Проектная работа Мультимедийные средства в технологическом образовании школьников











Проектная работа
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ



Работу выполнил:
учитель технологии Пакшин И.В.
СОДЕРЖАНИЕ


13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc370211186" 14ВВЕДЕНИЕ 13 PAGEREF _Toc370211186 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc370211187" 14ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 13 PAGEREF _Toc370211187 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc370211188" 141.1 Общая характеристика мультимедийных средств обучения 13 PAGEREF _Toc370211188 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc370211189" 141.2 Сферы применения мультимедиа в общем среднем образовании 13 PAGEREF _Toc370211189 \h 14121515
13 LINK \l "_Toc370211190" 141.3 Психологические аспекты использования мультимедийных средств в обучении школьников 13 PAGEREF _Toc370211190 \h 14161515
13 LINK \l "_Toc370211191" 141.4 Система требований к педагогам, использующим мультимедийные ресурсы в профессиональной деятельности 13 PAGEREF _Toc370211191 \h 14211515
13 LINK \l "_Toc370211192" 14Глава 2 МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ 13 PAGEREF _Toc370211192 \h 14271515
13 LINK \l "_Toc370211193" 142.1 Проблемы и возможности использования мультимедийных средств обучения в образовании 13 PAGEREF _Toc370211193 \h 14271515
13 LINK \l "_Toc370211194" 142.2 Особенности подготовки учебных мультимедийных средств обучения школьному предмету «Технология» 13 PAGEREF _Toc370211194 \h 14331515
13 LINK \l "_Toc370211195" 14ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13 PAGEREF _Toc370211195 \h 14461515
13 LINK \l "_Toc370211196" 14СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13 PAGEREF _Toc370211196 \h 14481515
15

ВВЕДЕНИЕ

Развитие современного общества, реализация стратегии экономического роста страны, формирование демократического социально ориентированного общества предъявляют повышенные требования к школьному образованию. Перед школой стоит задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего человека, владеющего системой знаний и развитыми интеллектуальными способностями, позволяющими ему самостоятельно повышать уровень образования. Одним из факторов, обеспечивающих решение данной задачи, является внедрение информационно-коммуникационных технологий в общество и сферу образования. Использование человеком возможностей глобальной телекоммуникационной сети создает условия удовлетворения информационных потребностей граждан при получении образования на всех уровнях и ступенях.
Мультимедийные технологии – одно из наиболее бурно развивающихся направлений новых информационно-коммуникационных технологий, используемых в учебном процессе. Мультимедиа средства представляют собой компьютерные средства создания, хранения, обработки и воспроизведения в оцифрованном виде информации разных типов: текста, рисунков, схем, таблиц, диаграмм, фотографий, видео- и аудио- фрагментов и т.п.
Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать его более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.
Школьный предмет «Технология» отличается от других тем, что большая часть учебного времени отводится на практическую работу. Поэтому учителю технологии на уроке необходимо за короткий промежуток времени успеть объяснить новый материал, чтобы у школьников была возможность применить теоретические знания на практике. Наилучшему усвоению информации в рамках технологической подготовки школьников способствует использование мультимедийных средств: презентаций, видеофрагментов, анимационных роликов и др.
Исходя из актуальности данной проблемы, мы выбрали следующую тему итоговой квалификационной работы: «Мультимедийные средства обучения технологии в общеобразовательной школе».
Цель исследования: определить методику разработки и использования мультимедийных средств, в процессе обучения школьников предмету «Технология».
Объект исследования: процесс обучения технологии в школе.
Предмет исследования: мультимедийные средства обучения предмету «Технология» в общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
Охарактеризовать мультимедийные средства обучения.
Выявить сферы применения мультимедиа в общем среднем образовании.
Определить психологические особенности использования мультимедийных средств в обучении школьников.
Разработать систему требований к педагогам, использующим мультимедийные ресурсы в профессиональной деятельности
Определить методику разработки дидактического обеспечения уроков технологии с использованием мультимедийных средств.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды ученых в области разработки и использовании в образовании мультимедийных средств: Г.О. Аствацатурова, Ю.Н. Дрешер, Е.С. Полат, А.В. Осина, И.В. Роберт, В. Тэй и др.
Методы исследования: изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования; изучение и анализ практического опыта деятельности образовательных учреждений; сравнение, наблюдение.
Практическая значимость работы заключается в определении методики разработки и использования мультимедийных средств обучения технологии в общеобразовательной школе, которую можно применять в педагогической практике.
Итоговая квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1 Общая характеристика мультимедийных средств обучения

