Методическая разработка модель образовательной среды в дистанционном образовании
Модель образовательной среды в дистанционном образовании.
Бейнштейн Евгения Владимировна
Город Норильск Красноярский край
МБОУ «Гимназия № 5»
Учитель истории и обществознания
Ресурсная среда, окружающая человека в процессе его нахождения в телекоммуникационных системах, определяет смысл и результаты его изменения. Данные изменения носят гуманистический, субъектно-значимый характер при условии включения человека в продуктивную созидательную деятельность. Разработка и реализация системы дистанционного обучения позволяет обеспечить продуктивность образования человека, использующего ИКТ-технологии и Интернет-ресурсы.
Дистанционное образование (ДО) сегодня призвано апробировать научно-методические концепции и современные технологии обучения школьников, а также повышение квалификации педагогов.
Дистанционное образование (ДО) представлено в следующих формах: дистанционные олимпиады, дистанционные курсы и мастер-классы, дистанционные конференции и семинары, дистанционные проекты, конкурсы.
Однако проблемной областью в реализации дистанционного образования является образовательная среда, интегрированная с ИКТ-технологиями. Главными элементами обучения выступают ученик как субъект, окружающая образовательная среда с включенными в неё объектами и система их взаимодействия как процесс образования ученика. Эта модель позволяет спроектировать цель образования учащегося: расширение его внутреннего мира до внешнего, сопровождающееся продуктивной познавательной деятельностью.
Представим внешний мир в виде известных образовательных сфер (областей), и внутренний – также в виде расширяющихся со временем сфер: интеллектуальной, эмоционально-образной, культурно-исторической, социальной и других. Эти сферы тесно связаны, подвижны и образуют во взаимодействии образовательное пространство ученика.
Процесс обучения происходит через деятельность учащегося, в которой проявляются его внутренние способности.
Вселиться внутренним миром во внешний ученик может в собственной деятельности, создавая творения, подобные окружающим. Если весь внешний мир условно разделить на образовательные области, то смысловое познание и понимание их учеником происходит через рефлексивную деятельность. Познавая смыслы образовательных объектов, ученик осваивает внешнее образовательное пространство. Одновременно происходит обратный процесс: внешнее пространство наделяется внутренней развивающейся сущностью ученика через создаваемые им образовательные продукты. Внутренний и внешний мир ученика в ходе образования интегрируются и представляют собой одно многомерное пространство.
Помочь ученику проявить избирательность к учебному материалу можно, задав содержание образования в форме структурированной образовательной среды. Например, в дидактической системе С.Т.Шацкого такой средой выступал окружающий социум; для школы диалога культур – соответствующие образцы первоисточников и их смысловое отражение в диалоге.
Под образовательной средой надо понимать естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать познавательную деятельность.
Образовательное содержание учебного предмета в средовом подходе не передаётся ученикам напрямую, а прививается в ходе учебной деятельности: при изучении образовательных объектов, коллективного обсуждения, сопоставлении полученных результатов с культурно-историческими аналогами и т.д.
Окружающая человека образовательная среда может быть представлена в виде жизненно важных для него сфер. Существует три группы сфер, с которыми взаимодействует ученик: ноосфера (космическая, производственно-экономическая, экологическая); социосфера – системы общественных отношений (производственных, правовых, нравственных); психосфера (сфера разума, рационального регулирования поведения; сфера подсознательных, интуитивных механизмов мышления; сфера бессознательного, эмоционально-иррационального регулирования поведения, врожденных механизмов реагирования; сфера спонтанного проявления заложенных природой сущностных сил, дарований, способностей, механизмов приспособления к жизни).
Процесс взаимодействия ученика с окружающими его сферами представляет собой не что иное, как образовательный процесс. Для его осуществления ученик должен владеть способами, адекватными сферам, с которыми он взаимодействует. Эти способы взаимодействия играют роль языка, на котором ученик "разговаривает" с окружающими его сферами.
Взаимодействие "ученик - среда" включает в себя множество каналов, каждый из которых подразумевает определённый язык взаимодействия. Во-первых, - это языки физических органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Во-вторых, - это логические, коммуникативные и иные языки, ориентированные на мыслительные операции ученика. В-третьих, - это языки сверхчувственного взаимодействия с миром, например, эмпатия, интуиция, медитация, озарение, инсайт, которые позволяют осуществлять познание, минуя логические мыслительные операции. В-четвёртых, - это язык общения ученика с самим собой, т.е. язык рефлексивного взаимодействия его внутренних сфер.
