Опыт, мастерство, знания, традиции и инновации в образовании
«Опыт, мастерство, знания, традиции и инновации в образовании»
Зверева Валентина Николаевна,
Отличник образования РБ,
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ №2 с. НовобелокатайValentinaZV@yandex.ru
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдем у детей завтра»
Джон Дьюи
Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, который умеет думать.
Жизненно важно создать и сохранить баланс традиции и инновации в образовании. Сегодняшняя педагогика нуждается в специалистах, фундамент умений которых закладывается в рамках стандартной традиционной педагогики, но при этом чутких к инновациям, непрерывно происходящим в образовательной среде. Существование традиций невозможно без внедрения инноваций. Чтобы это доказать, нужно всего лишь вспомнить поговорку «Все новое - это хорошо забытое старое». А если говорить об образовательном процессе, то можно сказать, что всё старое когда-то было новым, те методы, формы и подходы к образованию, которые когда-то были инновационными, теперь стали традиционными.
По своей сущности традиции и инновации сосуществуют в неразрывном единстве, под которым следует понимать их гармоничное взаимодействие.
Актуальность заключается в том, что самое сложное, при подготовке к уроку по ФГОС, это планирование ситуаций затруднения в этапе урока актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии, а современные методические пособия не отражают этот этап урока, соответственно учителю самому приходится искать пути решения. Учитель должен уметь организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения.
Если, понятие «традиция» и «новация» диалектически взаимосвязаны, то традиция существует, как база для новаций, а новация служит основой для зарождения традиции. Традиционная деятельность лучше всего осуществляется в беспроблемной ситуации, а инновационная – только в проблемной.
Подробно остановимся на втором этапе. Принципиальным отличием данного этапа от традиционной актуализации знаний является осознание и фиксация учащимися индивидуального затруднения при выполнении пробного учебного действия, что является мотивом к его решению, к преодолению возникшего затруднения. Хочу подчеркнуть, что затруднение – это фиксация того, что человек не может что-то сделать, то есть фиксация невозможности получить планированный результат.
Для реализации этой задачи необходимо использовать индивидуальные формы работы: математический диктант, задания для самостоятельной работы и т.д. Для фиксации каждым учащимся возникшего затруднения, можно организовать диалог, в результате которого, класс разделится на несколько групп и ученик сумеет определить, какое затруднение у него возникло:
Ученик не смог выполнить задание.
Ученик не смог правильно решить поставленную задачу.
Ученик получил верный ответ, но не смог его правильно обосновать.
Ученик получил верный ответ, его обосновал, но не смог объяснить способ получения правила, способа действий.
Ученик не смог выполнить условия задания.
Затруднение может возникнуть с разбросом мнений или с удивлением.
В отличие от традиционной актуализации знаний, на данном этапе осуществляется подготовка мышления учащихся к самостоятельному построению нового знания, тогда, как в традиционном уроке речь идет в основном, о повторении материала, пройденном на прошлом уроке.
Чтобы было понятно, я предлагаю рассмотреть несколько вариантов этапа актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии в предложенных уроках.
Тема урока: «Правописание букв о, ё после шипящих»
- Запишите под диктовку: черный, шов, шепот, шорты. Поработайте в парах. Проверьте друг у друга запись. Задание было одно? (Да.) А как вы его выполнили? (По-разному, у кого в словах о, у кого ё.) Почему так получилось? Что вы еще не знаете? (Не знаем правописание букв о, е.) Обратите внимание, после каких букв стоят эти гласные? (После шипящих.) Какая тема урока? (Правописание букв о, ё после шипящих.) Какие цели поставим на урок? (Познакомиться с правилом правописания букв о, ё после шипящих и применять его на письме.)
Тема урока: «Сравниваем числа»
Учитель показывает две похожие картинки.
- Найдите отличия? Школьники находят отличия. Какой метод вы использовали? (Метод сравнения.) Учитель показывает два числа и снова предлагает найти отличия. Вы смогли выполнить задание? (Нет.) В чем затруднение? (Не умеем сравнивать числа.) Чем это задание не похоже на предыдущее? Какой возникает вопрос? Какая тема урока? (Сравнение чисел.) Хорошо, а какие цели вы должны достичь на уроке, чему вы должны научиться? (Сегодня на уроке мы будем учиться сравнивать числа и количество предметов.)
Тема: К. И. Чуковский. Путаница
- Начнём урок чтения с речевой разминки. Ученики читают на карточках отрывки произведений. Прочитайте «жужжащим» способом.
«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.»«Кому велено чирикать —
Не мурлыкайте!