Слово «мультимедиа» стало популярным с 90-х годов 20-го столетия. Multimedia - (англ.) многокомпонентная среда, позволяющая использовать текст, графику, видео и мультипликацию. «Мультимедиа» означает возможность работы с информацией в различных видах, а не только в цифровом виде, как у обычных компьютеров. Мультимедиа-компьютеры позволяют воспроизводить звуковую (музыка, речь и др.), а также видеоинформацию (видеоролики, анимационные фильмы и др.). Видеоэффекты могут быть представлены показом сменных компьютерных слайдов, мультфильмов, видеоклипов, перемещением изображений и текстов, изменением цвета и масштаба изображения, его мерцанием и постепенным исчезновением и др. [17, с. 5].
В мультимедийных программах используется определенный способ передачи информации:
Взаимодействие различных информационных блоков (текста, графики, видеофрагментов) посредством гиперссылок. Гиперссылки представляются в виде специально оформленного текста, или в виде определенного графического изображения. Одновременно на экране может располагаться несколько гиперссылок, и каждая из них определяет свой маршрут следования.
Интерактивность, то есть диалоговым режимом работы пользователя с источником, при котором он может самостоятельно выбирать интересующую его информацию, скорость и последовательность ее передачи [4, с. 6].
Появление систем мультимедиа произвело революцию во многих областях деятельности человека: компьютерном тренинге, бизнесе и других сферах профессиональной деятельности. Одно из самых широких областей применения технология мультимедиа получила в сфере образования.
Мультимедийные средства представляют собой компьютерные средства создания, хранения, обработки и воспроизведения в оцифрованном виде информации разных типов: текста, рисунков, схем, таблиц, диаграмм, фотографий, видео- и аудио- фрагментов и т.п.
Таким образом, упрощенно под мультимедиа можно понимать комбинированное представление информации в разных формах (текст, звук, видео и т.д.).
Школьные учителя сталкиваются с понятием мультимедиа, когда в их распоряжении в школе оказывается компьютер, оснащенный специальным оборудованием, позволяющий работать с самой разнообразной информацией. Для большинства людей, имеющих отношение к школе, именно со специального аппаратного обеспечения начинается знакомство и последующее взаимодействие с технологиями мультимедиа [28].
Действительно, в аппаратном обеспечении особым образом выделяется семейство средств, характерной особенностью которых является возможность обработки и представления информации различных типов, являющихся относительного новыми с точки зрения развития компьютерной техники. За последние годы к числу таких средств, получивших название средств мультимедиа, были отнесены устройства для записи и воспроизведения звука, фото и видео изображений. Если в ближайшее время получат распространение устройства для цифровой обработки запахов, то эти устройства также будут отнесены к семейству средств мультимедиа.
Специфику средств мультимедиа невозможно понять без знания видов (типов) информации и способов ее представления, что является предметом изучения информатики. Остановимся лишь на основных аспектах классификации информации, значимых для изучения мультимедиа-технологий.
Термин информация уходит корнями к латинскому informatio - разъяснение, изложение. Изначально в это слово вкладывался смысл, соответствующий «сведениям, передаваемым одними людьми другим людям, устным, письменным или другим способом, а также сам процесс передачи или получения этих сведений».
Например, И.Н. Бекман считает, что онятие «информация» - есть первичное и неопределяемое понятие (как, например «точка» в геометрии, «множество» в математике) [5].
Слово «информация» в переводе с латинского означает «сообщение», «разъяснение». Первоначально смысл слова «информация» трактовался как нечто присущее только человеческому сознанию и общению – знания, сведения, известия. Затем смысл этого слова начал расширяться и обобщаться [6, с. 12]. Так, одним из всеобщих свойств материи (наряду с движением, развитием, пространством, временем и др.) было признано отражение, заключающееся в способности адекватно отображать одним реальным объектом другие реальные объекты, а сам факт отражения одного объекта в другом и означает присутствие в нём информации об отражаемом объекте. Если состояния одного объекта находятся в соответствии с состояниями другого объекта (например, соответствие между положением стрелки вольтметра и напряжением на его клеммах или соответствие между нашим ощущением и реальностью), то один объект отражает другой, т. е. содержит информацию о другом. Высшей, специфической формой отражения является сознание человека.
Особенностью понятия «информация» является его универсальность - оно используется во всех без исключения сферах человеческой деятельности: в философии, естественных и гуманитарных науках, в биологии, медицине, в психологии человека и животных, в социологии, искусстве, в технике и экономике и, конечно, в повседневной жизни.
До появления компьютерной техники слово информация использовалось редко, в основном в специальной и технической литературе. Вплоть до начала ХХ века слово «информация» не встречалось ни в одном периодическом издании, ни в одном толковом словаре. В России оно появляется лишь в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Н .Д. Ушакова, изданном в 1935 году, и определяется как действие по глаголу «информировать», как осведомление о чём-либо.
В обычном разговорном языке слово «информация» появилось гораздо раньше. Оно пришло из латинского, в центре Европы имело хождение в основном в журналистских кругах и означало процесс информирования, как сейчас говорят «широких кругов общественности» о важнейших событиях в жизни общества. В этом же значении во времена Петра I оно пришло в русский язык (в основном ( в официальный), как полагают, ( из Польши.
Широко в разговорном языке это слово начинает появляться только в сороковых годах прошлого века одновременно с перенесением его основного значения с глагольной формы (процесса информирования) на предметную, на содержание передаваемых при таком информировании сведений. В это же время оно всё чаще и чаще появляется в научных публикациях и технических текстах, приобретая статус научного термина, а позже - общенаучной категории [6].
Такая его трансформация связана с социальным развитием и вызванным им техническим прогрессом, который, в свою очередь, это развитие ускорил. В этот период истории человеческое сообщество осознало, что его развитие - это вовлечение в орбиту общественных (в основном - производственных) отношений всё более масштабных технических комплексов, построение и использование которых требует не только огромных материальных и энергетических затрат, но и всё возрастающих объёмов знаний [5].
Существует несколько критериев, согласно которым информация может быть классифицирована. В качестве первого критерия может быть использован широко распространенный принцип выделения видов восприятия информации человеком, таких как зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. С точки зрения изучения мультимедиа целесообразно рассматривать только те виды информационного воздействия на человека, которые возможны при работе с компьютерной и коммуникационной техникой. Таким образом, всю информацию по видам восприятия можно разделить на три основные группы:
1. Информация, воспринимаемая зрением человека, так называемая зрительная или визуальная информация, включающая текст, графические изображения и рисунки, фотографии, мультфильмы, видеофильмы.
2. Информация, воспринимаемая слуховым аппаратом человека, так называемая звуковая информация, включающая произвольные шумы, музыкальные произведения, речь.
3. Информация, воспринимаемая сенсорной системой человека, так называемая сенсорная или тактильная информация, необходимая при работе с помощью специальных технических средств.
Все перечисленные виды информации можно классифицировать и по другим критериям. Одним из них является способ восприятия информации человеком. В этой связи всю поступающую информацию можно разделить на ассоциативную и прямую [28].
Определим ассоциативную информацию как информацию, восприятие которой основано на ассоциациях, возникающих у человека под действием раннее усвоенной информации. При таком подходе к классификации к этому виду информации можно отнести текст, речь и, возможно, рисунки и мультфильмы. В качестве примера можно привести текстовое или словесное описание какого-либо технического устройства, с которым школьники знакомятся при изучении технологии. В этом случае чтение текста или прослушивание речи педагога приводит к ассоциации получаемой информации с уже имеющимися у учащихся представлениями о технических объектах. Важно понимать, что чтение текста или прослушивание речи не приведет к одинаковому восприятию изучаемого устройства всеми учениками. Каждый обучаемый представит изучаемое устройство по-своему.
Прямая информация непосредственно передает важные, в том числе и с точки зрения целей обучения, свойства объектов. К такому виду информации могут быть отнесены фотографии, видеофильмы, произвольный звук, называемый в науке шумом.
Одной из существенных отличительных особенностей средств мультимедиа считается возможность представления и обработки прямой информации. Так, например, использование средств мультимедиа при изучении технических объектов в школьном предмете «Технология» дает возможность обучаемым увидеть изучаемое устройство и его работу, услышать возможные звуки, что позволяет сформировать более корректные образы, наиболее соответствующие реальным объектам и процессам, с которыми человек имеет дело в жизни.
Таким образом, понятие мультимедиа, вообще, и средств мультимедиа, в частности, с одной стороны тесно связано с компьютерной обработкой и представлением разнотипной информации и, с другой стороны, лежит в основе функционирования средств информатизации, существенно влияющих на эффективность образования. Наличие и внедрение в сферу образования средств мультимедиа способствует появлению соответствующих компьютерных программных средств и их содержательного наполнения, разработке новых методов обучения и технологий информатизации профессиональной деятельности учителей [17].
Так, например, появление и проникновение в систему образования средств мультимедиа, позволяющих хранить, обрабатывать и воспроизводить видеофильмы, привело к созданию компьютерных программ, используемых в обучении и содержащих фрагменты видеофильмов, демонстрируемых обучаемым. Это, в свою очередь, породило новые методические сценарии проведения учебных занятий, на которых школьники, работая с компьютером, часть учебного времени посвящают просмотру видеофрагментов, важных с точки зрения целей обучения. Очевидно, что и сами видеоматериалы, используемые в образовании, качественно изменились, в том числе, и благодаря использованию соответствующих средств мультимедиа.

