
Пример взрослых, родителей, с которыми ребенок вступает во взаимодействие в семье, школе, внешкольных учреждениях – один из решающих факторов, способствующих становлению у школьников здорового образа жизни. Поэтому вся работа строится в тесном контакте с родителями.
Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на своем собственном примере.
Родителям необходимо ежедневно, изо дня в день, незаметно и неуклонно вести воспитание своего ребенка, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому искусству. Чтобы успешно справиться с этой задачей, родители должны иметь определенную теоретическую и практическую подготовку в этих вопросах. В этом и может как раз помочь им школа и учитель.
На родительских собраниях я провожу беседы, консультации о значимости режима дня, закаливании, о методах проведения оздоровительных мероприятий. Также рекомендую родителям ограничить время, проводимое у телевизоров и компьютеров, больше проводить времени с детьми на свежем воздухе, уделять больше внимания занятиям спортом.
Как классный руководитель, я систематически провожу с учащимися классные часы, беседы по проблеме сохранения и укрепления здоровья:- ,, Что такое здоровье’’, ,, Мое поведение – и мое здоровье’’, ,, Для чего нужна зарядка’’, ,, Мой режим дня – мой друг и помощник’’, ,, Здоров будешь – все забудешь’’ и т. д.
Я считаю, что все мероприятия, направленные на укрепление здоровья и закаливания учащихся этого возраста, приобретают особое значение. Здоровый образ жизни по сути своей должен быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение этой потребности, доведение ее до оптимального результата носит сложный, своеобразный характер. Значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа.
Здоровый стиль жизни школьника включает в себя следующие основные компоненты: - режим без перегрузок; - личную гигиену, привычное питание; - организацию свободного времени с преобладанием движений; - отсутствие травматизма; - здоровые привычки, физическую активность.
Проблема воспитания потребности в здоровом образе жизни в наше время встает особенно остро, причем начинать эту работу нужно как можно раньше.
Образ жизни может быть здоровым лишь тогда, когда он развивается, дополняется различными новыми, полезными для здоровья элементами, привычками и тем самым совершенствуется. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Поэтому здоровому образу жизни нужно постоянно учиться, а значит, ему надо и постоянно учить.









13PAGE 15


13PAGE 14415