«ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ В СПО»


«ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ
В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ В СПО»
Косова Инна Андреевна
преподаватель
ГБПОУ МО «Павлово-Посадский техникум»
г. Павловский Посад
Е-mail: kosoff254@yandex.ruАннотация: В статье раскрывается развитие дистанционных технологий, применение видеоматериало на практике.
Ключевые слова: дистанционное образование, видеоматериалы, дистанционные образовательные технологии.
Использование дистанционных образовательных технологий для развития системы среднего профессионального образования является одним из важнейших стратегических направлений в области повышения качества образования.
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» понятие «обучение» трактует как «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни», т.е. под обучением понимается взаимодействие педагога и обучающегося, в процессе которого не только происходит развитие обучающегося и усвоение им определенных знаний, но и превращение этих знаний в жизненно необходимые, в условиях актуальной для него деятельности.«В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования».
Так что же это такое – «дистанционное обучение»? Дистанционное обучение  – взаимодействие преподавателя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Современное дистанционное обучение строится на использовании средств передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети) и методов, зависимых от технической среды обмена информацией.
С введением ФГОС повышаются требования к дистанционному обучению. Появились качественные отечественные разработки программного обеспечения, которые применяются многими российскими организациями, предоставляющими услуги по дистанционному обучению
Почему же так необходимы видеоматериалы в дистанционном образования СПО?
Во-первых, в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Московской области «Павлово-Посадский техникум» есть учебные группы заочного отделения, у которых в соответствии с учебным планом только 10 часов аудиторных занятий по ОГСЭ.02 «История», а у них предусмотрена такая форма промежуточной аттестации как «экзамен». Есть и такие студенты очного отеделения, которые пропускают занятия по причине слабого здоровья.
Во-вторых, есть ФГОС, который предписывает 50% учебного времени отдать внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся.
В-третьих, компьютеры или смартфоны есть почти у каждого обучающегося, и они всё равно периодически «сидят» в интернете.
Как видим, налицо все предпосылки к тому, чтобы использовать мировой опыт организации дистанционного обучения.
Видеокартинка всегда захватывала внимание зрителей. Поэтому и неудивительно, что видео в форме демонстрации различных кинофильмов сейчас часто используется в процессе обучения. В отличие от телевещания, где мы зависимы от программы телепередач, составленной заранее и не нами, видео на цифровых носителях информации позволяет учителю самостоятельно определять объект просмотра, то есть нужный нам фильм, или его фрагмент.
По мнению В. Ожогин использования кинофильмов в образовании может происходить двумя путями: создание комплексных учебных фильмов и коротких фрагментов. Кинофрагменты ограничиваются демонстрацией того, что касается определенного вопроса темы, рассчитанные на несколько минут и строятся на принципах: уплотнение, специфичности, важности, соответствия возрастным и психологическим особенностям учащихся, визуального приоритета, образного контекста, сочетание с другими средствами обучения.
Мною организуется дистанционное обучение, при этом я являюсь простым пользователем ПК и интернета, а не программистом. Я использую несколько способов. Например, я являюсь зарегистрированным пользователем таких социальных сети как ВКонтакте и NSportal. В своих аккаунтах я создала соответствующие группы для студентов очного и заочного отделений, вынужденных обучаться дистанционно, разрешила к ней доступ и теперь выкладываю материал на сайты, принимая ответы (и вопросы) обучающихся, как в комментариях, так и на свой e-mail. Пример таких групп вы можете посмотреть, пройдя по ссылкам
http://nsportal.ru/user/155391/page/zaochnoe-otdeleniehttps://vk.com/club76744219Формирование исследовательских умений на уроках истории Отечества XX в. возможно в процессе работы не только с документами, научными, научно-популярными и учебными текстами, но и видеоматериалами. В отличие от компьютера такие технические средства обучения, как телевизор и видеомагнитофон широко используются фактически в каждом учебном заведении, прочно вошли в практику и нашего техникума. Многие преподавателя формируют собственные видеотеки, включающие художественные фильмы, научно-популярные программы, публицистические телепередачи; документальное кино и прочее.
Спецификой преподавания истории является необходимость включения в программу обширной информации, например, о культуре изучаемой страны. Такого рода информация содержит значительное количество национально–специфических реалий, которые могут быть непонятны для обучающихся.