1.2 Сферы применения мультимедиа в общем среднем образовании

Мультимедиа является эффективной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.
За счет этого, большинство педагогов могут использовать мультимедиа как основу своей деятельности по информатизации образования.
Информатизация образования представляет собой область научно-практической деятельности человека, направленной на применение технологий и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающее систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Рассмотрим более подробно перечисленные выше свойства мультимедиа, превращающие эту технологию в полноценный компонент информатизации образования.
Интерактивность средств информатизации образования означает, что пользователям, как правило, школьникам и учителям, предоставляется возможность активного взаимодействия с этими средствами. Интерактивность означает наличие условий для учебного диалога, одним из участников которого является средство информатизации образования [10, с. 12].
Предоставление интерактивности является одним из наиболее значимых преимуществ мультимедиа-средств. Интерактивность позволяет в определенных пределах управлять представлением информации: школьники могут индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях пользователя. Ученики могут устанавливать скорость подачи материала, число повторений и другие параметры, удовлетворяющие индивидуальным образовательным потребностям. Это позволяет сделать вывод о гибкости мультимедиа технологий.
Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять информацию в различных формах, часто используемых в школьном обучении, таких как:
изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды;
звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка;
видео, сложные видеоэффекты;
анимации и анимационное имитирование.
Мультимедиа может применяться в контексте самых различных стилей обучения и восприниматься самыми различными людьми: некоторые предпочитают учиться посредством чтения, другие - посредством восприятия на слух, третьи - посредством просмотра видео, и т.д.
Использование мультимедиа позволяет обучаемым работать с учебными материалами по-разному - школьник сам решает, как изучать материалы, как применять интерактивные возможности средств информатизации, и как реализовать совместную работу со своими соучениками. Таким образом, учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса.
Работая с мультимедиа-средствами, ученики могут влиять на свой собственный процесс обучения, подстраивая его под свои индивидуальные способности и предпочтения. Они изучают именно тот материал, который их интересует, повторяют изучение столько раз, сколько им нужно, что способствует более правильному восприятию.
Таким образом, использование качественных мультимедиа-средств позволяет сделать процесс обучения гибким по отношению к социальным и культурным различиям между школьниками, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам. Применение мультимедиа может позитивно сказаться сразу на нескольких аспектах учебного процесса в школе.
Применение на уроках средств мультимедиа способствует:
стимулированию когнитивных аспектов обучения, таких как восприятие и осознание информации;
повышению мотивации школьников к учению;
развитию навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых;
развитию у учеников более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, формированию более глубокого понимания изучаемого материала.
Кроме этого к числу преимуществ использования мультимедиа в общем среднем образовании можно отнести:
одновременное использование нескольких каналов восприятия учащегося в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств;
возможность моделировать сложные, дорогие или опасные реальные эксперименты, проведение которых в школе затруднительно или невозможно;
визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов;
визуализация объектов и процессов микро- и макромиров;
возможность развить когнитивные структуры и интерпретации учащихся, обрамляя изучаемый материал в широкий учебный, общественный, исторический контекст, и связывая учебный материал с предыдущим опытом и знаниями школьников.
Средства мультимедиа могут быть использованы для улучшения процесса обучения, как в конкретных предметных областях, так и в дисциплинах, находящихся на стыке нескольких предметных областей школьного обучения.
На эффективность системы общего среднего образования в значительной степени влияет также среда, в которой протекает учебный процесс. В это понятие входит структура учебного процесса, его условия и доступность (общество, библиотеки, центры мультимедийных ресурсов, компьютерные лаборатории и т.п.).
В таких условиях мультимедиа-средства информатизации образования могут быть использованы как одна из многочисленных возможных сред обучения. Такая среда применима в многочисленных образовательных проектах, в которых школьники размышляют об изучаемой предметной области, участвуют в диалоге со своими сверстниками и учителями, обсуждая ход и результаты обучения в школе [19].
На сегодняшний день информационные и, в частности, мультимедиа технологии в большей или меньшей степени применяются в учебной и организационно-педагогической деятельности практически всех средних учебных заведений. Работа школьников в компьютерных и Интернет-классах как при изучении информатики, так и на занятиях по другим предметам, планирование учебных занятий с помощью компьютера или электронное компьютерное тестирование знаний школьников и абитуриентов стали повсеместными.
Учителя школ разрабатывают и активно используют электронные учебные средства, пособия, компьютерные задачники, практикумы, лабораторные работы, педагогические программные средства. В электронную форму переведены большинство используемых научных и методических разработок. Дальнейшее развитие получают новые формы образовательной деятельности, основанные на преимуществах новейших мультимедиа технологий, к числу которых, в первую очередь, относится дистанционное образование.
Использование компьютерных мультимедиа технологий в учебном процессе поднимает его на качественно новый уровень, положительно влияет на мотивацию школьников к учебной деятельности, повышает уровень их состоятельности и активности в выборе методов решения стоящих перед ними задач.
Функционирование научно-исследовательской сферы в системе образования порождает целое направление для внедрения мультимедиа-средств. Однако следует учитывать и то обстоятельство, что специфика информатизации научных исследований не позволяет применять к построению и использованию мультимедиа-ресурсов, задействованных в научных исследованиях, те же методы и подходы, которые применяются в информатизации других сфер образовательной деятельности.
Наряду с основной для любой школы учебной деятельностью возможна информатизация и различных внеучебных мероприятий, которые всегда сопровождают обучение школьников и играют огромную роль в воспитании молодежи, выработке у детей стремления работать в коллективе, расширении "информационного багажа" будущих выпускников школ. К сожалению, данная область образовательной деятельности до сих пор остается не достаточно компьютеризированной, а исследований в области информатизации внеучебной деятельности школьников практически не существует.
Обширной сферой применения мультимедиа технологий в современной школе является организационно-управленческая деятельность. В ее автоматизации используются многие средства, так или иначе, основанные на мультимедиа. Ученые-педагоги предпринимают различные попытки интегрировать специфические аспекты учебного процесса, методику обучения с технологиями управления школой.

1.3 Психологические аспекты использования мультимедийных средств в обучении школьников

Использование мультимедийных средств в обучении влияет на формирование и развитие психических структур человека, в том числе мышления. Печатный текст, до последнего времени являвшийся основным источником информации, строится на принципе абстрагирования содержания от действительности и в большинстве языков организуется как последовательность фраз в порядке чтения слева направо, что формирует навыки мыслительной деятельности, обладающей структурой, аналогичной структуре печатного текста, которой свойственны такие особенности, как линейность, последовательность, аналитичность, иерархичность.
Другие средства массовой коммуникации - фотография, кино, радио, телевидение - имеют структуру, значительно отличающуюся от структуры печати. Образы и звуки не направляют ход мыслей слушателя или зрителя от А к Б и далее к С с промежуточными выводами, как при восприятии печатной информации. Вместо этого они создают модели узнавания, обращены к чувственной стороне субъекта.
Подобно тому, как печатные материалы и технические средства массовой коммуникации привели к гигантскому расширению возможностей человеческого познания, фиксации и передачи опыта, компьютер должен увеличить потенциал человеческого мышления, вызвать определенные изменения в структуре мыслительной деятельности. В открытой и дистанционной обучающей среде, созданной ИКТ, основными являются процессы организации и интерпретации мультимедийной информации. Она может быть закодирована и представлена на экране дисплея в виде математических символов, таблиц, графиков и диаграмм, изображения процессов, дополняемых звуком, цветным изображением и т.п.
Мультимедийная информационная среда оказывает существенное влияние на основные характеристики мышления (рисунок 1).
Условия обучения, создаваемые мультимедийной информационной средой, должны способствовать развитию мышления учащегося, ориентировать его на поиск очевидных и неочевидных системных связей и закономерностей. Компьютер является мощным средством оказания помощи в понимании людьми многих явлений и закономерностей, однако, нужно помнить, что он неизбежно порабощает ум, располагающий в результате лишь набором заученных фактов и навыков [13].












Рисунок 1 - Влияние мультимедийной информационной среды на мышление

Простое сообщение знаний, овладение языком программирования, само умение программировать являются лишь первым шагом на пути реализации его возможностей. Действительно эффективным можно считать лишь обучение, при котором обучаемым прививаются навыки мышления, причем мышления нового типа, определенным образом отличающегося от мышления, сформировавшегося на основе оперирования печатной информацией, пользования средствами массовой коммуникации.
Пересмотру подвергаются представления не только о мышлении; но и о других психических функциях: восприятии, памяти, представлениях, эмоциях и др. Перед психологами и педагогами встают задачи концептуального описания развития человеческой деятельности и психических функций человека в условиях технологизации и использования мультимедийных средств в образовании.
Все это обеспечивает отказ от заучивания фактов и освоения навыков, характерных для индустриальной модели образования, а также формирование взаимосвязанного, взаимозависимого мышления, направленного на решение образовательных проблем.
Докомпьютерная система образования слишком ориентирована на "рациональное" мышление, не дает простора оригинальным идеям, подавляет попытки поставить под сомнение авторитеты, поощряет стандартное поведение.
Процесс овладения мультимедийным инструментарием, перестройки деятельности человека с введением в ее структуру нового элемента давно интересует психологов. Л.С. Выготский еще в 1937 г. писал о том, что включение инструмента в процесс поведения человека вызывает к жизни целый ряд новых функций, связанных с использованием данного инструмента и управлением им, делает ненужным целый ряд естественных процессов, работу которых теперь выполняет инструмент, видоизменяет протекание психических процессов и их интенсивность, длительность, последовательность, замещает одни функции другими, т.е. перестраивает всю структуру поведения [9].
П.Я. Гальперин, примерно в тот же период, исследовавший психологические различия между инструментом человека и вспомогательными средствами у животных, отмечал, что фиксированный способ применения, который выступает перед человеком как новая объективная действительность инструмента наряду с его естественными свойствами, представляет общественный способ его применения. Система инструментальных операций является продуктом общества, общественного производства, а само орудие является носителем определенного типа деятельности, в нем фиксирован определенный контекст действия: «С самого начала орудие несет в себе печать общественных приемов своего употребления, которые выступают перед отдельным человеком в качестве такой объективной действительности, как самое вещественное бытие орудия. И, конечно, его психологический контекст совсем иной, чем психологический контекст вспомогательного средства у животного» [42, с. 296].
Инструментарий диктует специфическую логику действия с ним. Для того, чтобы овладеть инструментарием, необходимо «подчиниться» его логике. Так, ребенок, который учится пользоваться ложкой, должен включиться в систему орудийных операций, закрепленных за ложкой как культурным средством. Ребенка нужно отучить от естественных приемов захвата ложки кистью руки у самого черпачка, что он пытается проделать в начале обучения, и подчиниться требованиям инструментальных приемов. В начале ложка является для ребенка лишь простым удлинением руки. В этом случае, как считает П.Я. Гальперин, оно не открывает для субъекта никаких новых возможностей и представляет собой только некоторую вариацию уже наличных. Постепенно ребенок отказывается от попыток использовать ложку как простой удлинитель руки, последняя превращается в держатель и двигатель инструмента. Возникает инструмент как новая действительность, включенная между человеком и природой, инструмент во всем своем историческом и психологическом значении. Ложка и компьютер как инструменты человеческой деятельности несут с собой, конечно, разные возможности. Однако, психологические закономерности их влияния на деятельность и психику человека, пути их освоения и использования принципиально не отличаются.
Основная схема освоения инструментальных средств заключается в том, чтобы вначале подчинить свои действия логике действий, задаваемых этими средствами, а затем подчинить их целям и задачам своей деятельности, получив новые возможности достижения результатов этой деятельности.
Ha первом этапе мультимедийное средство или ресурс выступает предметом учебной деятельности, в ходе которой приобретаются знания о работе средства, изучаются языки и приемы взаимодействия с ним, усваиваются навыки работы.
На втором этапе этот мультимедийный ресурс превращается собственно в средство решения каких-либо учебных или профессиональных задач.
Подобное превращение предмета в средство и обусловливает развитие деятельности и мышления человека, предполагает перестройку привычных действий, форм и способов деятельности.
В заключение данного параграфа следует отметить, что, применяя в образовании современные информационные технологии и мультимедиа-ресурсы, не следует забывать, что «творческий» уровень интерактивного взаимодействия человека с компьютером определяется содержанием и уровнем интеллектуального развития человека. А это означает, что в основе взаимодействия, объединяющего человека и мультимедиа-средств, должна лежать система личностных знаний.