Кому велено мурлыкать —
Не чирикайте!
Не бывать вороне коровою,
Не летать лягушатам под облаком!»
- К какому жанру относятся эти произведения? (Стихотворение - сказка.) Прочитайте эти отрывки с удивлённой интонацией. Прочитайте эти отрывки с весёлой интонацией? Кто знает автора этих отрывков? (У первого отрывка автор К. И. Чуковский, а у второго не знаем, еще не изучали это произведение.) Вы встретились с затруднением? Как нужно относиться к затруднениям? (Не бояться, т.к. они помогают открывать новые знания.) Что у этих произведений общего? (Жанр, возможно автор.) Молодцы, какая тема урока? (К. И. Чуковский.) Какую поставим цель урока? (Познакомиться с новым произведением К. И. Чуковского.)
Учитель должен уметь планировать, создавать на уроке открытия нового знания ситуации затруднения и управлять этим процессом, для достижения качества знаний. Соответственно учитель должен уметь и правильно оформить данный этап урока, при подготовке к уроку. Предлагаю примеры, из собственного опыта.
Тема: «Считаем десятками»
Тип урока: открытие новых знаний
Задачи урока: формировать представления о последовательности расположения десятков в числовом ряду; закреплять названия круглых чисел и запись их цифрами; отрабатывать сложение и вычитание в пределах 10 и 100 десятками; формировать учебно-познавательную мотивацию; актуализировать знания и умения, приобретённые ранее.
Элемент урока Деятельность учителя УУД учащихся
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
Распределите в два столбика числовые выражения: 3-3, 50-40, 6-4, 40-10, 1+3, 8-3, 3+3, 90-20, 4+4, 2+7, 1-0, 10+10, 20+10. Расскажите, какие выражения в первом столбике, какие во втором? (В первом столбике выражения в пределах 10, а во втором столбике – сложные.) Найдите значение выражений. Проверьте с доски. Оцените свою деятельность: зелёный - сделал всё верно; жёлтый - допустил ошибку; красный - есть недочёты. (Ученики поднимают кружек одного из данных цветов.) Почему не все справились с заданием? Где возникли затруднения? (Не можем решить второй столбик, не умеем считать десятками.) Скажите, какая тема урока? (Считаем десятками.) Какую цель вы должны достичь на уроке? (Научиться считать десятками, опираясь на числовой луч.) Побуждает учеников к высказыванию своего мнения.
Развивает мыслительные операции.
Фиксирует ситуацию затруднения.
В сотрудничестве с учителем ставят конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.
Проявляют познавательный интерес.
Тема: «Знакомьтесь: числа от 11 до 20»
Тип урока: открытие новых знаний
Задачи урока: познакомить с названиями, записью и десятичным составом чисел второго десятка; закреплять названия круглых чисел и запись их цифрами; отрабатывать сложение и вычитание в пределах 10 и 100 десятками; формировать учебно-познавательную мотивацию; актуализировать знания и умения, приобретённые ранее.
Элемент урока Деятельность учителя УУД учащихся
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
На карточке даны числа в клеточках: 4, 7, 50, 17, 20, 8, 6, 30, 2, 19, 13, 6, 40, 5, 90, 18.
- Закрасьте клеточки с числами первого десятка красным цветом, клеточки с круглыми десятками закрасьте желтым цветом. Прочитайте числа, клеточки которых остались не раскрашенными. Где возникло затруднение? (Прочитать числа не можем, так как не знаем их названия.) Какая тема урока? (Числа от 11 до 20.) Чем похожи все эти числа? (Во всех этих числах первая цифра 1.) Что означает первая цифра в числе? (Количество десятков.) Что означает вторая цифра? (Количество единиц в числе.) В какую группу можно отнести все эти числа? (Числа второго десятка.) Какую цель вы должны достичь на уроке? (Познакомиться с названием и записью чисел второго десятка.) Включает в постановку задач.
Фиксирует ситуацию затруднения, через задание не сходное с предыдущим.
Показывает – что ошибка это нормально, надо уметь учиться на ошибках. В сотрудничестве с учителем учатся ставить учебные задачи.
Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем практического характера.
Учитель, его опыт и традиции, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс.
Именно на лучших традициях отечественной педагогики и поиска новых форм, методов и содержания образования строится будущее современной школы.
Литература:
Л.Г. Пнтерсон «Что значит уметь учиться» -М.: АПК и ППРО, 2008.
Л.Г. Пнтерсон «Типология уроков деятельностной направленности» -М.: АПК и ППРО, 20012.
Л.Г. Пнтерсон «Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения » -М.: АПК и ППРО, 2010.