Совокупность всех каналов связи "ученик - среда" вместе с соответствующими им языками относится к деятельностному содержанию образования. Цель обучения заключается в том, чтобы помочь каждому ученику открыть каналы своего общения с миром, осознать их особенности, а также научиться различным языкам такого общения, необходимым для творческой деятельности. Языки взаимодействия ученика с многообразными сферами познаваемого мира входят в содержание дистанционного образования.
Чтобы познаваемый объект был наблюдаем учеником, должны соблюдаться определенные условия: а) объект должен быть выделен учеником из окружающей среды; б) обозначен им в виде термина, понятия, рисунка, знака или иного средства; в) между учеником и объектом должно быть установлено взаимодействие на основе одного из известных ученику способов. Ученик способен познавать объекты не только внешнего, но и своего внутреннего мира, который включает предметы его собственных мыслей и чувств (понятия, категории, образы) ясно отделяемые им от внешнего мира; их познание происходит с помощью рефлексивных форм и методов познавательной деятельности.
Образовательные процессы, их продуктивность определяются тремя условиями: с одной стороны, изначальным личностным потенциалом, который у всех людей разный, с другой - спецификой внешней образовательной среды, с третьей - ситуациями взаимодействия человека со средой и с самим собой (рефлексия, самопознание).
Традиционно под образовательной областью понимается некоторый объём информации, предназначенной для усвоения учениками и подкреплённый сформированными умениями и навыками. С точки зрения эвристического обучения никакая внешне предлагаемая ученику информация не может быть перенесена в его внутреннее личностное содержание, если у него нет на то соответствующей готовности, заключающейся в "оживлении" его внутренних образовательных процессов. Каким образом определить качество и количество информационной среды, требуемой для развития естественных образовательных процессов ученика? Что ещё, кроме информации, необходимо для такого типа образования? Анализируя условия реализации целей образования в пространстве культуры, следует отметить задачу превращения в образовательную среду наличного для каждого места образования (класса, школы) социокультурного содержания, под которой он понимает все средства и содержание образования. На наш взгляд, на начальном этапе образовательного процесса никаких дополнительных источников информации, кроме естественного окружения ребёнка, в том числе и информационного, находящегося в сети Интернет, не требуется.
Начальный внешний мир сам предлагает бесконечные возможности и условия для саморазвития человека. Введение дополнительной информации в жизнь учащегося должно происходить на основе наблюдения и анализа педагогом различных ситуаций взаимодействия ребёнка с внешним миром. Действия ученика, создаваемые им образовательные продукты способны сообщить видящему и вдумчивому педагогу сведения о необходимой ученику информации. Основная же задача учителя – не внесение в образовательную среду ученика всё новых и новых компонентов, а организация свободного образовательного взаимодействия с уже существующими и выделенными для учебных целей объектами внешнего мира. Ученик сам, опираясь на внутренние потребности, культурные традиции и результаты осознания своей деятельности сможет изучать необходимые ему информационные блоки, развиваясь в процессе творчества. Для организации такой деятельности учащемуся необходимы приёмы, способы, технологии деятельности, которые могут быть усвоены им во взаимодействии с педагогом или с помощью заданных школой образовательных процессов. В результате взаимодействия с образовательной средой ученик приобретает опыт, трансформируемый им в знания. Эти знания отличаются от первичной информационной среды, в которой происходила эта деятельность. Знания здесь сопряжены с информацией, но не отождествляются с ней. Основными отличиями знаниевого продукта учащегося являются усвоенные им способы деятельности, понимание смысла изучаемой среды, самоопределение относительно неё и личное информационное и знаниевое приращение учащегося.
"Средовый" подход к дистанционному обучению является продуктивным, поскольку он ориентирован на создание учеником внутреннего образовательного продукта в форме приращения знаний, умений, способностей, способов деятельности, целей и ценностей. Кроме того, ученик создает внешние образовательные продукты: исследования, сочинения, поделки, другие произведения, также имеющие свое содержание.
Средовый подход к конструированию содержания образования становится особенно актуальным сегодня в связи с развитием глобальных электронных сетей, образовательных Интернет-массивов, телекоммуникационных технологий. Открытость окружающего мира ставит множество проблем научно-педагогического плана. Определение исходной модели образовательной среды, ориентированной на человека, позволяет формулировать принципы проектирования ИКТ-технологий, сохраняющих и развивающих гуманистическую составляющую образования в противовес технократической.