1.4 Система требований к педагогам, использующим мультимедийные ресурсы в профессиональной деятельности

Определим навыки, необходимые педагогам для практического использования мультимедийных средств в процессе обучения школьников. Разделим их на три группы:
Общие педагогические навыки.
Навыки владения мультимедийными средствами и технологиями, средствами информационных и телекоммуникационных технологий [10, с. 34].
Навыки применения информационных и телекоммуникационных технологий и технологий мультимедиа в образовательном процессе.
От современного учителя сегодня требуется, чтобы он знал, где и как найти учебные материалы в телекоммуникационных сетях, умел использовать подобные сети в различных аспектах преподавания и обучения, понимал, как представить содержание учебных предметов посредством мультимедиа-технологий, как применять мультимедийные средства обучения.
Учитывая данные психологических исследований, эффективное освоение потенциала мультимедийных средств предполагает соответствующую подготовку преподавателя, который должен опираться на следующие положения:
обучение работе с мультимедийными средствами обучения является частью содержания образования;
мультимедийные средства обучения есть лишь инструмент решения проблем, его использование не должно превращаться в самоцель;
использование мультимедийных средств обучения расширяет возможности человеческого мышления в решении проблем;
обучение работе с мультимедийными средствами является методом формирования мышления.
По мере внедрения современных мультимедийных технологий в образование происходит изменение роли преподавателя в учебном процессе. В связи с акцентом на самостоятельное приобретение знаний усиливается консультационная и корректировочная направленность обучающей деятельности педагога. В условиях избыточной научной и учебной информации, предоставляемой учащимся современными мультимедийными технологиями, возрастают требования к профессиональной подготовке преподавателя в области основной и смежных учебных дисциплин. Существенно повышаются также требования к личностным, общекультурным, коммуникативным качествам учителя [10].
Даже поверхностный анализ показывает, что чаще всего внедрение мультимедиа в учебный процесс воспринимается как простое переложение известного педагогу содержания и представление его обучаемым с помощью компьютерных средств. Очевидно, что такой подход оставляет неиспользованными колоссальные возможности активизации наглядно-образного и теоретического образного мышления учащихся.
С точки зрения информатизации образования, всех педагогов целесообразно разделить на две основные категории: преподаватели-пользователи готовых мультимедийных информационных ресурсов и преподаватели-разработчики мультимедийных программных средств педагогического назначения.
Первая категория педагогов должна быть ориентирована на подготовку до уровня конечного пользователя. Преподаватель должен освоить элементарные навыки работы с компьютером, получить первое представление о наиболее распространенных пакетах программ универсального назначения, научиться работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, освоить работу с известными для его предметной области готовыми мультимедийными учебными программами, мультимедийными средствами телекоммуникационного взаимодействия с коллегами и учащимися, средствами доступа к мировым источникам информации.
Подготовка второй категории педагогов, к которой относятся преподаватели, самостоятельно занимающиеся разработкой необходимых им мультимедийных информационных ресурсов, должна приближаться к уровню подготовки квалифицированных пользователей или даже программистов. Это крайне необходимо для понимания и рационального проектирования структуры мультимедийных электронных ресурсов. Для преподавателей-разработчиков чрезвычайно важно в рамках обучения на курсах повышения квалификации или самостоятельно познакомиться как с основами конструирования и использования мультимедийных средств обучения, так и с требуемыми для этого основами педагогики и психологии.
При разработке мультимедийных информационных ресурсов следует учитывать, что творческие коллективы с участием системных и прикладных программистов, психологов, дизайнеров, специалистов по эргономике являются необходимым, но не достаточным условием качественной разработки. Основной замысел, содержание и идея образовательного мультимедийного ресурса должны предлагаться и совершенствоваться преподавателем-предметником. Ему же, в свою очередь, свои замыслы и идеи необходимо соразмерить с конкретными возможностями используемой аппаратуры, программного обеспечения, уровня профессиональной подготовки коллектива разработчиков.
В связи с тем, что мультимедийные информационные ресурсы, применяемые в обучении, являются не только педагогическими, но и программными средствами, передача через них содержательной части учебного курса невозможна без проведения тщательной структуризации учебного материала. Таким образом, для рационального проектирования электронных средств обучения по всему курсу преподавателям-разработчикам необходимо обладать структурно-системным целостным представлением о материале учебной дисциплины, специализированными средствами и технологиями конструирования содержания мультимедийных средств обучения по выявленным структурам содержания соответствующих образовательных областей.
Преподаватели, активно занимающиеся разработкой и использованием мультимедийных средств, должны обладать достаточным уровнем готовности к использованию средств информатизации образования в учебном процессе.
Требования к преподавателю, использующему мультимедийные средства в образовательной деятельности (рисунок 2), должны складываться из традиционных требований, предъявляемых к любому педагогу, и специфических, связанных с использованием современных информационных технологий и средств практического использования ИКТ в процессе информатизации образовательной деятельности.
В случае использования современных средств информатизации или, более того, реализации открытого мультимедийного виртуального учебного процесса, полностью основанном на использовании мультимедийных средств без очного контакта педагога с обучаемым, подобные требования значительно трансформируются.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Рисунок 2 - Требования к преподавателю, использующему мультимедийные средства в образовательной деятельности

В то же время выделяются специфические требования, необходимые при работе с современными средствами информатизации и мультимедийными образовательными электронными изданиями. В числе таких требований, например, знание преподавателем дидактических свойств и умение пользоваться мультимедийными средствами обучения.
Целесообразна публикация специализированных изданий, предназначенных для активизации интереса педагогической общественности к проблемам разработки и внедрения современных мультимедийных технологий. Подобные издания должны быть ориентированы на широкий круг специалистов:
педагогов всех направлений и уровней подготовки,
администраторов системы образования;
учителей-методистов различных дисциплин;
специалистов в различных областях информатики, таких, как интерфейс взаимодействий человека и компьютера, графические приложения, искусственный интеллект, вычислительная техника, телекоммуникации;
психологов;
эргономистов;
социологов;
лингвистов.
Очевидно, что эти издания могут и должны стать центром обмена опытом, разработки и передачи знаний и умений, звеном, объединяющим деятельность всех тех, кто занимается проблемами разработки и практического применения современных мультимедийных средств и ресурсов.
Глава 2 МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ

2.1 Проблемы и возможности использования мультимедийных средств обучения в образовании

Мультимедиа технологии с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки школьников, так и внутренние факторы, связанные с распространением в общеобразовательных учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества учителей школ. В большинстве случаев использование мультимедиа-средств оказывает положительное влияние на интенсификацию труда педагогов, а также на эффективность обучения школьников.
В то же время любой опытный школьный учитель подтвердит, что на фоне достаточно частого положительного эффекта от внедрения информационных технологий, во многих случаях использование мультимедиа-средств никак не сказывается на повышении эффективности обучения, а в некоторых случаях такое использование имеет негативный эффект. Очевидно, что решение проблем уместной и оправданной информатизации обучения должно осуществляться комплексно и повсеместно.
Педагоги должны учитывать два возможных направления внедрения средств мультимедиа в учебный процесс. Первое из них связано с тем, что такие средства включаются в учебный процесс в качестве "поддерживающих" средств в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы школьного образования. В этом случае мультимедиа-ресурсы выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации рутинной работы учителей, связанной с учетом, измерением и оценкой знаний школьников [4, с. 32].
Внедрение мультимедиа-ресурсов в рамках второго направления приводит к изменению содержания образования, пересмотру методов и форм организации учебного процесса в школе, построению целостных курсов, основанных на использовании содержательного наполнения ресурсов в отдельных учебных дисциплинах. Знания, умения и навыки в этом случае рассматриваются не как цель, а как средство развития личности школьника. Использование мультимедиа технологий будет оправданным и приведет к повышению эффективности обучения в том случае, если такое использование будет отвечать конкретным потребностям системы общего среднего образования, если обучение в полном объеме без использования соответствующих средств информатизации невозможно или затруднительно. Очевидно, что любой учитель должен познакомиться с несколькими группами таких потребностей, определяемых, как в отношении собственно учебного процесса, так и в отношении других сфер деятельности педагогов.
В первую группу можно отнести потребности, связанные с формированием у школьников определенных систем знаний. Такие потребности возникают при знакомстве с содержанием сразу нескольких дисциплин, при проведении занятий, имеющих межпредметный характер. Кроме того, они возникают при изучении элементов микро и макромиров, а также в случае необходимости изучения ряда понятий, теорий и законов, которые при традиционном школьном обучении не могут найти требуемого опытного обоснования (изучение невесомости, знакомство с понятием бесконечность).
Вторая группа потребностей определяется необходимостью овладения школьниками репродуктивными умениями. Потребности этой группы возникают в ситуациях, связанных с вычислениями (сокращение времени, проверка и обработка результатов). Наряду с этим потребности второй группы возникают при отработке типовых умений по каждой дисциплине (определение цены деления контрольно-измерительных приборов, составление и чтение технологических карт) и при формировании общеучебных умений (общелогических - систематизации и классификации, анализа и синтеза, рефлексивных - умений планировать эксперимент, осуществлять сбор и анализ информации).
Третья группа потребностей определяется необходимостью формирования у учеников творческих умений (главным признаком творчества является новизна полученного продукта). Такие потребности возникают при решении оптимизационных задач, в которых из ряда возможных вариантов выбирается один - наиболее рациональный с определенной точки зрения, при решении задач на выбор самого экономичного решения или наиболее оптимального варианта протекания процесса (нахождение оптимального решения не только математически, но и графически). Потребности этой группы возникают при постановке и решении задач на проверку выдвигаемых гипотез, при необходимости развития конструктивно-комбинаторных творческих умений (использование цифровых конструкторов, позволяющих собирать целое из частей, моделировать объекты и процессы). Кроме того, сюда можно отнести и потребности, вытекающие из необходимости моделирования процессов или последовательности событий, что позволяет ученику делать выводы о факторах, оказывающих влияние на протекание процессов или событий.
К третьей группе можно отнести потребности, возникающие в ходе лабораторного эксперимента, требующего для своего проведения приборов, недоступных для конкретного учебного заведения или очень длительного (короткого) промежутка времени. При этом такой лабораторный эксперимент может проводиться в рамках педагогических измерений и также повлечь за собой необходимость использования соответствующих информационных и телекоммуникационных технологий.
Четвертая группа потребностей связана с необходимостью формирования у школьников определенных личностных качеств. Потребности, относимые к четвертой группе, возникают для организации моделирования, создающего возможности нравственного воспитания обучаемых через решение социальных, экологических и других проблем (анализ возможных последствий аварий, последствий применения различных технологий, позволяющий не только научить учащихся избегать подобных опасностей, но и воспитать нравственные оценки их возникновения в современном мире). Также потребности в использовании средств мультимедиа могут возникать для формирования у обучаемых чувства ответственности по отношению к другим людям, по отношению к себе и собственному организму.
Наряду с вышеприведенными потребностями для оправданного и эффективного использования мультимедиа технологий необходимо знать основные положительные и отрицательные аспекты информатизации обучения, использования мультимедиа-ресурсов. Очевидно, что знание таких аспектов поможет использовать мультимедиа там, где это влечет за собой наибольшие преимущества и минимизировать возможные негативные моменты, связанные с работой школьников с современными средствами информатизации.
Положительных аспектов использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовании (к числу которых, конечно же, относится и мультимедиа) достаточно много. В качестве основных аспектов можно выделить:
совершенствование методов и технологий отбора и формирования содержания образования,
введение и развитие новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями,
внесение изменений в системы обучения большинству традиционных школьных дисциплин, не связанных с информатикой,
повышение эффективности обучения в школе за счет его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов,
организация новых форм взаимодействия в процессе обучения,
изменение содержания и характера деятельности школьника и учителя,
совершенствование механизмов управления системой общего среднего образования.
К числу отрицательных аспектов можно отнести свертывание социальных контактов, сокращение социального взаимодействия и общения, индивидуализм, трудность перехода от знаковой формы представления знания на страницах учебника или экране дисплея к системе практических действий, имеющих логику, отличную от логики организации системы знаков. В случае повсеместного использования мультимедиа технологий учителя и школьники становятся неспособными воспользоваться большим объемом информации, который предоставляют современные мультимедиа и телекоммуникационные средства. Сложные способы представления информации отвлекают учеников от изучаемого материала.
Следует помнить, что если учащемуся одновременно демонстрируют информацию разных типов, он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропуская важную информацию, а использование средств информатизации зачастую лишает школьников возможности проведения реальных опытов своими руками.
Индивидуализация ограничивает живое общение учителей и обучаемых, учащихся между собой, предлагая им общение в виде "диалога с компьютером". Обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.
Наконец, чрезмерное и неоправданное использование компьютерной техники негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.
Перечисленные проблемы и противоречия говорят о том, что применение мультимедиа-средств в школьном обучении по принципу "чем больше, тем лучше" не может привести к реальному повышению эффективности системы общего среднего образования. В использовании мультимедиа-ресурсов необходим взвешенный и четко аргументированный подход.
Мультимедиа обеспечивают возможность интенсификации обучения и повышение мотивации обучения за счет применения современных способов обработки аудиовизуальной информации, таких, как:
«манипулирование» (наложение, перемещение) визуальной информацией как в пределах поля данного экрана, так и в пределах поля предыдущего (последующего) экрана;
контаминация (смешение) различной аудиовизуальной информации; реализация анимационных эффектов;
деформирование визуальной информации (увеличение или уменьшение определенного линейного параметра, растягивание или сжатие изображения);
дискретная подача аудиовизуальной информации;
тонирование изображения;
фиксирование выбранной части визуальной информации для ее последующего перемещения или рассмотрения «под лупой»;
многооконное представление аудиовизуальной информации на одном экране с возможностью активизировать любую часть экрана (например, в одном «окне» - видеофильм, в другом - текст);
демонстрация реально протекающих процессов, событий в реальном времени (видеофильм).
Мультимедиа является исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов мультимедийной учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.