Большой вклад в решение этой проблемы вносит внедрение в учебный процесс аутентичных видеоматериалов, художественных фильмов, отрывков из художественных экранизированных драматических произведений, имеющих аутентичные зрительный и звуковой ряды. Анализ учебно–методической литературы и собственная практика показали, что аутентичные видеоматериалы обладают большими потенциальными возможностями для решения различных учебных задач.
Дистанционное обучение с помощью видеоматериалов позволяет:
снизить затраты на организацию процесса обучения;
проводить обучение большого количества обучающихся;
повысить качество обучения за счет применения современных программ, электронных библиотек и т.д.
создать единую образовательную среду.
В практике работы я использую собственные видеоматериалы, особенно при изучении процессов, происходящих в современной России. Обращение к этому периоду объясняется еще тем, что в учебной литературе события 1992 - 2002 гг. освещаются довольно скупо, а знания учащихся вряд ли могут быть полноценно сформированы без привлечения материалов, подобранных учителем. Возможно сопоставление вполне самостоятельных, но взаимосвязанных между собой блоков видеоматериалов, посвященных парламентским выборам (1995, 1999) и президентским (1996, 2000) выборам, включающие фрагменты транслировавшихся на ОРТ и РТР материалов предвыборной агитации политических партий, движений, блоков, кандидатов в президенты Российской Федерации, а также информационных и информационно-аналитических программ, сопровождавших выборы.
Примером такого блока видеоматериалов может служить подборка «Выборы 1995-Государственная дума». Данный блок включает предвыборные выступления представителей партий и их рекламные ролики, фрагментытеледебатов    и   программы    «Вести».    Они    представлены    в следующей последовательности:
1)  фрагменты программы «Время»;
2)  ролик ДВР и выступление Е. Гайдара;
3)  ролик ЛДПР и выступление В. Жириновского;
4)  ролик КПРФ и выступление Г. Зюганова;
5)  фрагмент теледебатов с участием представителей ДВР, ЛДПР и КПРФ;
6)  ролик блока Г. Явлинского и выступление его лидера;
7)  ролик НДР и выступление его лидеров;
8)  фрагмент программы «Вести»;
9)  выступление представителей объединения «Держава»;
10)     выступление представителей Конгресса Русских Общин;
11)     ролик экологической партии «Кедр» и выступление её лидера.
Основой для этой работы с этими видеоматериалами являются вопросы и задания, выдающиеся каждому ученику перед просмотром.
Безусловно, подготовка таких блоков видеоматериалов предполагает значительные затраты времени со стороны преподавателя. Однако процесс работы с обучающимися и её результат стоят затраченных усилий. В ходе обсуждения просмотренного, обучающиеся самостоятельно анализируют основные идеи и программные установки политических партий и движений России, отличают на основе выступлений их лидеров негативные процессы в социально-экономической сфере. Опора на знания по истории нашей страны конца 1980-х - начала 1990-х гг. позволяет обучающимся объяснить появление          многочисленных политических объединений, не имевших в своем большинстве опыта участия в предвыборной борьбе.
Таким образом, дистанционные технологии  в обучении истории в техникуме мною используются для организации дистанционного обучения и для организации общения с помощью форумов, чатов. Образовательные ресурсы Интернета используются учителем на уроках истории в режимах on-line или off-line.
Использование видеоматериалов при дистанционном обучении дает возможность развивать навыки работы с информацией, умение находить необходимый материал, развивает критическое мышление, то есть способствует становлению человека информационного общества.
Дистанционное обучение с использованием видеоматериалов – эта та необходимая реальность, образовательные возможности которой нам важно использовать на 100%. Дистанционное образование - это шаг в образование будущего в качестве повышения профессиональной квалификации. Дистанционное обучение лидирует, потому обучающийся с профессиональными навыками имеет возможность продолжить образование на заочном отделении в техникуме без отрыва от производства.
Список использованных источников:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) (29декабря http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166143/ © КонсультантПлюс, 1992-2014 ггТихомиров В.П. Основные принципы построения Системы дистанционного образования России // Дистанционное образование. – 1998. – № 1. – С. 4-9.
Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России / Госкомвуз РФ. – М., 1995.
Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «Педагогические условия»: сущность, классификация / General and Professional Education 2012, №1
http://tgi65.ucoz.ru/publ/2-1-0-5https://infourok.ru/videouroki?category=41