Взаимоотношения педагога и обучающихся как актуальная проблема совершенствования обучения.

Взаимоотношения педагога и обучающихся как актуальная проблема совершенствования обучения.
Федорова М.Д.

Эффективное профессиональное образование в настоящее время требует новых подходов к подготовке высококвалифицированных специалистов. Особая роль в решении поставленной задачи отводится преподавателю, который имеет достаточный арсенал педагогических средств для достижения эффективности и совершенствования учебного процесса.
Перед педагогами в процессе обучения встает ряд сложных психологических проблем, без решения которых не может быть эффективной работа по воспитанию и обучению. Это взаимоотношения подростков и взрослых, мотивы отношений обучающихся со взрослыми. Эти отношения зависят не только от возрастных особенностей подростков, но и от их воспитания. Подростки могут быть доверчивы, грубы или тянуться к ласке, кто-то привык считаться со взрослыми, кто-то, наоборот, игнорировать их и т.д. Учет этих особенностей может значительно повысить эффективность индивидуального воспитательного и обучающего процесса.
У нас требуют от преподавателей известного уровня подготовки. Это правильно. Но нужно не только это. Нужно обдумать, как у ребят, заслужить их любовь и уважение.
Современные подростки уважают лишь тех педагогов, которые умеют их уважать. «Уважать ребят»- не значит им потворствовать, идти на поводу. Ребята очень наблюдательны, и если они увидят, что преподаватель или воспитатель не умеет настойчиво, последовательно проводить свои требования, готов на многое смотреть сквозь пальцы, заискивает у ребят, ищет популярности,- конец всякой дисциплине. Особенно не любят ребята «сладеньких» разговорчиков. «Милые ребятки» - говорит преподаватель, а «милые ребятки» начинают расхаживать по кабинету, мешают другим заниматься и т.д. Преподаватель - ни слова. Думаете ли вы, что такой педагог будет пользоваться среди них авторитетом? Ни малейшим. Они уважают педагога, который проводит в жизнь свои требования.
Не годится и другая крайность – строго официальные отношения. Спокойная сдержанность, вежливая строгость, неназойливая пунктуальность наиболее благоприятны в отношениях. Рабочая обстановка в коллективе допускает дружеский разговор, душевную улыбку, представление возможности обучающимся высказать свое мнение по тому или иному вопросу, даже возражение старшему, которое далеко не всегда выглядит пререканием.
Необходимо приучать себя терпимо относиться к поведению окружающих, спокойно и терпеливо разъяснять подросткам их ошибки. Очень важно научится контролировать свои эмоции, сдерживать свои чувства и в самой сложной обстановке не терять самообладания.
Серьезную роль для установления и поддержания правильных отношений с обучающимися играет отзывчивость педагога. Во время беседы тактичный педагог относится к учащемуся внимательно. Он не перебивает обучающихся, демонстрирует интерес к излагаемому материалу. В конце рассказа тактично, не высказывая своего мнения, помогает ребятам сделать правильный выбор из услышанного. Если преподаватель перебивает учащихся на середине фразы, не считает нужным выслушать рассказ до конца, постоянно переводит разговор на себя, приводя примеры из собственной жизни, иллюстрируя собственные заслуги, не становится хорошим слушателем и никогда не будет любимым педагогом.
Педагогический такт проявляется и в правильной организации проверки заданий и подготовленности учащихся. Внимательно выслушивая устный ответ, ставя оценку за программные упражнения, не следует делать преждевременные выводы, позволять необоснованные реплики, понукания в случае каких – либо затруднений. Во всех случаях целесообразно отметить сильные и слабые стороны в ответе или выполненном задании. Конкретно указать ошибки, которые следует исправить.
Вопрос о личности педагога выдвигается на первый план.
Ребятам нужны не постоянные нравоучения, одергивания, не рассказы о добродетельных мальчиках и девочках. Это только раздражает. Важно другое. Важно помочь наладить учебный процесс, дружную жизнь, важна помощь тем, кто слабее, важно понимание к переживаниям детей, важно уважение к их труду, к их учебе, к убеждениям, важен пример.
Педагог, который советует ребятам не курить, а сам курит, - плохой воспитатель. Плохой воспитатель тот, который учит ребят сдерживаться, а сам не сдерживается, учит ребят товариществу, а сам держится с ними не как товарищ.
Ребята чрезвычайно чутки ко всякой фальши, ко всякому лицемерию. Они прямолинейны и не терпят расхождения слов с делом.
Важен и другой вопрос. Как наладить дисциплину в группе? Конечно, не окриками, наказаниями, жалобами родителям дисциплины не наладишь. Вопрос в том, чтобы заинтересовать ребят, сделать уроки интересными, организовать дружную работу обучающихся. Этого нельзя достигнуть, не зная хорошо каждого студента, уровня его знаний и развития, условий его жизни.
Если спросить обучающихся, какой у них любимый предмет, то ответ на этот вопрос один – кто из учителей сумел заинтересовать ребят своим предметом. Умение заинтересовать, пробудить интерес – одно из необходимых достоинств хорошего педагога.
Затем возникает вопрос о том, как перейти к самому главному – к умению передать ребятам свои знания. Педагог прежде всего великолепно знать свой предмет, а затем уметь передать его. Это большое искусство – уметь передавать знания, начать с того конца, с которого надо, уметь остановиться на самом главном, уметь отделить самое существенное от второстепенного. Для этого необходимо, чтобы педагог знал своих студентов и умел находить индивидуальный подход к каждому.
Все эти условия помогут правильно воспитать детей, создать условия для всестороннего развития и получения необходимых знаний.

15