2.2 Особенности подготовки учебных мультимедийных средств обучения школьному предмету «Технология»

Применение мультимедиа-средств для создания электронных материалов для учащихся диктует свои законы и предъявляет определенные требования к подходам и методам их разработки.
Некоторым учителям технологии известен мультимедийный обучающий курс, который так и называется «Технология (5-9 классы)». Дадим ему характеристику.
Данное электронное издание входит в серию «Библиотека электронных наглядных пособий» и предназначено для применения в учебном процессе учреждениями образования Российской Федерации, а также для самостоятельного использования учащимися дома, в библиотеке, медиацентре и т.д.
Издание подготовлено в соответствии с проектом Федерального компонента Государственного Стандарта общего образования по Технологии. Электронное издание является органической частью комплекса средств обучения, разработанных для образовательной области «Технология»
Описываемое мультимедийное издание создано для учителя технологии и ориентировано на содержание предмета, заложенное в действующий стандарт образования. Издание содержит дополнительную и расширяющую информацию к учебникам и учебным пособиям по предмету.
По своему назначению электронное издание многофункционально. Учитель получает обширный материал для подготовки к занятиям. Это особенно важно для школ, территориально удаленных от крупных культурных и образовательных центров страны. При наличии в школе соответствующих аппаратных средств учитель может организовать на занятиях широкую демонстрацию учебного материала.
Следует иметь ввиду, что между отдельными темами, разделами, и фрагментами нет логической взаимосвязи. Содержание диска представляет собой обширную базу данных, которая может быть использована учителем при построении различных методик проведения занятий. Кроме того, структурная организация диска позволяет учителю постоянно дополнять имеющиеся разделы собственными иллюстративными и справочными материалами.
Учебные материалы с учетом школьной программы структурированы по следующим разделам:
ОБРАБОТКА ДЕРЕВА
1.1. Древесные материалы
1.1.1. Натуральная древесина
1.1.2. Искусственные древесные материалы
1.1.3. Дефекты в древесных материалах
1.2.Инструменты для обработки древесины
1.2.1. Верстаки
1.2.2. Маркировочные, измерительные инструменты, приспособления
1.2.3. Режущие и профилирующие инструменты
1.2.4. Механизмы и инструменты для сверления отверстий
1.2.5. Инструменты и детали для крепежа
1.2.6. Инструменты для отделки деталей и изделий из древесины
1.2.7. Электрифицированные инструменты.
1.2.8. Технологические машины
1.3. Технологии обработки древесных материалов
1.3.1. Работы с ручными механическими инструментами
1.3.2. Работа с электрифицированными инструментами и на станках
1.3.3. Соединение деталей.
1.3.4. Отделка деталей и изделий
1.4. Художественная обработка дерева
1.4.1. Резьба
1.4.2. Роспись
1.4.3. Точение
1.4.4. Инкрустация
2. ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ
2.1. Инструменты для обработки металла
2.1.1. Измерительные и разметочные инструменты
2.1.2. Инструменты для резки металла
2.1.3. Инструменты, элементы крепежа и материалы для соединения деталей
2.1.4. Металлорежущие станки
2.2. Технологии обработки металлов.
2.2.1. Ручное резание и опиливание
2.2.2. Обработка давлением
2.2.3. Сверление, точение, фрезерование, строгание, шлифование.
2.2.4. Механическое соединение деталей.
2.2.5. Пайка и сварка.
2.2.6. Термическая обработка.
2.3. Машиноведение
2.4.1. Основные виды механизмов
2.4.2. Технологические машины
2.4. Художественная обработка металлов
2.5.1. Чеканка
2.5.2. Дифовка (выколотка)
2.5.3. Электрохимическая обработка
2.5.4. Просечка металлов
2.5.5. Ковка, литье
3. КУЛИНАРИЯ
3.1. Основы рационального питания
3.1.1. Физиология питания
3.1.2. Пищевая ценность продуктов
3.2. Обработка пищевых продуктов
3.2.1. Механическая обработка
3.2.2. Тепловая обработка
3.3. Технология приготовления
3.3.1. Первые блюда
3.3.2. Закуски
3.3.3. Вторые блюда
3.3.4. Напитки
3.3.5. Изделия из теста
3.3.6. Оформление блюд
3.4. Сервировка стола и этикет
3.4.1. Сервировка стола
3.4.2. Этикет
4. РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ И ПОДЕЛОЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
4.1.Материаловедение
4.1.1. Происхождение волокон
4.1.2. Производство тканей
4.1.3. Виды переплетений
4.1.4. Отделочные, прокладочные, утепляющие материалы
4.2. Машиноведение
4.2.1. История швейной машины
4.2.2. Швейная машина
4.3. Конструирование и моделирование одежды
4.3.1. История костюма
4.3.2. Системы конструирования
4.3.3. Моделирование
4.4. Технология изготовления швейных изделий
4.4.1. Стежки, строчки, швы
4.4.2. Машинные швы
4.4.3. Влажно-тепловая обработка
4.4.4. Технология обработки швейных изделий
4.5. Рукоделие
4.5.1. Вышивка
4.5.2. Вязание
4.5.3. Плетение
4.5.4. Роспись по ткани
4.5.5. Работа с мехом и кожей
4.5.6. Лоскутное шитье
5. ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА
5.1. Интерьер
5.1.1. История интерьера
5.1.2. Основные элементы
5.1.3. Цвет и свет
5.1.4. Состав и функциональное назначение
5.2. Ремонтно-строительные работы
5.2.1. Подготовка к ремонту стен, потолков, деревянных и металлических поверхностей
5.2.2. Окраска стен, потолков, дверей и оконных рам
5.2.3. Отделка стен и потолков обоями
5.2.4. Укладка напольных виниловых и ковровых покрытий
5.2.5. Укладка плитки
5.3. Санитарно-технические работы
5.3.1. Схема и состав систем водоснабжения и канализации
5.3.2. Инструменты, приспособления и детали для ремонта
5.3.3. Технологии ремонта водоснабжения и канализации.
6. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
6.1. Электрическая цепь
6.1.1. Условные графические обозначения
6.1.2. Схемы электрических цепей осветительных электроустановок
6.2.Электромонтажные работы
6.2.1. Инструменты для электромонтажных работ
6.2.2. Элементы электрической цепи жилого помещения
6.2.3. Технологии монтажа и ремонта элементов квартирной электрической цепи
6.3. Химические источники и электрические машины
6.3.1. Аккумуляторы
6.3.2. Генераторы
6.3.3. Электрические двигатели
6.4. Электронные устройства
6.4.1. Схемы простых электронных устройств
6.4.2. Бытовая техника
Базу данных электронного издания составляют информационные материалы, позволяющие проиллюстрировать каждую тему указанных разделов.
Исходными материалами для наполнения базы данных являются изображения и схемы инструментов, станков, видов трудовой деятельности, произведения декоративно - прикладного искусства, видео фрагменты, иллюстрирующие разные виды работ, анимация производственных процессов.
Каждый объект базы данных мультимедиа каталога атрибутируется не только по таким характеристикам как название, автор, время создания. Оно «привязано» к конкретным темам курса учебной программы. Один и тот же объект мультимедиа каталога может быть использован учителем как наглядный материал при объяснении разных тем.
Содержание библиотеки электронных наглядных пособий имеет достаточное количество информационных объектов применительно к каждой теме учебного курса, чтобы преподаватель, ведущий занятия по любой из них, мог найти необходимый иллюстративный материал.
Кроме того, создан набор готовых наглядных пособий (лекций) по темам учебного курса, который преподаватель может использовать на уроках, беря за основу сопроводительного материала прилагаемые методические рекомендации или сообразуясь с собственным опытом преподавания. Такие пособия (лекции) включают заранее подготовленные, расположенные в определенном, методически обоснованном, порядке информационные объекты мультимедиа каталога.
Имеется возможность копирования текста или другой иллюстрации с компакт-диска для дальнейшей распечатки для использования распечатанного материала в качестве раздаточного на уроке.
Основная задача интерфейса электронного издания – обеспечить пользователю комфортную среду для активной творческой работы.
Поскольку одной из целей электронного издания является предоставление учителю материалов по курсу «Технология» для подготовки наглядных материалов к уроку, в электронное издание включен каталог с поисково-справочной системой, редактор для подготовки наглядных материалов (лекций), а также программа-реализатор для демонстрации лекций.
1. Мультимедиа каталог - база данных мультимедиа компонентов. Информационные объекты, включенные в библиотеку каталога атрибутируются по: названию, автору, дате создания, разделу, теме и параграфу курса учебной программы, ключевым словам.
2. Редактор – инструмент для самостоятельного создания электронных наглядных пособий (лекций).
3. Лекции – средства для презентации самостоятельно созданных или поставляемых с изданием на диске наборов электронных наглядных пособий.
Кроме того, электронное издание содержит:
словарь терминов;
справочные материалы по персоналиям;
библиографию;
список интернет-ресурсов;
блокнот для работы с текстовой информацией по объектам;
портфель для самостоятельной работы с графическими, видео объектами, интерактивными иллюстрациями;
средства поиска объектов по разнообразным критериям.
Главная методическая особенность настоящего электронного издания - в предоставлении учителям и ученикам возможности поиска самостоятельных решений, не выходя за рамки программы по «Технологии». База данных мультимедиа каталога электронного издания, в данном случае, является основой для создания преподавателями «собственных» электронных наглядных пособий (с возможностью фильтрации материала по тому или иному параметру) для использования на уроках с помощью программы-реализатора, включенной в диск для осуществления демонстрации самостоятельно подготовленных наглядных пособий.
Представляется, что в том случае, когда учитель использует CD-ROM, он должен поставить перед собой и перед учениками дополнительную задачу: обучение поиску информации, а значит приобретения знаний, с помощью CD-ROMа.
Кажется очевидным, что работа с CD-ROMом требует меньше затрат времени, а поиск нужной информации осуществляется проще, но, что самое главное, эта информация доступна учителю и ученику независимо от географического положения школы, где они работают и учатся.
И если распределение информации в рамках курса сделано программой, то распределение умений поиска и сбора нужной информации по урокам может сделать сам учитель. Для этого, разумеется, он должен предварительно сам освоить CD-ROM: и по содержанию, и по функциональным возможностям. Необходимо ознакомиться с содержанием диска в полном объеме, чтобы иметь представление о возможностях его использования в учебном процессе. Сделать это можно, руководствуясь инструкцией, находящейся на диске и контекстной подсказкой в каждом интерфейсе издания (кнопка «Помощь»).
По нашему представлению, на первых уроках учащимся было бы полезно овладеть следующими умениями:
1.Умение из основного интерфейса выйти в тот компонент CD-ROMа, где может находиться интересующая информация.
2. Умение воспользоваться функцией «Поиск» в том случае, когда отсутствует представление о том, в каком тематическом разделе находится искомая информация.
3.Более сложное умение работать с Редактором, то есть создавать собственные наглядные пособия.
Овладение перечисленными умениями целесообразно на первых занятиях, когда работа с диском проводится в основном учителем или вместе с учителем. Так, например, для того, чтобы новый термин, введенный в рассказ учителя, был воспринят и усвоен, будет лучше, если ученики смогут прочитать его определение на экране. Для этого нужно показать, как в разделе «Справочники», «Словарь терминов» найти нужную информацию.
Конечно, часть учеников старших классов, особенно живущих в больших городах, с детства играют в компьютерные игры и пользуются Интернетом. Они владеют компьютером и легко сами справятся с любым CD-ROMом. Наши рекомендации адресованы преимущественно той школе, тому учителю и ученику, которые только осваивают новые мультимедийные технологии.
Самая интересная и творческая работа, которая возможна с использованием CD-ROMа это работа в разделах «Редактор» и «База данных». Пользователю получает возможности:
- самостоятельно подбирать экспонаты по избранной теме или проблеме в новую лекцию;
- пополнять мультимедиа каталог новыми экспонатами, в том числе и через Интернет;
- готовить свои комментарии к мультимедиа экспонатам, если предлагаемые кажутся недостаточными или, наоборот, избыточными;
- разрабатывать и сохранять собственные шаблоны для наглядных пособий и контрольных карточек;
- сохранять необходимую информацию, создавая персональные наборы наглядных пособий (лекций) учителей и учеников.
Наборы информационных объектов мультимедиа каталога, создаваемые пользователем, называются «Портфели». Каждый пользователь может создать один или несколько "Портфелей". В любой момент содержимое «Портфеля» может быть удалено пользователем.
Поможет преподавателю и «Блокнот», куда пользователь может последовательно помещать текстовые материалы.
Названные возможности работы предполагают использование на уроках элементов исследовательской, аналитической работы учащихся, когда им предлагаются не готовые формулировки, а материал для анализа.
Простота работы с данным компакт-диском позволяет учителю проводить уроки так называемой открытой методики, когда учитель рассказывает ученикам, как он готовил урок. Это будет способствовать выработке у учащихся более сложных умений, связанных не только с поиском информации, но и с ее отбором, фильтрацией и компиляцией. Такое методическое решение будет своеобразной подготовкой учеников к выполнению самостоятельных творческих заданий с помощью компакт-диска.
Творческие задания могут выполняться на уроке, дома и в качестве контрольных заданий. Предполагается, что в этих случаях формулировки заданий должны несколько отличаться от формулировок программы, находиться как бы на пересечении тем, ограниченных теми или иными условиями.
Разумеется, первые лекции должны быть очень простыми и составленными из материалов, присутствующих на CD-ROMе. Когда эта процедура будет освоена, то станут возможными и задания на составление более сложных лекций, например, с введением информации из Интернета или других источников.
Возможен и такой вариант, когда составленные дома (или во внеурочное время на школьном компьютере) лекции становятся материалом очередного занятия. Тогда учитель корректирует, при необходимости, материал, собранный учеником.
Интересное использование материалов диска возможно и на этапе контроля, как промежуточного, так и итогового. Учитель может приготовить несколько вариантов контрольных заданий или даже индивидуальное задание каждому ученику. Это задания, построенные по принципу занимательной викторины, веселого теста и т.д. Оценка работы ученика в этом случае может складываться из двух показателей. Первое – правильность ответа. Второе – умение исправить допущенную ошибку, используя возможности диска. Таким образом, в конце курса учитель сможет проверить не только то, какой содержательный материал был усвоен учениками, но и то, какими умениями работы с CD-ROM’ом они овладели.
Авторам представляется, что педагогический эффект от творческих заданий, выполненных с помощью компакт-диска, может быть двойным. Во-первых, это приобретение знаний, необходимых каждому современному молодому человеку для полноценного общения в своей среде, а также и в мире взрослых, а во-вторых, усвоение приемов работы с мультимедийным продуктом, обучение поиску нужной информации, умению логически рассуждать и действовать в рамках некоторого данного объема информации.
Рассмотрим пример, как можно воспользоваться информацией электронного диска на занятиях по конструированию одежды. Лучше всего начать занятие с истории данного элемента одежды. Для этого на диске представлены характерные модели одежды 17-20 веков, лучшие образцы костюмов, признанные классическими произведениями декоративно-прикладного искусства. Учащиеся могут рассмотреть основные особенности стилевых решений одежды, сравнить силуэты, фактуру тканей, крой, цветовое решение, виды отделки одежды разных времен. Это формирует у учащихся представление о стиле вообще и конкретном временном направлении моды. При конструировании и моделировании одежды и при выполнении творческого проекта эти сведения будут крайне полезны.
От точного измерения фигуры зависит качество изделия. Поэтому очень важно сформировать правильные приемы измерения фигуры человека. На изображении наглядно показано положение сантиметровой ленты. Его можно использовать как учителю во время объяснения нового материала, так и учащимися при проведении практической работы по снятию мерок.
На материалах этого раздела диска можно быстро показать разницу между коническими юбками в зависимости от коэффициента расширения, их отличие от прямых и клиньевых юбок. Демонстрация поэтапного способа построения основы чертежа юбки и брюк с подробным описанием помогут учащимся выполнить эту непростую практическую работу.
Электронный диск окажет учителю неоценимую помощь в эстетическом воспитании учащихся. В разделах «Художественная обработка дерева», «Художественная обработка металлов», «Рукоделие» учитель найдет большое количество иллюстраций произведений декоративно-прикладного искусства: инкрустация и резьба по дереву, чеканка по металлу, узоры вышивки, прекрасные орнаменты павлово-посадских платков и вологодского кружева. Произведениями искусства представлены также история костюма и история интерьера.
