Метод проектной деятельности в работе с детьми 6-7 лет
Метод проектов в работе с детьми 6-7 лет
Из опыта работы воспитателя группы кратковременного пребывания детей 6-7 лет
Метод проектной деятельности – это один из эффективных методов при организации предшкольной подготовки со старшими дошкольниками. У ребенка в 6-7 лет внимание более устойчивое, достаточно развито наблюдательность, способность к анализу, синтезу, самооцениванию, а также уже выражено стремление к совместной деятельности.
Метод проектной деятельности основан на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию. Данный метод развивает познавательный интерес, формирует навыки сотрудничества.
Как педагогическая технология метод проектов направлен, прежде всего, на осознание детьми своих интересов и формирование умений их воплощать; на приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности и умение ее планировать; на формирование таких качеств как работа в команде; на приобретение новых знаний.
Вообще под проектом принято считать какую-либо самостоятельную и коллективную творческую работы, завершенную и которая имеет ценность.
Основа проекта – проблема, решить которую нужно путем исследовательского поиска в различных направлениях, и результаты которого обобщаются в одно целое. Здесь открываются большие возможности для организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Тематика для детей 6-7 лет может быть самой разнообразной. Более успешным будет проект предложенный детьми и основанный на их интересах. Внимательный педагог, каждый день взаимодействуя с детьми, должен тонко чувствовать их интересы.
Методы, используемы в работе над проектом, могут быть разные – игровые, творческие, познавательные.
По продолжительности проекты могу быть краткосрочными – от 1 занятия до 1 дня, и длительными – от 1 недели до 3 месяцев. Все зависит от степени заинтересованности в нем большинства детей в группе.
Наиболее эффективный способ разработки тематических проектов связан с использованием трех вопросов. Суть этого метода в том, что педагог задает три основных вопроса:
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать и как мы будем это делать?
Что мы узнали?
Метод действительно очень интересный!
Распространенные формы проведения:
Игровые:
- игра-путешествие;
- сюжетно-ролевая игра;
- путешествие.
Творческие:
-вернисаж;
- выставка;
- сказка;
- театр;
- фильмотека;
- фестиваль.
Познавательные:
- журнал;
- путешествие;
- конкурс.
Темы могут быть самыми разнообразными.
Работа над проектом проходит несколько этапов.
Выбирается тема и ставится цель
Начинается поиск форм реализации.
Разрабатывается содержание.
Организовывается развивающая, познавательная, предметная среда.
Определяются направления поисковой и практической деятельности
Организовывается совместная, творческая, поисковая, практическая деятельность с педагогами, родителями и детьми.
Работа над частями проекта, коррекция
Реализация, представление.
Используя метод проектов в работе с дошкольниками важно помнить, что это именно совместная деятельность.
На этапе разработки педагогом содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с методом проектов, важно тщательно продумать и организовать в группе предметную среду таким образом, чтобы она являлась фоном к эвристической и поисковой деятельности.
Последний этап проекта – защита. Этот этап всегда самый интересный. На защиту можно пригласить гостей. Именно этот этап вызывает наивысший эмоциональный всплеск. Форма защиты должна быть яркой, продуманной, чтобы была понятна для всех.
Работа над проектом является значимой в развитие познавательных процессов. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. через объединение формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Реализация любой модели предшкольного образования требует специальной дополнительной работы.