Доклад Использование активных форм в технологическом образовании школьников
Доклад на МО учителей технологии 12.2013
Использование активных форм в технологическом образовании школьников
В условиях современной мировой цивилизации возрастают требования к формированию научного и культурного уровня учащихся, профессионализма, гибкого мышления и творческого развития личности. В настоящее время педагоги находятся в поиске пересмотра методики преподавания. В соответствии с потребностями и задачами современного общества по формированию активной личности, умеющей самореализовать- ся, перенимать новый опыт, быть мобильными, активными.
Наступило время, когда учащимся недостаточно только знаний и умений, необходимо научить их находить способы реализации и приложения своих универсальных знаний для активного преобразования окружающей действительности на пользу и благо человека. Можно предположить те качества личности, которые преподаватель может воспитывать и развивать в процессе практической и проектной деятельности на уроках технологии. Это, в первую очередь: навыки в создании конкурентоспособного изделия, проект не должен быть оторван от жизни, умение работать в команде (группе), коммуникативность, умение отстаивать свои идеи, способность воспринимать критику , способность общаться с заказчиками, расширять кругозор знаний, хорошо знать предмет, работать креативно, соблюдать визуальное соответствие идеи и практики, творить эмоционально, уметь изображать предметы, владеть компьютером, уметь укладываться в сроки, определенные преподавателем. Недостаточно только технических и технологических знаний учащихся для последующей адаптации в жизни и профессиональном становлении с целью подготовки всесторонне развитой личности, способной к активной адаптации и социализации в современном обществе и профессиональной деятельности.
Необходимые качества можно привить интерактивными формами преподавания технологии, которые позволят углубить знания, привить навыки комплексного решения задач и проблем, научат работать в группе, принимать общее согласованное решение через активные методы работы, такие как ролевые и имитационные игры и общение, приближенное к жизненной практике. Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе.
Подобные методы могут помочь преподавателю решить задачи оптимизации учебного процесса через открытое непрерывное общение с обучающимися.
Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение.
В старших классах на уроках технологии – занятия по выбору профессии, экономическим и экологическим можно проводить в форме коуч – практикума, где можно поразмышлять «работать или учиться? Где? Кем?»
Коучинг – это развивающее обучение, поддерживающее в поиске, определяющее цель и стимул к ее достижению.
Кейс – метод (метод ситуации) также позволяет решить ситуацию, максимально приближенную к реальной и развивает готовность решать проблемные практические задачи. Проведение таких занятий требует творческой подготовки учителя к занятию, составление таблиц, схем, подбор иллюстративного материала на различных носителях. Здесь есть и упражнения, анализ, подбор, определение позиции.
В старших классах возможны дискуссионные методы обучения: метод мозгового штурма или интервью. Учителя используют их в процессе объяснения или закрепления материала. АМ презентации учебного материалаВ процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Стриптиз», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
Пример Активных методов релаксации
Метод «Земля, воздух, огонь и вода»
Цель – повысить уровень энергии в классе. Численность – весь класс. Время – 8-10 минут
Проведение: Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.
Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).
Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.
Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.
Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов. .Кроме интенсификации освоения учебной информации, АМО позволяет так же эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества.
Но и это еще не все возможности активных методов обучения. Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др. А сегодня многие уже понимают, что, несмотря на свою мягкость, эти навыки в современной жизни играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни.
Не меньшее значение имеет повышение интереса и мотивированности учителя, как от использования АМО, дающего простор для творческого поиска и развития потенциала педагога, так и вследствие повышения эффективности и качества его профессиональной деятельности. Освоив существующие активные методы, технологию их применения в образовательном процессе и убедившись в эффективности АМО, педагог может более активно использовать свой творческий потенциал, разрабатывая и внедряя авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями учеников и реальными потребностями местного сообщества. Игровая форма разбора и презентации материала, возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий, подключение творчества при подготовке презентации, соревнование команд, азарт, значительная доля самостоятельности на уроке, ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими – все это вызывает развитие высокой мотивированности обучающихся, интерес и желание заниматься. Образовательный процесс перестает быть чем-то навязанным извне, он становится органичной частью жизни обучающегося как дома, при подготовке (причем, подготовка тоже может стать командной), так и в школе, когда у обучающегося появляется возможность проявить себя в разных легитимных формах.
Таким образом, использование АМО позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся, уверенности и мотивированности учителя, соответствия результатов деятельности школы ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества. Сама жизнь диктует необходимость замены существующей роли школьника, как послушного исполнителя, на его активное участие в образовательном процессе. Принятие обучающегося в качестве равноправного субъекта школьных отношений, признание его значения и ответственности за результаты обучения создадут ту необходимую среду, которая позволит эффективно использовать активные методы обучения.
Литература :интернетресурсы, «Инновационные подходы к организации технологического образования, ориентированного на подготовку инжинерно – технических кадров» сборник материалов научно-практической конференции с международным участием (г.Пермь, 01 – 03 марта 2012 г.)