Интерьер – это сравнительно новый раздел «Технологии», по которому практически отсутствуют методические материалы. Диск предоставляет учителю обширный материал по истории интерьера, вариантам оформления интерьера кухни, гостиной, детской комнаты, кабинета, спальни, приведены примеры использования в оформлении интерьера комнатных растений, различных светильников, произведений декоративно-прикладного искусства.
Поскольку «Технология» интегрирует в себе знания, полученные учащимися в других образовательных областях, может быть полезным использование компакт-дисков других школьных предметов, таких как химия, биология, изобразительное искусство и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное мною исследование по проблеме использования в общеобразовательной школе мультимедийных обучающих средств по технологии позволило прийти к следующим выводам.
Из всех инструментов познания мультимедиа наилучшим образом позволяет представлять знания различными способами, включая все модальности восприятия. Работая с мультимедийными средствами, школьники получают в распоряжении богатейший арсенал для самовыражения изучаемого материала. Мультимедиа реализует более творческий подход к процессу усвоения и представления знаний.
Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять информацию в различных формах, часто используемых в школьном обучении, таких как: изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды; звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка; видео, сложные видеоэффекты; анимации и анимационное имитирование.
К преимуществам использования мультимедийных средств в общем среднем образовании можно отнести: одновременное использование нескольких каналов восприятия учащегося в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств; возможность моделировать сложные, дорогие или опасные реальные эксперименты, проведение которых в школе затруднительно или невозможно; визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов; визуализация объектов и процессов микро- и макромиров; возможность развить когнитивные структуры и интерпретации учащихся, обрамляя изучаемый материал в широкий учебный, общественный, исторический контекст, и связывая учебный материал с предыдущим опытом и знаниями школьников.
Средства мультимедиа могут быть использованы для улучшения процесса обучения, как в конкретных предметных областях, так и в дисциплинах, находящихся на стыке нескольких предметных областей школьного обучения.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Андерсен, Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, К. Бринк. – М.: Дрофа, 2007. – 224 с.
Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань, 2000. – 151 с.
Аствацатуров, Г.О. Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приемы, фрагменты уроков / Г.О. Аствацатуров. – Волгоград: Учитель, 2009. – 133 с.
Аствацатуров, Г.О. Медиадидактика и современный урок: технологические приемы / Г.О. Аствацатуров. – Волгоград: Учитель, 2009. – 111 с.
Бекман, И.Н.. Курс лекций по информатике / И.Н. Бекман [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] /InformLekc.htm.
Бондаренко, Е.А. Технические средства обучения в современной школе / Е.А. Бондаренко, А.А. Журин, И.А. Милютина. – М.: ЮНВЕС, 2004. – 416 с.
Борисова, Г.В. Современные технологии обучения: методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Г.В. Борисова. – СПб. : Полиграф-С, 2002. - 79 с.
Бухаркина, М.Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие / М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 226 с.
Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с.
Гафурова, Н.В. Педагогическое применение мультимедийных средств / Н.В. Гафурова, Е.Ю. Чурилова. – Красноярск: СФУ, 2010. – 163 с.
Гребенюк, О.С. Теория обучения / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384 с.
Дистервег, А. Руководство к образованию немецких учителей / А. Дистервег // Избранные педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз, 1956. - С. 136-203.
Дрешер, Ю.Н. Применение мультимедийных технологий в образовательном процессе / Ю.Н. Дрешер // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса [Электронный ресурс]: материалы 14-й Междунар. конф. "Крым 2007", Судак, 9-17 июня 2007 г. - Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2007/cd/153.pdf
Зазнобина, Л.С. Общее и особенное в медиаобразовании / Л.С. Зазнобина // Школа 2000: Концепции, методики, эксперимент: Сборник научных трудов. – М. : ИОСО РАО, 1999. – 308 с.
Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Захарова. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.
Информационные и коммуникационные технологии в образовании / И.В. Роберт (и др.(; под ред. И.В. Роберт. – М. : Дрофа, 2008. – 312 с.
Использование мультимедийных средств в учебной и профессиональной деятельности : учеб. пособие для студентов / сост. В.В. Мантуленко. – Самара: Изд-во «Универс групп», 2006. – 36 с.
Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 252 с.
Кочегарова, Л.В. Методика использования мультимедиа-средств на уроке: заметки на злободневную тему [Электронный ресурс] / Л.В. Кочегарова. – Режим доступа: // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]= 13748&tmpl=coni.
Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студентов высших учебных педагогических заведений / Г.И. Кругликов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 448 с.
Лебедева, М. Дистанционные образовательные технологии. Проектирование и реализация учебных курсов / М. Лебедева. – СПб.: БХВ-Петербург, 2010. - 336 с.
Михайлов, В.Ю. Информационно-коммуникационные технологии в реализации современных педагогических методик / В.Ю. Михайлов, В.М. Гостев. – Казань : КГУ, 2008. – 34 с.
Молочков, В.П. Наглядность как принцип обучения / В.П. Молочков // Информатика и образование. – 2004. – №3. – С. 20.
Мультимедиа курсы: методология и технология разработки / В.М. Вымятин [и др.] [Электронный ресурс]. – Томск: Томский государственный университет, 2003. - Режим доступа: http://ido.tsu.ru/ss/?unit=223.
Муравьев, Е.М. Общие основы методики преподавания технологии / Е.М. Муравьев, В.Д. Симоненко. – Брянск: НМЦ «Технология», 2000. – 342 с.
Назарова, Т.С. Средства обучения: технология создания и использования / Т.С. Назарова, Е.С. Полат. – М.: Изд-во УРАО, 1998. – 204 с.
Некрасова, Г.Н. Организация уроков технологии с применением компьютерной техники в сельской школе / Г.Н. Некрасова, В.А. Крысова // Школа и производство. – 2009. – № 1. – С. 11-15.
Осин, А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации / А.В. Осин. – М.: ООО «Ритм», 2005. – 320 с.
Педагогические технологии : учеб. пособие для студентов педагогических специальностей / под общ. ред. В.С. Кукушкина. – Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ» ; Феникс, 2010. – 333 с.
Порлюг, П.И. Компьютерная поддержка уроков технического труда / П.И. Порлюг // Школа и производство. – 2007. – № 7. – С. 29.
Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5–9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с.
Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. 1 – 4 классы, 5 – 11 классы. – М.: Просвещение, 2005. – 240 с.
Роберт, И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) / И.В. Роберт. – М.: ИИО РАО, 2007. – 234 с.
Румянцева, Е.Л. Информационные технологии / Е.Л. Румянцева, В.В. Слюсарь. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. – 256 с.
Сарафанов, А.В. Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании: учеб.-метод. пособие / А.В. Сарафанов, А.Г. Суковатый, И. Е. Суковатая. – Красноярск : ИПЦ КГТУ, 2006. – 186 с.
Сасова, И.А. От трудового обучения – к технологическому образованию / И.А. Сасова // Школа и производство. – 2008. – № 5. – С. 3-6.
Сластенин, В.А. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 288 с.
Современные образовательные технологии : учебное пособие / Под ред. Н.В. Бордовской. - М. : КНОРУС, 2013. - 432 с.
Ставрова, О.Б. Применение компьютера на уроках технологии / О.Б. Ставрова // Школа и производство. – 2005. – № 2. – С. 36.
Суздальцев, Е.Л. Применение современных технических средств как фактор повышения качества обучения / Е.Л. Суздальцев // Информатика и образование. – 2008. – №9. – С. 125.
Тэй, В. Самое полное руководство по созданию мультимедийных проектов / Т. Воган. – М.: НТ Пресс, 2006. – 520 с.
Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
Хотунцев, Ю.Л. Проблема формирования технологической культуры учащихся / Ю.Л. Хотунцев // Педагогика. – 2006. – №4. – С. 10-15.









13PAGE 142515


13PAGE 14215


13PAGE 15





Мультимедийная информационная среда

Характеристики мышления

Склонность к эксперименти-рованию


Гибкость


Связность


Структурность

Познавательные процессы,
связанные с творческой деятельностью и решением проблем



Рисунок 1Описание: http://www.moluch.ru/archive/39/4606/images/14892d7b.gif Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415